1) Упражнение. Тренировка ритмичного движения под музыку, развитие, наблюдательности и памяти:
а) участники группы двигаются произвольно под музыку;
б) двигаются и напевают мелодию;
в) стоят и мячом или ладонями отстукивают ритм мелодии;
г) двигаются и отстукивают ритм мелодии.
2) Упражнение. Изобразить интонационно и вербально:
– грозного владыку,
– кокетливую барышню,
– деревенского дурачка,
– лазутчика.
3) Упражнение. Изобразить интонационно следующие состояния, (произносить перед зеркалом звук «А» с разным настроением):
– нейтральное, – хмурое,
– простодушное, – враждебное,
– саркастическое, – радостное,
– злое, – усталое,
– немного сердитое, – грустное,
– недовольное, – скорбное,
– возмущенное, – удивленное,
– притворно радостное, – расстроенное,
– сомневающееся, – скептическое.
4) Упражнение. Письменное задание – проанализировать эмоциональное состояние.
1. Предлагается список предложений для завершения:
• Мне хорошо, когда...
• Мне грустно, когда...
• Я чувствую себя глупо, когда...
• Я сержусь, когда...
• Я чувствую себя неуверенно, когда...
• Я боюсь, когда...
• Я чувствую себя смело, когда...
• Я горжусь собой, когда...
2. Нарисовать выражение лица, когда чувствуешь себя:
– хорошо,
– глупо,
– грустно,
– сердито,
– неуверенно,
– испуганно,
– смело,
– радостно.
5) Упражнение. Интонационно выразить:
– радость,
– грусть,
– злость,
– печаль,
– скорбь,
– недовольство,
– объясниться в любви,
– сказать комплимент,
– рассердиться,
– объяснять бестолковому,
– передать сплетню,
– поздравить с праздником,
– произнести лозунг.
Каждое слово заменить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».
|
6) Упражнение. Имитация диалогов: все слова в предложении замещаются сочетанием гласных «АОУ» или «АОУИ» с сохранением интонационно-мелодического оформления высказывания:
– учитель – ученик,
– врач – пациент,
– милиционер – правонарушитель,
– знакомство юноши с девушкой.
7) Упражнение. «Звукоподражательное изображение животных».
Инструкция:
– Представьте себя каким-нибудь животным и воспроизведите его пластику и голос.
8) Упражнение. Рассматривать воображаемые фотографии, выражать положительное, отрицательное, безразличное отношение, озвучить.
9) Упражнение. Передача воображаемых эмоций, предметов и объектов
(радость, удивление, гнев, ежик, гиря, котенок и т.д).
10) Тренинг. Инсценировка сказки на языке «АОУИ» или «АОУ»:
Пародия на программу «Спокойной ночи, малыши!».
Инструкция:
– Мимика, жест, движения, интонация – утрированно-выразительные; все слова в предложениях замещаются сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ».
11) Упражнение. Выражение эмоционального отношения по кругу.
Инструкция:
– Изобразить различные эмоциональные состояния; озвучить сочетанием гласных «АОУИ» или «АОУ»:
– гнев, – любовь,
– радость, – забота,
– раздражение, – смятение чувств,
– презрение, – подавленность,
– недоумение, – отверженность,
– восторг, – отчужденность,
– огорчение, – стыд,
– удовольствие, – агрессия,
– грусть, – апатия.
11) Упражнение. « Пение диалогов».
12) Упражнение. Постановка оперы (могут быть использованы сюжеты сказок).
13) Упражнение. Члены группы должны определить, какую эмоцию выражает партнер:
|
– растерянность, – смущение,
– отчаяние, – скромность,
– нежность, – кокетство,
– высокомерие, – гордость,
– восхищение, – трепет,
– зависть, – мстительность,
– трусость, – малодушие,
– патриотизм.
14 ) Тренинг. Диалог на заданную тему на языке «АОУ» или «АОУИ» (по два участника в центре круга):
– сплетня;
– скандал;
– спор;
– радостная новость;
– поздравление;
– скорбная весть;
– ленивый, вялый диалог;
– «светский щебет»;
– агрессия;
– угроза.
15) Тренинг. Инсценировка сказок на языке сочетаний гласных
«АОУИ» и «АОИ»: «Три медведя», «Колобок», «Теремок».
16) Тренинг. «Встреча».
Упражнение выполняется в парах.
Двое идут навстречу друг другу и изображают встречу эмоционально, с голосовым, мимическим и двигательным сопровождением:
– друзей;
– врагов;
– братьев;
– сестер;
– подруг;
– соседок;
– детей и родителей;
– одноклассников.
17) Упражнение. Приветствие.
Инструкция: встать в круг. Положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть друг на друга, выразить радость от встречи.
18) Упражнение. «Уникальная личность».
Участники группы рассказывают каждому по очереди о его достоинствах и присваивают звание «самый-самый» (находчивый, добрый, умный, ловкий, мягкосердечный и т.д.).
19) Тренинг. «Подарок ко дню рождения».
Инструкция:
– Выберите сказочный персонаж (Красная Шапочка, Баба-яга, Золушка, Мальчик-с-пальчик, Пеппи Длинныйчулок, Карлсон, Винни-Пух и т.д.). Каждый сказочный герой является именинником. Подумайте, что этот герой больше всего ценит на свете, кого любит, о чем мечтает, что ему нужно, что бы он хотел получить в дар. Вы – волшебники, которые способны дать то, что хочет каждый и поздравить.
|
20) Упражнение. Высказать добрые пожелания друг другу.
21) Упражнение. Письмо другу.
Каждый пишет, а потом зачитывает письмо соседу по группе.
Написать можно добрые слова, пожелания, признания, сомнения. Главное, чтобы письмо принесло радость адресату.
22) Задание. Говорить добрые слова друг другу, глядя в глаза.
Движение – «Карусель» (Один круг внутри другого).
23) Инсценировка. «Необитаемый остров».
Все члены группы или половина группы участвуют в сочинении сказки, а затем – в ее постановке. Нужно освоить остров и организовать хозяйство, определить, какой будет социальный строй, какая власть, религия, лечение, праздники, наказания. Затем осуществить инсценировку.
24) Тренинг. «Трехпрограммное радио».
В центре – три стула, на стульях участники тренинга, а также ведущий. Дотрагиваясь до правого плеча игрока, ведущий «включает программу», через 20–30 секунд, прикасаясь к левому плечу игрока, «переключает на другую программу».
Возможны пародии на следующие программы: «Прогноз погоды», «Концерт по заявкам», «Новости культуры, спорта», рекламные паузы, передача для детей и т.д.
25) Тренинг. «Сила слова».
Пациенты составляют три списка слов, характерных для людей, неуверенных в себе, уверенных, агрессивных.
Все по очереди зачитывают свои списки. Затем проводится их анализ.
26) Тренинг. «Модели поведения».
Ведущий предлагает ситуацию (она может быть инсценирована), каждый участник группы должен отреагировать как уверенный в себе человек; неуверенный; агрессивный:
§ Друг просит одолжить велосипед, а вы считаете его плохим
велосипедистом, вы говорите ему...
§ Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним...
§ Собака вашего соседа помяла травку на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему...
§ Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите...
27) Упражнение. Произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией.
28) Упражнение. «Диалог».
Один участник – лидер контакта, другой – пассивный.
Задание: переключить настойчивого собеседника на интересующую вас тему, перехватить инициативу.
29) Тренинг. Сказка-пародия «Красная Шапочка».
Представить сказку в жанре:
– фильма ужасов;
– мелодрамы;
– детектива (триллер или боевик).
30) Тренинг. Пародия на программу новостей – «Время» («Вести»)
(по два участника):
1-й блок – новости в стране,
2-й блок – зарубежные новости,
3-й блок – новости спорта,
4-й блок – новости культуры,
5-й блок – о погоде (метеосводка).
Один из участников – журналист, который комментирует видеоряд, другие участники изображают события.
31) Тренинг. Интервью с зарубежным гостем на языке племени чунга-чанга (три участника: журналист, гость и переводчик).
32) Тренинг. «Семья»:
• японская;
• русская;
• французская;
• английская.
Сюжеты для разыгрывания:
– знакомство;
– помолвка;
– конфликт по поводу воспитания детей спустя 15 лет.
33) Упражнение. Диалог на заданную тему (по два участника в центре круга):
– сплетня;
– скандал;
– спор;
– радостная новость;
– поздравление;
– скорбная весть;
– ленивый, вялый диалог;
– «светский щебет»;
– агрессия;
– угроза.
34) Тренинг. «За спиной».
Имитация сплетни: слишком разговорчивые наказываются сидением в кресле спиной к группе и молчат, пока не закончится процесс обсуждения и «проработки».
35) Упражнение. Интонационно и вербально выразить:
– радость,
– грусть,
– злость,
– печаль,
– скорбь,
– недовольство,
– объясниться в любви,
– сказать комплимент,
– рассердиться,
– объяснять что-то бестолковому товарищу,
– рассказать сплетню,
– поздравить с праздником,
– произнести лозунг.
Можно использовать тексты пословиц, поговорок, чистоговорок.
36) Тренинги. Возможные ситуации для разыгрывания:
· четверо пассажиров оказались в одном купе. Возникла необходимость познакомиться, завязать и поддержать разговор. Ситуацию можно усложнить: один пассажир настроен агрессивно, второй – неуверенный в себе, третий – уравновешенный, четвертый – безразличный;
· два незнакомых человека сидят за одним столиком в кафе или на одной скамейке в саду, вступают в диалог;
· Обратиться с просьбой: к приятелю, к знакомому, с которым в ссоре, к руководителю, к девушке, которая нравится, к чужому человеку, к отцу или матери.
· Встреча одноклассников через двадцать лет после окончания школы.
Имитация разговора по телефону. Участники выбирают партнера, встают спиной друг к другу и имитируют разговор по телефону.
37) Тренинг. « Гастроли» – концертная программа.
В программе:
– сольное и хоровое исполнение песен;
– чтение стихов (это может быть литературно-музыкальная композиция);
– постановка сцен из спектаклей;
– монологи;
– инсценировка песен;
– инсценировка рассказов классиков, мифов Древней Греции и т.д.;
– пародии на постановку оперы и балета.
38 ) Упражнение. «Художественный фильм».
Главная задача: стать режиссером своей жизни.
Каждый выступает в роли сценариста, режиссера-постановщика, выбирает актера на главную роль.
39) Упражнение. Короткий диалог на заданную тему: «Здравствуй! Мне приятно тебе сказать...»
40) Тренинг. «Пассажиры в купе».
Пассажиры:
1 – холерик,
2 – сангвиник,
3 – флегматик,
4 – меланхолик.
Задание:
– познакомиться;
– завязать и поддержать беседу.
41) Тренинг. «Экскурсия по городу».
Выступление на улице. Рассказ о достопримечательностях родного города, поселка и т.п.
42) Тренинг. Диалог по воображаемому телефону:
– с ребенком,
– с начальником,
– с любимым,
– с другом.
43 ) Тренинг. «Продавец – покупатель».
а) Один – агент по продаже, другой – пассажир электрички.
б) Один – продавец газет и журналов, другой – прохожий.
в) Один – продавец цветов, другой – прохожий.
Задание: уговорить купить товар.
44) Тренинг. Конкурс.
Придумать рекламный слоган – краткий и информативный.
ð Победителям вручается приз!
Концертная программа
1. Групповое музыкально-поэтическое выступление, в котором участвует вся группа.
2. Индивидуальные выступления со стихотворным материалом.
3. Стихотворно-прозаическая композиция.
4. Выступление с прозаическим материалом.
5. Мелодекламация стихотворного и прозаического материала.
6. Композиция из стихотворного и прозаического материала и инсценированных песен.
7. Сцены из спектаклей и инсценированные рассказы.
8. Короткие юмористические сценки с 2–4-мя участниками.
9. Представление участников.
10. Заключительная песня.