Анализ реформ правоохранительных органов Российской Федерации




Проведение той или иной реформы в органах государственной власти, в том числе реформ правоохранительных органов, во все исторические периоды было неразрывно связано с поиском путей усовершенствования того или иного органа, повышения эффективности и качества его работы, создания необходимых условий для его успешного функционирования.

Однако реальная история отечественных правоохранительных органов представляет собой «…калейдоскоп сменяющихся подходов. И это шараханье из одной крайности в другую приводило к трагическим последствиям для Отчизны и ее граждан»[15].

Программы и концепции реформ разрабатывались как для конкретного правоохранительного органа[16], так и для системы органов в целом[17].

Особый интерес в ряду реформ отечественных правоохранительных органов, представляют реформы 1991-2016 гг., которые были связаны, прежде всего, с попыткой создания современной правоохранительной системы. Особенность данных реформ заключается в том, что за короткий исторический период был проведен ряд радикальных, порой противоречивых реформ, которые так и не привели к формированию эффективной правоохранительной системы.

Реформы правоохранительных органов РФ имеют различную оценку со стороны ученых, государственных деятелей, сотрудников правоохранительных органов. Проблема анализа проведенных реформ является, на мой взгляд, актуальной, поскольку только оценка результатов, к которым привело реформирование правоохранительных органов РФ, поможет понять недостатки правоохранительной системы в целом и найти решения, существующих проблем.

Бесспорно, в конце ХХ-го столетия Россия совершила исторический поворот, который привел к колоссальным изменениям в государственном строе. Крушения советской идеологической парадигмы, несомненно, способствовало расширению демократических прав и свобод человека и гражданина, формированию новых экономических механизмов, обеспечению реальной свободы совести и вероисповеданий[18].

Одновременно эти изменения вызвали возникновение криминальных процессов и явлений, не характерных для криминологической ситуации, существовавшей в СССР. Снижение уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, обусловленное перманентным реформированием силовых ведомств, способствовало не только активизации преступности в ее наиболее опасных формах, но и привело к существенному росту коррумпированности органов государственной (муниципальной) власти и правоохранительных органов, то есть тех структур, которые по определению должны бороться с преступностью[19].

Прочной основой создания эффективно действующей правоохранительной системы является централизованное государство. Однако прекращение в декабре 1991 г. существования СССР как единого союзного государства, разрушение административно-командной системы, всеобщий кризис власти и общества поставили на повестку дня проблему создания новой российской государственности. Такова была в 1991 г. основная предпосылка для становления современной правоохранительной системы.

Проанализируем основные преобразования правоохранительных органов в рассматриваемый период времени. А именно, реформу в системе Органов внутренних дел.

Началом реформирования органов внутренних дел можно считать принятый 6 марта 1991г. Закон СССР «О советской милиции»[20]. В соответствии, с этим Законом советская милиция провозглашалась, как государственная правоохранительная вооруженная организация, защищающая граждан, их права, свободы и законные интересы, советское общество и государство от преступных и иных противоправных посягательств. Однако глубокий кризис 1990-х годов, который способствовал широкому распространению теневой экономики и организованной преступности, беспрецедентному росту коррупции показал неспособность милиции справится с возникшими проблемами. Теневые общественные отношения и коррупция оказали негативное воздействие на мотивацию сотрудников милиции добросовестно исполнять свои обязанности. Эти обстоятельства способствовали поднятию вопроса о дальнейшем преобразовании ОВД.

24 декабря 2009 г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации»[21]. Данным указом и последующими нормативными правовыми актами был определен комплекс мер, направленных на кадровое развитие органов внутренних дел, проведение комплекса антикоррупционных мероприятий в системе МВД России, создание новой, более совершенной системы оценки деятельности органов внутренних дел и др.

Закон «О полиции» принят 7 февраля 2011 года, вступил в силу 7 марта того же года[22], и заменил закон РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции». Основным результатом реформирования стало преобразование милиции в полицию. Внимание было уделено созданию новой правовой базы деятельности полиции. В процессе крупномасштабной реформы органов внутренних дел принят ряд основополагающих законодательных актов, отвечающих всем существующим международным стандартам деятельности полиции.

Возникает естественный вопрос: принесли ли преобразования в сфере внутренних дел желаемый результат? Следует объективно признать – пока нет.

Согласно материалам Transparency International, 89% опрошенных россиян считают наиболее коррумпированным органом полицию, 84% – судебную систему[23]. Мнение россиян подтверждают результаты реализованных уголовных дел, согласно которым наиболее коррумпированными являются структуры, призванные возглавлять и вести борьбу с коррупцией[24].

«Реформа МВД нуждается в постоянном стимулировании, потому что этот процесс – как ремонт, который бесконечен. Его можно прекратить, но завершить нельзя» — пишет генеральный директор Центра политической информации А. Мухин. Реформа МВД подвергается критике со стороны многих ученых и государственных деятелей, однако существуют и те, кто поддерживает данную реформу. Положительным аспектом реформы МВД стала ее направленность на взаимодействие сотрудников полиции с населением. Полиция должна обеспечить доверие граждан и общества к себе. Соответственно, она должна быть не репрессивной силой, а частью сферы государственных услуг и помощи гражданам[25].

В 2011 году проведена внеочередная переаттестация всех сотрудников внутренних дел. Сотрудники МВД, отказавшиеся от прохождения переаттестации либо её не сдавшие, были уволены с государственной службы, что помогло в некоторой степени повысить уровень профессионализма работников и уровень доверия граждан.

Несмотря на некоторые положительные стороны реформы, результаты реформирования, ожидаемые обществом, достигнуты далеко не в полном объеме. Многие проблемы остались, и их еще предстоит решить. Продолжают иметь место нарушения служебной дисциплины и законности в деятельности полиции. Оставляет желать лучшего качество правоохранительных услуг населению и уровень доверия граждан к полиции.

Министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев в своих выступлениях неоднократно обращал внимание на то, что «полиция должна заслужить доверие граждан, поэтому с нарушениями в своих рядах борется жестко и принципиально. Это доверие сегодня нужно не завоевывать – у нас не война, не возвращать, поскольку многое уже потеряно. Это доверие нам нужно заслужить четким выполнением своего долга перед людьми, своей каждодневной, полезной и результативной службой обществу»[26].

По мнению российского криминолога, доктора юридических наук В.С. Овчинского, закон о полиции очерчивает идеальную рамку требований, предъявляемых к сотрудникам органов внутренних дел. Но он не касается положений уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и оперативно- розыскного законодательства. А ведь именно они и определяют уголовную политику в стране. «Реформа полиции ничего не изменит и никакого влияния на общество не окажет» — пишет Овчинский. Народ действительно не обманешь. Народ ждет не игрищ в смену названия и красивых фраз в новом законе, а настоящих реформ. Народ ждет, что в милиции-полиции прекратятся произвол, пытки, поборы. Что начнут регистрировать все заявления о преступлениях, начнут искать пропавших людей, обеспечивать безопасность и правопорядок[27].

Доктор социологических наук, профессор Комлев Ю.Ю. пишет: «в силу инерции традиционной борьбы с преступностью в территориальных органах полиции по-прежнему стремятся поддерживать статистику высоких показателей раскрываемости и другие статистические индексы, что воспроизводит «палочную систему» оценки труда полицейских коллективов». Российская полиция по новому законодательству должна служить обществу, оказывая помощь и поддержку людям, ставшим жертвами преступлений, а на самом деле происходит работа на показатели[28].

Изложенное дает основание полагать, что корни коррупции не только в МВД и провалившейся реформе по очищению ведомства от так называемых оборотней. Сколько бы полицейских реформ не проводилось в будущем, ситуация не будет меняться в положительном направлении пока не будет проведена комплексная реформа в целом по правоохранительной системе Российской Федерации. Каким бы честным ни был сотрудник полиции, все его усилия будут сведены на нет коррумпированным прокурором или судьей. Базовым элементом комплексной реформы правоохранительной системы должна стать реформа сознания, на которую у лиц, определяющих будущее отечественных правоохранительных органов, пока не хватает не только средств, но и интеллекта, моральных и физических сил.

Реформа МВД, по сути, не привела к заявленным результатам. Имеют место нарушения служебной дисциплины и законности в деятельности полиции, продолжается работа на показатели. Качество услуг, оказываемых населению правоохранительными органами, снижается. Снижается и уровень доверия граждан к сотрудникам полиции. Данные проблемы могут привести к кризису правоохранительной системы.

Для решения данных проблем необходимо усовершенствование правовой базы, проведение работы по повышению профессиональной квалификации сотрудников, искоренению коррупции. Необходимо расширить участие общественности в кадровой политике и повысить доступность полиции для населения. Важно поводить работу в области формирования у населения объективной оценки деятельности полиции и создание положительного образа ее сотрудников. Необходимо изменить общественное мнение и отношение к органам полиции. И только тогда может появиться надежда на улучшение ситуации в правоохранительной системе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: