Проявляются эти показатели в основном в процессе работы, они различны по характеру, глубине и широте.
1. Дополнения, изменения, вариации, преобразование уже зна
комого материала, применение известного в новых ситуациях,
создание новой комбинации из усвоенных, старых элементов.
Этот показатель конкретизирует и иллюстрирует работу воображения, механизма воображения на этапе замысливания и реализации замысла {характер действий комбинирования).
2. Самостоятельные поиски, пробы наилучшего решения задания.
Данный показатель заостряет внимание на наличии творческой
поисковой деятельности (экспериментирования), ее целенаправленности и в то же время вариативности.
5 Г. Г. Григорьева
3. Нахождение новых приемов решения, когда старых уже не
достаточно, самостоятельность и инициатива в применении их,
нахождение своих оригинальных приемов решения творческих
заданий. Этот показатель - своего рода следствие проявления
двух первых, внимание взрослых заостряется на степени новизны в
способах действия ребенка; самостоятельность, активность, ини
циатива детей в деятельности (Н. П. Сакулина).
4. Быстрота реакций, находчивость в действиях, хорошая ори
ентировка в новых условиях. К этой группе показателей можно
отнести беглость (количество способов, использованных ребен
ком и адекватных задаче), гибкость (вариативность способов)
(Е. П. Торренс).
Большинство из названных показателей проявляются в процессе деятельности, что требует со стороны воспитателя целенаправленного наблюдения за детьми, анализа их поведения, понимания внутреннего состояния, сопереживания, сочувствия, содействия им, если в этом есть необходимость.
|
Только в этом случае понимание детского творчества будет адекватным. Дело в том, что детские изобретения, находки могут быть незаметны в продукте (такой же примерно результат можно получить и другим способом). Поэтому наблюдение за процессом детской деятельности, к чему призывали талантливые педагоги Е.А.Флерина, Н. П. Сакулина, необходимо и возможно с опорой на выделенные показатели.
Показатели творчества, характеризующие качество продукции детской художественной деятельности
1. Нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-
выразительных средств для воплощения образа. Под этим показа
телем следует понимать соответствие конечного результата по
ставленной (ребенком или взрослым) творческой задаче. Это, по
существу, и показатель целенаправленности продуктивного твор
ческого воображения, так как без целенаправленного поиска нет
подлинно творческой деятельности.
2. Индивидуальный «почерк» детской продукции, своеобразие
манеры исполнения и характера выражения своего отношения.
3. Соответствие детской продукции элементарным художест
венным требованиям.
Последний показатель можно конкретизировать, выделив такие качества детского рисунка (поделки), как выразительность, грамотность и оригинальность образа в единстве и с учетом специфики взаимодействия этих качеств.
Все показатели творческого начала в деятельности детей могут быть использованы при анализе процессов и результатов деятель-
ности конкретного ребенка, в целом детей группы на занятии, а также вне занятий, т.е. в процессе самостоятельной художественной деятельности.
|
Наряду с этим для оценки творческого продвижения и развития детей в разных видах деятельности, в том числе и изобразительной, полезно проводить контрольные «срезы» такого развития, минимум два раза, в начале и в конце года. Для этого можно использовать информативную, доступную и оригинальную методику, предложенную О.М.Дьяченко (модифицированный вариант методики Е.П.Торренса).
Все вышеизложенное позволяет сказать, что в широком смысле процесс творческого саморазвития человека беспрерывен. Однако для полноценной реализации потенций к такому развитию важно создать условия. Для этого необходимо знать содержание творческих способностей, учитывать сензитивные периоды их развития, конкретные пути, методы влияния на успешность их формирования.