Посмотрим, какие оценки поставили опрашиваемые и какое мнение высказали по поводу работы журналистов над публикациями, которые были предложены для анализа.
Респондентом был предложен номер «Комсомольской правды» за 12 февраля 2010 года. Номер был выбран специально, так как содержал большое количество материалов на криминальную тему. Респондентам предлагалось прочесть самые интересные на их взгляд.
По результатом выяснилось, что респонденты читали именно о криминале, при этом не понимая что материал криминального характера, ориентируясь по привлекательности заголовка.
«Расстрелявшего подростков гаишника приговорили к…году поселения» (М.Мишкина, Е.Сазонов).
Материал получил средние оценки. В некоторых случаях в анкете указывалось на не интересность изложения. В целом же материал вызвал негативные эмоции, которые были восприняты респондентами как должное.
«Арестованный товар с Черкизона расползается по стране» (Е.Супрычева).
Мнения респондентов разделились. Молодое поколение с интересом читало расследование, взрослое отвечало, что не вынесло ничего нового. Однако все опрашиваемые подтвердили, что материал не вызвал никаких эмоций и не отложился в голове.
«В Перми прохожие нашли в сугробе новорожденного мальчика» (А.Смирнова).
Материал получил положительные оценки. Материал вызвал эмоции, задел за душу. Респонденты отметили, что не испытали негативных эмоций и при этом задумались о жизни.
Таким образом, анализируя ответы опрошенных на вторую часть анкеты, можно сделать вывод, что большинство читателей не обращают внимания, когда произошли события, описываемые в криминальной публикации. То есть воспринимают ее чаще всего как жанр «история». Подтверждает это и то, что опрошенным часто не важно, что явилось источником информации – рассказы очевидцев, сотрудников правоохранительных органов или что-то еще. Главное – интересная жизненная ситуация.
|
При этом к криминальным публикациям предъявляются те же, требования, что и ко всем остальным с точки зрения подачи материала, изложения, стиля, актуальности.
Главное требование – «чтобы было интересно». Эта фраза встречается в очень многих анкетах. Это еще раз подтверждает вывод о том, что работа над совершенствованием криминальных публикацией должно быть инициативой в первую очередь газеты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной работе мы выяснили, почему криминал на страницах газет всегда привлекает читателей.
Во-первых, это специфика жизни человека в современном мире: скованность, однообразие, серость, монотонность. Человеку нужно периодически отвлекаться от насущных проблем, разнообразить свою жизнь.
Во-вторых, психология человека. Это нехватка психологической разгрузки, потребность в чем-то неожиданном, будоражащем воображение. Человек предпочитает видеть сцены, возбуждающие страх и отвращение, чем скучать, нуждаясь в эмоциях.
В-третьих, преступность является той частью жизни, которая находится рядом, в сфере непосредственного живого интереса каждого человека. А значит – наиболее интересует его. И чем больше в стране совершается преступлений, чем криминализованней становится общество, тем больше криминал касается жизни отдельно взятого человека, а значит – интересует его все больше.
|
И четвертая причина является самостоятельной и одновременно дополняет первые две - криминал заполняет общественное сознание, когда заполнить его больше нечем.
Криминал на страницах газет имеет целый ряд минусов.
Во-первых, любой газете, желая привлекать к себе внимание аудитории, придется искать все более громкие скандалы и все более шокирующие подробности – иначе сработает эффект привыкания.
Сообщения в СМИ о преступлениях – один из факторов, влияющих на возникновение агрессивного поведения. К тому же для человека характерно легко перенимать формы агрессии. Получается, чем более активно СМИ используют криминальную тематику, тем сильнее это повышает уровень преступности, тем сильнее криминализируется общество и тем выше становится интерес к криминалу на страницах газет. Замкнутый круг.
Но есть и плюсы.
Во-первых, это функция «предупреждения». Читатель, читая криминал, выводит для себя некие правила поведения – как самому не стать жертвой преступника.
Во-вторых, каждый человек имеет право знать, что происходит в обществе, вокруг него.
Таким образом, криминал должен присутствовать на страницах СМИ, но дозированно. В данной работе мы выяснили, что оптимально, когда примерно в 2 из 3 номеров ежедневной газеты содержится одна публикация на криминальную тему или в каждом номере еженедельной – 1-2 такие публикации.
Мы выяснили, что использование криминала для привлечения внимания читателей – метод, найденный журналистами и эффективно ими используемый. Но потребность общества в криминале, когда она неконтролируема, может вылиться в ужасающие формы – смакование подробностей, фотографии убитых и прочее.
|
Значит, количество и содержание криминальных публикаций в любой газете должно сознательно ограничиваться и контролироваться, причем - самой редакцией, потому что ни что иное не может стать эффективным средством контроля, кроме как понимание редакцией и журналистом ответственности за публикацию и знание последствий, к которым это может привести. Самый эффективный контроль – внутренний.
Так же мы выяснили, что читатели ценят разнообразие тем, жанров, их удачное сочетание, разнообразие точек зрения, форм подачи и аспектов освещения, поэтому можно сделать принципиально важный вывод – журналист, освещая криминальные происшествия, должен стремиться поддерживать читательский интерес не подробностью описания и многочисленностью криминальных публикаций, а разнообразием форм подачи материала. Именно это позволит не лишиться аудитории в условиях конкуренции и при этом не перейти границы недопустимого.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ, 2000, № 4
2. Малаховский А.К.Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. М., 1997
3. Первушин С. Лилась ли кровь, когда волк пожирал бабушку. https://soblazn.onweb.ru/j/0028/000386
4. Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. https://psyfactor.by.ru
5. Подшивка газеты «Комсомольская правда» за февраль 2010 года.
6. Подшивка газеты «Комсомольская правда» за февраль 2005 года.
[1] Реснянская Л. Общероссийские газетные издания // Вестник МГУ, 2000, № 4
[2] Малаховский А.К.Очерки истории журналистики США второй половины XIX века. М., 1997
[3] Первушин С. Лилась ли кровь, когда волк пожирал бабушку. https://soblazn.onweb.ru/j/0028/000386
[4] Сороченко В. Энциклопедия методов пропаганды. https://psyfactor.by.ru