Графическое выполнение чертежа




Архитектурная графика является средством выражения архитектурной мысли, творческого поиска архитектора, его графическим языком. Графические приёмы можно свести к двум основным видам:

а) линейное выполнение чертежей (в карандаше или туши);

б) выполнение чертежей в тушёвке (однотонное или цветное).

Применение того или иного вида графики зависит от назначения чертежа, а также от вида проекций.

Линейная графика выполнения чертежа в туши заключается в контурном изображении архитектурного объекта. Этот вид графики применяется в основном в таких чертежах, где не требуется выявления объёмно-пространственных свойств объекта. К таким чертежам относят планы и разрезы.

Выполнение чертежа в карандаше в основном связано с построением его по стадиям (рисунок 6.5).

Материалы для выполнения работы: карандаши НВ, Н, ластик, линейка с кружками, угольник, лекало, рейсфедер, циркуль, рапидографы разной толщины (от 0,18 до 0,7 мм), черная тушь.

На первом этапе чертежи и надписи выполняются в карандаше и согласовываются с преподавателем по архитектурному проектированию. Все карандашные линии построения должны быть тонкими, чёткими; это даёт возможность грамотно выполнить обводку чертежей.

Второй основной этап – это окончательное графическое выполнение чертежа, которое заключается в обводке тушью или карандашом. Обводка тушью придаёт чертежу графическую выразительность, кроме того, она способствует сохранности чертежа.

На чертежах в обязательном порядке должны присутствовать три вида линий, толщина которых устанавливается согласно ГОСТ 2.303–68 «ЕСКД. Линии»:

1) линия видимого контура (основная толстая сплошная толщиной 0,8–1 мм);

2) осевая или центровая линия (штрихпунктирная тонкая толщиной 1/3 от основной линии);

3) линия разреза (основная толстая сплошная толщиной около 1,2 мм).

 

 

Рисунок 6.5 – Последовательность выполнения архитектурного чертежа

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Классическая ордерная система является одним из важнейших достижений архитектуры Античности. Она сыграла особую роль в дальнейшем развитии мирового зодчества и сохранила свою жизненность до наших дней, занимая выдающееся место в ряду художественно-выразительных средств современного зодчества.

Ордерная система – образное противопоставление несущих и несомых элементов, гармонически воплощенное в композиции ордерного сооружения.

Древнегреческими зодчими с самого начала руководила идея противодействия сил добра и зла – опоры и тяжести, и, как отмечают теоретики искусства, настолько рациональное и увлекательное воплощение данной идеи в архитектуре привело к тому, что главные типы греческих конструкций стали образцом для произведений эпохи Ренессанса, барокко и классицизма. Обращение к древнегреческим ордерам в качестве конструктивного и декоративного элемента здания стало первоочередным в творчестве выдающихся мировых архитекторов.

Греческим храмам присущ вертикальный ритм, создающий определенную динамику всей композиции. Достижение подобного эффекта происходит за счет специфического строения и упорядоченности колонн.

Пропорции как отдельных элементов, так и их сочетаний придавали ордеру индивидуальность и своеобразие, характеризуя в каждом отдельном случае соотношения всех несомых и несущих частей. Малейшее изменение их пропорций отчетливо отражалось на характере ордера, превращая его в основное и весьма гибкое средство художественной выразительности в руках зодчего. Ордер позволял передавать тончайшие оттенки различных художественных замыслов.

В Древней Греции сложились три ордера: дорический, ионический, коринфский. Зародившись в разных частях Эллады, они получили повсеместное распространение. Эти ордера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетания придавали индивидуальность каждому из ордеров.

Законченность композиции ордера выражена в его классическом трехчастном повторении. Ордер имеет начало (ступенчатое основание), середину (колонну) и завершение (антаблемент). Композиции и формы ордера построены на четком противопоставлении его несущих и несомых частей.

В эпоху Возрождения (XIV–XV вв.) зодчие обратились к античному наследию. Элементы ордера уже не имели непосредственного отношения к конструктивной схеме здания, а являлись лишь внешней декоративной его оболочкой. В архитектуре Возрождения явно преобладали декоративные начала, которые проявились в выдающихся художественно-композиционных пластических решениях сооружений. Теоретики архитектуры Возрождения (Альберти, Серлио, Виньола, Палладио, Скамоции в Италии; Филибер де Лом во Франции; Ганс Блюм в Гермации и др.) разработали ордерную систему.

Едва ли не каждая эпоха возвращалась к античному наследию, черпая в нем то, что оказалось полезным для решения новых задач архитектуры. Ордерная система широко применялась в белорусской архитектуре. В период барокко в отечественном зодчестве (конец XVI в.) встречаются оригинальные решения зданий, построенных с применением архитектурных ордеров и их элементов (памятники Несвижа, Гродно, Минска, Пинска и др.). Начиная с периода классицизма, широко применялась классическая ордерная система в застройках Гомеля и других белорусских поселениях.

В Минске в XX в. (в послевоенные годы) был построен ряд сооружений, в которых также использована ордерная система: административное здание по пр. Независимости (арх. М. П. Парусников); Суворовское училище (арх. Г. В. Заборский); административное здание по ул. Коммунистической (арх. В. И. Гусев) и др.

Итак, оценивая ордер с точки зрения его тектоники, выразительности и художественных качеств, нужно признать, что он является одним из наиболее примечательных достижений мирового зодчества. Ордер был и остаётся одним из основных элементов в работе над историческими стилями.

Трудно назвать конструктивно-пространственную систему, которая была бы столь эстетически осмыслена и выявлена в такой же мере, как стоечно-балочная конструкция в ордере. Диапазон композиционных возможностей ордера весьма разнообразен. В тех случаях, когда ордер не является чисто конструктивным элементом, он играет роль закономерной архитектурной декорации, обогащающей пластику здания или интерьера в нашем случае.

Также ордер является прекрасным способом членения архитектурной формы, привносящей в любой объем ясность и пропорциональность. Эти особенности объясняют его неизменность на протяжении многих столетий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Виньола, Д. Б. Правило пяти ордеров архитектуры: пер. с итал. А. Г. Габричевского / Д. Б. Виньола. – М.: Архитектура-С, 2005. – 168 с.

2 Гутнов, А. Э. Мир архитектуры / А. Э. Гутнов. – М.: Молодая гвардия, 1985. – 352 с.

3 Заковоротная, Т. А. Архитектурные ордера: учеб. пособие / Т. А. Заковоротная, В. И. Мартынова, Н. В. Фурман. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2006. – 76 с.

4 Иконников, А. В. Художественный язык архитектуры / А. В. Иконников. – М.: Искусство, 1985. – 175 с., ил.

5 Кринский В. Ф. Введение в архитектурное проектирование: учеб. пособие / В. Ф. Кринский, В. С. Колбин, И. В. Ламцов. – М.: Стройиздат, 1962. – 208 с.

6 Михаловский, И. Б. Архитектурные формы античности / И. Б. Михаловский. – М.: Архитектура-С, 2006. – 240 с., ил.

7 Михаловский, И. Б. Теория классических архитектурных форм / И. Б. Михаловский. – Репринтное издание 1925 г. – М.: Архитектура-С, 2006. – 288 с., ил.

8 Трацевский В. В. Классические архитектурные формы: учеб. пособие / В. В. Трацевский, А. Н. Колосовская, И. А. Чижик. – Минск: Выш. шк., 2008. – 208 с., ил.

9 Мусатов А. К. Архитектура античной Греции и античного Рима: учеб. пособие / А. К. Мусатов. – М.: Архитектура-С, 2006. – 144 с., ил.

10 ЕСКД. Линии: ГОСТ 2.303–68. – Введ. 01.01.1971. – М.: Комитет станд., мер и измер. приборов при Сов. Мин. СССР, 1971. – 7 с.

11 ЕСКД. Шрифты чертежные: ГОСТ 2.304–81. – Введ. 01.01.82. – М.: Гос. комитет СССР по стандартам, 1982. – 26 с.

 

Приложение А

(обязательное)

ОРДЕРНАЯ СИСТЕМА

В СХЕМАХ И ЧЕРТЕЖАХ


 

Рисунок А.1 – План Акрополя (I в. н. э.), Афины, Греция:

1 – Храм Афины Ники; 2 – Статуя Агриппы (римского государственного деятеля I в. до н. э.); 3 – Пропилеи;

4 – Пинакотека (картинная галерея); 5 – Священный округ Артемиды Бравронии; 6 – Пропилон (преддверие);

7 – Халкотека (хранилище бронзовой жертвенной утвари); 8 – Священный округ Зевса Полиея (Городского);

9 – Парфенон; 10 – Храм богини Рима; 11 – Святилище Зевса Пандия; 12 – Мастерская; 13 – Алтарь Афины;

14 – Гекатомпедон (древний храм, воздвигнутый на фундаменте дворца микенского времени); 15 – Пропилон;

16 – Эрехфейон; 17 – Храм Пандросы (богини росы, дочери Кекропса); 18 – Дом аррефор;

19 – Статуя Афины Воительницы; 20 – Помещения жрецов Афины и остатки гидротехнических сооружений

а)

 
 
б)


Рисунок А.2 – Храм Парфенон:

а − Греция, Акрополь, зодчий Калликрат и Иктин (447–432 гг. до н. э.); б − точная полноразмерная копия афинского

Парфенона, построенная в США, город Нэшвилль (штат Теннесси) архитекторами У. Динзмуртом и Р. Гартом (1897)

а)
б)

 

Рисунок А.3 − Греция, Афины, Пропилеи Акрополя, зодчий Мнесикл (437−432 гг. до н. э.):

а − чертеж разреза, плана и аксонометрия, б − Пропилеи в разрезе в технике «отмывка»

а)

 

 

б)

 

Рисунок А.4 – Ионический ордер, Эрехтейон, Греция, Афинский Акрополь (421−406 гг. до н. э.):

а − вид храма с юго-восточной стороны, план и портик кариатид; б − главный вход храма (воссоздан по чертежам)

 

Рисунок А.5 − Кариатида храма Эрехтейон (воссоздана по чертежам)

 

Рисунок А.6 – Коринфский ордер, Храм Зевса Олимпийского в Афинах (VI в. до н. э. − II в. н. э.)

 

 

Рисунок А.7 – Дорическая капитель

 

Рисунок А.8 − Ионическая колонна

 

Рисунок А.9 − Коринфская колонна

Таблица 1Построение ордеров в массах

 

Элементы ордера Основные высоты элементов ордера
тосканский дорический ионический коринфский
Модуль равен нижнему радиусу колонны для всех ордеров
1 М = 12 п 1 М = 18 п
Антаблемент Карниз Венчающая часть 1/4 H = 3 1/2 М 1/3 М 5 1/2 п 1/4 H = 4 М 1 1/2 М 6 п 1/4 H = 4 1/2 М 1 3/4 М 9 п 1/4 H = 5 М 2 М 6 п
Свешивающаяся 6 п 4 п 6 п 7 п
Поддерживающая 4 1/2 п 8 п 17 п 23 п
Фриз 1 1/6 М 1 1/2 М 1 1/2 М 1 1/2 М
Архитрав 1 М 1 М 1 1/4 М 1 1/2 М
Колонна Капитель Абак H = 14 М 1 М 4 п H = 16 М 1 М 4 п H = 18 М 2/3 М 3 п H = 20 М 2 1/3 М 6 п
Эхин 4 п 4 п 9 п 2 М
Шейка 4 п 4 п
Ствол (фуст) 12 М 14 М 16 1/3 М 16 2/3 М
База Кольцо 1 М 6 п 1 М 6 п 1 М 12 п 1 М 12 п
Плинт 6 п 6 п 6 п 6 п
Высота ордера 17 1/2 М 20 М 22 1/2 М 25 М
Число каннелюр Нет      
Интерколумний 4 2/3 М 5 1/2 М 4 1/2 М 4 2/3 М
                                     

 

 

Рисунок А.10 − Детали ордеров в массах

 

Рисунок А.11 − Структура и составные части ордера

 

Рисунок А.12 − Римские ордера в массах (вариант с одинаковым размером модуля)

Рисунок А.13 – Римские ордера в массах (вариант с одинаковой высотой ордера)

 

Рисунок А.14 − Антаблемент и капитель дорического ордера с модульонами

 

Рисунок А.15 − Антаблемент и капитель дорического ордера с модульонами

 

 

Рисунок А.16 − Зубчатый дорический ордер (антаблемент, капитель, плафон)

 

Рисунок А.17 − Антаблемент и капитель дорического ордера с зубчиками

Пар. Мод.

12 9 6 3 0 1 2

 

Рисунок А.18 − Плафон дорического ордера с модульонами

Пар. Мод.

12 9 6 3 0 1 2

 

Рисунок А.19 − Плафон дорического ордера с зубчиками

а)

 

 


б)

 

 

в)

 

Рисунок А.20 − Зубчики (дентикулы):

а – дорический ордер; б – ионический ордер; в – коринфский ордер

 

 

Рисунок А.21 − Триглиф дорического ордера (фронтальная и боковая проекции)

 

Рисунок А.22 − База и пьедестал дорического ордера

 

Рисунок А.23 − Антаблемент и капитель ионического ордера

Пар. Мод.

18 15 12 9 6 3 0 1 2 3

 

Рисунок А.24 − База и пьедестал ионического ордера

 

Рисунок А.25 – Ионический ордер (схематичное построение плафона)

 


 

Рисунок А.27 − Капитель ионического ордера в ортогональной проекции

 

 

Рисунок А.28 – Построение иоников на капители ионического ордера

 

Рисунок А.29 − Антаблемент и капитель коринфского ордера

 

 

 

Пар. Мод.

 

Рисунок А.30 − Коринфский ордер: база колонны, пьедестал

 

Пар. Мод.

18 15 12 9 6 3 0 1 2 3

 

Рисунок А.31 − Плафон коринфского ордера

 

 

 

 

Рисунок А.32 − Построение капители коринфского ордера

 

Рисунок А.33 − Антаблемент и капитель композитного ордера

 

Пар. Мод.

18 15 12 9 6 3 0 1 2 3

 

Рисунок А.34 − Капитель композитного ордера в ортогональной проекции

Пар. 18 15 12 9 6 3 0 1 2 3 Мод.

 

Рисунок А.35 − Плафон композитного ордера

 

Пар. 18 15 12 9 6 3 0 1 2 3 Мод.

Рисунок А.36 − База композитного ордера

 

 

Учебное издание

 

МИХАЛЬЦОВА Ирина Викторовна

ШИШИНА Елена Михайловна

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: