Описывая данный раздел, необходимо изложить план получения средств для реализации проекта и направления их использования, то есть:
а) Сколько необходимо средств, чтобы реализовать проект?
б) Откуда вы возьмете эти средства (будут ли они собственными или заемными)?
в) Как будут использованы эти средства?
г) Когда ожидать возврата вложенных средств и получения дохода (срок окупаемости важен для инвесторов)?
д) Если нужно, рассматривают вопрос оценки рисков, с которыми сталкивается компания во время реализации проекта.
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Важно помнить: нет ни одного программного продукта, который автоматически составит бизнес-план, все они служат исключительно для выполнения расчетов!
Первые программы, помогающие в составлении бизнес-плана, стали появляться в России в начале 70х годов. Это были программы на основе методики UNIDO (ЮНИДО), которые были крайне неудобны для расчетов в условиях российской экономики, так как были составлены для стран 3го мира и имели определенные особенности составления.
Программа COMFAR была переведена на русский язык в 90е годы, но в России пользовалась маленьким спросом из-за цены и потому, что не учитывала особенности российского налогообложения.
Это стало толчком к созданию собственных российских программ. Российские разработчики стали составлять собственные оригинальные программы. Сегодня на отечественном рынке программного обеспечения в этой области существуют только программы «российского происхождения», большинство которых представлено 3мя российскими производителями.
1. Наиболее известная программа в России – «Альт-Инвест», «Альт-Финансы». Пользователь этих программ может войти в алгоритм использования. Разработаны они прежде всего для опытных финансистов.
|
2. ИНЭК – программа закрытого типа, рассчитана на менее опытного финансиста, но для работы с ней тоже необходим достаточно высокий уровень квалификации.
3. ПроИнвестКонсалтинг – Project Expert. Имеет большое количество версий в зависимости от пользователя:
· Мелкие компании
· Крупные компании, холдинги
· Сетевые корпорации
Необходимость использования данных программ определяется сложностью расчетов в бизнес-плане. Проведение финансовых расчетов в рамках бизнес-плана возможно с использованием электронных таблиц Lotus 123, Microsoft Excel.
Любой бизнес-план включает аналитическую и расчетную части; все программы направлены на расчет второй. Программные пакеты требуют предварительного сбора информации и предоставления ее в той форме, которую требует программа.
Тема 3: Стратегическое и оперативное планирование.
Весь процесс планирования деятельности в коммерческой фирме принято разделять на 2 стадии:
1. Стратегическое планирование, которое связано с разработкой стратегии компании.
2. Оперативное планирование, в рамках которого определяются методы реализации выбранной стратегии.
Основной вопрос стратегического планирования – определение целей фирмы и путей их достижения. Оперативное планирование сосредотачивается на том, как фирма должна достигнуть такого состояния, как рационально использовать ресурсы во время достижения поставленной цели. То есть, разница между стратегическим и оперативным планированием – это разница между целями и средствами достижения этих целей, но соотношение стратегий и тактик не имеет четкого разделения. Существуют и другие (скорее технические) отличия между оперативным и стратегическим планированием:
|
1. Принятие решений в стратегическом планировании субъективно, его сопровождает более высокая степень риска. Это связано с большими временными периодами, а также с динамичностью и изменчивостью тенденций в деловой среде, что предъявляет высокие требования к квалификации менеджеров, занимающихся стратегическим планированием. Информация, которая лежит в основе оперативного планирования, более конкретна, краткосрочна, и соответственно, ему присуща меньшая степень риска.
2. В оперативном планировании в большой степени используется количественные методы анализа и составления планов. Это позволяет использовать компьютерные технологии и автоматизировать рутинные расчеты, разрабатывать многовариантные планы. В основном, оперативным планированием занимаются менеджеры среднего звена. В стратегическом планировании, наряду с количественными методами используется творческий, интуитивный подход и достаточно сложные методы (построение сценариев, машинная имитация).
3. Результаты оперативного планирования оценить легче, чем результаты стратегического планирования, так как часто первые выражены в конкретных цифрах, т.е. параметры оценки проще. К примеру, несложно определить эффективность затрат (что относится к оперативному планированию) – это можно сделать, проследив за изменением объема продаж. Но эффективность брэнда (а его создание и укрепление определяется в стратегическом планировании) оценить намного сложнее.
|
4. Стратегическое планирование касается, как правило, всей фирмы. Оперативное планирование тяготеет к каким-либо подразделениям, которые не всегда совпадают со структурными подразделениями, а иногда выделяются по другим, определенными признакам (функциональным, продуктовым, региональным). Следовательно, в оперативном планировании можно оценивать вклад каждого подразделения и менеджера в выполнении планов и анализировать планируемый результат.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Термин «стратегия» первоначально имел военное значение, у греков он означал «искусство генерала находить правильные пути к достижению победы». Сегодня стратегия фирмы рассматривается как совокупность ее главных целей и основных способов их достижения (причем этим способам соответствует определенный набор правил и ограничений).
Стратегия позволяет сконцентрировать усилия компании на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, исключая все остальные варианты. После достижения цели, стратегия как направление и совокупность средств для достижения желаемого результата прекращает свое существование, а новые цели ведут к разработке новой стратегии. Таким образом, разработать стратегию фирмы – значит определить общее направление ее деятельности для достижения поставленных целей. Цели должны быть реальными – стратегическое планирование исходит не из мечтаний, а из здравого смысла и имеющихся возможностей фирмы.
Временной период. Как правило, стратегическое планирование связано преимущественно с длительным или среднесрочным периодом (при этом стратегическое планирование нельзя отождествлять с долгосрочным планированием!). Стратегическое планирование предшествовало долгосрочному и дало ему начало. По словам М.М. Алексеевой, «Стратегия – это не функция времени, а функция направления».
Стратегическое планирование включает в себя элементы не только внутренней среды фирмы, но и внешние аспекты:
· Социальные и политические факторы. Сегодня для каждой страны можно проследить воздействие государственной политики на стратегию развития бизнеса в целом:
– в США действует экономика предложения;
– в Скандинавских странах – экономика сотрудничества;
– в Японии – экономика промышленного развития;
– в развивающихся странах – экономика спроса;
– в России последние 5 лет перед экономистами ставится задача развития рыночных отношений, рост объемов производства, развитие отечественного предпринимательства.
· Вкусы и потребности людей.
· Действия конкурентов, и т.д.
Стратегическое планирование фирмы тесно связано с осуществлением развития общей экономической политики, или государственной структуры развития всей национальной экономики. Как показывает мировой опыт, существуют различные теории государственного воздействия на стратегическое планирование фирмы:
Термины «рост» и «развитие» постоянно присутствуют в экономической аналитике, и обычно используются как синонимы. Однако в теории планирования считается, что развитие и рост не одно и то же. Рост связан с открытием новых производств, рост размеров фирмы. Развитием называют, прежде всего, рост потенциала фирмы. Следовательно, может существовать рост без развития – экстенсивный путь. А возможно ли развитие без роста? – Д/З
Если не рассматривать базис (методологию) стратегического планирования, а взглянуть на него с точки зрения менеджмента, можно утверждать, что стратегия фирмы состоит из ряда взаимосвязанных этапов и формируется путем последовательной их реализации.
Этапы стратегического планирования:
1. Исследование внешней и внутренней среды фирмы. Внутренняя и внешняя среды фирмы едины. Чтобы понять, что мы имеем сейчас, каковы возможности фирмы и что может произойти в будущем под воздействием внешних факторов, т.е. получить полную картину, необходимо сотрудничество специалистов фирмы с экспертами извне.
2. Определение основных ориентиров фирмы, к которым относят:
· Видение – это философия бизнеса, которая каким-то образом оправдывает существование фирмы; а также то, за чем «прячется» изначальная суть коммерческой идеи (сегодня фирмы отрицают, что получение прибыли является их главной целью, хотя это по-прежнему является ведущей силой для коммерческих организаций). Примеры видения компаний: «Мы продаем не мороженое, а радость», или у компании «Дисней»: «Делать людей счастливыми».
· Миссия, в отличие от видения, конечна. Миссия – это генеральная, комплексная цель, которая должна быть реализована на определенном промежутке времени и может быть сформулирована как лозунг. По достижении определенной миссии формируется новая. Она может формулироваться в виде лозунга (например, у компании Pepsi: «Превзойти Coca!»).
· Цели фирмы связаны с отдельными конкретными направлениями ее деятельности. Если миссия является генеральной концепцией, то цели – это то, на что она распадается в определенных направлениях. В современной теории планирования принято выделять 8 основных сфер деятельности компании, в границах которых каждое предприятие определяет свои главные цели:
1. положение компании на рынке
2. инновационная деятельность
3. уровень производительности
4. ресурсы
5. доходность
6. система управления (управленческий аспект)
7. персонал
8. социальная ответственность
В рамках этих направлений (сфер) каждое предприятие формирует свои цели, причем их может быть больше чем одна, по каждому направлению. Полученные цели предприятие обычно ранжирует.