Архитектурная графика является средством выражения архитектурной мысли, творческого поиска архитектора, его графическим языком. Графические приёмы можно свести к двум основным видам:
а) линейное выполнение чертежей (в карандаше или туши);
б) выполнение чертежей в тушёвке (однотонное или цветное).
Применение того или иного вида графики зависит от назначения чертежа, а также от вида проекций.
Линейная графика выполнения чертежа в туши заключается в контурном изображении архитектурного объекта. Этот вид графики применяется в основном в таких чертежах, где не требуется выявления объёмно-пространственных свойств объекта. К таким чертежам относят планы и разрезы.
Выполнение чертежа в карандаше в основном связано с построением его по стадиям (рисунок 6.5).
Материалы для выполнения работы: карандаши НВ, Н, ластик, линейка с кружками, угольник, лекало, рейсфедер, циркуль, рапидографы разной толщины (от 0,18 до 0,7 мм), черная тушь.
На первом этапе чертежи и надписи выполняются в карандаше и согласовываются с преподавателем по архитектурному проектированию. Все карандашные линии построения должны быть тонкими, чёткими; это даёт возможность грамотно выполнить обводку чертежей.
Второй основной этап – это окончательное графическое выполнение чертежа, которое заключается в обводке тушью или карандашом. Обводка тушью придаёт чертежу графическую выразительность, кроме того, она способствует сохранности чертежа.
На чертежах в обязательном порядке должны присутствовать три вида линий, толщина которых устанавливается согласно ГОСТ 2.303–68 «ЕСКД. Линии»:
1) линия видимого контура (основная толстая сплошная толщиной 0,8–1 мм);
|
2) осевая или центровая линия (штрихпунктирная тонкая толщиной 1/3 от основной линии);
3) линия разреза (основная толстая сплошная толщиной около 1,2 мм).
Рисунок 6.5 – Последовательность выполнения архитектурного чертежа
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Классическая ордерная система является одним из важнейших достижений архитектуры Античности. Она сыграла особую роль в дальнейшем развитии мирового зодчества и сохранила свою жизненность до наших дней, занимая выдающееся место в ряду художественно-выразительных средств современного зодчества.
Ордерная система – образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически воплощенное в композиции ордерного сооружения.
Древнегреческими зодчими с самого начала руководила идея противодействия сил добра и зла – опоры и тяжести, и, как отмечают теоретики искусства, настолько рациональное и увлекательное воплощение данной идеи в архитектуре привело к тому, что главные типы греческих конструкций стали образцом для произведений эпохи Ренессанса, барокко и классицизма. Обращение к древнегреческим ордерам в качестве конструктивного и декоративного элемента здания стало первоочередным в творчестве выдающихся мировых архитекторов.
Греческим храмам присущ вертикальный ритм, создающий определенную динамику всей композиции. Достижение подобного эффекта происходит за счет специфического строения и упорядоченности колонн.
Пропорции как отдельных элементов, так и их сочетаний придавали ордеру индивидуальность и своеобразие, характеризуя в каждом отдельном случае соотношения всех несомых и несущих частей. Малейшее изменение их пропорций отчетливо отражалось на характере ордера, превращая его в основное и весьма гибкое средство художественной выразительности в руках зодчего. Ордер позволял передавать тончайшие оттенки различных художественных замыслов.
|
В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический, коринфский. Зародившись в разных частях Эллады, они получили повсеместное распространение. Эти ордера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетания придавали индивидуальность каждому из ордеров.
Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном повторении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиции и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей.
В эпоху Возрождения (XIV–XV вв.) зодчие обратились к античному наследию. Элементы ордера уже не имели непосредственного отношения к конструктивной схеме здания, а являлись лишь внешней декоративной его оболочкой. В архитектуре Возрождения явно преобладали декоративные начала, которые проявились в выдающихся художественно-композиционных пластических решениях сооружений. Теоретики архитектуры Возрождения (Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоции в Италии; Филибер де Лом во Франции; Ганс Блюм в Гермации и др.) разработали ордерную систему.
Едва ли не каждая эпоха возвращалась к античному наследию, черпая в нем то, что оказалось полезным для решения новых задач архитектуры. Ордерная система широко применялась в белорусской архитектуре. В период барокко в отечественном зодчестве (конец XVI в.) встречаются оригинальные решения зданий, построенных с применением архитектурных ордеров и их элементов (памятники Несвижа, Гродно, Минска, Пинска и др.). Начиная с периода классицизма, широко применялась классическая ордерная система в застройках Гомеля и других белорусских поселениях.
|
В Минске в XX в. (в послевоенные годы) был построен ряд сооружений, в которых также использована ордерная система: административное здание по пр. Независимости (арх. М. П. Парусников); Суворовское училище (арх. Г. В. Заборский); административное здание по ул. Коммунистической (арх. В. И. Гусев) и др.
Итак, оценивая ордер с точки зрения его тектоники, выразительности и художественных качеств, нужно признать, что он является одним из наиболее примечательных достижений мирового зодчества. Ордер был и остаётся одним из основных элементов в работе над историческими стилями.
Трудно назвать конструктивно-пространственную систему, которая была бы столь эстетически осмыслена и выявлена в такой же мере, как стоечно-балочная конструкция в ордере. Диапазон композиционных возможностей ордера весьма разнообразен. В тех случаях, когда ордер не является чисто конструктивным элементом, он играет роль закономерной архитектурной декорации, обогащающей пластику здания или интерьера в нашем случае.
Также ордер является прекрасным способом членения архитектурной формы, привносящей в любой объем ясность и пропорциональность. Эти особенности объясняют его неизменность на протяжении многих столетий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Виньола, Д. Б. Правило пяти ордеров архитектуры: пер. с итал. А. Г. Габричевского / Д. Б. Виньола. – М.: Архитектура-С, 2005. – 168 с.
2 Гутнов, А. Э. Мир архитектуры / А. Э. Гутнов. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 352 с.
3 Заковоротная, Т. А. Архитектурные ордера: учеб. пособие / Т. А. Заковоротная, В. И. Мартынова, Н. В. Фурман. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. – 76 с.
4 Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. – М.: Искусство, 1985. – 175 с., ил.
5 Кринский В. Ф. Введение в архитектурное проектирование: учеб. пособие / В. Ф. Кринский, В. С. Колбин, И. В. Ламцов. – М.: Стройиздат, 1962. – 208 с.
6 Михаловский, И. Б. Архитектурные формы античности / И. Б. Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2006. – 240 с., ил.
7 Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм / И. Б. Михаловский. – Репринтное издание 1925 г. – М.: Архитектура-С, 2006. – 288 с., ил.
8 Трацевский В. В. Классические архитектурные формы: учеб. пособие / В. В. Трацевский, А. Н. Колосовская, И. А. Чижик. – Минск: Выш. шк., 2008. – 208 с., ил.
9 Мусатов А. К. Архитектура античной Греции и античного Рима: учеб. пособие / А. К. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2006. – 144 с., ил.
10 ЕСКД. Линии: ГОСТ 2.303–68. – Введ. 01.01.1971. – М.: Комитет станд., мер и измер. приборов при Сов. Мин. СССР, 1971. – 7 с.
11 ЕСКД. Шрифты чертежные: ГОСТ 2.304–81. – Введ. 01.01.82. – М.: Гос. комитет СССР по стандартам, 1982. – 26 с.
Приложение А
(обязательное)
ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА
В СХЕМАХ И ЧЕРТЕЖАХ
Рисунок А.1 – План Акрополя (I в. н. э.), Афины, Греция:
1 – Храм Афины Ники; 2 – Статуя Агриппы (римского государственного деятеля I в. до н. э.); 3 – Пропилеи;
4 – Пинакотека (картинная галерея); 5 – Священный округ Артемиды Бравронии; 6 – Пропилон (преддверие);
7 – Халкотека (хранилище бронзовой жертвенной утвари); 8 – Священный округ Зевса Полиея (Городского);
9 – Парфенон; 10 – Храм богини Рима; 11 – Святилище Зевса Пандия; 12 – Мастерская; 13 – Алтарь Афины;
14 – Гекатомпедон (древний храм, воздвигнутый на фундаменте дворца микенского времени); 15 – Пропилон;
16 – Эрехфейон; 17 – Храм Пандросы (богини росы, дочери Кекропса); 18 – Дом аррефор;
19 – Статуя Афины Воительницы; 20 – Помещения жрецов Афины и остатки гидротехнических сооружений
|
|
Рисунок А.2 – Храм Парфенон:
а − Греция, Акрополь, зодчий Калликрат и Иктин (447–432 гг. до н. э.); б − точная полноразмерная копия афинского
Парфенона, построенная в США, город Нэшвилль (штат Теннесси) архитекторами У. Динзмуртом и Р. Гартом (1897)
|
Рисунок А.3 − Греция, Афины, Пропилеи Акрополя, зодчий Мнесикл (437−432 гг. до н. э.):
а − чертеж разреза, плана и аксонометрия, б − Пропилеи в разрезе в технике «отмывка»
|
б)
Рисунок А.4 – Ионический ордер, Эрехтейон, Греция, Афинский Акрополь (421−406 гг. до н. э.):
а − вид храма с юго-восточной стороны, план и портик кариатид; б − главный вход храма (воссоздан по чертежам)
Рисунок А.5 − Кариатида храма Эрехтейон (воссоздана по чертежам)
Рисунок А.6 – Коринфский ордер, Храм Зевса Олимпийского в Афинах (VI в. до н. э. − II в. н. э.)
Рисунок А.7 – Дорическая капитель
Рисунок А.8 − Ионическая колонна
Рисунок А.9 − Коринфская колонна
Таблица 1 − Построение ордеров в массах
Элементы ордера | Основные высоты элементов ордера | |||||||||||||||||
тосканский | дорический | ионический | коринфский | |||||||||||||||
Модуль равен нижнему радиусу колонны для всех ордеров | ||||||||||||||||||
1 М = 12 п | 1 М = 18 п | |||||||||||||||||
Антаблемент | Карниз | Венчающая часть | 1/4 H = 3 1/2 М | 1/3 М | 5 1/2 п | 1/4 H = 4 М | 1 1/2 М | 6 п | 1/4 H = 4 1/2 М | 1 3/4 М | 9 п | 1/4 H = 5 М | 2 М | 6 п | ||||
Свешивающаяся | 6 п | 4 п | 6 п | 7 п | ||||||||||||||
Поддерживающая | 4 1/2 п | 8 п | 17 п | 23 п | ||||||||||||||
Фриз | 1 1/6 М | 1 1/2 М | 1 1/2 М | 1 1/2 М | ||||||||||||||
Архитрав | 1 М | 1 М | 1 1/4 М | 1 1/2 М | ||||||||||||||
Колонна | Капитель | Абак | H = 14 М | 1 М | 4 п | H = 16 М | 1 М | 4 п | H = 18 М | 2/3 М | 3 п | H = 20 М | 2 1/3 М | 6 п | ||||
Эхин | 4 п | 4 п | 9 п | 2 М | ||||||||||||||
Шейка | 4 п | 4 п | − | − | ||||||||||||||
Ствол (фуст) | 12 М | 14 М | 16 1/3 М | 16 2/3 М | ||||||||||||||
База | Кольцо | 1 М | 6 п | 1 М | 6 п | 1 М | 12 п | 1 М | 12 п | |||||||||
Плинт | 6 п | 6 п | 6 п | 6 п | ||||||||||||||
Высота ордера | 17 1/2 М | 20 М | 22 1/2 М | 25 М | ||||||||||||||
Число каннелюр | Нет | |||||||||||||||||
Интерколумний | 4 2/3 М | 5 1/2 М | 4 1/2 М | 4 2/3 М | ||||||||||||||
Рисунок А.10 − Детали ордеров в массах
Рисунок А.11 − Структура и составные части ордера
Рисунок А.12 − Римские ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)
Рисунок А.13 – Римские ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)
Рисунок А.14 − Антаблемент и капитель дорического ордера с модульонами
Рисунок А.15 − Антаблемент и капитель дорического ордера с модульонами
Рисунок А.16 − Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)
Рисунок А.17 − Антаблемент и капитель дорического ордера с зубчиками
Пар. Мод.
12 9 6 3 0 1 2
Рисунок А.18 − Плафон дорического ордера с модульонами
Пар. Мод.
12 9 6 3 0 1 2
Рисунок А.19 − Плафон дорического ордера с зубчиками
а)
б)
в)
Рисунок А.20 − Зубчики (дентикулы):
а – дорический ордер; б – ионический ордер; в – коринфский ордер
Рисунок А.21 − Триглиф дорического ордера (фронтальная и боковая проекции)
Рисунок А.22 − База и пьедестал дорического ордера
Рисунок А.23 − Антаблемент и капитель ионического ордера
Пар. Мод.
18 15 12 9 6 3 0 1 2 3
Рисунок А.24 − База и пьедестал ионического ордера
Рисунок А.25 – Ионический ордер (схематичное построение плафона)
Рисунок А.27 − Капитель ионического ордера в ортогональной проекции
Рисунок А.28 – Построение иоников на капители ионического ордера
Рисунок А.29 − Антаблемент и капитель коринфского ордера
Пар. Мод.
Рисунок А.30 − Коринфский ордер: база колонны, пьедестал
Пар. Мод.
18 15 12 9 6 3 0 1 2 3
Рисунок А.31 − Плафон коринфского ордера
Рисунок А.32 − Построение капители коринфского ордера
Рисунок А.33 − Антаблемент и капитель композитного ордера
Пар. Мод.
18 15 12 9 6 3 0 1 2 3
Рисунок А.34 − Капитель композитного ордера в ортогональной проекции
Пар. 18 15 12 9 6 3 0 1 2 3 Мод.
Рисунок А.35 − Плафон композитного ордера
Пар. 18 15 12 9 6 3 0 1 2 3 Мод.
Рисунок А.36 − База композитного ордера
Учебное издание
МИХАЛЬЦОВА Ирина Викторовна
ШИШИНА Елена Михайловна