Консультирование тревожных клиентов.




Тревожность — сигнал не только предупреждающий индивида о внутреннем конфликте, но и защищ. от конфликтов, потому что задействует механизмы психологич. защиты. Тревожность имеет сходство со страхом, ведь в обоих случаях проявл. реакция на опасность. Тревожность интрапсихична, т.е. обусловлена внутренне и связывается с внешними объектами лишь в той мере, в какой они стимулируют внутренние конфликты. Обычно тревожность в отличие от страха представл. собой реакцию на воображаемую, неизвестную угрозу. В основе тревожности всегда лежат внутренние конфликты личности. Для тревожности также характерна пролонгированность, т.е. ей свойственно растягиваться во времени, постоянно повторяться или становиться непрерывной. С физиологич. точки зрения тревожность явл. реактивным состоянием. Она вызывает физиологич. изменения, подготавливающие организм к борьбе — отступлению или сопротивлению. При тревожности возбуждается сердечно-сосудистая система (учащается ритм сердца, повыш. кровяное давление), а деят-ть пищеварит. тракта угнетается (уменьшается активность секреции и перистальтика). Кровь из пищеварительного тракта "пересылается" в мышечную систему, т.е. организм готовится к активной деят-ти.

В консультировании мы сталкиваемся с клиентами, для которых тревожность представл. мучительное, непроходящее состояние, нередко сопровождаемое неприятными физич. ощущениями. Психологич. такой клиент чувствует, что с ним происходит что-то неладное, однако не может конкретизировать свое недомогание и не знает, когда и где с ним снова произойдет подобная безымянная трагедия. Иногда это состояние проходит само собой, однако часто обостряется и становится все более трудно переносимым. Неопределенная тревожность особенно угнетает при неблагоприятных жизненных обстоятельствах.

Работа консультанта с клиентом, который обратился из-за постоянной тревожности, утомительна, т.к. клиенту порой трудно объяснить, какие проблемы скрыты за этим изнуряющим переживанием. Консультант должен уметь разглядеть разные "лики" тревожности, поскольку тревожность часто проявл. не напрямую, а "перевоплощается". Bird выделил множество таких "воплощений".

Способы маскировки тревожности:

1. Переименование. "Я раздражен; я в напряжении; я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам и т.д" — клиенты используют десятки слов и выражений для обозначения состояния тревожности.

2. Тревожность выраж. соматическими симптомами. Иногда соматические жалобы представл. собой просто способ заявить о своей тревожности. Соматические симптомы не обязательно возникают вследствие тревожности — часто они просто замещают тревожность.

3. Тревожность маскируется определенными действиями. Весь спектр навязчивых действий — от стучания пальцами по столу, кручения пуговиц, докучливого моргания глазами, и т.д. может означать тревожность из-за конфликтной жизненной ситуации.

4.Тревожность скрывается за др. эмоциями. Раздражительность, агрессивность, враждебность могут выступать в качестве реакций на вызывающие тревогу ситуации. Когда мы сталкиваемся с такими клиентами, их поведение вызывает раздражение и злобу, но одновременно позволяет получить ключ к пониманию проблем, подлежащих разрешению.

5. Многоречивость. Т.о. клиент стремится скрыть свою тревожность и "обезоружить" консультанта. Словесный поток не следует прерывать, нужно лишь уделить внимание скрывающейся за ним тревожности. Непрерывное говорение - это своеобразная форма самозащиты, которую неосмотрительно сразу ломать.

6. Перебивают консультанта. Стремление прерывать консультанта может быть обусловлено не вполне осознанным страхом перед каким-либо вопросом или высказыванием.Даже если консультант пытается возразить, такой клиент не останавливается, как бы не слыша его слов. Консультанту тогда следует не вступать в конкуренцию, а резко оборвать клиента и указать на недопустимость подобного поведения.

7.Трудно в тех случаях, когда клиент малоразговорчив и не стремится заполнять паузы м/у высказываниями, однако сразу перебивает консультанта, когда тот начинает говорить.

8. Парадоксальный путь. Они с демонстративной открытостью рассказыв. о своих заботах и спрашивают, что им делать. Такое подчеркнутое выпячивание тревожности, как правило, явл. проявлен. враждебности, и консультант должен обратить на это внимание клиента.

9. Сопротивление процессу консультирования. Сопротивляясь, клиент старается контролировать свою открытость, высказывать только "цензурированные" мысли и чувства, быть как можно более безличностным, подавлять свои чувства по отношению к консультанту. Замечания консультанта должны, напротив, обращать внимание клиента на то, к.о. он избегает тревожности: "Вы изменили тему беседы?", "Вы пытаетесь переключить внимание на меня?" и т.п.

10.Д емонстрация враждебности к консультанту, чаще всего в скрытой форме. Клиент с презрением и сарказмом критикует глупых консультантов, которых посещал прежде, рассказывает истории об ошибках психологов и психотерапевтов.

11. Стремление подружиться с консультанту, чтобы консультант воспринимал клиента не как клиента, а как друга. Такое поведение клиентов направлено на "уничтожение" консультанта как профессионала; побуждающими мотивами выступают страх и тревожность, отрицание серьезности проблем.

Механизмы психологической защиты: Механизмы функционир. автоматически, на бессознательном уровне. Использование защитных механизмов для уменьшения тревожности не представляет патологии, пока не становится утрированным и не начинает искажать понимание реальности и ограничивать гибкость поведения.

1.Вытеснение - процесс непроизвольного устранения в бессознательное неприемлемых мыслей, побуждений или чувств. Он играет существен. роль в формир. симптомов. Когда действие этого механизма для уменьшения тревожности оказывается недостаточным, подключаются др. защитные механизмы, позволяющие вытесненному материалу осознаваться в искаженном виде. Наиболее широко известны две комбинации защитных механизмов:

1.вытеснение + смещение. Эта комбинация способствует возникновен. фобических реакций (навязчивый страх матери, что маленькая дочка заболеет тяжелой болезнью, представляет собой защиту против враждебности к ребенку, сочетающую механизмы вытеснения и смещения);

2.вытеснение + конверсия (соматическая символизация). Эта комбинация образует основу истерических реакций.

2.Регрессия - осуществл. неосознанное нисхождение на более ранний уровень приспособления, позволяющий удовлетворять желания. Регрессия может быть частичной, полной или символической. Большинство эмоциональных проблем имеют регрессивные черты. В норме регрессия проявл. в играх, в реакциях на неприятные события, в ситуациях повышенной ответственности, при заболеваниях (больной требует повышенного внимания и опеки). В патологических формах регрессия проявляется при психич. болезнях, особенно при шизофрении. 3. Проекция - механизм отнесения к др. лицу или объекту мыслей, чувств, мотивов и желаний, которые на сознательном уровне индивид у себя отвергает. Нечеткие формы проекции проявл. в повседневной жизни. Многие из нас совершенно некритичны к своим недостаткам и с легкостью замечают их только у других. Мы склонны винить окружающих в собственных бедах.

3.Интроекция -символическая интернализация (включение в себя) чел-ка или объекта. Действие механизма противоположно проекции. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, поскольку на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы. Механизм актуализируется во время траура, при потере близкого человека. С помощью интроекции устраняются различия м/у объектами любви и собственной личностью.

4.Рационализация -защитный механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация — самый распространенный механизм психологич. защиты, потому что наше поведение определяется множеством факторов, и когда мы объясняем его наиболее приемлемыми для себя мотивами, то рационализируем. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации имеется хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна.

5.Интеллектуализация - преувеличенное использование интеллектуальных ресурсов в целях устранения эмоциональных переживаний и чувств.

6. Компенсация. Это бессознательная попытка преодоления реальных и воображаемых недостатков. Компенсаторное поведение универсально, поскольку достижение статуса явл. важной потребностью почти всех людей. Компенсация может быть социально приемлемой (слепой становится знаменитым музыкантом) и неприемлемой (компенсация низкого роста — стремлением к власти и агрессивностью; компенсация инвалидности — грубостью и конфликтностью). Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в заведомо проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере).

7.Реактивное формирование - подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Защита носит двуступенчатый характер. Сначала вытесняется неприемлемое желание, а затем усиливается его антитеза(преувеличенная опека может маскировать чувство отвержения, преувеличенное слащавое и вежливое поведение может скрывать враждебность и т. п).

8.Отрицание -отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые неприемлемы на сознательном уровне. Поведение таково, словно проблемы не существует. Взрослые часто используют отрицание в случаях кризисных ситуаций (неизлечимая болезнь, приближение смерти, потеря близкого человека и т.п.).

9.Смещение - механизм направления эмоций от одного объекта к более приемлемой замене. Например, смещение агрессивных чувств от работодателя на членов семьи или др. объекты. Смещение проявляется при фобических реакциях, когда тревожность от скрытого в бессознательном конфликта переносится на внешний объект.

Очень важно позволить клиенту выговориться и выразить свою тревожность, потому что беспокойный клиент мало что слышит, до него не доходят увещевания консультанта. С тревожным клиентом необходимо обсуждать его состояние. Нельзя забывать, что мы имеем дело по существу со скрытыми в бессознательном чувствами, поэтому бесполезно давить на клиента, чтобы он скорее назвал причины своей тревожности. Консультант должен проявить понимание и терпимость. Не надо также поддаваться искушению рассуждать о стрессах и напряжении, свойственных нашему времени. Это обычно не затрагивает страданий конкретного клиента.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: