Образованный человек так же отличается от необразованного, как живой от мертвого.
Аристотель
***
Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.
Петроний
***
Безграмотность доверчива и легкомысленна.
Сенека
***
Досуг без занятий наукой – это смерть и погребение живого человека.
Сенека
***
Сколько б ни длилась твоя жизнь, всю ее следует посвятить учебе.
Сенека
***
Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно.
Конфуций
***
Ученик, который учится без желания, - это все равно что птица без крыльев.
Саади
***
Занятия наукой питают юность и услаждают старость, украшают в довольстве, служат убежищем и утешением в несчастье.
Цицерон
***
Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
Сократ
***
Праздность – мать скуки и пороков.
А.В. Суворов
***
Учение – свет, а неученье - тьма.
А.В. Суворов
***
Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим.
А.В. Суворов
***
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник.
М.В. Ломоносов
***
Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
Л.Н. Толстой
***
Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло мира!
Л.Н. Толстой
***
Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
В.О. Ключевский
***
Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя.
|
А.П. Чехов
***
Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для человека. Без образования люди грубы, и бедны, и несчастны.
Н.Г. Чернышевский
Справочные материалы (для самообразования)
Аристо́тель —древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 г. до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειο Лицей, или перипатетическую школу). Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления.
Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.
Петро́ний Гай Аматуни́ (29 июня 1916 — 29 апреля 1982) — советский писатель-фантаст.
Родился 12 июля 1916 года в станице Великокняжеской, области Войска Донского, в армянской семье древнего княжеского рода. Детство провел в Армении, юность — в Москве. Работал с 16 лет инструктором по авиамоделизму, инструктором планерного спорта. Великую Отечественную войну начал в кавалерийских войсках, но после госпиталя был направлен в училище лётчиков-истребителей ВВС. По его окончании, с 1944 года, работал лётчиком-инструктором. После демобилизации — лётчик-инструктор ДОСААФ. Профессиональный писатель со склонностью к жанру сказки и научно-фантастической повести. Первые литературные шаги сделал во второй половине 1940-х годов. Произведения переведены на армянский, киргизский, чешский языки.
|
Лу́ций А́нней Се́не́ка .
Сенека Младший или просто Сенека (4 до н. э., Кордуба — 65, Рим) — Римский философ, поэт и государственный деятель; один из крупнейших представителей стоицизма; воспитатель Нерона, впоследствии приговоренный Нероном к смерти. Философские произведения: "О милосердии", "О благодеяниях", "Исследования о природе", "О душевном покое", "О досуге", "О счастливой жизни", "О благодарениях", "О провидении", "Нравственные письма к Луцилию".
Конфу́ций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя — Кун Цю (孔丘 Kǒng Qiū), но в литературе часто именуется Кун-цзы, Кун Фу-Цзы («учитель Кун») или просто Цзы — «Учитель». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной.
До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.
|
Абу Мухаммад Муслих ад-Дин ибн Абд Аллах Саади Ширази — персидский поэт-моралист, представитель практического, житейского суфизма.
Саади написал много стихотворных и прозаических произведений, причём в качестве поучительных примеров очень часто пользовался личными воспоминаниями из своей скитальческой жизни. Хорошо зная людей, Саади понимает, что далеко не все способны удалиться от мира, умертвить плоть и исключительно предаться мистическому созерцанию. Поэтому Саади рекомендует мирянам аскетизм житейский: жить в мире, но не пристращаться к нему, сознавать его превратность и быть ежечасно готовым к потере земных благ.
Марк Ту́ллий Цицеро́н — древнеримский политик и философ, блестящий оратор.
Марк Туллий Цицерон опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству многие поколения юристов, изучавшие, в частности, и такие приемы Цицерона, как ламентация. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики.
Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы. Представители греческой ветви патристики проводили прямые аналогии между Сократом и Христом.
Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Защищал от несправедливого суда демоса, осуждённых на смерть стратегов, в том числе, сына своих друзей Перикла и Аспазии. Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою, но отказался принять в благодарность любовь Алкивиада, поскольку считал телесную любовь лишь следствием неспособности сдерживать порывы низменной стороны человеческой души.
Алекса́ндр Васи́льевич Суво́ров (1730—1800) — русский полководец, один из основоположников русского военного искусства.
Великий русский полководец, национальный герой России и военный теоретик. Полководческий гений Суворова отражен в чеканной формулировке: «не проиграл ни одного сражения, причем все они были выиграны при численном превосходстве неприятеля» (более 60 сражений).
Михаи́л Васи́льевич Ломоно́сов (8 ноября 1711,село Денисовка, Россия — 4 апреля 1765, Санкт-Петербург, Российская империя) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера. Действительный член Академии наук и художеств.
Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя — 7 ноября 1910, станция Астапова, Рязанская губерния, Российская империя) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, чьё авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900).
Васи́лий О́сипович Ключе́вский (16 января 1841 года, село Воскресеновка Пензенской губернии — 12 мая 1911 года Москвы) — видный русский историк, ординарный профессор Московского университета; ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (сверх штата) по истории и древностям русским (1900), председатель Императорского Общества истории и древностей российских при Московском университете, тайный советник.
Анто́н Па́влович Че́хов (17 января 1860, Таганрог, Екатеринославская губерния (теперь Ростовская область) — 2 июля 1904, Баденвайлер) — русский писатель, общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900—1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира. За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений (коротких юмористических рассказов, серьёзных повестей, пьес), многие из которых стали классикой мировой литературы.
Никола́й Гаври́лович
Черныше́вский (12 июля 1828, Саратов, Российская империя — 17 октября 1889, Саратов, Российская империя) — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Великие люди
о педагогической профессии…
Ефим Шмульевич Бух
О П.Ф. Лесгафте
Среди учеников П.Ф. Лесгафта не нашлось ни одного, кто продолжил бы исследование законов формирования человеческой личности. Но даже не оформленная как строгий научный труд теория выдержала испытание временем и позволяет объективно оценивать и прошлое, и настоящее, и будущее страны.
Автор этой книги получил знание идей П.Ф. Лесгафта как эстафетную палочку, которую нужно сохранить и передать следующим поколениям.
Мы очень рады, что уже не первый год с нашими студентами встречается и беседует автор книги «Человековедение по Лесгафту» Е.Ш. Бух. Он всегда грамотно, мудро рассказывает о великом педагоге. Студенты внимательно, проявляя интерес, слушают доброго гостя. Мы верим, что неравнодушное отношение к профессии Ефима Шмульевича найдет отражение в душах и сердцах подрастающего поколения будущих учителей…
Истинным патриотом России был профессор Петр Францевич Лесгафт (1837-1909).
Краеугольным камнем всего здания научного человековедения стало утверждение, что родившийся на свет абсолютно беспомощный ребёнок уже является личностью. Он наделен тщательно разработанной программой изучения и освоения окружающего мира, физического, интеллектуального и духовного образования, формирования своего нравственного типа и нравственного характера. Ему предписано самому себя воспитывать. Для этого ребёнок наделён инстинктами имитации, любознательности и впечатлительности, активностью которых обеспечивается выполнение всей программы развития ребёнка, превращения его в единственную неповторимую личность. Однако даже начать своё воспитание и продолжать его ребёнок сможет только при наличии хотя бы одного любящего высоконравственного взрослого, который, обеспечивая удовлетворение всех потребностей растущего организма, ненавязчиво направляет и корректирует исследовательскую активность ребёнка. Поэтому в приведённом ниже списке четырёх основных из открытых П.Ф.Лесгафтом объективных закономерностей особо выделена необходимость атмосферы любви.
1. Для нормального протекания процесса воспитания необходима атмосфера любви и взаимного уважения в окружающей ребёнка среде. Эту истину П.Ф.Лесгафт считал многократно проверенной и утверждал, что ребёнок, выросший без любви, обречён всю жизнь нести на себе клеймо умственной и нравственной порчи. И наоборот, если в течение всего периода воспитания присутствовали любовь и уважение, то даже при неблагоприятных обстоятельствах приличный уровень развития будет достигнут.
2. Период возможного воспитания ребёнка ограничен сроком от момента рождения до начала полового созревания (приблизительно до 12-14 лет). Для каждого ребёнка этот период разбит на проходимые последовательно этапы, которые невозможно пропустить или поменять местами.
3. Существует модель личности идеально-нормального нравственного типа: это человек гармонично физически, интеллектуально и духовно-нравственно развитый, добродушный, трудолюбивый, мудрый, правдивый, творчески проявляющийся и свободный от гордыни, зависти, жадности и жестокости.
4. Существует комплекс необходимых и достаточных условий воспитания на всех этапах формирования нравственного типа, гарантирующий результаты максимально близкие к идеальнонормальной модели.
Если ребёнок пройдёт все этапы процесса формирования нравственного типа в условиях воспитания, максимально приближённых к комплексу идеально-нормальных, он сохранит способность до глубокой старости заниматься самовоспитанием, формированием сильного нравственного характера и углублением своих знаний и опыта в любой избранной сфере деятельности. Это будет естественно развивающийся патриот. Все разговоры о воспитании патриотизма на уроках, лекциях, экскурсиях и т.п. беспочвенны, хотя как источники информации эти мероприятия могут быть полезны.
Изучение теории П.Ф.Лесгафта приводит к выводу необходимости приведения системы воспитания, образования и опеки в России в соответствие с комплексом условий идеально-нормального воспитания.
Педагогический словарик
| |||||||||||||||
Педагогическое просвещение. Учимся работать по Новым стандартам. | |||||||||||||||
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС НОО.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса.
Структура технологической карты:
§ название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
§ планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
§ межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);
§ этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
§ контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на «знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.