Шесть речевых стратегий.




При речевом воздействии после установления раппорта в ход пускаются так называются. речевые стратегии. Необходимо отметить, что без наличия раппорта все эти методы, скорее всего, окажутся неэффективными.

1. Трюизмы. Трюизм – это некое выражение или утверждение, как бы совершенно истинное: Каждый человек хоть когда-нибудь спит.Все мы можем что-нибудь забыть.Москва – столица России.Вы можете сесть на этот стул.

Не смотря на свою простоту, трюизмы очень хорошо действуют и весьмаэффективны. Если вы, например, хотите помочь человеку измениться, вы можете

начать с фразы: Все люди могут меняться. Против такой конструкции никто возразить совершенно не в состоянии. Но «клиент» тоже человек, следовательно и он на это способен. Часто встречающаяся ситуация при попытке решить какую-то проблему – это неверие человека в то, что он способен ее решить. А при помощи такой достаточно простой манипуляции вы можете обойти это его ограничивающее убеждение. Трюизм помогает направить человека в нужное вам русло, задать некое направление движения его мысли.

Еще один способ использования трюизма – вызвать определенное доверие к последующим утверждениям: Париж – столица красоты... Институт Волос "Элида" находится в Париже. Для этой цели очень часто используют поговорки или пословицы, которые мы просто по привычке воспринимаем как некую истину: Кто рано встает, тому бог дает. Если вы придете ночью или рано утром, то вы сможете купить товар дешевле.

Предположения.

– Как только вы сядете на стул, вы почувствуете себя лучше. Здесь вы предполагаете, что если произойдет одно событие (вы сядете на стул), то после него произойдет и другое (почувствуете себя лучше). Здесь под термином "предположения" будет пониматься именно такие конструкции. Ваша задача связать между собой при помощи слов две обычно совершенно несовместимые вещи: событие, которое скорее всего произойдет (или мотивацию), с результатом, который вам нужен.

- Сразу после того как вы выйдете за дверь, вы забудете все то, о чем мы с вами говорили. Если вы хотите, чтобы ваша фирма работала лучше, то вам совершенно необходимо взять меня на работу. После того, как вы выйдете за дверь, вы вспомните, что вам к следующему разу нужно принести выполненное домашнее задание.

В последнем примере действие, которое обязательно произойдет – "выход за дверь" (при чем не говорится, за какую конкретно – дверей много), а то, что вы хотите получить – "принести выполненное домашнее задание".

Существуют различные виды мотивации. Можно мотивировать К (как в предыдущем примере), а можно ОТ: - Если вы не хотите получить взбучку, то в следующий раз принесете выполненное домашнее задание. Можно попробовать "кнут и пряник" объединить в одно утверждение: - Если вы хотите закрепить материал еще лучше и не хотите получить взбучку, то к следующему разу принесете выполненное домашнее задание. Учтите, что оба варианта связывания (с событием и с мотивацией) работают по разному. Связь с событием более безусловна и бессознательна: вышел за дверь – вспомнил о домашнем задании. У этого способа есть большой плюс – можно привязывать то, что человек сознательно делать пока не в состоянии – избавление от головной боли, создание нового поведения:

Связь с мотивацией более осознанна, но в то же время может быть (если подобрана корректная мотивация) и более мощной. В данном случае она работает не только на то, чтобы человек "вспомнил", но и на то, чтобы он это сделал. Итак, если от собеседника вам нужно просто конкретное действие (впадение в транс, исчезновение головной боли) – лучше связь с ситуацией, если вам нужно, чтобы человек что-то делал (готовил домашнее задание, мыл полы) – то лучше связь с мотивацией.

Наиболее часто употребляемые конструкции в предположениях:

1) как только,

2) после того, как;

3) сразу, как;

4) если, то;

5) когда;

6) прежде, чем.

Против предположений очень трудно сопротивляться, даже если вы их осознаете: – Если пойдешь в комнату, закрой окно. И возразить нечего. Этого как бы стало единым целым – комната и закрытоеокно. Вы связали это при помощи языка, хотя реально эти вещи совершенно несвязаны. И вы не можете сказать "нет", если не хотите закрывать окно, потомучто это будет означать, что и в комнату вы больше не пойдете. Это стало целыми разделить это достаточно трудно.

3. Противоположности.

Этот метод основан на использовании следующих конструкций:

1) чем... тем

2) настолько... насколько

- Чем быстрее вы замолчите, тем больше мы успеем.

Как всегда, связи никакой, но работает. На этом регулярно ловят детей. Если в предположениях связываются между собой два события, то есть две статичные вещи, то здесь уже связываются два процесса (может быть, даже ведущие в разные стороны – отсюда и “противоположности”): - Чем больше ты смеёшься, тем глубже погружаешься в транс. Хотя смех погружению в транс не должен способствовать, здесь эти вещисвязаны, и усиление одного приводит к усилению другого.

4. Вопросы.

– Осознаете ли вы, что уже начали понимать, что такое гипноз? Еще одна ловушка. Здесь предполагается, что вы уже понимаете, что такое гипноз, просто не осознаете. Сознание будет искать ответ на вопрос, а для бессознательного "понимание гипноза" становится истиной. Глаголы, которые наиболее часто используются в вопросах:

1) осознаете

2) понимаете

3) знаете

4) замечаете

5) обратили внимание

6) вспоминаете

– Вы уже понимаете, что делаете все с каждым разом лучше и лучше? (Лично я не знаю, что конкретно вы делаете, но вне зависимости от ответа, выделаете это лучше, не знаю по сравнению с чем). – Замечаете ли вы наступающие изменения? (Все уже заметили, что с вами что-то не так – как-то вы изменились, что-тонаверное с вами произошло. Вопрос только в том, заметили ли это вы сами.Изменений может еще и не быть, но если человек начинает их искать, он ихобязательно найдет – а это означает, что они появятся).

5. Ложные выборы.

– Вы хотите купить стиральную машину или холодильник?

– Вы предпочитаете погрузиться в транс быстро или медленно?

– Вам арбуз порезать или возьмете так?

И уже всем надоевшая конструкция, которую так любят продавцы на рынке:

– Что вам взвесить?

Здесь вы предлагаете человеку выбор, который не важен... Важно то, что стоит за этим выбором. Вам не важно, хочет человек, чтобы арбуз был порезан, или нет – вам важно, чтобы его у вас купили. Но язык великая вещь – вы взяли и сместили акценты, вы сконцентрировали человека на выборе: порезать или нет. А вопрос "покупать или нет" отпал сам собой.

6. Все выборы.

– Вы можете войти в транс медленно, вы можете вообще не входить в транс, но я думаю, что вы войдете в него очень быстро.

Вы перечисляете все возможные выборы. НО! Здесь вы просто выделяете то, что хотите получить не с помощью слов, а голосом, интонаций, движением руки. И это остается в подсознании. При этом, естественно, нужно нежелательный результат выразить в достаточно мягкой форме и показать, что уж это вам точно не нужно. А наиболее желательный результат выразить наиболее сильно и максимально положительно. Надо помнить о том, что запоминается начало и конец фразы, а середина как бы "пропадает".

Все вышеперечисленные методы могут использоваться как по отдельности, так и в сочетании друг с другом, причем надо отметить, что в последнем случае достигается наибольший эффект речевого воздействия.

Дискредитация как речевая стратегия

Дискредитация – это подрыв доверия к кому-либо, чему-либо, умаление авторитета, значения кого-то или чего-то. Сама по себе дискредитация, разумеется, включает не только речевые действия: подрывать доверие может обнародование каких-либо негативных фактов или мнений, действия, сигнализирующие о недоверии (прямо или косвенно), и т. д. Нас же интересуют именно речевые действия, цель которых - подорвать доверие, вызвать сомнение в положительных качествах кого-либо. В русском языке для обозначения этих действий используются такие лексические приемы, как оскорбление, издевка, насмешка, нанесение обиды. При этом одной из коммуникативных задач (кроме информирования об отрицательной оценке) является отрицательное воздействие на чувства адресата: намерение унизить, уязвить, выставить в смешном виде.

Общая речевая стратегия дискредитации реализуется в частных стратегиях когнитивного, семантического и риторического типа. Когнитивная стратегия определяется как "способ обработки информации в памяти ". Новое знание должно быть введено в модель мира адресата таким образом, чтобы он "принял его, соотнес с уже известным и осознал как свое, личное (так называемая "приватизация знаний"). Семантические стратегии определяют, как и какими языковыми средствами цель может быть достигнута. Следовательно, стратегии этого типа имеют непосредственное отношение к выбору семантических, стилистических и прагматических средств. Возможность достичь цели разными путями находит отражение в понятии речевой тактики. Некоторые когнитивные и семантические стратегии обладают и риторическими свойствами. Риторический аспект речевых действий связан с приемами убеждения, привлечения внимания (повторы, преуменьшения, преувеличения, метафоры и др.). Эти виды стратегий можно проиллюстрировать с помощью примера: "Ветер дует в спину А. Чубайса. Одни вниз тормашками с высоких кресел, а он прямо-таки летит вверх. Простаки скребут в затылках, силясь понять непонятное. За какие заслуги? Какая-то непостижимая удачливость, будто он - Барон Мюнхгаузен, стрельнувший ружейным шомполом и нанизавший гирлянду уток. Будто под магический шепоток старика Хоттабыча перед ним раздвигаются футбольные ворота, и он без промахов загоняет туда мячи. Получается, сделал свое дело хорошо, даже очень. А дело-то, все знают, у него было наитруднейшее, такого, думается, ни у кого не было и нет. Раздать, разделить государственную общественную собственность. Да так, чтобы каждой сестре досталось по сережке и чтобы "сестры" не заметили, как вместо сережки им навесили дырки от бубликов." (газета "Правда", 1994, 23 ноября) Общая стратегия дискредитации реализуется в представленном фрагменте текста как издевка, очевидна цель: зло, оскорбительно высмеять политического деятеля. Цель достигается в результате применения комплекса приемов когнитивного и семантического плана.

1. Когнитивный прием "загадка". Читатель "разгадывает" ее вместе с автором: и почему это Чубайс "прямо-таки летит вверх"? Иллюзия совместного семантического вывода - один из продуктивных способов внедрения новых знаний

в модель мира читателя. Ему уготована роль "смышленого простака", который сам

находит отгадку.

2. Когнитивный прием литературной аллюзии. Сравнение со сказочными героями (вралем бароном Мюнхгаузеном, стариком Хоттабычем) позволяет основательно усомниться в закономерности "взлета" героя: заслуг нет, все как в сказке.

3. Псевдологический вывод (провокация): "Получается, сделал свое дело хорошо?!" - по сути блокирует позитивное умозаключение и предполагает переход к доказательствам, что дело сделано плохо. На самом деле доказательств нет, а есть эмоциональная констатация факта: "Навешал дырки от бубликов". Подобный семантический ход существенно отличает тактику оскорбления и издевки от тактики обвинения.

4. Гипербола, доходящая до абсурда: "прямо-таки летит вверх".

5. Лексико-грамматическая модель с отрицательной окраской:"За какие заслуги?". Этот риторический вопрос всегда предполагает негативный вывод.

6. Акцент на серьезности дела, требующего высокой квалификации ("дело-то

наитруднейшее") подготавливает к выводу о неоправданных ожиданиях.

7. Семантическая единица "обман, мошенничество" наводится с помощью значения определенных слов и словосочетаний: "непостижимая удачливость", "ветер дует в спину", "сестры не заметили,...как им навешали дырки от бубликов", "магический шепоток старика Хоттабыча".

В совокупности все рассмотренные приемы имеют цель подтолкнуть читателя к выводу о том, что А. Чубайс - некомпетентный обманщик. Кроме того, у читателя возникает вопрос о том, кто тот Хоттабыч, помогающий Чубайсу, и откуда дует ветер, поднимающий нашего героя вверх. Цель - подорвать доверие к Чубайсу - достигается не прямым оскорблением личности (обманщик, мошенник), а путем сравнения героя публикации с литературными персонажами, имеющими определенную "репутацию" в национальном сознании. В целом такой тактический ход может быть условно обозначен "Он похож на...", где сравнение заведомо принижает и дискредитирует личность.

Вот некоторые идеи НЛП, которые используются практически:

1. Идея модальностей, или субмодальностей — представлений, основанных на пяти перцептивных системах, называемых в просторечии органами чувств.

2. Идея метамоделей и трансформации глубинных структур опыта в поверхностные языковые структуры.

3. Использование механизмов блокировки опыта в языке (генерализация, опущение, искажение).

4. Использование модальных операторов в языке (желательность, долженствование, возможность).

5. Разработка идеи шаблонов восприятия и работы с ними.

6. Идея метапрограммирования, формирования метапрограмм — «фильтров», через которые человек воспринимает окружающий мир

7. Способы «якорения» — установки «якорей» в сознании по типу Павловских условных рефлексов

8. Методы построения раппорта.

9. Представление о «трансе» и формировании «транса» — состояния сознания, которое облегчает внедрение необходимых установок.

На Западе использование НЛП в рекламе запрещено законом. И тамошние политики опасаются прибегать к нему, чтобы избежать нежелательной огласки и последующего скандала (хотя известно, что услугами специалистов по НЛП пользовались такие известные политики, как Маргарет Тэтчер и Рональд Рейган).

Итак, НЛП с помощью речевых стратегий способно менять как поверхностные поведенческие реакции того, на кого направлено воздействие: аудиторию, клиента, пациента, участвующего в психологическом тренинге, — так и глубинные, личностные структуры.

НЛП отличается тем, что делает работу по изменению глубинных структур психики как на сознательном, так и на подсознательном уровне, более близкой и доступной. Это достигается за счет технологизированных методов и способов работы, четко описанных и выявленных механизмов, берущих свое начало в анализе языка и речи.

Гуманистически ориентированные психологи не одобряют методы НЛП, считая их манипулятивными, а порой и антигуманными. Вместе с тем, сам метод или техника, конечно же, не являются гуманными или антигуманными, их значение определяется теми целями, которые ставят перед собой люди и организации, их использующие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: