Специально-криминологические и индивидуальные меры предупреждения похищения людей




Специально-криминологическое предупреждение в отличие от общего имеет целенаправленный, конкретный характер. Оно состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, непосредственно связанные с данными видами преступного поведения. Их устранение или нейтрализация осуществляются в процессе деятельности соответствующих субъектов профилактики. Среди специально-криминологических мер наиболее эффективными для обеспечения профилактики похищения людей на Северном Кавказе следует признать: дальнейшее развитие системы подразделений по борьбе с организованной преступностью, обеспечение скоординированности действий субъектов оперативно-розыскной деятельности, особенно в вопросах реализации оперативной информации об организованных преступных группах и сообществах, проведение комплексных межведомственных операций; усиление социально-правового контроля за оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств; создание эффективной системы просвещения граждан в духе уважения и терпимости к иным социокультурным, этническим, национальным традициям и особенностям разных народов.

Одной из важных задач специально-криминологической профилактики похищений людей на Северном Кавказе является пресечение попыток незаконных проникновений вооруженных преступных группировок на приграничные с Чечней территории. В этой связи Б.А. Гаджиэменов предлагает создать и налаживать деятельность полевых отделов милиции. В значительной мере подспорьем в этом может служить то обстоятельство, что на Северном Кавказе в связи с военными событиями сосредоточено большое количество всевозможного оружия, включая бронетехнику, которыми могут быть оснащены создаваемые полевые отделы милиции.

Государство, если бы даже оно было более стабильным и богатым, не в состоянии обеспечить действенный социальный контроль без опоры на общественность. Поэтому, как правильно утверждает А.Я. Сухарев, надо снять преграду в виде многолетнего вето на законопроект "Об участии граждан в обеспечении правопорядка", легализировать самоуправленческие правозащитные инициативы населения, создать в центре и на местах координационно-управленческие структуры профилактики, открыть дорогу спонсорству и благотворительным фондам. Необходимо также использовать возможности пропагандистской работы с СМИ в целях снижения латентности этих преступлений. При общении с представителями прессы запретить раскрывать методы оперативно-розыскных подразделений и создать развитую агентурную сеть в приграничных с Чечнёй республиках и непосредственно на её территории.

Одним из важных направлений специальной профилактики похищения людей является обеспечение полного и всестороннего их раскрытия. В этой связи следует отметить важность раскрытия преступлений в повышении эффективности борьбы с похищениями людей на Северном Кавказе. Своевременное раскрытие похищения людей является весьма эффективным средством, сдерживающим совершение новых преступлений подобного рода.

Профилактика похищений людей осуществляется множеством субъектов. При всем разнообразии субъектов предупреждения преступности, в том числе и преступлений против свободы личности, они системно связаны. Их объединяют: общая цель и совокупность "подцелей", взаимосвязь нормативно закрепленных функций, правовая и информационно-аналитическая база, целенаправленные руководство, координация и планирование.

Общая цель означает нацеленность субъектов предупредительной деятельности на выявление и устранение (блокирование, нейтрализацию) детерминантов преступности, ее отдельных видов, конкретных преступлений, что характерно для специального уровня криминологической профилактики.

К субъектам профилактики похищений людей относятся государственные субъекты в лице Президента РФ, Администрации Президента РФ, Совета Безопасности РФ и создаваемых при нем межведомственных комиссий, органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, органов местного самоуправления. Субъекты данной группы "определяют задачи и приоритеты в сфере криминологической профилактики, формируют ее законодательную и иную нормативно-правовую базу, устанавливают компетенцию, права и обязанности других участников профилактической деятельности, осуществляют ее финансовое, материально-техническое, кадровое и иное ресурсное обеспечение, планирование, контроль, координацию и другие функции властного (государственно-правового) управления в данной области, а в некоторых случаях непосредственно участвуют в организации и проведении конкретных профилактических мероприятий".

Основываясь на классификации, данной Н.Ф. Кузнецовой и В.В. Лунеевым, субъектов профилактики похищений людей можно разделить на:

) неспециализированные;

) частично специализированные;

) специализированные. Особое значение в предупреждении похищений людей имеют специализированные субъекты.

Важную роль в профилактике похищений людей среди специализированных субъектов играют правоохранительные органы Северо-Кавказского региона. Это органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, юстиции, таможенной и пограничной службы и некоторые другие, а также суды.

Правоохранительные органы призваны осуществлять контроль и надзор за исполнением законов, реагировать в установленном законом порядке на их нарушения, привлекать к юридической ответственности виновных лиц. Их особая роль определяется разнообразием и широтой компетенции, обширным спектром полномочий по осуществлению оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и иных видов деятельности по борьбе с похищениями людей.

В рамках специально-криминологического предупреждения, проводимого правоохранительными органами, в частности МВД, принято выделять общую и индивидуальную профилактику. Особо рассматривается оперативно-розыскная деятельность, объектом которой является предотвращение и пресечение замышляемых и подготавливаемых преступлений. Эффективность такой деятельности, по мнению В.М. Пучнина, зависит в значительной мере от ее организации. Работу надо организовать так, чтобы каждый занимался своим делом. При этом необходимо иметь в виду, что такая работа не может строиться произвольно, она должна опираться на определенные закономерности профилактической деятельности и принципы ее осуществления. На территории Северного Кавказа большое значение имеет оперативное сопровождение уголовных дел после задержания преступников, так как задерживаются лица, выполняющие общие функции или посредники при получении выкупа.

Одним из организационных направлений предупреждения похищений людей является совершенствование оперативно-розыскной деятельности в республиках Северного Кавказа. Она осуществляется в основном негласными методами и средствами. Данные мероприятия всегда направлены на выявление замышляемых и подготавливаемых преступлений, в том числе похищений человека, их предотвращение, пресечение, раскрытие, на установление причастных к этому лиц, оказание на них профилактического воздействия.

Прокуратура является универсальным органом правозащиты, охранителем законных прав и интересов граждан, юридических лиц, общества и государства. Прокурорский надзор практически (за редкими исключениями) имеет всеобщий (всеохватывающий) характер.

Проведение предварительного расследования по делам о похищении человека в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством подведомственно органам прокуратуры. Кроме того, для расследования наиболее сложных дел о похищениях граждан, связанных с преступной деятельностью межрегиональных организованных групп, зачастую создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) органов прокуратуры и внутренних дел. Такие же позитивные изменения в деятельности прокуратуры произошли и в Чеченской Республике, которые, в свою очередь, благотворно повлияли на криминогенную ситуацию в Республике Ингушетия и Дагестан.

Так, в 2002 г. было возбуждено 595 уголовных дел по фактам похищения 817 чел., в 2003 г. - 419 дел по похищению 561 чел. В результате число уголовных дел сократилось на 29,5%, а количество похищенных людей на 31,3%. Значительное сокращение наблюдается в 2004г.: за 9 месяцев 2003 г. было возбуждено 306 уголовных дел, а за 9 месяцев 2004 г. - 129 дел по похищениям граждан, сокращение составило 57,8%. И если уголовные дела в 2003 г. были возбуждены по фактам похищения 386 чел., то в 2004 г. по похищениям 177 чел. (сокращение составило 54,1%).

Суды всей своей деятельностью способствуют предупреждению преступности и других правонарушений. Одна из целей применения наказания к преступникам состоит в том, чтобы не допустить совершения ими новых преступлений (специальное предупреждение или частная превенция). Наряду с этим наказание предостерегает других лиц от совершения преступлений (общее предупреждение или общая превенция). Весьма значительна роль суда и в обеспечении единообразного подхода к применению законов по борьбе с преступностью, стабильной правоприменительной практики. Следует также подчеркнуть особое значение гласности судебного разбирательства для предупреждения преступности.

Важной функцией органов Федеральной службы безопасности является предупреждение организованной преступности. Главным Управлением по борьбе с организованной преступностью МВД России наработана и используется методика привлечения к участию в оперативно-розыскных мероприятиях, направленных на раскрытие преступлений, связанных с похищениями людей, возможностей ФСБ и ФПС РФ. Но следует активнее использовать оперативные возможности подразделений ФСБ России при раскрытии преступлений, возбуждённых по ст.126 УК РФ, и проводить встречи, на которых обсуждать вопросы взаимного обмена интересующей информацией. Оперативно-розыскные мероприятия продолжать проводить в рамках совместных планов.

Организация и тактика раскрытия преступлений на Северном Кавказе, связанных с похищениями людей имеет свою специфику. Оперативно-розыскная работа по данной категории дел ведется, как правило, в условиях повышенной конспирации, дефицита исходной информации и времени на принятие решения. От сотрудников этих служб требуется проявление высокого уровня профессионального мастерства, что зачастую связано с безотлагательным и своевременным проведением соответствующих оперативно-розыскных действий, обнаружением, фиксацией и умелым изъятием следов с места происшествия, фиксацией на аудио и видеоаппаратуру отдельных следственных действий, что в последующем, особенно при отказе или изменении содержания первоначальных показаний, может сыграть решающую роль в изобличении преступников.

Важным направлением предупредительной деятельности всех специализированных субъектов является своевременное, полное и всестороннее раскрытие преступлений. Значимость своевременного раскрытия преступлений отмечают многие ученые. По мнению З.А. Астемирова: "если конкретное преступление не получает предусмотренной законом реакции, а виновное лицо не привлекается к ответственности, остается безнаказанным, то предупредительный потенциал уголовного закона и сила специально-профилактических мер ослабевают".

Наиболее сложной задачей в индивидуальном предупреждении является выбор тех признаков-индикаторов, которые могут быть положены в основу прогностической оценки личности. Помимо объективных признаков, позволяющих с высокой степенью вероятности определить возможность совершения похищений людей, особо следует учитывать субъективные признаки. К ним относятся "такие характерологические черты личности, как грубость, дерзость, агрессивность, склонность к вспышкам гнева и аффектам, озлобленность, мстительность, циничность; порочные потребности и неразборчивость в средствах их удовлетворения; психические болезненные состояния".

Задача индивидуального предупреждения похищений человека на Северном Кавказе - выявление лиц, совершающих похищения или имеющих к этому непосредственное отношение, и установление источников, отрицательно влияющих на этих лиц. Конечной целью таких мер является предотвращение или пресечение преступления, недопущение похищения человека. На территории Чеченской Республики существует практика проведения Федеральными силами, так называемых, зачисток, в результате которых задерживаются люди, дальнейшую судьбу которых в последствии становится невозможным установить. Это приводит к искажению криминогенной характеристики личности и оценки оперативной обстановки в регионе, в том числе и по похищениям людей. В этом плане работник МВД РД Кулиев А.А. предлагает создать банк данных о преступниках, квалифицирующихся на похищениях людей, и разработать систему контроля за их поведением с использованием гласных и негласных методов. Г.В. Габибова предлагает наоборот создать информационный банк данных о потенциальных жертвах, принять безотлагательные меры безопасности в отношении этих лиц при наличии сигналов о возможности их похищения. На Северном Кавказе выявление лиц, склонных к похищениям людей, осуществляется с помощью разнообразных средств и методов, имеющихся в распоряжении органов внутренних дел. Главное - наличие полной и правдивой информации о таких похищениях. Важным в деятельности органов внутренних дел является такое требование к информации, как ее своевременность. В значительной степени это требование связано с организацией четкой системы передачи и получения информации. По данным нашего исследования, данное требование к информации в органах внутренних дел слабо выполняется. Это ярко проявляется при передаче и получении информации об объекте взаимодействия как внутри самого субъекта предупреждения, так и при его взаимодействии с другими правоохранительными органами. Вместе с тем, оперативность, своевременность информационного взаимодействия, как правильно отмечает В.М. Пучнин, являются залогом успеха пресечения, предупреждения и раскрытия похищений человека.

Потенциальных похитителей можно выявлять с помощью анализа мотивов этих преступлений, руководствуясь обобщенными данными о личности преступника. Индивидуальную профилактику следует проводить среди судимых; лиц, ранее задерживаемых по подозрению в похищении людей; лиц из ближайшего окружения таких злоумышленников; в среде не работающих и не учащихся и т.п.


Заключение

 

Среди регионов Российской Федерации ведущее место по распространенности случаев похищения людей занимает Северо-Кавказский регион. Среди субъектов данного региона наиболее криминогенными по показателям распространения похищений людей являются Чеченская республика, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Республика Дагестан. Интенсивность проявления этого вида преступления в этих субъектах более чем в шесть раз выше, чем в целом по Российской Федерации.

В последние годы официальная статистика свидетельствует об улучшении криминогенной ситуации, связанной с похищением людей. Позитивные изменения в борьбе с похищением людей на Северном Кавказе и в Российской Федерации в целом связаны с антитеррористической операцией федеральных сил в Чеченской Республике, территория которой давно уже стала основным местом насильственного удержания похищенных, а также убежищем от правосудия для преступников.

В настоящее время о состоянии преступности судят по статистическим показателям, отражающим число официально зарегистрированных преступлений в том или ином регионе или в масштабе всей страны. Наряду с этим существует латентная преступность, уровень которой трудно определить. Значительное число похищений людей остается вне регистрации и учета в органах внутренних дел. В результате к ответственности привлекаются в основном непосредственные исполнители преступления, а организаторы и другие соучастники часто остаются вне сферы уголовно-правового воздействия.

Причины и условия, способствующие похищению людей подразделяются на социально-экономические, социально-политические и социально-психологические факторы, т.е. причины похищения человека носят как объективный, так и субъективный характер.

Социальными причинами похищения человека являются: нарушения прав человека, межнациональные противоречия и конфликты, национальная вражда и ненависть, социальная несправедливость, ослабление социального контроля и межгрупповые, межличностные, религиозные противоречия. Криминогенную роль играет политическая нестабильность в республиках Северного Кавказа, сложная общественно-политическая ситуация в Чеченской республике, последствия вооруженных вторжений бандформирований и религиозных экстремистов со стороны Чеченской республики в Дагестан. Совершению похищений людей способствуют недостатки в деятельности оперативных и следственных подразделений и служб правоохранительных органов, а также низкая культура поведения, падение уровня воспитания и образования. Поэтому разработка мер по предупреждению похищений людей как составной части всей преступности выступает существенным фактором, направленным на улучшение положения в обществе.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит., 1993.

2. Всеобщая декларация прав человека // Международное право в документах. /Сост.Н.Т. Блатова и Г.М. Мелков М., 1997.

. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Справочная система Консультант плюс

. Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от 4 ноября 1950 г. // Международное право в документах. / Сост.Н.Т. Блатова и Г.М. Мелков М., 1997.

. Федеральный закон Российской Федерации "Об оружии" // Справочная система Консультант плюс

. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.:, 2007.

. Абельцев С.Н., Пучнин В.М. Похищение человека (криминологический анализ); Лекция. Тамбов, 1999.

. Адельханян Р.А. Расследование похищения человека. - М., 2003

. Акутаев P. M., Гаджиэменов Б.А. Некоторые аспекты криминологической характеристики похищения граждан // Государство и право. 2001. №2

. Александров А.В. Особенности управления и взаимодействия силовых структур при проведении специальной операции в локальных конфликтах. / Современные проблемы борьбы с преступностью. - Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (15 мая 2002). Воронеж. 2002.

. Алексеев А.И., Герасимов СИ., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М., 2001.

. Алиев В.Г. Концепция социально-экономического развития Республики Дагестан. // Дагестан на рубеже веков: приоритеты устойчивого и безопасного развития. - М., 2000.

. Аналитическое исследование: доходы населения регионов ЮФО.10 ноября 2005 г. // Справочная система Консультант плюс

. Байбаков А.С., Боровиков Е.В. Ваххабизм и исламский экстремизм в России. - М. 2005.

. Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество. - М., 2003.

. Долгова А.И. Проблемы разработки стратегии борьбы с преступностью // Преступность: стратегия борьбы. - М., 1997

. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. - М., 1986.

. Клочков В. Причины и условия роста преступности и проблемы повышения эффективности их расследования // Уголовное право. 1999. №4.

. Кобзарев Ф.М. Координационная деятельность прокуратуры по борьбе с организованной преступностью. / Организованная преступность, терроризм, коррупция в их проявлениях и борьба с ними. Под ред.А. И Долговой. - М., 2005.

. Костенко А.Н. Принцип отражения в криминологии. - Киев, 1986.

. Кравченко В.П. Координация прокуратурой Чеченской республики деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью. / Организованная преступность, терроризм, коррупция их проявлениях и борьба с ними. Под ред.А.И. Долговой. - М. 2005.

. Криминология. / Под ред. А.И. Долговой. - М., 1997.

. Криминология. Учебник. / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунеева. - М., 2004.

. Криминология: учебник для вузов/ под общ. ред. А.И. Долговой.3 - изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2005

. Криминология: Учебник. / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М., 2004.

. Преступность в России начала XXI века и реагирование на нее. / Под ред.А.И. Долговой. - М., 2004.

. Социальная среда и преступность // Сб. научн. трудов под ред.А.И. Долговой. - М., 1983; Сахаров А.Б. Учение о личности преступника и его значение в профилактической деятельности органов внутренних дел. - М., 1984

. Социально-экономическое положение южного федерального округа в 2005 г. Федеральная служба государственной статистики. М., 2005.

. Справка - анализ состояния борьбы с похищениями людей за последние 10 лет. ОБОПиТ МВД РФ // Справочная система Консультант плюс.

. Справка-анализ состояния борьбы с похищениями людей в республиках Северо-Кавказского региона за период с 1993 по 2004 гг // Справочная система Консультант плюс.

. Сухарев А.Я. Проблемы научно-методического обеспечения системы профилактики // Уголовное право. 1999. №4.

. Фридинский С.Н. Состояние законности в сфере соблюдения прав граждан в Чеченской Республике в период с 1996 г. по февраль 2005 г. - М., 2005.

. Цалиев A. M. Некоторые формы социального контроля у народов Северного Кавказа. // Тезисы докладов к научно-практической конференции "Региональные особенности преступности и проблемы эффективности борьбы с нею". - Махачкала, 1985.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: