жилищный коммунальный государственный регулирование
Достижение устойчивого материального обеспечения ЖКХ и реформирования в этой области возможны при эффективной системе финансирования. Финансирование расходов на ЖКХ - главный и гарантированный источник поступления средств. Но он не является единственным.
В настоящее время существует достаточно обширная группа отношений в области ЖКХ, которая требует государственного регулирования в области финансирования как реформы ЖКХ, так и в целом существования ЖКХ. В первую очередь это касается имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Жилищно-коммунальное хозяйство, содержавшееся в прежние годы в основном за счет государственных дотаций, в связи с их сокращением и либерализацией цен оказалось в критическом положении, соответственно в целях включения жилищной сферы в систему рыночных отношений был необходим переход от выделения дотаций жилищно-эксплуатационным организациям к выплате адресных компенсаций (субсидий) населению.
Основными источниками финансирования мероприятий по модернизации ЖКХ, безусловно, должны быть бюджеты субъектов Федерации, муниципальных образований. Однако, очевидно, что без поддержки федерального бюджета и внебюджетных инвестиций данную проблему не решить.
Наиболее реальным механизмом привлечения инвестиций в отрасль является финансовый лизинг. Госкомитетом собраны заявки от каждого субъекта Федерации по коммунальной технике, теплосиловому оборудованию, создана инфраструктура лизинга. Есть предложения от Банка Москвы, Всероссийского банка развития регионов и других инвесторов о готовности финансировать программы модернизации ЖКХ и, главное, определен один из видов гарантии - долевое участие в эксплуатирующей организации управляющей компании на срок возврата инвестиций.
|
На федеральном уровне необходимо разработать гарантийный механизм, что часть получаемой бюджетной экономии на определенный срок.
Остается в распоряжении бюджетополучателя и будет использоваться на цели модернизации и дальнейшего снижения затрат.
На этих условиях эксплуатирующие организации самостоятельно найдут внебюджетные средства для реализации проектов модернизации в бюджетной сфере.
2.5 Приоритеты и планы государственного регулирования в области ЖКХ
Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания будет выполнять государственная жилищная инспекция, контролирующая не только обеспечение минимальных стандартов обслуживания, но и факт заключения договоров, отражающих эти нормативы.
Развитие конкуренции среди организаций, специализирующихся на выполнении функций обслуживания жилищного фонда, позволит управляющей организации и товариществам собственников жилья на основе конкурса выбирать организацию, которая сможет предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее низким ценам. Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где будет развиваться конкуренция, относятся:
управление и обслуживание жилищного фонда и объектов городского благоустройства;
разработка и внедрение альтернативных форм предоставления коммунальных услуг, в том числе предусматривающих создание автономных систем жизнеобеспечения, в частности в малоэтажном жилищном фонде;
|
привлечение организаций, использующих альтернативные формы предоставления коммунальных услуг, в том числе автономные системы жизнеобеспечения, не связанные с сетевой инженерной инфраструктурой объекты (крышные котельные, газоснабжение от емкостного и баллонного газа);
выполнение отдельных функций по обслуживанию объектов коммунального назначения;
проектно-изыскательские и строительные работы по развитию коммунальных объектов.
Органам местного самоуправления необходимо ускорить разгосударствление предприятий, функционирующих в этой сфере, и обеспечить реальное равноправие организаций независимо от формы собственности и заключение соответствующих договоров на основе конкурсов. В сфере действия местных естественных монополий обращается внимание на необходимость применения дополнительных методов антимонопольного воздействия. В этой связи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления через управляющие организации (службы заказчика) и государственную жилищную инспекцию предложено:
осуществлять контроль за установлением коммунальных тарифов для населения путем введения оценки объективности расчета затрат предприятий - естественных монополистов и прибыли для формирования цен, а также участия в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных сторон (органов представительной власти, организаций по защите прав потребителей, антимонопольных органов и органов самоуправления жилищным фондом) при установлении тарифов как для коммунальных организаций, так и для организаций Министерства топлива и энергетики Российской Федерации;
|
повышать организационно-правовую и финансово-экономическую независимость субъектов хозяйствования для перехода на договорные отношения в сфере производства жилищно-коммунальных услуг;
контролировать обеспечение в рамках договорных отношений гарантированного обслуживания потребителей на уровне государственных минимальных социальных стандартов жилищно-коммунального хозяйства;
способствовать внедрению приборов домового и индивидуального учета и регулирования расхода воды, тепло- и газоснабжения как объективного стимула ресурсосбережения и элемента антизатратного механизма в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Реформа собственности на жилье и структуры управления жилищного хозяйства позволит:
ускорить процессы демонополизации в отрасли путем разгосударствления ремонтно-эксплуатационных предприятий и передачи жилищного фонда в управление управляющим организациям и непосредственным собственникам жилья - товариществам собственников жилья;
создать условия для привлечения дополнительных источников финансирования на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда, в частности путем эффективного использования жилищной собственности (земельного участка, жилых и нежилых помещений);
членам товариществ собственников жилья самостоятельно решать вопросы технического обслуживания и эксплуатации своей собственности, а следовательно, устанавливать порядок расходования личных средств на управление и эксплуатацию здания;
стимулировать установку приборов, контролирующих объем потребляемых коммунальных услуг (тепло, вода, газ), так как реальный объем их потребления оказывается значительно меньше рассчитываемого по нормативу и соответственно оплачиваемого проживающими;
развить у собственников и нанимателей жилья экономное отношение к предоставляемым услугам, установив прямую связь между оплатой услуг и расходованием ресурсов;
создавать товарищества собственников жилья на этапе организации строительства жилых зданий, что сразу же определяет форму управления жилым зданием, а также дает возможность инвесторам - будущим собственникам жилья самим устанавливать уровень комфортности проживания и стимулировать их инвестиционную активность.
Заключение
Основными приоритетами в реформировании ЖКХ, должно быть следующее. Необходимо, в частности, предусмотреть активизацию процесса привлечения инвестиций, совершенствование тарифно-ценовой политики, переход к более совершенным адресным методам социальной политики в контексте приближения цены, тарифов к себестоимости услуг в ЖКХ, «жесткий контроль над недопустимостью монопольных действий и, безусловно, очень серьезный контроль над соответствием качества услуг по сравнению с тарифами и ценами.
Большое значение имеет то, чтобы в сжатые сроки были подготовлены серьезные государственные и региональные программы, которые обеспечили бы эффективную и стабильную работу ЖКХ в СПб. Эта отрасль определяет все направления жизнедеятельности нашего общества и государства, поэтому необходимо привлечь все стимулы, механизмы - налоговые, инвестиционные и тому подобные, для решения существующих проблем
В концепции реформирования ЖКХ, заявлено о «затянувшемся общесистемном кризисе», который необходимо решать не только внесением новых законов, но и практической реализацией программ преобразования ЖКХ.
Единственным способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, т.е. переход от бюджетного дотирования к оплате в полном объеме жилищно-коммунальных услуг потребителями при условии обеспечения социальной защиты малообеспеченных семей и экономического стимулирования качества обслуживания. Другими словами, предусматривается резкое сокращение бюджетных расходов (расходов государства) и соответствующее увеличение этих расходов у населения. Однако как показывают первые результаты такого реформирования, это не привело к требуемым результатам.
Итак, в ходе работы, мы выяснили, что основные направления реформы жилищно-коммунального хозяйства:
совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты жилья за счет населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
совершенствование системы управления, обслуживания и контроля: формирование специализированных организаций по управлению жилищным фондом, переход на договорные отношения, демонополизация жилищно-коммунального хозяйства, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, выбор организаций, осуществляющих обслуживание жилья, передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья - создание товариществ собственников жилья;
изменение системы распределения между регионами средств федерального бюджета на основе использования системы государственных минимальных социальных стандартов.
Список литературы
1. Амосов М. Улучшение состояния жилищного фонда. - М., 2004.
2. Гражданское право. Ч. 1 / Под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П. М., 1996.
. Гинзбург А.В. Основные направления государственной технической политики модернизации ЖКХ РФ. // Новости теплоснабжения 2003. - № 12. С. 3-12.
. Ершова И.В. Проблемы правового режима государственного имущества в хозяйственном обороте. М., 2001.
. Кинах А. Проблемы отечественного ЖКХ должны быть среди приоритетов государственной политики. // Мир недвижимости 2006. - № 4. С. 3.
. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный).// Под ред. О.Н. Садикова М., 1996.
. Тезисы докладов всероссийской научно - практической конференции «Энергоресурсосбережение в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе 2004г. // Мир недвижимости 2004. - № 2. С. 3-10
. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Гражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. М.: Гардарики, 1998.