Прикорм – это введение в рацион питания ребенка первого года жизни другой пищи (кроме грудного молока или его искусственных заменителей).
Цель введения прикорма:
· дополняет рацион необходимыми пищевыми веществами
· постепенно вытесняет грудное молоко
· способствует переводу ребенка на «взрослое» питание.
Виды прикормов:
· Каша. Вводят не ранее 4,5 месяцев, не позднее 6 месяцев. Предпочтительно инстантные каши. Первая каша не должна содержать глютен, это гречневая или рисовая, кукурузная. Глютенсодержащие каши (овсяная, пшеничная, манная) вводят после 6 мес.
· Овощное пюре. Вводят через 2 недели после каши. Вначале пюре из одного вида овощей (кабачок, цветная капуста), затем пюре из смеси овощей (морковь, картофель, капуста, тыква и др.).
· Мясо вводят через 2 недели после овощного пюре. Объем в сутки 30 - 70г. Степень измельчения зависит от возраста: мясное пюре в 6-8 мес, мясные фрикадельки в 8-9 мес, паровые котлеты в 10 - 12 мес.
· Фруктовые соки. Вводят не ранее 6 месяцев. Сок дают после еды. Вначале осветленные монокомпонентные соки, например, яблочный или грушевый. Затем соки из нескольких фруктов, через две недели – соки с мякотью.
· Фруктовое пюре в водят через 2 недели после сока.
· Творог н еобходим не всем детям, а только при дефиците белка в рационе. Вводят с 6,5 мес. Количество в сутки от 5 до 50г к году. Дают творог 1-3 раза в неделю.
· Желток куриного яйца, сваренный вкрутую вводят с 7 месяцев. Количество: начиная с 1/8 и до 1/2 желтка. Добавляют в овощи или кашу. Дают 2-3 раза в неделю.
· Кефир, йогурт, «последующая» смесь. Вводят не ранее 8 месяцев при недостатке грудного молока. Используют только специализированные продукты для детского питания.
|
Правила введения прикорма
· Не вводят прикорм при острых заболеваниях, переезде, в жаркую погоду, во время проведения профилактических прививок.
· Прикорм следует давать перед кормлением грудью, начиная с ½ - 1 чайной ложки, доводя до необходимого объема за 7-10 дней
· Новый вид прикорма можно вводить после полной адаптации к предыдущему. Два новых прикорма вводить одновременно нельзя!
· Блюда прикорма должны быть гомогенными по консистенции, вначале полужидкими, постепенно более густыми.
· Новые продукты следует вводить в утренние часы, чтобы наблюдать за переносимостью.
· Вначале дается монокомпонентный прикорм, после привыкания – постепенно вводят поликомпонентные продукты.
· Прикорм дается в теплом виде, густой - с ложки, жидкий – из чашки. Желательно, чтобы ребенок сидел за специальным детским столом. Стол должен быть красиво сервирован.
Частично грудное и искусственное вскармливание. Показания для его назначения. Принципы выбора молочной смеси.
Смешанным (частично грудным) называют вскармливание ребенка первого года жизни грудным молоком в количестве не менее 1/5 от суточного объема в сочетании с детскими молочными смесями.
Искусственным называют вскармливание ребенка первого года жизни, при котором грудного молока нет совсем или его количество составляет менее 1/5 суточного объема пищи ребенка.
Показания для перевода ребенка на СВ или ИВ:
· Отсутствие молока у матери или гипогалактия, не поддающаяся коррекции
· Инфекционные заболевания матери (туберкулез, вирусный гепатит С, ВИЧ и др)
|
· Тяжелые соматические заболевания матери
· Врожденные обменные болезни у ребенка (фенилкетонурия, галактоземия и др).
Выбирая смесь для конкретного ребенка, следует учитывать:
- состояние здоровья ребенка (базовые, лечебно-профилактические смеси, лечебные смеси)
- срок гестации и возраст ребенка (смеси для недоношенных, базовые, последующие)
- индивидуальную переносимость смеси.
Дать определение недоношенного новорожденного ребенка. Охарактеризовать анатомо-физиологические особенности недоношенного новорожденного. Особенности ухода и вскармливания.
Недоношенный ребенок – это ребенок, родившийся в сроке гестации от 22 до 37 недель. Морфологические признаки недоношенного:
· Кожа тонкая, морщинистая, темно-красная, обилие пушковых волос
· Ушные раковины мягкие, несформированы, плотно прилегают к черепу
· Ареолы сосков менее 5 мм, при малом сроке гестации могут отсутствовать
· Исчерченность стоп: отсутствует или редкие борозды
· Ногтевые пластинки не достигают края ногтевого ложа
· Подкожно-жировой слой отсутствует
· Половые органы: у мальчиков яички не опущены в мошонку, у девочек большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет
Функциональные особенности недоношенного:
· ЦНС: мышечная гипотония, гипо- и арефлексия, слабый крик, недоразвитие или отсутствие сосательного и глотательного рефлексов
· несовершенная терморегуляция (легко перегреваются и переохлаждаются, но при инфекционно-воспалительных процессах могут не давать повышения Т*)
· дыхание неритмичное, поверхностное, ЧД 40-80 в минуту, могут быть эпизоды апноэ. В альвеолах недоношенного мало сурфактанта (поверхностноактивное вещество, препятствующее спадению альвеол), из-за этого легкие плохо расправляются, часто бывают ателектазы.
|
· Сердечно-сосудистая система: лабильность пульса, ЧСС 100-180 в минуту
· ЖКТ: снижена ферментативная активность, склонность к срыгиваниям, рвоте, мереоризму, запорам.
· Иммунитет слабый из-за незрелости и отсутствия пассивного иммунитета от матери.
Принципы выхаживания недоношенных в роддоме:
1. Создание определенного микроклимата, оптимального для конкретного ребенка (температурный режим, влажность, дополнительная подача кислорода): кувез → кроватка с подогревом → кроватка. Необходимое условие успешного выхаживания – дополнительный подогрев с самого рождения (подогретые пеленки, термосберегающая пленка, столики с подогревом, транспортировка в кувезе).
2. Организация питания – от степени зрелости ребенка. Глубоконедоношенным – парентеральное питание, с последующим переводом на энтеральное (через зонд, из чашки, через соску). При наличии сосательного рефлекса кормят грудью, при необходимости докармливают. Лучший продукт – молоко матери, при его отсутствии – специализированные смеси для недоношенных: «Беллакт Пре», «Пре Нан», «Пре нутрилак», «Фрисо Пре».
3. Лечебно-охранительный режим (защита от внешних раздражителей: боли, шума, яркого света; укладки-«гнезда», фиксация ребенка в позе эмбриона)
4. Профилактика инфицирования (строгое соблюдение СПЭР, контакт с матерью).
5. Психологическая помощь семье (у родителей часто бывает чувство разочарования, уныния, тревоги из-за рождения недоношенного ребенка).