ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФУТБОЛИСТОВ




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФУТБОЛИСТОВ.. 5

2. СПЕЦИАЛЬНО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 9

3. ПРЕДСОРЕВНАВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 15

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 16

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Специалисты футбола неоднократно подчеркивали отсутствие необходимого притока в ведущие команды страны молодых, хорошо подготовленных спортсменов. Одной из причин такого положения является коммерциализация российского футбола и несбалансированная возрастающая конкуренция со стороны игроков-легионеров. Вышесказанное формирует своеобразное торможение развития российского футбола. Одним из адекватных решений в рассматриваемом аспекте представляется дальнейшее повышение эффективности подготовки ближайшего конкурентоспособного спортивного резерва за счет совершенствования методики планирования, в первую очередь, подготовительного периода на основе качественного научно-методического обеспечения тренировочного процесса [1].

Педагогические наблюдения показали, что в тренировочном процессе подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования используется от 80 до 90% специализированных упражнений. Известно, что при выполнении этих упражнений происходит одновременное (интегральное) воздействие нагрузки на физическую, техническую и тактическую подготовленность футболистов. Следует отметить, что интегральный показатель величины воздействия разных специализированных упражнений будет не одинаков. Исследования показали, что игнорирование этого комплексного воздействия при планировании процесса подготовки футболистов замедляет рост спортивных результатов.

При планировании процесса подготовки необходимо учитывать величину комплексного воздействия нагрузки на уровень развития физических качеств, на техническое и тактическое мастерство футболистов. Как отмечали специалисты, эффективность подобной методики, вне всякого сомнения, верна. Изменение соотношения компонентов тренировочных нагрузок по видам подготовки приводит к такому изменению структуры подготовленности футболистов, которая позволяет показывать высокие спортивные результаты.

В связи с не разработанностью методики планирования подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования с учетом комплексного воздействия тренировочных нагрузок многие специалисты футбола рекомендуют планировать тренировочный процесс по показателям преимущественно физиологической направленности [1].

Анализ вышеуказанных научных исследований вынуждает констатировать, что планирование тренировочного процесса подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования разработано недостаточно. Решение этого вопроса видится в разработке методики планирования на основе интегрального показателя величины воздействия тренировочных нагрузок как одного из важных ориентиров процесса подготовки футболистов групп спортивного совершенствования в рамках этапов различной продолжительности. Разработка методики планирования тренировочного процесса подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования на основе интегрального показателя величины воздействия нагрузок должна способствовать достижению высокого уровня подготовленности юных спортсменов, что приведет к результативной соревновательной деятельности.

Вышеизложенное определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования. Совершенствование процесса подготовки футболистов групп спортивного совершенствования.

Объект исследования. Тренировочный процесс подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования.

Предмет исследования. Методика планирования подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования с учетом комплексного воздействия тренировочных нагрузок.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что планирование подготовительного периода с учетом интегрального показателя величины воздействия тренировочных нагрузок позволит повысить уровень развития физических качеств и технико-тактического мастерства футболистов групп спортивного совершенствования.

Теоретико-методической основой диссертационного исследования явились: теория и методика планирования спортивной тренировки в подготовительном периоде [Л.П. Матвеев, В.Н. Платонов, М.А. Годик, В.Б. Иссу-рин, Ю.В. Верхошанский Ю.Д. Железняк, В.М. Зациорский, Б.Н. Шустин и др.]; концептуальные основы теории и методики планирования тренировочных нагрузок подготовительного периода в футболе [A.M. Зеленцов, В.В. Лобановский, М.А. Годик, Е.В. Скоморохов, С.Ю. Тюленьков, A.A. Сучилин, А.И. Шамардин]; концептуальные основы контроля и планирования тренировочных нагрузок в теории и методики юношеского спорта [М.Я. Набатни-кова, В.П. Филин, В.Г. Никитушкин].

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

- выявлены особенности планирования процесса подготовки футболистов групп спортивного совершенствования на различных этапах подготовительного периода с учетом комплексного воздействия тренировочных нагрузок;

- установлено оптимальное соотношение физического, технического и тактического компонентов тренировочных нагрузок в рамках этапов различной продолжительности подготовительного периода;

- установлено влияние физического, технического и тактического компонентов тренировочных нагрузок на количественные и качественные показатели соревновательной деятельности футболистов групп спортивного совершенствования;

- разработана и экспериментально обоснована методика планирования подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования с учетом интегрального показателя величины воздействия тренировочных нагрузок.

Теоретическая значимость. Результаты исследования дополняют и расширяют знания о планировании подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования с учетом комплексного воздействия тренировочных нагрузок.

Практическая значимость. Применение разработанной методики планирования подготовительного периода с учетом интегрального показателя величины воздействия тренировочных нагрузок позволило повысить уровень физической подготовленности и результативность игровой деятельности футболистов групп спортивного совершенствования.

Результаты исследования могут быть использованы:

- при составлении программно-нормативных документов, регламентирующих тренировочный процесс спортсменов групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР по футболу;

- в учебном процессе по дисциплине «Теория и методика футбола» для студентов средних и высших учебных заведений по профилю «Физическая культура и спорт».


 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД ФУТБОЛИСТОВ

Подготовительный период футболистов групп спортивного совершенствования имеет продолжительность около 117 дней. В тренировочном процессе футболистов в подготовительном периоде решается задача становления спортивной формы, гарантирующей достижение высоких спортивных результатов, соответствующих возможностям игроков. Подготовительный период должен состоять из обще-подготовительного, специально-подготовительного и предсоревновательного этапов. Каждый из вышеуказанных этапов имеет свои цели, задачи, набор специфических средств и методов подготовки. На протяжении всего подготовительного периода в недельном цикле целесообразно проводить одноразовые (понедельник и пятница) и двухразовые (вторник, среда, четверг) тренировочные занятия в день. После двух недель систематических тренировочных занятий на шестой день микроцикла (суббота) необходимо планировать проведение двусторонней игры. На следующий день после игры целесообразно провести с футболистами восстановительные мероприятия.

Объем специализированных тренировочных нагрузок на протяжении всего подготовительного периода футболистов групп спортивного совершенствования от этапа к этапу должен составлять от 80% до 91%. Структура тренировочных нагрузок различной преимущественной направленности в первую очередь обращена на повышение уровня скоростно-силовых способностей и специальной выносливости как основных лимитирующих звеньев в структуре физической подготовленности футболистов. От этапа к этапу предусматривается постепенное увеличение парциальных объемов нагрузок анаэробной гликолитической и анаэробной алактатной направленности от 6% и 12% до 15% и 24% соответственно за счет постепенного уменьшения тренировочных воздействий преимущественно аэробной и смешанной аэробно-анаэробной направленности [2].

На протяжении всего подготовительного периода в зависимости от решения задач, стоящих перед конкретным этапом подготовки, изменяется и организация тренировочных нагрузок. Но основными методами организации тренировочных нагрузок на протяжении всего подготовительного периода являются переменный и повторный методы тренировки.

Известно, что специализированные тренировочные нагрузки, применяемые в тренировочном процессе, одновременно воздействуют на все составляющие подготовленности футболистов групп спортивного совершенствования. В этой связи при планировании нагрузок на различных этапах подготовительного периода необходимо учитывать величину воздействия физического, технического и тактического компонентов.

Соотношение тренировочных нагрузок по видам подготовки на протяжении всего подготовительного периода изменяется в сторону совершенствования технико-тактического мастерства футболистов групп спортивного совершенствования [2].

Следует отметить, что задачи будущего спортивного сезона требуют правильного подхода к проведению тренировочных занятий в переходном периоде. Чтобы не допустить значительного снижения функциональных возможностей организма, футболистам необходимо регулярно (2-3 раза в неделю) активно выполнять физические нагрузки неспецифического характера.

Основной задачей обще-подготовительного этапа является подготовка организма футболистов к предстоящей тяжелой специализированной тренировочной работе и восстановление двигательного потенциала игроков. Продолжительность данного этапа не должна превышать 28 дней с четырьмя днями отдыха. Структура обще-подготовительного этапа подготовки должна состоять из двух втягивающих, ударного и восстановительного микроциклов. На третий день регулярных тренировочных занятий необходимо провести тестирование, направленное на определение исходного интегрального уровня физической подготовленности футболистов. Общая величина воздействия интегрального показателя нагрузки втягивающих микроциклов средняя. Не рекомендуется в первом микроцикле проводить занятия с большой нагрузкой. Во втором микроцикле возможно планирование одного занятия с большой нагрузкой. Третий микроцикл является самым нагрузочным на обще-подготовительном этапе. Общая величина воздействия интегрального показателя четвертого микроцикла – малая [3].

Физический компонент тренировочных нагрузок на данном этапе должен быть направлен в первую очередь на развитие общей выносливости (37%) и на комплексное развитие двигательных качеств футболистов (45%) за счет использования специализированных (80%) и неспециализированных (20%) средств подготовки.

Использование технического компонента тренировочных нагрузок в первые дни занятий обще-подготовительного этапа должно быть направлено на восстановление двигательных навыков у футболистов. Для восстановления двигательных навыков у игроков необходимо применение упражнений, в которых технические действия выполняются в простых условиях (отсутствие «активного» сопротивления со стороны соперника, регламентации пространства и времени и т.д.). В этих условиях футболисты совершенствуют технические приемы (в движении или на месте) с «катящимся» или «летящим» мячом. В дальнейшем условия выполнения могут усложняться. Усложнение условий может происходить за счет применения в тренировочном процессе заданий, которые позволяют футболистам индивидуально или в группе совершенствовать технические приемы в «бесконтактных» игровых упражнениях (упражнения типа «теннис-бол»). Необходимо подчеркнуть, что в процессе формирования двигательных навыков, все параметры технического компонента тренировочных нагрузок, обеспечивающие стабилизацию, должны постепенно приближаться к максимально доступным значениям, позволяющим эффективно решать задачи, намеченные на данном этапе подготовки.

Тактический компонент применяемых тренировочных нагрузок специализированных упражнений на обще-подготовительном этапе направлен на восстановление тактических умений футболистов. В первых занятиях применяются упражнения, моделирующие индивидуальные атакующие и оборонительные тактические действия футболистов при «пассивно» действующем сопернике или без соперника. В дальнейшем в тренировочный процесс могут включаться упражнения, в которых создаваемые условия постепенно усложняются. Усложнение условий выполнения должно происходить за счет применения в тренировочном процессе упражнений по совершенствованию тактических взаимодействий в парах или группах (атакующие и оборонительные) при «пассивно» или «активно» действующем сопернике [3].


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: