Конспекты статей по русской журналистике
Содержание
П.Я. Чаадаев. Философическое письмо. Письмо первое................................. 3
В.Г. Белинский. О русской повести и повестях г. Гоголя............................... 4
В.Г. Белинский. Ничто о ничем, или отчет г. издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы............................................ 6
В.Г. Белинский. Несколько слов о «Современнике»....................................... 9
В.Г. Белинский. Вторая книжка «Современника»......................................... 10
В.Г. Белинский. Парижские тайны.................................................................. 11
В.Г. Белинский. Взгляд на русскую литературу 1846 года........................... 13
В.Г. Белинский. Письмо к Гоголю................................................................... 15
Н.В. Гоголь. Выбранные места из переписки с друзьями............................. 16
А.И. Герцен «Былое и думы»........................................................................... 18
А.И. Герцен. «Москвитянин» и вселенная..................................................... 23
А.И. Герцен. Письма из Франции и Италии (письмо второе)...................... 24
А.И. Герцен. Крещенная собственность.......................................................... 26
А.И. Герцен. Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ................................................................................................ 28
А.И. Герцен. VII лет.......................................................................................... 29
А.И. Герцен. К старому товарищу. Письмо второе........................................ 30
Из «Полярной звезды» и «Колокола».............................................................. 31
В.И. Ленин. Памяти Герцена............................................................................ 38
Н.Г. Чернышевский. Русский человек на rendez-vous................................... 39
Н.Г. Чернышевский. Г. Чичерин как публицист............................................ 41
Н.Г. Чернышевский. Полемические красоты (коллекция вторая)................ 42
|
Н.Г. Чернышевский. Не начало ли перемены?............................................... 45
Н.Г. Чернышевский. Письма без адреса. Письмо второе.............................. 46
Н.А. Добролюбов. Литературные мелочи прошлого года............................ 47
Н.А. Добролюбов. Что такое обломовщина.................................................... 51
Н.А. Добролюбов. От Москвы до Лейпцига.................................................. 53
Н.А. Добролюбов. Когда же придет настоящий день?.................................. 54
Н.А. Добролюбов. Письмо Славутинскому.................................................... 57
Ф.М. Достоевский. Г-Н – бов и вопрос об искусстве.................................... 58
Д.И. Писарев. Московские мыслители............................................................ 61
Д.И. Писарев. О брошюре Шедо-Ферроти...................................................... 65
Д.И. Писарев. Пчелы......................................................................................... 67
Д.И. Писарев. Реалисты.................................................................................... 69
Д.И. Писарев. Французский крестьянин в 1789 году.................................... 72
Материалы из «Искры»..................................................................................... 74
Список литературы............................................................................................ 76
П.Я. Чаадаев. Философическое письмо. Письмо первое
«Философическое письмо» П.Я. Чаадаева было опубликовано в 1836 году в журнале «Телескоп». Это произведение можно назвать знаковым, этапным для развития русской философии в целом. Иными словами, русская философия вышла на новый этап своего развития. Сторонники и критики Чаадаева основали два направления русской философской мысли – западников и славянофилов соответственно. В «Философических письмах» Чаадаев впервые выявляет две главнейшие идеи русской философии: стремление к реализации утопии и проблему поиска национальной идентичности.
|
В первую очередь, Чаадаев позиционирует себя в качестве религиозного мыслителя. В частности, философ признает существование Высшего Разума, а Высший разум оказывает влияние на ход истории через Провидение. В целом, учение о бытии Чаадаевым выстраивается с христианских позиций. То есть, христианство не отвергается философом, однако Чаадаев иначе интерпретирует основную идею христианства о «водворении царства божьего на Земле»: Царство Божье в данном случае является метафорой справедливого общества.
А пример такого справедливого общества мы можем наблюдать на Западе, поскольку именно западная цивилизация в большей мере приблизилась к его построению: «А в их недрах каждый отдельный человек обладает своей долей общего наследства, без труда, без напряжения подбирает в жизни рассеянные в обществе знания и пользуется ими». Что касается судьбы России и её исторического пути, Чаадаев высказывается очень скептически: «мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого»; «одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его»; «Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы...». То есть, речь здесь идет о некоей пустоте российской истории, о том, что путь России был изначально оторван от пути западных народов: «Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас».
Чаадаев полагал, что православие и византийские традиции являются главной причиной того, что исторический путь России шел обособленно от истории народов Запада: «Ведомые злою судьбою, мы заимствовали первые семена нравственного и умственного просвещения у растленной, презираемой всеми народами Византии».
|
Чаадаев полагает, что западное католическое христианство помогает народам в учреждении на земле совершенного порядка – Царства Божьего на земле. В западном христианстве в отличие от восточного есть «животворный принцип единства», кроме того, православие проникнуто идеями аскетизма, отрешения от мира, смирения. А европейские народы были изначально нацелены на борьбу, и именно в процессе борьбы у них и формировались «идеи долга, закона, правды, порядка».
В письме Чаадаева ясно прослеживается мысль о связи между борьбой за идеи и социальным благосостоянием: «Искали истину и нашли свободу и благосостояние». Вместе с тем, Чаадаев указывает на наличие у западных народов целого ряда пороков, однако, видимо, эти пороки несопоставимы с достоинствами европейской цивилизации. Наконец, огромной и справедливой критике П.Я. Чаадаев подверг крепостничество: «Свергнув иго чужеземное, мы могли бы воспользоваться идеями, которые развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от общего семейства, мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освященному самим фактом нашего освобождения».