Граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты хозяйственного (предпринимательского) права.
Понятие и правовое положение индивидуального предпринимателя.
Практическое значение правового института признания лица безвестно отсутствующим и объявления его умершим. Правовые последствия явки лица, объявленного безвестно отсутствующим или умершим. Институт эмансипации и его практическое значение. Основания прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. Объявление лица несостоятельным (банкротом).
Юридические лица как субъекты хозяйственного права. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Порядок создания юридического лица. Понятие, виды и содержание учредительных документов.
Правовой статус органов юридических лиц и обособленных структурных подразделений (филиалов и представительств).
Виды и организационно-правовые формы деятельности юридических лиц. Правовое положение хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ.
Понятие и правовой статус полного товарищества. Права и обязанности полных товарищей.
Особенности правового статуса товарищества на вере, права и обязанности вкладчика.
Понятие и правовой статус общества с ограниченной ответственностью. Уставной капитал ООО. Права и обязанности участников ООО. Правовой статус общества с дополнительной ответственностью (ОДО).
Понятие и виды акционерного общества (АО). АО из одного лица. Особенности создания и прекращения деятельности открытого акционерного общества. Права и обязанности акционеров.
Понятие и правовой статус дочерних и зависимых обществ.
Понятие и особенности правового статуса производственных кооперативов.
Понятие и особенности правового статуса государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Правовые основания прекращения деятельности юридического лица. Понятие, основания и виды реорганизации. Понятие правопреемства. Ликвидация юридического лица: понятие, основания и порядок удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица.
Несостоятельность (банкротство) юридического лица: понятие, основание, порядок и правовые последствия признания лица несостоятельным. Виды банкротства.
Субъекты с особым правовым статусом: банки, биржи, фонды, финансово-промышленные группы и др.
Правовое положение коммерческих банков. Особенности создания и прекращения коммерческих банков. Понятие и правовой статус товарной биржи. Права и обязанности участников товарной биржи. Взаимоотношения участников товарной биржи между собой и с биржей. Фондовые биржи: понятие и правовое положение. Права и обязанности членов фондовой биржи. Правовой статус валютной биржи и её участников.
Особенности создания и прекращения деятельности организаций с иностранными инвестициями. Условия деятельности организаций с иностранными инвестициями. Гарантии, предоставляемые иностранным инвесторам по российскому законодательству.
Понятие субъектов малого предпринимательства и их организационно-правовые формы.
Порядок участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых хозяйственным правом. Участие государства во внешнеторговом обороте. Ответственность по обязательствам РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Литература: 1.3, 1.6, 1.7, 1.8, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 1.16, 1.17, 1.18, 1.19, 1.20, 1.22, 1.23, 1.24, 1.25, 1.34, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8
Вопросы для самоконтроля:
1. Кто является субъектом хозяйственного права? Перечислите их.
2. Когда возникает гражданская правоспособность физического лица и когда она прекращается?
3. Что такое «признание лица умершим»? Каковы основания и юридические последствия этого?
4. Какое значение имеет признание лица безвестно отсутствующим?
5. Что означает термин «эмансипация»? При каких условиях и на каком основании лицо признается эмансипированным? В чем практическое значение этого института?
6. Кто такой индивидуальный предприниматель? Чем он отличается от физического лица?
7. Какие юридически значимые действия нужно предпринять, чтобы стать предпринимателем?
8. С какого возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью?
9. Что понимается под малым бизнесом?
10. Что такое правоспособность юридического лица? Чем она отличается от правоспособности физического лица?
11. Что такое юридическое лицо? Дайте определение (ст. 48 ГК РФ) и назовите основные признаки.
12. Кто является учредителем юридического лица?
13. По каким основаниям юридическому лицу может быть отказано в государственной регистрации?
14. Дайте классификацию юридических лиц по признаку отношения его учредителей к имуществу юридического лица.
15. Сравните статус полного товарищества и товарищества на вере.
16. Кто такой «вкладчик»? Каковы его права и обязанности по сравнению с полным товарищем?
17. Что собой представляет О.О.О. и О.Д.О.?
18. В чем отличие ОАО и ЗАО.
19. Может ли АО, ООО, ПТ или ТВ состоять из одного лица?
20. Отчего зависит и что собой представляет структура АО?
21. Что такое дочернее предприятие? зависимое общество? При каких условиях лицо признается зависимым? дочерним?
22. Что такое унитарное предприятие? Казенное предприятие?
23. В каких случаях предприятие выступает в качестве субъекта права, т.е. является юридическим лицом?
24. В чем заключаются особенности правового статуса производственных кооперативов?
25. Какие предусмотрены гражданским законодательством способы прекращения деятельности юридического лица?
26. В чем отличие реорганизации от ликвидации юридического лица?
27. Что такое принудительная ликвидация предприятия – должника?
28. Каковы основания признания лица несостоятельным?
29. Какие виды банкротства предусмотрены Российским законодательством? Что такое «фиктивное банкротство»?
30. Существует ли разница в последствиях между признанием лица несостоятельным и признанием его банкротом?
31. Каковы правовые последствия признания лица несостоятельным?
32. Что относится к судебным процедурам урегулирования положения несостоятельного должника? к внесудебным процедурам?
33. В чем особенности правового регулирования деятельности банков в Российской Федерации?
34. Чем обусловлено особое место ЦБ в системе российских банков?
35. Что такое «коммерческий банк»?
36. Каковы особенности создания и основания прекращения деятельности коммерческих банков?
37. Что такое «банковские операции»? Назовите отдельные виды банковских операций.
38. Что такое «фондовая биржа»? «товарная биржа»? валютная биржа?
39. Каковы права и обязанности участников фондовой и товарной биржи?
40. Кто является субъектом иностранных инвестиций?
41. В каких организационно-правовых формах осуществляются иностранные инвестиции в РФ?
42. Какие гарантии предоставляются иностранным инвесторам Российским законодательством?
43. Что такое «валютные ценности»?
44. Какие виды операций с иностранной валютой разрешены российским законодательством?
45. Что относится к иностранной валюте?
46. Кто является резидентом и нерезидентом по закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»?
47. В чем проявляется гражданская правоспособность государства?
48. Каким образом государство и муниципальные образования участвуют в хозяйственной деятельности?
49. В чем проявляется участие государства во внешнеторговом обороте?
50. Кто несет ответственность по обязательствам государства? субъекта РФ? муниципального образования?
51. Может ли РФ или субъекты РФ вступать в имущественные отношения с иностранными гражданами, иностранными юридическими лицами, другими государствами?
Методические указания
Изучение настоящей темы рекомендуется начать с уяснения исходных понятий, а именно, понятия субъекта хозяйственного права, понятия субъекта хозяйственной деятельности (хозяйствующего субъекта) и соотношения этих понятий.
Хозяйственные отношения могут возникать как между хозяйствующими субъектами, так и между хозяйствующим субъектом с одной стороны и государственным органом, осуществляющим регулирующие, контрольные и надзорные функции за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности, с другой стороны. Таким образом, понятие субъект хозяйственного права шире понятия хозяйствующий субъект.
Данная тема посвящена именно субъектам хозяйственной деятельности как субъектам хозяйственного права. Прежде всего, студенту необходимо усвоить понятие и определить признаки хозяйствующего субъекта в соответствии с действующим законодательством. Следует иметь в виду, что определение “хозяйствующий субъект” дает закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. В соответствии со ст. 4 названного закона, хозяйствующие субъекты - это российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а так же индивидуальные предприниматели. Определение предпринимательской деятельности дается в ст. 2 ГК РФ, под которой понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Соответственно хозяйствующий субъект (предприниматель) - это лицо, осуществляющее в установленном порядке предпринимательскую деятельность. Таким образом, основными признаками хозяйствующего субъекта являются:
1) осуществление деятельности, направленной на получение прибыли;
2) способность осуществлять деятельность самостоятельно;
3) наличие обособленного имущества для осуществления хозяйственной деятельности (имущественная самостоятельность);
4) хозяйствующий субъект подлежит обязательной государственной регистрации.
Хозяйственную деятельность, в соответствии с действующим законодательством и, в первую очередь ГК РФ, могут осуществлять; а) физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; б) юридические лица; в) государство, субъекты РФ и муниципальные образования.
При определении правового положения индивидуального предпринимателя рекомендуется учитывать следующие моменты: во - первых, осуществлять предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с действующим законодательством вправе не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Прядок регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей зафиксирован в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; во - вторых, к предпринимательской деятельности граждан применяются правила ГК РФ и других НПА, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц. Здесь необходимо обратить внимание на то, что индивидуальный предприниматель в случае неудовлетворительного ведения предпринимательской деятельности может быть признан Арбитражным судом несостоятельным (банкротом); в-третьих, индивидуальный предприниматель приобретает особый правовой статус, который дополняет общегражданскую правосубъектность гражданина (физического лица). Поэтому, для более успешного изучения правового положения индивидуального предпринимателя, следует ознакомиться с общей гражданской правоспособностью и дееспособностью физического лица. Для изучения этого материала рекомендуется использовать, прежде всего, положения гл. 3 ГК РФ и учебники гражданского права, где данный материал излагается в доступной форме.
Основными субъектами хозяйственной деятельности являются организации, наделенные статусом юридического лица. При изучении этой темы могут возникнуть трудности, избежать которых поможет определенная логическая последовательность усвоения материала. Мы рекомендуем начать изучение темы с общих для всех юридических лиц положений, опираясь при этом на гл. 4 ГК РФ. В первую очередь, в соответствии со ст. 48 ГК РФ необходимо дать понятие и определить признаки юридического лица, к числу которых относятся:
1) имущественная обособленность организации, которая предполагает наличие у нее определенного имущества, переданного ей ее учредителями в соответствии с учредительными документами. Таким образом, речь идет об обособлении имущества организации от имущества ее учредителей. Закрепленное за организацией имущество подлежит обязательному учету на ее самостоятельном балансе, который следует отличать от отдельного баланса, открываемого в учетных целях и структурному подразделению юридического лица (см. закон “О бухгалтерском учете”). Степень обособления имущества зависит от того, на каком праве данное имущество находится у юридического лица;
2) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам, которая неразрывно связана с имущественной обособленностью юридического лица, которая имеет целью уменьшение риска участия в гражданско-торговом обороте, а значит и ограничение имущественной ответственности для его учредителей. Смысл имущественного обособления и состоит в выделении таких объектов, на которые возможные кредиторы смогут обратить взыскание, с тем, чтобы вывести из-под него иное имущество учредителей. Именно этим целям служит уставной капитал, который определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы кредиторов юридического лица. Характеризуя самостоятельную имущественную ответственность, следует иметь в виду, что юридическое лицо по общему правилу отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст.56 ГК), не отвечает по обязательствам учредителей и учредители не отвечают по его долгам. Но и в случае установления законом ответственности учредителей по обязательствам юридического лица, она всегда носит субсидиарный (дополнительный) характер.
3) выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени. Имя юридического лица заключается в его наименовании, определенном в учредительных документах (ст.54 ГК РФ). Наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму, на характер его деятельности (в случаях, указанных в законе), и коммерческие организации обязаны иметь фирменное наименование.
4) организационное единство, которое предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления и структурных подразделений (в том числе филиалов и представительств), закрепленную в учредительных документах.
При определении правосубъектности юридического лица следует обратить внимание на следующие обстоятельства: во-первых, правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно в момент его создания, т.е., с момента государственной регистрации (в отличие от правоспособности и дееспособности физического лица), поэтому ГК РФ содержит только понятие правоспособности; во-вторых, правоспособность юридического лица носит, как правило, целевой, установленный учредительными документами, характер; в третьих, правоспособность юридического лица может быть ограничена как решением арбитражного суда, так и нормативно-правовыми актами и правовыми актами компетентных государственных органов.
При рассмотрении вопроса о создании юридического лица студенту, прежде всего, следует обратить внимание на основные способы создания юридических лиц, к которым относятся распорядительный, разрешительный и явочно-нормативный.
Одним из самых распространенных способов создания юридических лиц является явочно-нормативный, когда юридическое лицо создается по воле его учредителей. Однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует создание организаций посредством обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Студенту следует иметь ввиду, что согласно вышеназванному закону (ст. 12) для регистрации (создания) юридического лица учредители, во-первых, представляют в регистрирующий орган соответствующие документы: заявление, по форме утвержденной Правительством РФ, решение учредителей или (собственников) о создании юридического лица, учредительные документы или их надлежащим образом заверенные копии, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя, документ об уплате государственной пошлины; во-вторых, закон устанавливает минимальный, а в некоторых случаях и максимальный размер уставного капитала для коммерческих организаций и регулирует порядок оплаты последнего (для большинства ЮЛ на момент государственной регистрации должно быть оплачено не менее 50% от суммы заявленного уставного капитала); в третьих, регистрирующий орган осуществляет регистрацию в установленные законом сроки; в четвертых, закон устанавливает основания для отказа в государственной регистрации, необоснованный отказ может быть обжалован учредителями в арбитражный суд.
Изучая вопрос об учредительных документах юридического лица, необходимо обратить внимание на их виды (устав и/или учредительный договор), порядок принятия и внесения изменений в содержание в соответствии со ст. 52 ГК РФ.
Деятельность юридического лица прекращается посредством реорганизации или ликвидации. Студенту следует четко представлять разницу между двумя этими понятиями. Реорганизация является одновременно основанием создания нового юридического лица и основанием прекращения деятельности реорганизуемого. При реорганизации права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь созданному в порядке универсального правопреемства. По общему правилу, реорганизация проводится добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами органа юридического лица. Принудительно, по решению компетентного государственного органа или решению суда, реорганизация может проводиться в случаях, прямо указанных в законе. В ГК РФ зафиксировано пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование. Студенту следует обратить внимание на основные документы, оформляющие порядок правопреемства при различных формах реорганизации (разделительный баланс и передаточный акт) и на то, как защищаются при этом права кредиторов реорганизуемого юридического лица. Основания, виды и порядок реорганизации определяются положениями ГК РФ, законами “Об акционерных обществах”, “Об обществах с ограниченной ответственностью” и другими законодательными актами. Подробно и в доступной форме этот материал излагается в учебниках по гражданскому праву.
Указанные законы регулируют также основания и порядок ликвидации юридического лица. Ликвидация влечет прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Необходимо обратить внимание на то, что нормы, регулирующие основания и порядок ликвидации юридического лица, носят, в основном, императивный характер. Во-первых, закон устанавливает исчерпывающий перечень оснований ликвидации юридического лица по решению учредителей (ст. 61 ГК РФ); во-вторых, устанавливает основания ликвидации по решению суда, которые сводятся к нарушению закона и иных нормативных актов; в третьих, закон устанавливает обязанности лиц, принявших решение о ликвидации (ст. 62 ГК РФ) и обязанности ликвидационной комиссии; в четвертых, устанавливается порядок удовлетворения требований кредиторов в строгом соответствии с очередностью, установленной ст. 64 ГК РФ.
К прекращению деятельности юридического лица посредством ликвидации ведет признание его несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом “О несостоятельности (банкротстве)”. Учитывая актуальность настоящего закона, необходимо изучить его основные положения, в том числе, студент должен знать: 1) понятие и признаки несостоятельности (банкротства); 2) установленные законом меры по предупреждению банкротства; 3) круг лиц, имеющих право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом; 4) обязанности должника и ответственность руководителя должника; 5) права кредиторов должника; 6) процедуры банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство), права и обязанности арбитражного управляющего (временного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего) и правомочия должника в отношении своего имущества; 7) понятие, основания заключения и последствия утверждения мирового соглашения.
Рассмотрев общие для всех юридических лиц положения, следует перейти к изучению правового положения различных по организационно-правовой форме организаций. В первую очередь, необходимо помнить, что ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Мы рекомендуем определить особенности правового положения этих организаций по следующим направлениям:
1) кто может быть учредителем той или иной организации;
2) права учредителей на имущество (обязательственное или вещное);
3) на основании каких учредительных документов организация осуществляет свою деятельность;
4) ответственность юридического лица и учредителей (участников);
5) требования, предъявляемые законом к уставному капиталу (определение минимального или максимального размера, порядок оплаты, основания и порядок увеличения или уменьшения);
6) количественные ограничения участников организации, установленные законом;
7) организация юридического лица (органы управления и порядок их формирования, наличие структурных подразделений с указанием их статуса);
8) основания прекращения деятельности.
Правовое положение хозяйствующих субъектов зависит не только от организационно-правовой формы, но и от характера деятельности юридического лица. Особый правовой статус имеют, в частности, банки, биржи, организации с участием иностранного капитала. Правовое положение этих организаций определяется как нормами ГК РФ, законами, определяющими правовой статус отдельных организационно-правовых форм, так и специальными законодательными актами.
Правовое положение коммерческих банков определяется законом “О банках и банковской деятельности”, в соответствии, с которым банки создаются в форме хозяйственных обществ. Соответственно, общие положения правового статуса банков заложены в ГК РФ, в законах “Об акционерных обществах” и “Об обществах с ограниченной ответственностью”. Коммерческий банк - кредитная организация, имеющая исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: 1)привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц; 2)размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности; 3)открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Для более успешного усвоения настоящей темы рекомендуется обратить внимание на особенности правового положения банков, которые сводятся к следующему:
1) банки осуществляют свою деятельность исключительно в денежно-финансовой сфере, коммерческим банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью; закон устанавливает исчерпывающий перечень банковских операций, при этом разграничивает понятия банковские операции и сделки;
2) осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" с учетом установленного законом специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.
Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России;
3) Законом устанавливаются дополнительные (по сравнению с хозяйственными обществами, осуществляющими другую деятельность), требования к уставному капиталу, а именно: устанавливается минимальный размер уставного капитала и предельный размер не денежной части, в формировании уставного капитала участвуют только собственные средства; оплачивается в полном размере на момент государственной регистрации, приобретение акций коммерческих банков третьими лицами контролируется Банком России,
4) устанавливаются дополнительные требования к документам, предоставляемым для государственной регистрации: протокол собрания учредителей должен отражать не только принятие устава, но и утверждение кандидатур на должность руководителя и главного бухгалтера, для регистрации должны быть представлены анкеты кандидатов на эти должности; надлежащим образом заверенные копии свидетельств о государственной регистрации учредителей банка и аудиторское заключение об их финансовом положении;
5) учредители банка не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня его регистрации;
6) коммерческий банк может быть ликвидирован на основании решения арбитражного суда по иску Банка России после отзыва последним лицензии.
Биржа занимается организацией торгов. В зависимости от объекта торга, биржи делятся на товарные и фондовые.
Согласно действующему законодательству и сложившейся практике биржи могут быть созданы в форме хозяйственных обществ и некоммерческих партнерств. С их помощью конкретные предприниматели осуществляют коммерческие (приносящие доход) сделки. Вопрос о биржах в учебниках освещается недостаточно, поэтому, при рассмотрении темы рекомендуем обратиться непосредственно к законодательным актам.
Правовое положение товарной биржи определяется законом “О товарных биржах и биржевой торговле”, в соответствии, с которым товарной биржей признается основанное на началах членства объединение предпринимателей, созданное ими с целью организации специальных публичных торгов по продаже определенных (в соответствии с уставом) товаров. Учредителями и членами биржи не могут быть 1)органы государственной и муниципальной власти и управления, банки, страховые и инвестиционные компании и фонды.
Товарная биржа действует в соответствии с уставом, который содержит:
1) сведения о видах товаров, с которыми осуществляются сделки на бирже;
2) о составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений (высшим органом биржи является общее собрание ее членов);
3) о уставном капитале - при этом следует иметь ввиду, что в соответствии с законом, доля каждого участника биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%;
4) о членстве на бирже и правах и обязанностях членов биржи. При изучении настоящих положений, необходимо учитывать следующее: во-первых, закон устанавливает минимальное количество членов биржи – 10 членов, во-вторых, устанавливает исчерпывающий перечень лиц, которые не могут быть членами биржи (см. выше), в третьих, права и обязанности членов биржи зависит от их категории (полные и неполные члены), в-четвертых, уставом могут быть предусмотрены дополнительные права для учредителей биржи.
Сделки на товарной бирже осуществляются на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам при Правительстве РФ.
Правовой статус фондовой биржи и ее членов определяется законом “О рынке ценных бумаг”, в соответствии, с которым фондовой биржей может признаваться только организатор торговли на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества.
Для того чтобы иметь определенное представление о фондовой бирже, необходимо усвоить следующие положения:
1. Права и обязанности фондовой биржи (ст.13 закона).
2. Фондовой бирже, в соответствии с законом, запрещается совмещать деятельность по организации торговли с иными видами деятельности на рынке ценных бумаг, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринговой), деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду.
3. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Закон устанавливает исчерпывающий перечень видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, к которым, помимо организации торговли (ст.9), относится брокерская деятельность (ст.3), дилерская (ст.4), деятельность по управлению ценными бумагами (ст. 5), деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг) (ст.6), депозитарная деятельность (ст.7), деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (ст.8).
4. Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов. Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Порядок допуска к участию в торгах и исключения из числа участников торгов определяется правилами, устанавливаемыми фондовой биржей. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.
5. Фондовая биржа организует торговлю только между членами биржи, другие участники рынка ценных бумаг могут совершать сделки на бирже исключительно через посредничество биржи.
6. Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляется на основании лицензии, выдаваемой Федеральной службой по финансовым рынкам или уполномоченными ею органами на основании генеральной лицензии (ст.39); при этом, следует иметь ввиду, что деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг лицензируется тремя видами лицензий: лицензией профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензией на осуществление деятельности по ведению реестра и лицензией фондовой биржи. Органы, выдавшие лицензию, контролируют деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе и фондовой биржи, и принимают решение об отзыве лицензии при нарушении законодательства о ценных бумагах.
Валютные биржи организуют биржевой валютный рынок. Под валютным рынком понимается сфера экономических отношений, связанная с осуществлением операций по купле-продаже, обмену иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала.
Специального закона, определяющего правовое положение валютных бирж, до сих пор нет. Таким образом, правовое положение валютной биржи и правовое регулирование её деятельности определяются лишь общими законами и специальными подзаконными актами, а также локальными НА. В качестве общего акта в данном случае можно назвать Закон о валютном регулировании. В соответствии со ст. 1 п.11 данного закона валютные биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком Российской Федерации.
Предпринимательская деятельность, осуществляемая в РФ, нуждается в обеспечении её финансовыми источниками. Эффективное развитие бизнеса возможно лишь при наличии инвестиционных вложений. Особое правовое положение имеют организации с участием иностранного капитала (иностранными инвестициями), деятельность которых регулируется законом “Об иностранных инвестициях”. В соответствии с настоящим законом, организации с иностранными инвестициями создаются и действуют в форме хозяйственных обществ и товариществ, следовательно, нормы ГК РФ, регулирующие деятельность хозяйственных обществ и товариществ, закона “Об акционерных обществах”, закона “Об обществах с ограниченной ответственностью” распространяются и на организации с иностранными инвестициями. При изучении закона “Об иностранных инвестициях”, опираясь на общие для всех юридических лиц положения, рекомендуем особо выделить следующие моменты: во-первых, кто может быть иностранным инвестором (а значит и участником организации с иностранными инвестициями); во-вторых, на формы осуществления иностранных инвестиций в соответствии со ст. 3 закона: в-третьих, на дополнительные требования, предъявляемые к созданию таких организаций. Важнейшей составной частью правового статуса иностранных инвесторов и организаций с иностранными инвестициями являются гарантии, предоставляемые им государством. Поэтому следует обратить внимание на тот перечень гарантий, предоставляемых вышеперечисленным субъектам, который заключен в законе «Об иностранных инвестициях».
Одной из приоритетных задач в условиях рыночной экономики является поддержка со стороны государства субъектов, которые относятся к субъектам малого предпринимательства. Критерии, по которым те или иные хозяйствующие субъекты могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, определили закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», закрепивший систему предоставляемых им государственных льгот.
Субъектами хозяйственной деятельности могут выступать, на равных началах с физическими и юридическими лицами, государство и муниципальные образования, которых действующее законодательство считает особыми субъектами. Участие государства и муниципальных образований в хозяйственной деятельности регулируется гражданским законодательством (гл. 5 ГК РФ), в том числе, нормами, регулирующими деятельность юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. На содержание гражданско-правового статуса государства и муниципальных образований оказывают влияние следующие обстоятельства:
1) государство и муниципальные образования участвуют в гражданском обороте через свои органы, действующие в рамках своей компетенции, установленной актами о статусе этих органов (ст. 125 ГК РФ), но в результате действий этих органов участниками хозяйственных отношений становится государство (муниципальное образование) в целом, а не сами органы;
2) названные субъекты создаются на основе властного, административно-распорядительного акта и имеют определенные властные полномочия;
3) по своим собственным обязательствам государство и (муниципальное образование) отвечает лишь той частью имущества, которое оно не передало своим юридическим лицам (ст. 126 ГК РФ) (казной);
4) гражданская правоспособность государства и муниципальных образований носи