, (7.7)
где – число вагонов в составе; – число выходов из вагона; – среднее время на посадку пассажира, с, (2–6); – промежуток времени от окончания посадки до отправления поезда, чел.
Ширина платформы принимается по большей из величин , . Для низких платформ к полученному значению прибавляется 1,5 м (по 0,75 со стороны).
Переходы соединяют пассажирские платформы с вокзалом и привокзальной площадью. В зависимости от интенсивности движения платформы устраивают:
- на уровне рельсов в виде асфальтированных или деревянных дорожек;
- в разных уровнях в виде пешеходных мостов или тоннелей.
Соединение тоннелей с платформами или выходами на вокзал и на привокзальную площадь возможно при помощи лестниц с наклоном 1:25, наклоненных спусков (пандусов) с наклоном 1:10 или эскалаторов.
7.4. Технологический процесс работы вокзала
Основой разработки технологического процесса вокзала является его техническая и производственная характеристика.
Техническую характеристику составляют:
- генеральный план вокзала со всеми его постройками, перронными путями и платформами;
- данные о телефонных и других видах связи с указанием о том, с какими поездами обеспечивается связь отдельных работников вокзала;
- данные о билетных кассах и их оборудовании, о складских и билетных помещениях, багажных кассах и их оборудовании, о камерах хранения ручной клади;
- сведения о применяемых механизированных средствах транспортирования багажа, уборки вокзальных помещений и привокзальных площадей;
- другие сведения об оборудовании и отдельных помещениях вокзала.
Производственная характеристика содержит данные:
- о количестве прибывших и отправляющихся пассажирах дальних, местных и пригородных сообщений;
|
- о числе прибывающих и отправляющихся с этими поездами пассажиров с выделением транзитных и отдельно пригородных;
- об объеме переработки багажа и ручной клади;
- о пропускной способности всех основных и вспомогательных вокзальных цехов.
7.4.1. Организация пассажиропотоков на вокзале
Организация пассажиропотоков на вокзале и на платформах должна обеспечивать поточность основных операций по отправлению и прибытию пассажиров, создавать четкий технологический режим (рис. 7.3).
В крупных вокзалах следует разделять пассажиропотоки дальнего и пригородного сообщения за счет рационального расположения:
- стоянок городского транспорта;
- билетных касс;
- справочных бюро;
- устройств для отдельного прохода пригородных пассажиров.
Рис. 7.3. Схема движения потоков пассажиров
в вокзале: а – по прибытию; б – по отправлению
7.4.2. Справочно-информационная работа на вокзале
Пассажиры на вокзале должны иметь возможность получить наиболее полную информацию о перевозках и предоставляемых услугах. Информация подразделяется по способам отображения на визуальную с постоянным или переменным изображением, громкоговорящую оповестительную и устную.
1. Зрительная или визуальная представлена в виде: телемеханических указателей приема и отправления поездов; табло о наличии свободных мест в поездах; правил пользования автоматическими камерами хранения; объявления о стоимости хранения ручной клади, комиссионных сборов за предварительную продажу билетов; расписания прибытия и отправления поездов; вывесок, стрелок, указывающих направление прохода к билетным кассам, камерам хранения, выходу в город и на платформы; вывесок с наименованием служебных и бытовых помещений.
|
2. Громкоговорящая оповестительная информация передается из дикторской и содержит сообщения: о прибытии и отправлении поездов, правилах соблюдения техники безопасности, а также платные объявления от пассажиров и служебную информацию.
3. Устная информация выдается: через телефонную справочную службу; справочное окно; при личном обращении к начальнику вокзала и т. д.
7.4.3. Организация работы автоматических камер хранения
и камер хранения ручной клади
На конкретном вокзале для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравномерности прибытия пассажиров определяют потребное число ячеек в автоматических камерах хранения (КХС). На первом этапе рассчитывают максимальное число пассажиров , пользующихся услугами КХС, а на втором – число ячеек КХС .
Исходные данные для расчета максимального числа пассажиров: периоды прибытия поездов на станцию , высадка пассажиров по каждому поезду ,среднее для рассматриваемого вокзала время хранения ручной клади и багажа в КХС ,коэффициент, сражающий долю пассажиров, пользующихся. КХС, от общего объема прибывающего пассажиропотока (для крупных вокзалов a = 0,25).
Число пассажиров, пользующихся услугами КХС
. (7.8)
Суммирование проводится по всему j, для которых .
При расчетах целесообразно использовать графическое представление формирования максимальной густоты потока заявок на обслуживание в КХС.
|
За искомое значение принимается , выявленное за период времени от до где – число прибывающих поездов:
. (7.9)
Исходные данные для расчета числа ячеек: максимальное число пассажиров, пользующихся услугами КХС; число мест ручной клади (), приходящееся на одного пассажира ( = 2,5); число мест ручной клади (), приходящееся на одну ячейку КХС ( = 2).
Устанавливают соответствие между суммарным числом мест ручной клади у максимального числа пассажиров и общей вместимостью секций КХС вокзала. Следует учитывать, что каждый из пассажиров является индивидуальным пользователем ячейки, т. е. , и одному пассажиру потребуется дополнительная ячейка в том случае, когда число мест ручной клади у него превышает вместимость одной ячейки. Поэтому
,(7.10)
где – доля пассажиров, обращающихся к КХС, у которых число мест ручной клади превышает = 2.
Среднее число ручной клади
, (7.11)
где – число мест ручной клади; – число пассажиров с ручной кладью, обратившихся в камеру хранения.
Автоматические камеры хранения и камеры хранения ручной клади негабаритных грузов размещаются, как правило, в цокольном этаже вокзала по пути следования пассажиров от поезда в город.
Автоматические камеры хранения самообслуживания (АКХС) предназначены для временного хранения ручной клади и работают по принципу самообслуживания. Пассажир имеет право занять одну или несколько свободных ячеек. Срок хранения – одни сутки.
В стационарной камере хранения ручной (негабаритной) клади вещи размещаются на стеллажах.
Число ячеек камеры хранения определяется по формуле
, (7.12)
где – число мест, принятых в месяц максимальных перевозок, можно принять 50 % дальнего и местного и 50 % пригородного пассажиропотока; – средний срок хранения ручной клади (10–16 час), час; a – коэффициент ожидаемого прироста переработки ручной клади (0,1–0,3); – число суток в месяце максимальной работы (31); – число мест, одновременно хранящихся в ячейке ( = 2).
Длина багажной стойки определяется из условия:
, м (7.13)
где и – число пассажиров соответственно дальних и местных; и – доля пассажиров, сдающих или получающих багаж, соответственно дальних и местных ( = 0,1¸0,15; = 0,05¸0,1); – время, затрачиваемое пассажиром на производство одной багажной операции, мин; – длина стойки, занимаемая одним пассажиром ( = 1,5¸2 м).
Потребное количество окон для приёма или выдачи багажа:
, (7.14)
7.4.4. Организация уборки помещений вокзала, привокзальной площади
Выполняемые на вокзалах работы включают в себя уборку помещений, пассажирских платформ, прилегающих к вокзалам площадей и тротуаров.
В зависимости от объема, вида работ и периодичности их повторения различают периодическую, суточную и генеральные уборки.
Суточная уборка является основным видом уборки и выполняется во время, установленное графиком уборки помещений вокзала.
Периодическая уборка помещений производится в течение всех суток за исключением периода, когда выполняется суточная уборка, для постоянного соблюдения санитарно-гигиенических требований.
Генеральная уборка производится три раза в месяц, в дни предусмотренные «графиком работы смен».
Уборка помещений – трудоемкая и организационно сложная работа. Она включает уборку полов, стен, потолков, инвентаря, оборудования, мебели, а также чистку оконных и фонарных остеклений.
Уборка пассажирских платформ и привокзальных площадей по характеру выполняемых операций бывает летняя и зимняя. Летняя уборка заключается в удалении смета, мойке и поливке асфальтовых покрытий. Зимой наружная уборка усложняется тем, что к уборке смета добавляются трудоемкие операции по очистке платформ ото льда, снега и вывозу их за пределы города.
7.4.5. Разработка суточного плана графика работы вокзала
Порядок выполнения операций подразделениями вокзала по времени определяется основным технологическим документом – суточным планом-графиком работы. Он устанавливает:
– общую загрузку всех помещений, устройств вокзала в разные периоды суток в зависимости от расписания прибытия, отправления поездов и действующих норм;
– последовательность и параллельность операций, необходимых для нормального обслуживания пассажиров;
– оптимальную загрузку вокзала при назначении дополнительных поездов;
– «узкие» места в работе вокзала по обслуживанию пассажиров или их пропуску (тоннели, платформы, билетные кассы и др.).
Минимальное время занятия платформы при посадке, составляет:
, (7.15)
где – число вагонов в поезде; – число выходов из вагона; – среде время на посадку пассажира, с ( = 2 6 с); – промежуток времени от окончания посадки и до отправления поезда, с.
Пример суточного плана-графика приведен на рис. 7.4.
После построения суточного плана-графика рассчитываются его показатели
Коэффициент загрузки устройств составит:
, (7.16)
где – занятость устройства в течение суток; – время технологических перерывов в работе устройств, мин.
Рис. 7.4. Фрагмент суточного плана-графика работы вокзала
Контрольные вопросы
1. Приведите классификацию вокзалов по единовременной вместимости пассажиров.
2. Какие требования предъявляются к перевозчикам пассажиров, если вокзал находится:
– в центре города;
– на окраине;
– за городом?
3. Перечислите факторы, определяющие величину помещений на вокзале.
4. Назовите основные устройства и помещения, которые обязательно должны быть в вокзальном комплексе.
5. Что является основой для разработки технологического процесса вокзала?
Лекция 8.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДАЖИ БИЛЕТОВ
И РАСЧЕТ ЧИСЛА БИЛЕТНЫХ КАСС
Железнодорожный билет – документ, удостоверяющий заключение договора перевозки, который состоит в том, что пассажир оплачивает проезд и провоз багажа по установленному тарифу, а железная дорога обязуется перевезти пассажира и его багаж в пункт назначения, предоставив место в поезде согласно купленному билету до указанной станции назначения.
На станциях организуют:
– предварительную продажу билетов;
– распространение их по заказам (через бюро заказов);
– продажу билетов транзитным пассажирам с прямой плацкартой и на обратный выезд;
– заблаговременную реализацию билетов в предварительных и суточных кассах на транзитные поезда.
Все железнодорожные билеты на сети распространяются через систему «Экспресс-3» независимо от принадлежности и формы собственности билетных касс. В день отправления проездные документы на дальние поезда оформляются только в суточных кассах на вокзале.
Билеты пригородного сообщения продают непосредственно в пригородных кассах либо через автоматы. Время продажи билетов и работы касс и автоматов устанавливает начальник станции в зависимости от расписания движения пригородных поездов.
Правильная организация продажи билетов имеет весьма важное значение в улучшении обслуживания пассажиров и должна обеспечивать:
- высокую производительность труда билетных кассиров;
- быстрейшую выдачу билетов, не создавая очередей у билетных касс;
- централизацию всех посадочных мест в одном пункте с организацией постоянного контроля за ходом их реализации;
- широкое применение передовых методов труда билетными кассирами и форм обслуживания пассажиров, и в первую очередь предварительной продажи билетов, в том числе билетов на обратный выезд и прямых плацкарт;
- правильное оформление проездных документов, максимальную механизацию и автоматизацию билетно-кассовых операций;
- полное поступление и сохранность денежных сумм.
Продажа проездных документов на поезда дальнего и местного сообщения производится в кассах суточной продажи билетов и в предварительных кассах.
В суточных кассах продажа билетов через систему «Экспресс-3» осуществляется в двух режимах: в режиме суточной продажи билетов с периодом резервирования в одни сутки до момента отправления поезда; в режиме текущей продажи с момента отправления поезда до момента его прибытия на предпоследнюю станцию.
Суточная продажа билетов производится на свободные места в вагоны поездов своего формирования и оборота, до отправления которых остается менее 24 часов, а также на транзитные поезда, в прицепные и беспересадочные вагоны.
В суточных кассах применяются следующие формы продажи железнодорожных билетов:
- в прямом сообщении;
- на обратный выезд.
В кассах суточной продажи билетов кассир выполняет следующие операции: продажу проездных документов; возврат неиспользованных проездных документов; гашение провозных плат по испорченным документам; получение справок о наличии мест в заданном номере поезда и типе вагона; отчет о проделанной работе за смену.
Продажа билетов на поезда пригородного сообщения осуществляется в пригородных билетных кассах. Пригородные кассы расположены в цокольном этаже вокзала. Работа касс организуется с учетом неравномерности отправления пассажиров и характера их распределения по зонам назначения. График работы билетных касс составляется с учетом неравномерности продажи билетов по дням недели и часам суток. Он предусматривает увеличение числа действующих касс в предвыходные и выходные дни, а также в часы «пик».
В пригородном зале установлены часы, схема пригородных участков с обозначением тарифных зон, станций и остановочных платформ, вывешены таблицы стоимости проезда, расписание движения пригородных поездов.
Для продажи пригородных билетов применяют билетопечатающие машины «ОКА».
Число билетных касс должно обеспечивать полное и своевременное обслуживание пассажиров, приобретающих проездные документы.
В настоящее время используют два метода расчета: ориентировочный, рекомендованный в типовом технологическом процессе работы вокзала, и детальный, основанный на применении теории массового обслуживания и учитывающий качественные показатели обслуживания пассажиров (длина очереди, время ожидания и другие).
Системы массового обслуживания в билетно-кассовых операциях характеризуются следующими элементами; входящим потоком заявок, очередью, производственными характеристиками обслуживающего обустройства, выходящим потоком реализации запросов.
Потребное число билетных касс определяется для периода максимальных перевозок с учетом внутрисуточной неравномерности обращения пассажиров в кассу. Общее число пассажиров, отправленное с вокзала в день максимальных перевозок, определяется по данным первичной отчетности о работе вокзала за год и материалами натурных наблюдений.
Доля пассажиров, приобретающих билеты в кассах суточной продажи на вокзале в день отправления поезда, составляет 0,6 их общего числа, а доля пассажиров, приобретающих билеты в кассах предварительной продажи, составляет 0,4 от общего числа пассажиров. Каждый пассажир может приобретать более одного билета, и это учитывается в коэффициенте b. Среднее число билетов b, приходящееся на одного пассажира, обратившегося в кассу с запросом, составляет 1,3.
При приобретении билета в кассе суточной продажи дата поездки фиксирована, род вагона имеет, как правило, один, два варианта, число поездов, удовлетворяющих запросам пассажира, в среднем составляет 4 поезда, следовательно, в среднем каждый пассажир имеет от 4 до 8 вариантов поездки. При этом, доля пассажиров g, не сумевших приобрести билет за одно обращение в кассу, составляет g = q 8¸ q 4 = 0,0168¸0,1296. Для дальнейших расчетов коэффициент g принимается равным 0,073.
При приобретении билета в кассе предварительной продажи дата поездки имеет 1–3 варианта, род вагона имеет 1–2 варианта, число поездов, удовлетворяющих запросам пассажира, в среднем составляет 4 поезда. Следовательно, каждый пассажир имеет от 4 до 24 вариантов поездки, при этом, доля пассажиров g, не сумевших приобрести билет за одно обращение в кассу, составляет g = q 24¸ q 4 = 0,000004¸0,1296. Для дальнейших расчетов коэффициент g принимается равным 0,064.
Общее число обращений в кассы вокзала за сутки максимальных перевозок
, (8.1)
где – число пассажиров, отправленных в сутки максимальных перевозок.
В течение суток распределено неравномерно. Существует “пиковый” период времени, длительностью , на который приходится основная часть обращения в кассы. Поэтому необходимо определить коэффициент суточной неравномерности.
, (8.2)
где – число обращений в кассы в час «пик», пас. (принимается ); – принимается равным 9 часов.
На основе этих данных определяется интенсивность обращения в кассы продажи билетов, чел./мин, соответствующая максимальному объему работы вокзала
, , (8.3)
где – время суточной работы касс, мин; = 1440 мин – для суточных касс; = 720 мин – для предварительных касс.
Средняя интенсивность обслуживания пассажиров кассирами:
, (8.4)
где – число билетных касс на вокзале; – среднее время обслуживания пассажира в системе «Экспресс-3», мин.
Для суточных касс среднее время обслуживания составляет = 1,7 мин, для предварительных касс = 2,2 мин.
Минимально необходимое число билетных касс на вокзале определяется из условия, что для нормальной работы кассы коэффициент загрузки кассира y не должен превышать единицу, но по эргономическим требованиям коэффициент загрузки не должен превышать 0,85, поэтому:
или , (8.5)
где – минимальное целое положительное решение неравенства.
Для определения числа билетных касс при выполнении поставленных условий на вокзале учтем, что согласно нормативам, утвержденным МПС, время, затрачиваемое пассажиром на приобретение билета , не должно превышать = 20 мин. Среднее время ожидания в очереди:
, мин (8.6)
Среднее время, затрачиваемое на приобретение билета, мин,
, (8.7)
Из условия, что , получаем
. (8.8)
Потребное число касс на вокзале определяется как минимальное целое положительное решение этого неравенства.
Среднее число пассажиров на вокзале, ожидающих приобретение билетов:
, чел. (8.9)
Средняя длина очереди в одну кассу:
, чел. (8.10)
Контрольные вопросы
1. Какой принцип заложен в организации работы билетных касс?
2. Назовите факторы, влияющие на увеличение (уменьшение) числа обращений пассажиров в кассу.
3. Назовите параметры, определяющие длину очереди у касс.
Лекция 9.АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫУПРАВЛЕНИЯ
В ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗКАХ
План лекции
1. Общая характеристика АСУ «Экспресс-3».
2. Технология продажи билетов.
3. Справочно-информационное обслуживание пассажиров.
4. Учёт парка вагонов.
5. Сервисное обслуживание пассажиров.
6. Финансовый, статистический учёт и взаиморасчёты.
7. Нормативно-справочная информация (НСИ).
9.1. Общая характеристика АСУ «Экспресс-3»
Характерной особенностью развития пассажирского сервиса на российских и зарубежных железных дорогах является тенденция к полной автоматизации обслуживания пассажиров: процессов продажи билетов, резервирования мест на поезда, справочно-информационного обеспечения, хранения багажа, приема и выдачи багажа, наблюдения за пассажиропотоками с помощью промышленного телевидения.
Основные стратегические цели ОАО «РЖД» в области пассажирских перевозок – качественное и эффективное удовлетворение платежеспособного спроса населения на перевозки, сокращение расходов и повышение доходов компании, участие в обеспечении социально-экономической стабильности и динамичного развития страны и ее регионов, интеграция в единую общероссийскую, Евро-Азиатскую транспортную систему – могут быть достигнуты только на основе широкого внедрения информационных технологий во все сферы деятельности пассажирского комплекса. Наряду с выполнением основных стратегических целей предстоит повысить конкурентоспособность ОАО «РЖД» на рынке транспортных услуг населению, обеспечить положительный финансовый результат по пассажирским перевозкам, сбалансированность и устойчивость работы пассажирского комплекса, а также создать позитивный имидж ОАО «РЖД». На решение этих задач нацелена подпрограмма «Управление сбытом и организацией пассажирских перевозок» программы комплексной (корпоративной) информатизации. Она предусматривает реализацию четырех проектов: