ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРНОГО ОБЛОМА




Художественные композиции архитектурных деталей ордеров слагаются из различных сочетаний простейших элементов декора с геометрической формой профиля (контура поперечного сечения), называемых обломами (рисунок 4.1).

Обломы ордеров по геометрическим признакам разделяются:

1) на прямолинейные – полочка, полка, пояс, плинт;

2) криволинейные простые – валик, вал (торус), четвертной вал (прямой и обратный), выкружка (прямая и обратная);

3) криволинейные сложные (имеющие две кривизны, чаще всего направленные в разные стороны) – гусёк (прямой и обратный), каблучок (прямой и обратный), скоция (элемент, представляющий собой выгнутость различной кривизны и встречающийся в базах колонн ионического и коринфского ордера).

Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, обратным – если он расширяется книзу.

 

 
Пояс Полочка Плинт Астрагал
 
Вал прямой обратный
  Четвертной вал
 
прямая обратная прямой обратный
Выкружка Гусек
 
прямой обратный Скоция
Каблучок  
                     

 

Рисунок 4.1 – Построение архитектурных обломов

Сложные обломы получаются из сочетания простых обломов. Из различных комбинаций обломов проектируют необходимые тяги, которые потом вытягивают при помощи специально изготовленных шаблонов.

В деталях ордеров обломы выполняют различные композиционные функции:

1) поддерживающие;

2) поддерживаемые, или венчающие;

3) связующие;

4) разделяющие.

Каблук и четвертной вал, имеющие сильные, упругие очертания, чаще применяются как поддерживающие формы, гусёк с его облегчающимися снизу вверх формами является завершающим элементом, выкружка несет в себе функцию связующего элемента.

Обломы располагаются по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), по кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии.

Различие ордерных систем определяют в основном пропорции, ритм и художественное оформление конструктивных членений, а также архитектурных форм и деталей.

Для художественного оформления архитектурных деталей используют рельеф, иногда сочетаемый с цветом. Обычно обломы украшались живописным орнаментом в дорическом ордере и рельефным – в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом: гусёк – орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок – сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили – иониками; астрагал – бусами (рисунок 4.2). В том случае, когда профили украшались орнаментами, последние всегда соответствовали очертанию профиля и положению его в общей композиции.

 

 

Рисунок 4.2 – Прорисовки, характерные для архитектурных обломов, и лист аканта

Наиболее распространенный рельеф – порезки, выполняемые на обломах резьбой по камню или формовкой из гипса и других материалов (рисунок 4.3). Черты отличия в построении и художественной проработке деталей проистекают из различий в архитектонике (связи и взаимообусловленности элементов целого), которые проявляются в деталировке колонн и антаблементов.

 

б) а) а) б)

 

Рисунок 4.3 – Профили античных порезок (слева греческие, справа римские):

а –обломы; б –порезки:

1 – палочка; 2 – валик; 3 – полка; 4 – пояс; 5 – выкружка; 6 – скоция; 7 – четвертной вал;

8 – гусек; 9 – каблучок; 10 – зубчики; 11 – полувал; 12 – волна; 13 – бусы;

14 – ложечки (каннелюры); 15 – ионики; 16 – пальметки;

17 – аканты; 18 – листочки; 19 – каннелюры; 20 – плетенка; 21 – венок



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: