Мочевыделительная (мочевая) система анатомически представлена парными органами — почками и мочеточниками, а также мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом. В ходе эволюционного развития почка проходит три этапа. Первый этап начинается на 3-й неделе внутриутробного развития с образонания предпочки (pronephros). Примерно с 4-й недели внутриутробного развития формируеся (второй этап эволюциони го развития) первичная почка, с 11-12 недели образуется моча.
При рождении почки анатомически и функционально незрелы. К концу 1-го года жизни размеры почки удваиваются. Располагаются почки в поясничной области, забрюшинном пространстве по бокам от позвоночника. Основной структурной и функциональной единицей почечной ткани является нефрон.
Ребенок до 6 месяцев опорожняет мочевой пузырь по мере его наполнения, количество мочеиспусканий -20-25 раз в сутки, разовый объем мочи - 30-35 мл.
АФО: НС
Неонатальный период. Основная особенность – процессы адаптации организма к условиям внеутробной жизни.
К моменту рождения общая конструкция НС почти такая же как у взрослого, но вот ее функционирование отстает от всех других органов и систем. Головной мозг новорожденного состоавляет 1/8 массы тела и весит примерно 400г. В головном мозге очень высока активность обменных процессов, около 20 всей крови протекает через головной мозг. Нервная клетка не содержит энергетических запасов и поэтому как говорят они не восстанавливаются, им просто не из чего. Поэтому поступление питательных веществ постоянно жизненно важно для мозга. Кровоснабжение мозга лучше чем у взрослых, но отток крови проходит минуя диплоические вены, потому что они только после закрытия родничков формируются, и поэтому отек мозга у новрожденного возникает чаще.
Спинной мозг – 14 см, развит лучше чем головной, в нем отсутсвуют поясничное и шейное утолщение.
Периферическая НС недостаточно миелинизирована, миелин это проводник нервных импульсов, поэтому могут быть сбои в деятельности вегетативной НС.
Особенность психомоторного развития новорожденных – рефлексы. Рефлексы новорожденных - это непроизвольная мышечная реакция на чувствительный раздражитель, их также называют: примитивными, безусловными, врожденными рефлексами
Практически все безусловные рефлексы сформированы к моменту рождения и сохраняются от 1,5 до 4 - 5 месяцев жизни ребенка, уступая развитию осознанных двигательных навыков. Более длительное сохранение рефлексов новорожденного препятствует формированию этих навыков и является проявлением патологии.
Наличие и выраженность рефлекса — важный индикатор психомоторного развития. Многие рефлексы новорожденных исчезают по мере развития ребенка, но некоторые из них можно обнаружить и во взрослом возрасте, однако типического значения они не имеют.
Отсутствие рефлексов или патологические рефлексы у ребенка, задержка редукции рефлексов, характерных для более раннего возраста, или появление их у ребенка старшего возраста или взрослого человека свидетельствуют о поражении ЦHC.
Безусловные рефлексы исследуют в положении на спине, животе, вертикально;
при этом можно выявить:
• наличие или отсутствие, угнетение или усиление рефлекса;
• время появления с момента раздражения (латентный период рефлекса);
• выраженность рефлекса;
• быстроту его угасания.
На безусловные рефлексы влияют такие факторы, как тип высшей нервной деятельности, время суток, общее состояние ребенка.
В положении на спине:
поисковый рефлекс — ребенок лежит на спине, при поглаживании угла рта опускается, а голова поворачивается в сторону раздражения;
варианты: открывание рта, опускание нижней челюсти; рефлекс особенно хорошо выражен перед кормлением;
защитная реакция — болевое раздражение той же области вызывает поворот головы в противоположную сторону;
хоботковый рефлекс — ребенок лежит на спине, легкий быстрый удар по губам вызывает сокращение круговой мышцы рта, при этом губы вытягиваются «хоботком»:
сосательный рефлекс — активное сосание вложенной в рот соски;
ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) — надавливание на область ладони вызывает открывание рта, наклон головы, сгибание плеч и предплечий;
хватательный рефлекс возникает при вкладывании пальца в открытую ладонь ребенка, при этом его кисть охватывает палец. Попытка высвободить палец приводит к усилению хватания и подвешиванию. У новорожденных хватательный рефлекс так силен, что их можно приподнять над пеленальным столом, если задействованы обе руки.
Нижний хватательный рефлекс (Веркома) можно вызвать, надавливая на подушечки под пальцами на основании стопы;
рефлекс Робинзона — при попытке высвободить палец происходит подвешивание: это логическое продолжение хватательного рефлекса,
рефлекс Бабинского — при штриховом раздражении подошвы стопы происходят веерообразное расхождение и разгибание пальцев;
рефлекс Моро: I фаза — разведение рук, и иногда настолько выраженное, что происходит с поворотом вокруг оси; II фаза — возвращение в исходную позицию через несколько секунд. Лежащего на спине на ладонях врача ребенка резко опускают вниз на 20 см а затем поднимают – ответной реакцией является разведение рук в стороны и сжатие кулачков, через какое то время руки возвращаются в исходное положение.
В вертикальном положении (в норме при вертикальном подвешивании ребенка за подмышки происходит сгибание во всех суставах ног):
рефлекс опоры — при наличии твердой опоры под ногами происходят выпрямление туловища и опора на полную стопу;
автоматическая походка возникает, если слегка наклонить ребенка вперед;
В положении на животе:
защитный рефлекс — при укладывании ребенка на живот происходит поворот головы в сторону;
рефлекс ползания (Бауэра) — легкое подталкивание руки к стопам вызывает отталкивание от нее и движения, напоминающие ползание.
Рефлексы, сохраняющиеся у взрослых:
корнеальный рефлекс (зажмуривание глаза в ответ на прикосновение или при внезапном освещении ярким светом);
чихательный рефлекс (чиханье при раздражении слизистой носа);
рвотный рефлекс (рвотные движения при раздражении задней стенки глотки или корня языка);
зевательный рефлекс (зевание при недостатке кислорода);
кашлевой рефлекС