Показатели творчества, характеризующие способы творческих действий




Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.

1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже зна­
комого материала, применение известного в новых ситуациях,
создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.

Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу вооб­ражения, механизма воображения на этапе замысливания и реали­зации замысла {характер действий комбинирования).

2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой

поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправ­ленности и в то же время вариативности.


 


5 Г. Г. Григорьева



3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже не­
достаточно, самостоятельность и инициатива в применении их,
нахождение своих оригинальных приемов решения творческих
заданий. Этот показатель - своего рода следствие проявления
двух первых, внимание взрослых заостряется на степени новизны в
способах действия ребенка; самостоятельность, активность, ини­
циатива детей в деятельности (Н. П. Сакулина).

4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ори­
ентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно
отнести беглость (количество способов, использованных ребен­
ком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов)
(Е. П. Торренс).

Большинство из названных показателей проявляются в процес­се деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправ­ленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.

Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным. Дело в том, что детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте (такой же примерно результат можно получить и другим способом). Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, необходимо и возможно с опорой на выделенные показатели.

Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности

1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-
выразительных средств для воплощения образа. Под этим показа­
телем следует понимать соответствие конечного результата по­
ставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это, по
существу, и показатель целенаправленности продуктивного твор­
ческого воображения, так как без целенаправленного поиска нет
подлинно творческой деятельности.

2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие
манеры исполнения и характера выражения своего отношения.

3. Соответствие детской продукции элементарным художест­
венным требованиям.

Последний показатель можно конкретизировать, выделив та­кие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом спе­цифики взаимодействия этих качеств.

Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятель-


ности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художествен­ной деятельности.

Наряду с этим для оценки творческого продвижения и разви­тия детей в разных видах деятельности, в том числе и изобрази­тельной, полезно проводить контрольные «срезы» такого разви­тия, минимум два раза, в начале и в конце года. Для этого можно использовать информативную, доступную и оригинальную мето­дику, предложенную О.М.Дьяченко (модифицированный вариант методики Е.П.Торренса).

Все вышеизложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, кон­кретные пути, методы влияния на успешность их формирования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: