Модели консультирования. Виды психологического консультирования.




Вопросы к экзамену «основы психологического консультирования»

Цели и задачи психологического консультирования.

ПК - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.

Цели психологического консультирования:

1. Облегчение изменения поведения.

2. Совершенствование способностей клиента устанавливать и поддерживать взаимоотношения.

3. Увеличение продуктивности клиента и его способности к преодолению трудностей.

4. Помощь в процессе принятия решений.

5. Способст-ие раскрытию и разв-ю потенциальных возможностей клиента.

Задачи ПК:

1. Уточнение (прояснение) проблемы, с которой столкнулся клиент.

2. Информирование клиента о сути возникшей у него проблемы, о реальной степени ее серьезности. (Проблемное информирование клиента.)

3. Изуч. псих.-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самост. справиться с возникшей у него пробл.

4. Четкое формулирование советов и рекомендаций клиенту по поводу того, как наилучшим образом решить его проблему.

5. Оказание текущей помощи клиенту в виде дополнительных практических советов, предлагаемых в то время, когда он уже приступил к решению своей проблемы.

6. Обучение клиента тому, как лучше всего предупредить возникновение в будущем аналогичных проблем (задача психопрофилактики).

7. Передача псих.-консультантом клиенту элементарных, жизненно необходимых психологических знаний и умений, освоение и правильное употребл. которых возможно самим клиентом без спец. психологической подготовки. (Психолого-просветительское информирование клиента.)

8. Изменение мешающих способов поведения

9. Развитие навыков преодоления трудностей

10. Формированиение способностей принимать эффективные жизненно важные решения.

11. Углубление самопонимания, самосознания

12. Повышение личностного потенциала

13. Стимулирование процесса самоактуализации.


Определение понятия «психологическое консультирование» и его место в системе психологической помощи.

ПК - особый вид псих помощи, направленный на поддержу клиента при решении им жизненно важных проблем.

ПК как область психологической практики выделилось из психотерапии. Оно возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако ищущих психологическую помощь.

Осн. цели консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за псих-кой помощью, и теоретической ориентации самого консультанта. Однако основными, как правило, являются: 1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения. 2. Развив. навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизн. обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффект. принятие жизненно важных решений. 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. 5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Одно из определений трактует консульт. как «совокупность процедур, направл. на помощь человеку в разреш. проблем и принятии решений относительно проф-ной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

В другом определении отмечается, что цель консультирования - «помощь клиенту в понимании происходящего в его жизненном пространстве и осмысленном достижении поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Обобщая существующие определения ПК, можно отметить, что все они включают несколько основных положений: 1. Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. 2. Консультирование помогает обучаться новому поведению. 3. Консультирование способствует развитию личности.

В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.


Модели консультирования. Виды психологического консультирования.

Конкретная модель консультирования выбирается часто в зависимости от общей теоретической ориентации: психоаналитической, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и т.д.

Среди моделей консультирования существуют 1) тренинг жизненных навыков, 2) тренинг человеческих взаимоотношений и коммуникативных навыков, 3) тренинг в решении проблем и принятии решений, 4) тренинг в поддержке здорового образа жизни, 5) ориентация и развитие способностей, 6) помощь в становлении самоидентичности и личностном развитии.

На современном этапе развития теории и практики психологического консультирования можно выделить появление ряда новых моделей консультирования: краткосрочное позитивное консультирование, консультирование с использованием психотехнологии нейро-лингвистического программирования, консультирование по переоценке личности и др.

Модели консультирования могут специфицироваться в соответствии с жизненными ситуациями, вызывающими психическую дезадаптацию. Так в последнее время складываются особые модели консультирования по проблемам алкоголизма, наркомании, насилия в семье, трудностей в обучении и т.д.

Виды ПК выделяют, опираясь на различные критерии.

*По количеству встреч выделяют однократное и многократное консультирование. Количество встреч психолога-консультанта с клиентом чаще всего не ограничивается одной - двумя.

*По характеру мотивации выделяют консультирование по личному обращению (по желанию самого обратившегося) и консультирование в результате вызова или направления.

*По критерию использования психодиагностического инструментария – консультирование без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием.

*По критерию совмещения с другими методами психологической помощи выделяют изолированное и комбинированное ПК (например, совмещенное с социально-психологическим тренингом в промежутках между консультациями).

*По характеру используемых средств общения в процессе консультирования можно выделить очное и телефонное консультирование

*По характеру решаемых задач различают возрастно-психологическое консультирование, психолого-педагогическое консультирование, межличностное психологическое консультирование, семейное консультирование, профессиональное консультирование, деловое психологическое консультирование, кризисное консультирование, психологическое консультирование по проблемам самочувствия и состояния здоровья.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: