Сопряжение частей ордера




При построении ордеров необходимо строго следить за правильностью сопряжений их частей: базы колонны с пьедесталом, колонны с архитравом и архитрава с фризом (рисунок 2.7).

 

       
 
а)
 
б)
 

       
   
 
 
в)


Рисунок 2.7 – Сопряжения основных частей ордеров:

а – сопряжение архитрава с колонной; б – сопряжение фриза с архитравом; в – сопряжение базы колонны с пьедесталом

Существенное значение при этих сопряжениях имеет правило несвешиваемости. Оно заключается в том, что отвесы выступающих опорных частей не должны внизу встречать пустоту. В приведенных сопряжениях выполнение этого правила обеспечивается тем, что выше- и нижележащие опорные элементы лежат в одной вертикальной плоскости. Благодаря правилу несвешиваемости обеспечивается равновесие и устойчивость ордерных форм как конструктивной системы.

 

КЛАССИФИКАЯ ОРДЕРОВ

Наиболее последовательно на протяжении многих веков развивались классические архитектурные формы Древней Греции, которые еще в VI в. до н. э. обрели четкую художественную систему сочетания архитектурно-конструктивных деталей, называемую ордером. В античный период в Греции сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров – стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки (архитрава). В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны − несущая конструкция, а архитрав − несомая. Но единая конструктивная схема никак не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров.

В архитектуре Античности различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный – в Древнем Риме. Эти ордера отличались друг от друга не только формами отдельных элементов и деталей, но и стилистическими особенностями. Пропорции отдельных элементов, их сочетания придавали индивидуальность каждому из ордеров.

Тосканский ордер наиболее простой по формам и тяжелый по пропорциям, имеет гладкую колонну и несложный антаблемент.

Дорический ордер довольно редко применялся в римской архитектуре. Существуют две разновидности ордера: с зубчиками и модульонами. Фриз состоит из чередующихся пластических элементов – триглифы и метопы. Колонны с каннелюрами.

Ионический ордер обладает более легкими пропорциями. Ствол колонны разработан каннелюрами с дорожками. Наиболее характерная часть ордера − капитель с волютообразными завитками. Капитель сбоку имеет иной вид, чем с фасада. Боковые валики, образованные завитками волют, называются «балюстры». В этом ордере карниз развит за счет усложнения поддерживающей части, в которой кроме каблучка и четвертного вала имеется пояс зубчиков (лентикулей).

Коринфский – наиболее стройный по пропорциям. Колонны либо гладкие, либо с каннелюрами. Капитель скульптурного характера и имеет два ряда стилизованных листьев «аканта». Структура карниза, как в ионическом ордере, с модульонами под слезниковой плитой. На плафоне в промежутках между ними находятся углубления – кессоны.

Композитный – сочетание ионического и коринфского ордеров.

Наибольшее распространение получили дорический и ионический ордера. Примеры этих ордеров мы можем увидеть в храмах афинского Акрополя (приложение А): дорический − Парфенон и Пропилеи; ионический − храмы Ники Аптерос, Эрехтейон, Пропилеи (V в. до н. э.).

Тосканский ордер

Родиной тосканского ордера является Этрурия (современная провинция Тоскана в Северной Италии). Здесь он сложился в VI–IV вв. до н. э. По свидетельству Витрувия, колонна тосканского ордера характеризуется гладким, резко сужающимся кверху стволом на грубой круглой базе. Ствол завершается «распластанным» эхином и высокой абакой, которые своей суммарной высотой «нередко превосходили верхний диаметр ствола колонны».

Тосканский ордер – наиболее простой по своим формам и деталям и наиболее тяжелый по пропорциям, имеет гладкую колонну и несложный антаблемент (рисунок 3.1).

Высота антаблемента 3 12 или 4 23 M, верхний диаметр колонны равняется 4/5 от нижнего.

Высота колонны равняется 7 диаметрам нижнего основания, или 14 модулям (радиус нижнего основания колонны). Внизу колонна имеет базу, а наверху − капитель. Капитель высотой в один модуль состоит из трех частей одинаковой высоты: шейки, четвертного вала с полочкой, абака. Абак заканчивается наверху небольшим профилем − полочкой с переходом к ней посредством выкружки.

Антаблемент состоит из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав представляет собой гладкий камень высотой в один модуль, оканчивающийся наверху крупной полочкой.

Вся высота тосканского ордера равна 17 1/2 M.

 

 

Рисунок 3.1 – Тосканский ордер

Дорический ордер

Дорический ордер, как и тосканский, относится к разряду простых ордеров и является олицетворением «мужского тела».

Дорический ордер представляет наибольший интерес по строгости и закономерности своего строения. Этот вид ордера довольно редко применялся в римской архитектуре. Он существует в двух разновидностях: дорический ордер с зубчиками и с модульонами – в зависимости от характера поддерживающей части карниза и отдельных деталей капители (рисунок 3.2 и 3.3).

Диаметр низа колонны составляет 1/8 часть высоты; стержень колонны гладкий или имеет ряд продольных выемок (каннелюр); по всей окружности дорической колонны располагаются 20 каннелюр.

Особенностью дорического ордера является фриз, разработанный своеобразными пластическими элементами – триглифами, включая и угловые части, которые помещались по осям колонн на выступающей части карниза, где размещаются модульоны.

Он имеет тесно поставленные колонны и крупный антаблемент.

Фриз антаблемента содержит в себе своего рода опорные части в виде массивных каменных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифы, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго ритмично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами.

Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами (от греч. «мета» – между и «опа» – гнезда для брусьев и обрешетки). Обычно это была прямоугольная или близкая к квадрату каменная или керамическая плита, заполняющая неглубокие впадины, декорируемые рельефом либо росписью.

Рисунок 3.2 – Дорический ордер с модульонами

 

Рисунок 3.3 – Дорический ордер с зубчиками

Вполне вероятна гипотеза о происхождении триглифов и метоп во фризе дорического ордера от ранней деревянной конструкции, в которой первоначально зарождались элементы ордера. По этой гипотезе, впервые высказанной Витрувием, триглифы – это торцы балок, положенных с архитрава на стену целлы. Эти торцы балок в деревянном прототипе дорического ордера использовались как опоры для карниза и концов стропил.

В пользу этого предположения говорят и выработанные, строго соблюдающиеся пропорции триглифа. Отношение ширины к высоте в них близко к отношению 3:5 (золотому сечению), что приближается к наивыгоднейшему сечению бруса, работающего на изгиб. Древние строители опытным путем пришли к этому сечению балки.

В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе. Есть свидетельства, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют базы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания). При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение силы и устойчивости. В дорическом ордере из белого мрамора был выполнен главный греческий храм – Парфенон (V в. до н. э.). Его отличают величие, строгость, простота и вместе с тем пластичность форм, мастерски выполненных из мрамора, гармония пропорций, мужественный и жизнеутверждающий характер архитектуры.

Ионический ордер

Структура ионического ордера имеет иной характер (рисунок 3.4). Понять ее нам тоже помогает деревянный прототип ионического ордера. Конструкция перекрытия из небольших брусьев объясняет расчлененный характер форм антаблемента. Архитрав состоит как бы из нескольких брусьев, положенных друг на друга. Небольшое нависание брусьев друг над другом образует так называемые фасции. Потолочное перекрытие портика сделано из мелких, часто расположенных брусьев, выступающие концы которых служат консолями для карниза; они называются зубчиками.

 

 

Рисунок 3.4 – Ионический ордер

Фриз, возникший в ионическом ордере, лишь в каменной конструкции представляет собой сплошную стенку без триглифов и метоп, на которую ложатся плиты карниза, балки и плиты перекрытия. Следствием этого является бо́льшая, чем в дорическом ордере, свобода в расстановке колонн и отсутствие необходимости сужать крайние интервалы между колоннами.

Изменение характера тектоники сопровождается изменением пропорций ионического ордера. Пропорции как бы облегчаются: высота антаблемента по отношению к высоте колонны делается меньше, чем в дорическом ордере, колонны тоньше и расставлены они шире, балка архитрава делается относительно ýже и ниже. Детали ордера богато украшаются резным орнаментом и скульптурным рельефом (фризом), что делает их еще более изящными и легкими. В ионическом ордере колонна имеет базу, покоящуюся на стилобате. База делает колонну более стройной и пластичной. В качестве примера ионического ордера можно привести ордер храма Эрехтейона. Ионический ордер отличается живописным, нарядным и праздничным характером декора. Очень часто этот ордер сравнивают с женским силуэтом.

Ионический ордер обладает более легкими пропорциями, диаметр его колонн составляет 1/9 часть высоты. Ствол колонны разработан 24 каннелюрами, между которыми оставлены узкие промежутки – дорожки, принадлежащие основному стержню колонны.

Наиболее характерной частью ионического ордера является капитель с ее волютообразными завитками, построение приведено на рисунке 3.5.

 

 

Рисунок 3.5 – Построение волюты ионической капители

Построение ионической волюты:

- найти центр глазка волюты – точку О, которая лежит на линии стыка ствола и капители между четвертным валом и валиком; расстояние от оси колонны до него – 1 модуль (18 парт), расстояние от верха канала волюты (или от основания каблука) – 9 парт;

- в центре глазка построить вертикальную и горизонтальную оси, начертить окружность глазка диаметром 2 парты. Последовательно соединив концы осей на окружности, получим вписанный в глазок квадрат;

- из центра глазка О опустить на стороны квадрата перпендикуляры (апофемы), основания апофем на сторонах квадрата обозначить числами 1, 2, 3 и 4 против часовой стрелки;

- отрезки О–1, О–2, О–3 и О–4 разделить на три равные части, ближайшие к точкам 1–4 засечки последовательно обозначить цифрами 5, 6, 7 и 8, а ближайшие к центру О – цифрами 9, 10, 11 и 12;

- установить ножку циркуля в точку 1 и радиусом в 9 парт провести из точки 1΄ (начало волюты) четверть окружности до пересечения с горизонтальной осью глазка (точкой 2΄); при этом расстояние О–2΄ будет равняться 8 партам;

- установить ножку циркуля в точку 2 и радиусом в 8 парт провести из точки 2΄ дугу в четверть окружности до пересечения с вертикальной осью глазка (точка 3΄); расстояние О–3΄ при этом будет равняться 7 партам;

- последовательно, устанавливая ножку циркуля в точки 3–12, завершаем внешнюю линию спирали волюты на окружности глазка.

Внутреннюю линию спирали проводим следующим образом:

1) делим отрезок 1–5 на три равные части;

2) в точку, ближайшую к точке 1 (назовем её условно 1а), устанавливаем ножку циркуля – отсюда начнётся построение;

3) от точки 1΄ откладываем вниз отрезок 1΄–1΄΄, равный 1 парте, точка 1΄΄ – начало внутренней линии спирали;

4) соединив циркулем точки 1 и 1΄΄, проводим четверть дуги до пересечения с горизонтальной осью глазка (точка 2΄΄).

Дальнейшие построения совершаются аналогично. Хороший результат получается лишь при очень точном и аккуратном черчении.

Капитель ионического ордера отличается от всех других тем, что сбоку имеет иной характер, чем с фасада; завитки валют образуют по бокам капители два валика − балюстры.

Разновидности ионической капители: угловая и диагональная. Фасадными сторонами капители угловой колонны служат не противоположные, а смежные ее грани, причем одна валюта, угловая, делается общей для обеих граней и направлена по биссектрисе угла антаблемента.

В диагональной капители все валюты расположены по биссектрисам всех четырёх углов; при этом капитель рисуется одинаково со всех сторон.

В ионическом ордере карниз развит за счет поддерживающей части, в которой кроме каблучка и четвертого вала имеется пояс зубчиков.

Коринфский ордер

Позднее в античной Греции сложился коринфский ордер. Долгое время коринфская капитель употреблялась в сочетании со всеми другими элементами ионического ордера, но потом она получила свое развитие, и ордер стал называться коринфским (рисунок 3.5). В римскую эпоху коринфский ордер получил особую трактовку и антаблемент.

Структурными частями коринфской капители являются абак сложной формы и капитель, в состав декора которой вошел растительный орнамент в виде стилизованных листьев южного растения аканта, а также большие и малые волюты.

Многие исследователи ордерной системы наделяли ордера следующими качественными характеристиками: дорический ордер – простота, твердость, сила; ионический ордер – нежность и грациозность; коринфский ордер – красота и величие.

Коринфский ордер – наиболее пластически разработанный и стройный по пропорциям; диаметр его колонны составляет 1/10 часть высоты, утонение – 1/6 часть. В римской архитектуре этот ордер применяется для самых больших храмов.

Стержни колонны либо оставались гладкими, либо имели каннелюры (24 каннелюры); капитель ордера – диагонального типа, благодаря чему имеет одинаковый вид со всех четырёх сторон. Капитель имеет скульптурный характер и несет два ряда стилизованных листьев аканта.

Все обломы карниза, не исключая даже слезника, часто бывают орнаментированы порезками, но в общих чертах структура карниза такая же, как в ионическом ордере, с включением нового элемента – модульонов в виде кронштейнов под слезниковой плитой; в промежутках между модульонами находятся углубления – кессоны.

 

 

Рисунок 3.5 – Коринфский ордер

Композитный ордер

Сложный ордер, созданный римлянами, является сочетанием ионического и коринфского ордеров, поэтому его называют еще составным, или композитным, ордером (рисунок 3.6). Его капитель представляет сочетание ионического и коринфского ордеров; остальные детали скомпонованы по образцу коринфского и также богато орнаментированы.

Этот ордер нашел себе применение в триумфальных арках и в крупных общественных сооружениях римлян; пропорции его те же, что и в коринфском ордере.

 

 

Рисунок 3.6 – Композитный ордер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: