Основные элементы ордера




МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

Кафедра «Архитектура»

И. В. МИХАЛЬЦОВА, Е. М. ШИШИНА

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

В АРХИТЕКТУРЕ АНТИЧНОСТИ

Учебно-методическое пособие

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»

 

Кафедра «Архитектура»

 

 

И. В. МИХАЛЬЦОВА, Е. М. ШИШИНА

 

 

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

В АРХИТЕКТУРЕ АНТИЧНОСТИ

 

 

Одобрено методической комиссией факультета ПГС

в качестве учебно-методического пособия

 

 

Гомель 2017

УДК 72.014: 72.031 (075.8)

ББК 85.11

М69

 

Рецензенты: зав. кафедрой «Строительное производство» канд. техн. наук, доцент О. Е. Пантюхов зав. кафедрой «Архитектура» доктор архитектуры, профессор И. Г. Малков (БелГУТ)

 

Михальцова, И. В. М69 Ордерная система в архитектуре Античности: учеб.-метод. пособие / И. В. Михальцова, Е. М. Шишина; М-во трансп. и коммуникаций Респ. Беларусь, Белорус. гос. ун-т трансп. – Гомель: БелГУТ, 2017. – 63 с. ISBN 978-985-554-639-0   Обобщаются сведения об архитектурном ордере Античности. Рассматривается структура и классификация ордеров, правила построения элементов классических архитектурных форм, профилей. В заключительной части даны методические указания по выполнению расчетно-графических работ и приложение. Основная цель учебно-методического пособия – изучение ордера как целостной композиционной системы, формирующей профессиональное мышление и понимание архитектурного наследия. Учебно-методическое пособие сопровождается большим количеством иллюстраций и схем, что, несомненно, облегчит студентам восприятие материала. Предназначено для студентов первого курса, обучающихся по специальности «Архитектура».   УДК 72.014: 72.031 (075.8) ББК 85.11  

 

 

© Михальцова И. В., Шишина Е. М., 2017 ISBN 978-985-554-639-0 © Оформление. БелГУТ, 2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………………………………. 1 Архитектурный ордер …………………………………………………………………...……………………….. 2 Структура ордера…………………………………………………………………………………..………………. 2.1 Основные элементы ордера……………………………………………………………………….…………….. 2.2 Построение энтазиса колонн…………………………………………………………………………..……….. 2.3 Построение каннелюр……………………………………………………………………………….….............. 2.4 Сопряжение частей ордера……………………………………………………………………………….……… 3 Классификация ордеров ……………………………………………………………………….…………………. 3.1 Тосканский ордер……………………………………………………………………………..….…...………….. 3.2 Дорический ордер……………………………………………………………………………......…....…………… 3.3 Ионический ордер…………………………………………………………………………….…….…..………… 3.4 Коринфский ордер …………………………………………………………………………………..…..…………. 3.5 Композитный ордер…………………………………………………………………………………………….. 4 Понятие архитектурного облома…………………………………………………………..………….…………. 5 Основные архитектурно-конструктивные детали и элементы…………………………......……..…………... 6 Методические рекомендации……………………………………………………………………………………… 6.1 Состав работы…………………………………………………………………………………….…...………… 6.2 Требования к оформлению реферата…………………………………………………………….……………. 6.3 Компоновка элементов ордера на планшете…………………………………………………….……………. 6.4 Графическое выполнение чертежа……………………………………………………………....…………….. Заключение………………………………………………………………………………………………….……….. Список литературы…………………………………………..…………………………………….………………. Приложение АОрдерная система в схемах и чертежах…………………………………………………………….  

ВВЕДЕНИЕ

В современном искусстве все чаще становится популярным применение деталей ордеров как античных образцов, так и творческих задумок. Для дальнейшего грамотного использования ордерных композиций необходимо чётко изучить их историю, чтобы понять, какие закономерности лежат в основе разнообразия форм ордеров.

Классическая система ордеров сложилась в Древней Греции как закреплённая традицией в нескольких вариантах переработка деревянной стоечно-балочной конструкции, применявшейся в строительстве храмов и других зданий. Членение ордера на несущие и несомые части, связанные системой выразительных обломов, сделало ордерную систему к середине V в. до н. э. гибким художественным приёмом архитектуры греческой классики. Ордер возник как важный элемент архитектуры общественного здания. Он отвечал стремлению древних греков осмыслить мир как некую закономерную систему, в которой главное место занимает общественный человек. Ордерные принципы помогли созданию тектонически яркого архитектурного образа, выработке соразмерных человеку архитектурных масштабов, соответствующей естественному бытию людей организации пространства. Разработка и применение ордерной архитектуры, усовершенствование её конструктивных форм позволяли создать принципиально новые монументальные общественные сооружения.

Античность является эпохой классики, которая положила начало многим направлениям искусства. Многие архитектурные каноны и элементы выразительности Средневековья, Возрождения и Нового времени были позаимствованы у античных храмов и сооружений. В период Средних веков традиции античности отвергались как греховные и непристойные, как часть языческой упадочной культуры Рима. Возрождение дало новые возможности для развития искусства на основе античных традиций, возродив к ним интерес и дополнив новыми идеями. Вся архитектура приобрела новый смысл в глазах людей, помимо утилитарного значения она стала играть и эстетическое.

В архитектурной практике, начиная с античности, и особенно во все последующие эпохи, различные ордера свободно сочетались друг с другом, их пропорции и детали видоизменялись. В основе оформления фасадов и интерьеров памятников архитектуры классицизма и барокко лежит античная ордерная система.

Смысловые основы ордера тесно связаны с представлениями об устройстве мира, хотя они и менялись с ходом веков. Однако в различные периоды развития архитектурной культуры именно ордер всегда оставался неизменным эталоном осмысленных пропорций. Их соотношения уходили своими корнями вглубь человеческой истории, утверждая преемственность эпох.

Главная цель подготовки специалиста-архитектора – овладение методикой архитектурного проектирования на основе комплекса теоретических и практических профессиональных знаний, умений и навыков.

Первым этапом освоения методов и навыков архитектурного проектирования является изучение раздела «Архитектурные ордера Античности» в рамках учебной дисциплины «Архитектурное проектирование: Введение в архитектурное проектирование». Изучение, анализ и критическое переосмысление всего ценного исторического наследия, которое выработало человечество, − именно тот неиссякаемый источник профессионального мастерства современного архитектора, без которого немыслимо архитектурное творчество.

Рассматриваемый раздел обучает архитектурной графике, архитектурной композиции, а также дает начало освоению практических знаний об ордерной (классической) архитектуре и частях здания.

Основные цели пособия: изучение архитектурных ордеров стоечно-балочной тектонической системы, знакомство с основными частями и элементами ордера, основными видами, пропорциями и формами ордера, а также закономерностями построения их основных деталей, овладение студентами методикой, приемами и навыками технического и художественного мастерства, освоение и совершенствование навыков архитектурной графики и композиции.

Важнейшую задачу этой работы составляет развитие у будущих архитекторов объемно-простран-ственного представления, позволяющего компоновать архитектурную форму сооружения и понимать чертежи. Немаловажную роль имеет и формирование художественного вкуса и правильного понимания значимости всемирного архитектурного наследия.

 

АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР

Большой интерес представляет античная греческая архитектура, возникшая на основе стоечно-балочной системы, основу которой составляют стойки (столбы, колонны и другие отдельно стоящие опоры), по которым проложены балки, несущие перекрытие.

Эта конструктивная система, возникнув в доисторические времена, с течением времени нашла свое художественное выражение в архитектуре античного мира. Здесь окончательно были установлены закономерности её построения, найдена художественная форма, соответствующая этой конструкции.

Сформировавшуюся таким образом систему, в которой каменная стоечно-балочная конструкция нашла выразительную архитектурную форму, называют архитектурным колонным ордером. Элементы ордера, часто воспринимающиеся человеком как декоративные, на самом деле несут серьезную конструктивную и функциональную нагрузку, при этом они выражаются в эстетичной форме, веками вырабатываемой античными архитекторами (рисунок 1.1).

 

Парфенон – самый известный дорический храм древности

 

Рисунок 1.1 – Применение ордерной системы в Древней Греции

Архитектурные ордера известны с древнейших времен в Египте, Ассирии, странах Передней Азии. Однако в классическую систему ордера сложились к VII−V вв. до н. э. в Древней Греции в храмах и общественных зданиях, которые строили из камня.

В Греции колонны чаще использовались снаружи храмов, а не в интерьерах, как это делали в Древнем Египте. Древнегреческие храмы отличались небольшими размерами по сравнению с древнеегипетскими и были соразмерны человеку.

Величие римских ансамблей должно было отражать торжество завоевателей, богатство поработителей и призвано было формировать сознание превосходства граждан Рима. Поэтому римские ордера развивались в двух направлениях: совмещение человеческих масштабов с грандиозностью сооружений и насыщение архитектурных форм пышностью. На римской земле до заимствования греческой культуры развивались конструктивные приемы строительства, в основу которых были положены арки и своды. Стоечно-балочные конструкции были знакомы римлянам, но тогда еще не находили такого широкого применения, как в Греции, и не имели строгих ордерных построений.

Ещё раньше элементы ордера начали складываться в более древней сырцово-деревянной архитектуре, не дошедшей до нас. Конструкции и формы, выработанные в дереве, переходили потом на камень, видоизменяясь под влиянием нового материала и новых способов обработки и конструирования. В результате длительного развития и совершенствования элементы конструкций приобрели законченную художественную форму.

Ордер до сих пор не потерял своей выразительности и привлекательности для архитекторов. Архитекторы используют ордер не только как конструктивную систему, но и как декоративный элемент, часто в значительной степени стилизуя его.

Архитектурный ордер – вид архитектурной композиции, состоящий из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) частей в соответствующей архитектурно-стилевой обработке, в классической форме сформировавшийся в Древней Греции. Название «ордер» происходит от латинского «ordo» – строй, порядок. Это название впервые упоминается у римского теоретика архитектуры второй половины I в. до н. э. Витрувия, автора трактата «Десять книг по архитектуре».

Обладая общей исходной конструкцией, все ордера имеют и общие основные части: колонны, антаблемент и ступенчатое основание (стереобат).

Композиция ордера построена на четырех основных принципах:

1) трехчастное деление;

2) четкое деление на несущие и несомые элементы;

3) нарастание композиции вверх;

4) расположение самой ответственной части в среднем звене композиции.

Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном построении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиция и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей.

В архитектуре Древней Греции, где тектоника несущих и опирающихся частей составляла основную архитектурную тему сооружений, выявление тектонического смысла этой конструкции художественными средствами было доведено в ордерной системе до предельной четкости и глубины. Это подняло качество греческой ордерной системы на столь высокий уровень, что все последующие эпохи, пользовавшиеся ордером как образным языком архитектуры, неизменно обращались к Греции как к первоисточнику форм. Каждая эпоха приспосабливала ордерную систему под свои потребности, вносила новые присущие ей черты.

В эпоху Возрождения (XIV−XV вв.) освоение античной ордерной системы шло по линии творческой переработки архитектурного убранства зданий. Элементы ордера являлись лишь внешней декоративной его оболочкой и не имели отношения к конструктивной схеме здания. В этот период кроме практического применения ордерной системы теоретики архитектуры Возрождения (Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоцци в Италии; Филибер де Лорм во Франции и др.) разработали теорию ордерной системы. Наиболее последовательное и законченное развитие теория ордеров получила в трактатах Виньолы «Правило пяти ордеров архитектуры» (1562−1570 гг.) и Палладио «Четыре книги об архитектуре» (1570 г.). На основании изученных памятников греческой и римской архитектуры Виньола и Палладио разработали основные правила построения пяти ордеров. Они канонизировали ордер, составили определенные числовые пропорции всех его частей на основе модульного масштаба. Их теория нашла широкое применение далеко за пределами эпохи Возрождения на последующих этапах развития архитектуры барокко и классицизма.

СТРУКТУРА ОРДЕРА

Архитектурный ордер – композиционная схема, композиционное решение, закон, принцип построения архитектурной формы.

Загадка возведения храма (по Витрувию) и обеспечения его целостности в реальности и с точки зрения восприятия таится в достижении соразмерности его членений. Соразмерность опирается на идеальное соотношение пропорции и идеальный объект измерения – человека. «Никакой храм без соразмерности и пропорции не может иметь правильной композиции, если в нем не будет точного членения, как у хорошо сложенного человека».

Основные элементы ордера

Обладая общей исходной конструкцией, все ордера имеют и общие основные части: колонна, антаблемент и основание – стилобат. Основные части ордера представлены на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 – Основные части ордера

 

Нижняя несущая часть ордера – стилобат – представляет собой сплошную плиту, выложенную из плоских тесаных камней, которая служит основанием всего здания и, в частности, подножием колонн. Следующая несущая часть ордера – колонна – один из определяющих художественных элементов. Колонны держат на себе развитую несомую часть ордера – антаблемент. Они завершаются капителями – венчающая часть вертикальной опоры (колонны, столба). Верхняя часть капители – абака (от греч. – стол, доска) – плита, составляющая верхнюю часть капители, непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол, или фуст, – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис. Стволы колонн обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами.

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: нижнюю – архитрав, среднюю – фриз и верхнюю – карниз (рисунок 2.2). Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами. По архитраву развивается декоративная тема фриза. Фриз – стенка, на которую опираются балки и плиты перекрытия. В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходным элементом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее на землю. Структура построения художественной композиции антаблемента всех ордеров единая, а ионический и коринфский антаблементы близки даже по деталировке.

Расстояния между колоннами «в свету» – интерколумний, – а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытий и не могли быть большими (рисунок 2.3).

Познакомившись с разнообразием деталей ордеров, можно отметить, что одни из них усиливают впечатление конструктивного назначения архитектурного элемента, другие маскируют места сочленений, а третьи усиливают контрастность архитектурных форм. Например, сочетание обломов базы, энтазис колонн, кривизна эхина подчеркивают своей формой упругость детали, несущей на себе груз вышележащих конструкций. Профили антаблемента, создаваемые различными комбинациями обломов, подчеркивают или прикрывают своими формами места примыкания элементов друг к другу; порезки, нанесенные на обломы, усиливают зрительное восприятие профилей обломов, то есть несут орнаментальные функции, усиливающие психологическое воздействие, и скрывают швы.

 

 

Рисунок 2.2 – Составные части антаблемента (карниз, фриз, архитрав) Рисунок 2.3 – Интерколумний

 

Подводя итог античному периоду развития архитектурного декора Греции, можно сделать заключение, что за это время были созданы художественные приемы конструирования структурных элементов, декоративные способы обработки конструктивных стыков, орнаментальные формы декора в целях усиления объемно-пространственного впечатления и психологического воздействия архитектурных произведений. Все эти средства и приемы были направлены на создание архитектуры, соразмерной с деятельностью человека и масштабами окружающей природы. Каждая из названных частей состоит из более мелких элементов – архитектурных деталей. В общей композиции любого ордера, как правило, декоративное богатство деталей нарастает снизу вверх.

Масштабом всех частей ордера является радиус колонны в ее нижнем основании. Этот радиус называется модулем и обозначается буквой М, или Мод. В тосканском и дорическом ордерах модуль делится на 12 частей, а в ионическом и коринфском – на 18. Эти части называются партами и обозначаются буквой П, или Пар. Стержни колонн всех ордеров – круглые. При вычерчивании ордер строится либо в одном модуле (рисунок 2.4, а), либо в одной высоте (рисунок 2.4, б).

а) б)

 

Рисунок 2.4 – Схемы ордеров по да Виньола:

а – в одном модуле; б – в одной высоте



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: