Внушения в эриксоновском гипнозе




По оценкам ученых, большинство людей использует не более 10% своего умственного потенциала. Наше сознание слишком узко, жестко и ограниченно в своих представлениях о том, на что мы способны. Наша система образования и воспитания научила нас определенным навыкам и вооружила некоторыми знаниями, но в то же время ограничила нас жесткими рамками предубеждений против наших способностей и представлений о том, что мы можем, а что - нет. Наше сознание не знает, как это "не слышать" и "не чувствовать" по прямому указанию, хотя в соответствующих обстоятельствах мы делаем это легко и не задумываясь.

В эриксоновском гипнозе используются особые формы внушений - косвенные внушения. Эта форма гипнотического внушения направлена на то, чтобы человек мог выполнять определенные действия, которые он затрудняется делать сознательно, хотя автоматически и бессознательно они вполне доступны этому же самому человеку в определенных жизненных ситуациях. С помощью таких косвенных форм внушения у пациента появляется возможность контролировать и направлять такие реакции, которые обычно регулирует бессознательное.

Эриксон разработал и оставил в наследство множество уникальных форм косвенного гипнотического внушения, которые позволяют на мгновение изменить связывающие пациента ограничения сознания и открыться внутреннему потенциалу. Хорошо обученный специалист в эриксоновском гипнозе прежде всего - это хороший наблюдатель, умело распознающий то, что тормозит развитие каждого конкретного пациента.

Использование обучающих историй в методе эриксоновского гипноза

Сам Милтон Эриксон в свою работу с трансовыми состояниеми часто искусно вплетал обучающие рассказы - истории из своей жизни и жизни своих родственников и другие истории, рассказанные в форме притчи, которые представляют собой блестящие примеры искусства убеждения. Именно такие обучающие истории являются "фирменным знаком" эриксоновского гипноза, они придают терапии особое очарование и, безусловно, повышают её эффективность. Такие истории, рассказанные в трансе, также называются терапевтическими метафорами, и они способны повлиять на бессознательное и дать толчок к устойчивым позитивным изменениям в поведении человека. Рассказывая обучающие истории, гипнолог дает новую информацию, вызывает новые чувства и подталкивает к новому опыту. Общение происходит на разных уровнях, включая бессознательные. Новые, жизнеутверждающие взгляды могут быть переданы пациенту как в состоянии бодрствования, так и в гипнотическом состоянии.

Часто пациенты отождествляют себя с персонажами терапевтических метафор, тем самым впитывая в себя те качества, знания и умения, которые им необходимы для успешного решения своих проблем, и этот новый опыт затем переходит и в реальную жизнь. В качестве примера обучающих историй Милтона Эриксона, приведу рассказ из его книги "Мой голос останется с вами...", который называется "Как пройти из комнаты в комнату".

Я спросил студента: "Как пройти из этой комнаты в другую?"

Он ответил: "Сперва нужно встать. Затем сделать шаг...".

Я остановил его и сказал: "Назовите все способы, какими можно перейти из одной комнаты в другую".

Он сказал: "Можно бегом, можно шагом, можно прыгая на одной ноге или на двух; можно проделывая сальто. Можно выйти из здания, обойти его снаружи и зайти в комнату через другую дверь. Если хочется, то можно залезть через окно...".

Я сказал: "Вы обещали мыслить масштабно, а сами допустили промах, серьёзнейший промах. Когда я привожу этот пример, я обычно говорю: если бы мне нужно было попасть из этой комнаты вот в ту, я бы вышел через эту дверь, поехал бы на такси в аэропорт, купил билет в Чикаго, оттуда полетел бы в Нью-Йорк, Лондон, Рим, Афины, Гонконг, Сан-Франциско, Гонолулу, Чикаго, Даллас, затем обратно в Феникс, подъехал бы к дому на лимузине, вошел бы через задний двор, через черный ход, через заднюю дверь в эту комнату. А вы подумали только о движении вперед! И не подумали о движении в обратном направлении, ведь так? И к тому же забыли о том, что в комнату можно добраться ползком".

Студент добавил: "Или, разогнавшись, проехаться на животе".

 

ТРАНС

Основа понимания искусства гипноза – в понимании транса. Транс – это состояние, в котором имеет место гипноз. Это также состояние, в которое мы часто попадаем в течение обычного нашего дня.

Пример транса: ситуация в лифте. Вы входите в лифт, двери закрываются. Вам надо на седьмой этаж. Вы стоите и смотрите, как загораются и гаснут цифры: один... два... три... четыре... пять... шесть... Лифт останавливается, двери открываются, и вы говорите: «Ой, подождите, а это седьмой этаж?» Это транс. Еще более известен транс во время вождения машины. Я ехал, и ехал, и слушал радио... И внезапно мое сознание опять включилось, и я понял, что проехал 60 миль дальше того места, где мне надо было сворачивать. Транс во время вождения машины — это пример того, как Подсознание берет верх и направляет поведение, которое обычное бывает сознательным. Вероятно, самый обычный случай, когда мы находимся в трансе — это просмотр телевизора. Ситуация: вы смотрите телевизор, рядом с вами сидит человек и что-то вам рассказывает... а вы поворачиваетесь к этому человеку и говорите: «Что...?» В то время как вы смотрите телевизор, ваше Подсознание может сильно углубиться в просмотр и сохранять очень длинные серии образов. Если вы собираетесь вводить в гипноз детей, вы можете попросить их вспомнить их любимые телевизионные шоу — и они их разыграют для вас полностью.

Транс — это нормальное, волшебное, расслабляющее и очень полезное состояние. Люди всё время в него попадают. Существует принципиальная разница между трансом, в который вы идёте с гипнотерапевтом, и трансовым состоянием в лифте, в машине, перед телевизором. С гипнотерапевтом вас заботливо ведут в состояние транса с определенной полезной целью.

Главная характеристика транса заключается в том, что человек может по собственному желанию как «войти» в него, так и легко «выйти» обратно. Подобные состояния, целительные для психики, по-видимому, использовались человечеством с незапамятных времен. Они берут начало от племенных ритуалов, от ритуально-магических танцев первобытных охотников, прослеживаясь далее в истории человечества в виде различных религиозных ритуалов, что дало основание многим психологам говорить о «трансовой культуре» разных народов и цивилизаций.

На самом же деле транс не представляет собой что-то из ряда вон выходящее, таинственное или сверхъестественное. Милтон Эриксон говорил, что трансовые состояния часто встречаются в нашей обычной, повседневной жизни. Например, когда Вы ловите себя на том, что замечтались, глядя в окно автобуса во время долгой поездки... или когда Вы, стоя в длинной очереди, задумались о чем-то, забыв об окружающей суете... и вдруг, приходя в себя, резко опомнились - оказывается, на какое-то время Вы «отключались», пребывая в состоянии транса.

По Эриксону, транс - это такое состояние сознания, когда человек углубляется в свои воспоминания или внутренние переживания, в свой внутренний мир, отвлекаясь от внешних впечатлений, от окружающего мира. Некоторые ученики Эриксона, рассматривая распространенность транса, пошли еще дальше, утверждая, что мы и жить без транса не можем. Так, С. Геллер считает трансовые состояния настолько неразлучным нашим спутником, что по его мнению, буквально каждый раз, когда человек чему-либо научился или когда он убедил в чем-то собеседника, дело не обошлось без кратковременного, «мимолетного» транса.

Запись ЭЭГ (биотоков головного мозга) в состояниях транса, достигаемых при глубокой медитации, во время дыхательных сессий ребефинга (дыхательная психотехника), разница между полушариями - их асимметрия - выравнивается, исчезает. Вот тогда-то и наступает для человека состояние без времени и пространства, состояние, в котором нет неразрешимых противоречий, в котором совмещаются, интегрируются казалось бы, диаметрально противоположные точки зрения, разрешаются внутренние проблемы организма - и физиологические, и психологические. Важно, что при этом происходит как бы возврат мозга в состояние, свойственное для ребенка - физиологическая возрастная регрессия.

Вхождению в транс способствуют ряд моментов, помогающих изменить функциональное состояние мозга, изменить состояние сознания:
1. Сосредоточение внимания на внутренних ощущениях
, уменьшающее приток внешних раздражителей к мозгу, помогая тем самым отвлечься от окружающей реальности, от внешнего мира и окунуться в глубины мира внутреннего.

2. Дыхание, удерживающее внимание своим размеренным ритмом, заставляя внимание следовать за собой, а также помогая направить его в определенные участки тела.

3. Мышечное расслабление в удобной позе, уменьшающее приток информации от мышц к мозгу, помогая ему погрузиться в состояние покоя.

При этом необходимо также учесть, как изменяются в состоянии транса взаимоотношения полушарий – взаимное уравновешивание полушарий мозга выглядит как движение навстречу: более активное, доминантное полушарие снижает свою активность, как бы несколько умеряет свой пыл. Противоположное же полушарие, ранее сравнительно пассивное, наоборот, активируется. Отметим заодно, что в состоянии стресса межполушарная асимметрия может, напротив, усиливаться. Причем до такой степени, что это даже становится заметным внешне, по походке человека, по его жестам. Подобная закономерность нашла отражение и в языке: он встал «не с той ноги», его «заносит» (и на самом деле, подчас человек полностью здоровый в момент волнения замечает, что при ходьбе его то и дело «заносит» в одну сторону). Женщины иногда отмечают, что при сильном волнении они не могут пользоваться ножницами, шить - разрез отклоняется в сторону, строчка идет криво. Все это признаки чрезмерного «диктата» одного полушария.

Как добиться углубления транса, как помочь временному уменьшению активности доминантного полушария? Очень просто: путем подавления его специфической функции - речи. Имеется в виду не просто обычное молчание, а молчание внутреннее - остановка привычных, словесно оформленных мыслей, прекращение постоянно протекающего внутри нас внутреннего диалога, так называемая «ментальная пауза», или «внутренняя тишина». Аналогичный подход применяется при обучении технике быстрого чтения. Это типичный пример повышения возможностей человека за счет использования резервов подсознания. И тогда «речевое» полушарие, лишенное на время привычной работы и не зная, чем себя занять, на время вынужденного «безделья» успокаивается. Активизации же правого полушария помогает сосредоточение внимания на внутренних ощущениях, к примеру, связанных с дыханием - ведь оно теснее связано с восприятием информации от внутренних органов, чем левое. Также помогает этому и музыка. Ведь восприятием музыкальных мелодий «заведует» правое полушарие, музыка его активирует, как бы «подпитывает» энергией. Музыка может гармонизировать отношения между полушариями - особенно спокойная, переливчато-плавная, медитативная.

Так, в единстве и борьбе полушарий, возникает транс. Вернее, и возникает, и «живет», углубляясь, идя дальше в глубины подсознания. Ведь транс - это не просто состояние, а процесс, который развивается по своим законам. Углубление транса обычно происходит в определенной последовательности, постепенно захватывая все новые области сознания, в полном соответствии с представлениями о структуре сознания невролога В. М. Бехтерева. Это значит, что в процессе протекания транса можно условно выделить 4 этапа, или 4 степени его глубины:

1. Изменяется ощущение тела. Вначале появляются знакомые ощущения тяжести, тепла, «протекания энергии». Затем, по мере углубления транса, могут появляться ощущения противоположного характера - легкости, невесомости, вплоть до ощущения «растворения» тела. При этом также часто происходит, как принято говорить, изменение схемы тела. Это означает, что в нашем восприятии как бы деформируются привычные рамки собственного тела: изменяются привычные размеры, привычные пропорции, соотношения между частями тела. Может возникать ряд весьма необычных ощущений: от «удлинения» конечностей или шеи, «мягкости» костей до возможности ощутить свое тело... шарообразным, бестелесным «сгустком энергии».

2. Изменяется восприятие времени. Время может как бы то уплотняться, когда часы пролетают, как одно мгновение, то растягиваться, когда за считанные минуты, а то и секунды «внешнего», реального времени во «внутреннем» времени проходят часы, дни, а то и годы.

3. Изменяется восприятие окружающего пространства. Для человека, погруженного в транс, в его мысленном представлении окружающее пространство может то сужаться, как бы сжимаясь вокруг него, облегая его тело, сливаясь с его границами («не существует ничего вне моего тела - ничего, кроме моего собственного «Я», как центра Вселенной), то расширяться до бесконечности («мое "Я" - лишь ничтожно малая песчинка в океане беспредельности»), то «надвигаться» на него, то «отступать», либо изменяться еще каким-то иным, иногда весьма причудливым образом. Изменяться может не только восприятие пространства, но и ориентация в нем, или, как принято говорить, нарушается ориентация человека в месте своего нахождения - изменяется, а то и совсем пропадает, когда человек на время забывает об этом пресловутом месте, «выпадает» из него.

4. Изменяется восприятие собственной личности. Это совершенно естественным образом вытекает из положения, когда в результате прохождения трех предыдущих этапов - «ступенек» углубления транса наше «Я» оказывается в состоянии вне тела, вне времени и пространства. Вначале наше «Я» может наблюдать за происходящим как бы со стороны. А затем наше «Я» может и совсем растворяться, как бы воплощаясь в другие обьекты в нашем мысленном представлении. Впрочем, это уже характерно для перехода к более глубоким ИСС, нежели транс.

Именно этот сдвиг восприятия собственного «Я», погружение внутрь своего «Я», позволяющее увидеть себя с иной точки зрения, как бы со стороны, и дает нам возможность действительно познать себя. Дает возможность понять, что на самом деле лежит в основе наших желаний и поступков. Дает возможность увидеть, что творится в укромных закоулках и тайниках нашей собственной души, в подсознании. По мысли П. Д. Успенского, в обыденной жизни (в обычном состоянии сознания) человек представляется «живущим как бы на поверхности самого себя, не зная и не сознавая того, что именно находится в его глубине».

Обязательным условием, скорее даже основой, произвольного погружения в транс, как впрочем и в любое ИСС, является произвольное управление собственным сознанием. В принципе, неважно даже, достигается ли это целенаправленно или как побочный эффект, когда целью является не переживание ИСС само по себе, а нечто другое - от целей возвышенно-духовных (совершение молитвенных ритуалов в восточных религиозно-духовных практиках, творческое вдохновение поэта, художника и музыканта, интуитивное озарение мыслителя, погруженного в поиски истины) до приземленно-практических (к примеру, таких как придание телу нечувствительности к боли в восточных боевых искусствах).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: