В отношении проблем, связанных с прошлым, или тягостных воспоминаний, это достигается за счет замены связанного с неприятным воспоминанием эмоционального «ярлыка». В отношении же проблем, проецирующихся в будущее, связанных с внутренними барьерами, стереотипами, их разрешение достигается за счет формирования новых связей, новых выборов, расширяющих узкие рамки стереотипного реагирования. Кроме того, измененные состояния сознания несут с собой еще некоторые как бы побочные полезные эффекты. Здесь и отдых, и снятие последствий стресса, и активизация естественных восстановительных процессов организма, способствующая излечению связанных со стрессом заболеваний.
Разновидностей измененных состояний сознания, как впрочем и способов их достижения, великое множество. В картах «внутреннего пространства», рисуемых современными психологами, находят место и состояние простого расслабления, и состояние медитации дзен, и йоговское самадхи, и состояние мистического, религиозного экстаза...
Психологов, исходя из практических целей, интересует, прежде всего, гипноз и транс.
ГИПНОЗ (от греч. hypnos — сон) – особое психофизиологическое состояние (отличное от сна и бодрствования), возникающее под влиянием направленного психологического воздействия – внушения. Значительное повышение восприимчивости к внушению сочетается в гипнозе с резким понижением чувствительности к действию всех др. факторов (вплоть до полной анестезии в глубоком гипнозе). Первостепенное место в возникновении и протекании гипноза принадлежит психологическим факторам: характеру воздействий, исходящих от гипнотизера (целенаправленности внушающего влияния, искренности и выразительности интонации при внушениях, стройности и последовательности их смыслового содержания); установкам испытуемого (определяющим его отношение к социальной среде, личности гипнотизирующего, к самой процедуре Г.). Отличительной чертой Г. является строгая, не свойственная сну и бодрствованию, избирательность в усвоении и переработке информации.
|
Принято выделять 3 стадии гипноза: сонливость, гипотаксия (полная мышечная релаксация), снохождение (сомнамбулизм; от лат. somnus — сон + ambulo — хожу).
1-я стадия характеризуется легкой мышечной слабостью и небольшой дремотой; пациент может легко, по собственному желанию открыть глаза, встать и прервать сеанс. На этой стадии Г. пациент лежит в состоянии приятного покоя, отдыха и, по субъективному отчету, спящим себя не считает. 2-я стадия — гипотаксия — отличается полной мышечной слабостью; в этой стадии можно вызвать внушенную каталепсию — восковидную гибкость мышц, которая иногда возникает и без внушения, спонтанно. В отчетах пациенты говорят о том, что чувствовали себя в состоянии побороть сонливость и открыть глаза, но хотелось лежать и слушать голос гипнотизера. 3-я стадия представляет собой наиболее глубокую степень Г., когда пациент совсем или почти не воспринимает посторонние раздражители и поддерживает контакт через очаг раппорта только с гипнотизером: пациенту можно внушить галлюцинаторные переживания; изменить характер его реакций на первосигнальные раздражители; заставить ходить, отвечать на задаваемые вопросы, выполнять действия, соответствующие внушенной ситуации (скакать на лошади, грести, катаясь на лодке, ловить бабочек, собирать цветы, отмахиваться от пчел, прогонять собак и т. д.). На этой стадии можно добиться возрастной регрессии с поведением и речевой продукцией, соответствующими внушенному, чаще детскому, возрасту; легко добиться полной потери чувствительности к болевым раздражениям и выключения др. анализаторов; можно производить постгипнотические внушения, т. е. приказания о выполнении к.-л. действия спустя заданное время после гипнотизации. В глубоком Г. можно наблюдать расщепление личности, когда загипнотизированные «живут» двойной жизнью (за себя и за внушенный образ). Еще один эффект гипнотического воздействия — отрицат. галлюцинации, т. е. внушенное невидение реально существующих предметов, что может проявляться на протяжении долгого времени после выхода из Г.
|
Но возможности внушения не безграничны. При попытках внушить пациенту покушение с помощью бутафорского оружия у него возникала нервная сшибка, заканчивавшаяся истерическим припадком.
История гипноза
Знакомство с явлениями Г. существовало у людей с незапамятных времен. Гипноз использовался в течение тысячелетий. В древних санскритских летописях существуют доказательства использования исцеляющего транса и существования исцеляющих храмов в Индии. Старинные египетские папирусные свитки рассказывают нам о храмах для исцеляющего сна и использовании ввода в состояние транса с целью излечения.
В начале 1860-х годов Пьер Жани, Альфред Бинет и Шарль Фер начали использовать глубокий транс для создания феномена гипноза. Ранние эксперименты имели впечатляющий успех. Например, гипноз использовался для того, чтобы с его помощью вызвать органическое повреждение руки экспериментатора и затем заставить это повреждение исчезнуть. Эти ранние исследования имели потрясающее влияние на представления о способах лечения тела. Так как Подсознание управляет телом, гипноз ведет нас к удивительным возможностям физического излечения.
|
В 1500-х годах Парацельс, швейцарский врач был первым физиологом, который использовал магниты для лечения. Они проводил магнитом над телом пациента, чтобы инициировать процесс излечения. В 1600-х годах ирландец Валентайн Грейтрейкс исцелял людей тем, что он клал свои руки на тело больного и проводил магнитами над его телом. Его прозвали Великим ирландским «поглаживателем»: он был известен тем, что лечил людей с помощью массажа.
В 1725 году иезуитский священник Максимилиан Хел использовал магниты, чтобы исцелять людей. Один из его учеников, молодой врач из Вены, по имени Франц Антон Месмер взял с собой магниты обратно в Вену, чтобы использовать их в своей практике. В то время одним из основных медицинских способов лечения считалось кровопускание. Месмер открывал пациенту вену и позволял вытекать небольшому количеству крови. Когда процедура была закончена, он магнитами делал над порезом пассы, и кровотечение останавливалось. Однажды, когда Месмер проводил процедуру кровопускания, он потянулся за магнитами и не смог нигде их найти. Поэтому он взял свой стек и начал делать пассы над порезом стеком, и кровотечение закончилось! В терминах гипноза, как мы бы сказали теперь, это означает, что пассы магнитами или стеком были просто невербальным внушением, вызывающим транс, который и был причиной остановки кровотечения.
После своих ранних успехов Месмер сделал следующее заявление, которое позже вызовет жаркие дискуссии: причина остановки кровотечения — не энергия магнита, а магнетическая энергия, исходящая от пациента. Он назвал этот вид энергии животным магнетизмом. Месмер стал очень знаменит... так знаменит, что медицинское сообщество того времени объявило его методы мошенничеством.
Около 1840 года молодой лондонский хирург Джеймс Брэйд пошел посмотреть демонстрацию месмеризма под названием Ля Фонтейн. В то время месмерист обычно стоял около головы пациента и производил пассы вдоль его тела. Брэйда очень заинтриговало то, что во время сеанса глаза пациента оставались открытыми, и взгляд его был прикован к доктору. Брэйд отметил, что для возникновения состояния транса очень важно, чтобы взгляд пациента был сконцентрирован. Он ввёл новый термин, чтобы описать состояние сконцентрированности - нейро-гипноз. Он предполагал, что месмеризм работает просто благодаря внушению, которое вызывает состояние транса у пациента. Джеймс Брэйд в трактате «Нейрогипнология» (1841) впервые использует термин «Г.», который вытеснил слово «магнетизм». С этим фактом связывают нач. эры научной гипнологии.
В то же самое время Джеймс Эсдейл, британский врач, работавший в Индии, опубликовал книгу «Месмеризм». Он подчеркивал пользу месмеризма в процессах контроля над болью и избавления от боли. Он развил свои техники до появления хлороформа в качестве анестетика, который позже будет широко использоваться в хирургии. Эсдейл провёл более 500 операций, многие из которых без хлороформа были в высшей степени болезненны...и обнаружил, что многие из пациентов излечивались в сроки, более короткие по сравнению с обычным периодом выздоровления. Его чуть не исключили из Британской Медицинской Корпорации за утверждение, что месмеризм может использоваться для контроля над болью.
В 1864 году врач по фамилии Лебу, в городе Нанси, Франция, разработал систему терапии с использованием гипноза. Его коллега, доктор Бернхейм послал Лебо пациента с диагнозом «ишиас» (пояснично-крестцовый радикулит), и пациент был излечен буквально на следующий день. Бернхейм решил выяснить, что это за странная вещь, называемая гипноз, и вскоре после этого они с Лебо основали Школу Гипноза в Нанси.
Молодой Зигмунд Фрейд вместе с Лебо и Бернхеймом учился в этой Школе, и изначально он использовал гипноз в своей практике. Позже он прекратил использовать гипноз. Фрейд создал свой метод лечебной беседы, «терапии говорением», она стала психоанализом, которая изменила историю европейской психологии. Психоанализ затмил гипноз.
В начале 20-го века в области гипноза с медицинской и психологической точки зрения не было особо впечатляющего развития до 1943 года, когда Кларк Халл опубликовал свою классическую работу «Гипноз и Внушаемость». Эта книга представляла собой одно из первых психологических исследований гипноза. Халл оказал влияние на молодого Милтона Эриксона, который принимал участие в некоторых ранних исследованиях Халла. Джордж Эстабрукс — еще один выдающийся деятель в области гипноза, он использовал директивно-авторитарный подход.
Во 2-й пол. XIX в. вокруг понимания сущности Г. возник спор между 2 фр. школами — Нансийской (И. М. Бернгейм), где Г. описывали как результат того, что человек (гипнотик) поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом выраженной критики к внушению (по их выражению: «Г. нет, есть только внушение»), и Сальпетриерской, или Парижской (Ж. М. Шарко), в которой Г. понимался как болезненное состояние, связанное с истерией. Шарко, изучая явления Г. на больных, страдающих истерией, выделял след. стадии Г.: каталепсия, летаргия, сомнамбулизм. Оппонируя Шарко, нансийцы утверждали, что Г. связан исключительно с внушением, а не с патологической, истерической природой самого Г.
В ряду рос. физиологов, изучавших Г., необходимо назвать: В. Я. Данилевского, который дал экспериментальное обоснование единства природы Г. у человека и животных; В. М. Бехтерева, который делил Г. на 3 стадии (малый Г., средний и глубокий) и впервые предложил сочетать Г. с самовнушением. Ученик В. М. Бехтерева В. П. Протопопов высказал гипотезу о том, что состояния Г. м. б. объяснены с помощью принципа доминанты (А. А. Ухтомский). По Протопопову, Г. есть не тормозное состояние, но особая форма бодрствования, аналогичная состоянию человека при концентрации внимания на 1 раздражителе (своего рода реакция сосредоточения). И. П. Павлов указывал на то, что физиологическую основу Г. (у животных и человека) составляет процесс торможения в коре больших полушарий. С этой т. зр., Г. есть частичный сон, состояние, переходное между бодрствованием и сном, при котором на фоне заторможенных с разной степенью интенсивности участков коры присутствует бодрствующий, сторожевой пункт, обеспечивающий возможность раппорта. С т. зр. отечественной психотерапии (В. Е. Рожнов, А. М. Свядощ, И. З. Вельвовский), Г. нельзя смешивать с внушением. Неверным также является положение о том, что Г. возникает только в результате речевого воздействия. В Г. можно погрузить не только человека, но и животных. А вот способность воспринимать словесные внушения присуща только человеку.
Свою трактовку природы Г. дал З. Фрейд: это бессознательное перенесение на личность гипнотизера врожденных воспоминаний о племенном вожде и вытесненных отношений сына к отцу (источником последних является комплекс Эдипа), что и создает неодолимую власть гипнотизера.