Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры; выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата. Идет тренировка мышц нижней челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого неба, мимических мышц. Для этого используются статические и динамические упражнения.
Рекомендации при выполнении упражнений
• выполнять упражнения только перед зеркалом;
• избегать сопутствующих движений (работает только группа мышц);
• выполнять упражнение в спокойном темпе, без усилий, стремясь к плавному и ритмическому выполнению движений.
Комплекс упражнений артикуляционно-мимической гимнастики
Упражнения для мышц лба:
– нахмурить брови, с угрозой произнести «А-а!»;
– удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с восхищением
«А-а!»
Упражнения для мышц глаз:
– зажмуриться – «распахнуть» глаза;
– поочередно закрывать и открывать то правый, то левый глаз;
– озорно, со значением подмигивать;
– спокойно закрывать и открывать глаза, максимально расслабляя мышцы век;
Упражнения для щёк:
– надувать щёки;
– втягивать щёки;
– перекатывать воображаемый шарик во рту (поочередно надувать щёки);
– «полоскать рот» воображаемой водой.
Упражнения для губ:
– улыбнуться («и-и-и»);
– сложить губы в трубочку («у-у-у»);
– двигать губами от правой щеки к левой;
– двигать губами по кругу;
– «развесить губы»;
|
Упражнения для языка:
– расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами
(«пя-пя-пя»);
– пощелкать языком, присасывая строго по средней линии;
– вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»);
– облизывать губы.
Изобразить:
– грозного владыку;
– лазутчика;
– кокетливую барышню;
– деревенского дурачка.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
(тексты стихов Е.С. Анищенковой)
Ах, какое наслажденье
Есть вишневое варенье!
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз, но не из стороны в сторону.
** *
Вот грибок на тонкой ножке -
Ты клади его в лукошко!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот. Язык будет
напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная
связка – ножку гриба.
***
Ловко кисточкой забор
Красят Петя и Егор.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка “покрасить” нижние зубы., совершать движения языком сначала из
стороны в сторону, потом снизу вверх. (Только верхние зубы).
***
У щенка – малютки
Уже большие зубки.
Как покажет их Трезорка,
Сразу в дом бежит Егорка.
Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние
верхние и нижние зубы. Чтобы показать ребенку, как это сделать,
надо про себя произнести звук ”и”. Удерживать в таком положении
губы на счет от 1до 5.
***
Язычок наш молодец
Достает он леденец!
1. Приклеить кусочек леденца к небу, достать его кончиком языка.
|
2. Предложить ребенку улыбнуться, показать зубы, открыть рот и
кончиком языка дотянуться до леденца. Губы остаются
неподвижными.
***
Широко разинув рот
Зевает толстый бегемот.
А веселая мартышка
Губы сжав,
Читает книжку.
Рот широко раскрыть. Вдох через рот: имитация зевоты.
Затем плотно сжать губы.
Чередовать упражнения.
***
Смастерим мы дудочку,
Дудочку – погудочку.
Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком
положении под счет от 5 до 7.
***
Собираем мы без спешки,
Словно белочка – орешки.
Рот приоткрыть. Поочередно упираться языком в щеки, имитируя
выдавливание шариков.
***
Наливаем воду в бочку –
Надуваем сильно щечки
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. “Полоскать” рот воздухом.
***
Не нужны сейчас улыбки –
Делай ротик, как у рыбки.
Губы сжаты, щеки втянуты.
***
Мы печем, печем блиночки
И для сына, и для дочки.
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звукосочетание: “пя-пя-пя”.
***
Петя встал сегодня рано
И стучит по барабану.
Улыбнуться, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами, при этом четко произносить звук; “ д-д-д-д…” - сначала
медленно, затем темп увеличить.
***
На лошадках по дорожке
Скачут Аня и Сережка.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.(Как лошадка цокает копытами).
|
***
Тик-так, тик- так –
Ходят часики -
Вот так!
Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать
из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
На качелях мы качались
И друг другу улыбались!
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны и удерживать в таком
положении под счет от одного до пяти, затем поднять широкий язык
за верхние зубы и удерживать под счет от одного до пяти.
Поочередно менять положение языка 4-6 раз.
***
Мы с моей подружкой Светкой
Жуем мятные конфетки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, “пожевать” передними зубами.
Кончик языка широкий.
***
Ходят по двору подружки -
Две болтливые индюшки.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, затем ускорить темп и добавить
голос, пока не послышиться “бл-бл-бл…”.
***
Обезьянка, бегемотик –
Все водой полощут ротик.
Рот закрыть, губы плотно сжать, щеки надуть. Имитировать полоскание рта водой.
***
И –У, И- У, И- У
Взяли в садик мы дуду.
Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть вперед
(“трубочка”). Чередовать движения 6-7 раз.
***
На нижней губке язычек
Расстелим, как половичек.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении на счет
от 5 до 10.
***
Эй, дружок, Антошка!
Сыграй нам на гармошке!
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу. Не опуская язык, открывать и закрывать рот. Губы в положении улыбки. При
повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и
все дольше удерживать язык в верхнем положении.
***
Как волшебник наш Николка –
Лопатку превратил в иголку.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
Лида, Оля и Наташка
Пили молоко из чашки.
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть вперед язык, кончик языка загибать вверх.
***
Поиграть тебе охота?
Загоняем мяч в ворота.
Вытянуть губы трубочкой и длительно подуть на ватный шарик, который лежит на столе. Воротами могут служить два кубика или коробочка.
***
По утрам мы чистим зубки,
Любим песенки и шутки.
Водить кончиком языка по верхним и нижним зубам.
Совершать по 5 движений справа налево и слева направо.
***
Потолок покрасил гномик,
Приглашает нас в свой домик.
Улыбнуться, открыть рот, “погладить” кончиком языка твердое небо, совершая движения вперед и назад.
***
Быстро по реке плывет
И гудит наш пароход - “ыыыы”!
Приоткрыть рот и длительно произносить звук “ыыыыыы”
- имитация гудка парохода. Обратить внимание ребенка, что
широкий кончик языка прижат к небу и не двигается.
***
Шарик лопнул у Танюшки –
Плачет, бедная девчушка.
Предложить ребенку длительно произнести звук “ш”. Передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
***
Заводи мотор, пилот!
Пусть взлетает самолет:
Дррррррррр …………
Предложить ребенку длительно произнести сочетание “дрррр…..”. Широкий кончик языка приподнят к небу и дрожит.
***
Стучат колеса: т-т-т-т
В вагоне едем я и ты.
Улыбнуться, приоткрыть рот, стучать кончиком языка по небу за верхними зубами, произносить “ттттттт…”.
***
Чистить зубки тщательно
Всем деткам обязательно.
Облизывать зубы снаружи и внутри по 3-5 движений в каждую сторону.
***
Язычок играет в прятки –
Поиграйте с ним, ребятки!
Улыбнуться, приоткрыть рот, вытянуть как можно дальше язык между зубами, быстро убрать внутрь рта. Повторять 5-6 раз.
***
С братом мы возьмем насос-
Будет праздник для колес:
Подкачаем шины
Папиной машины
Преложить ребенку длительно произнести звук “сссс…”. Обратить его внимание, что при произнесении звука язык находится за нижними зубами, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
***
Лопаткой ямку я копаю,
Цветы иголкой вышиваю.
Улыбнуться, выложить широкий язык на нижнюю губу, затем сделать язык узким, а кончик языка – острым.
***
Кормит ласточка птенцов –
Голосистых молодцов.
Опускать и поднимать нижнюю челюсть.
***
Ветер дул на одуванчик –
Разлетелся сарафанчик.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке.
***
Юля бублик быстро съела,
Земляничку захотела.
Округлить губы как при произнесении звука “о”.
Затем имитировать захват губами ягоды земляники.
***
Мурка спинку выгибает,
Глазки щурит и зевает.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, выгнув при этом спинку языка.
***
Киска сердится на Машу:
Хочет рыбку, а не кашу.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Прижать кончик языка к нижним зубам, при этом спинку языка поднимать и опускать.
***
Кашку манную мы ели
И добавки захотели.
Хобот вытянул слоненок,
Плачет великан – ребенок
Растянуть губы в улыбке. Поизносить: “ням-ням-ням….”
Затем вытянуть губы вперед, длительно произнести “ууууууу…”.
***
Сосет апельсиновый сок
Из трубочки мамин сынок.
Имитировать высасывание сока через тоненькую трубочку.
***
Тарелку вылизал щеночек,
Колбаски просит он кусочек.
Вылизывать широким языком блюдце, намазанное выреньем.
***
Бобик с мясом съел картошку,
Вылизал большую плошку.
Имитировать вылизывание плошки языком.