НОЦ «ИНСТИТУТ ИННОВАЦИЙ В ОБРАЗОВАНИИ»
И. Ю. Малкова
МЕТОД ПРОЕКТОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫК ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»
Томск 2009
Содержание
1. Проектное обучение в вузе: образовательный результат. 2
2. Инженерное проектирование как элемент современной образовательной программы.. 11
2.1. Методология инженерного проектирования. 11
2.2. Методика инженерного проектирования. 13
2.3. Инженерное проектирование как учебная дисциплина в ведущих университетах мира. 17
2.4. Выводы.. 21
3. Организация проектного обучения в вузе: опыт, продукт, методика. 23
3.1. Организация проектного обучения в вузе как феномен. 23
3.2. Характеристика учебной группы.. 23
3.3. Описание ситуации, или Как происходило обучение. 24
3.4. Итоги, или в чем помогла мне разобраться проделанная работа, что нового я увидела. 33
3.5. Резюме. 33
4. Образовательные программы по проектному обучению в вузе. 35
Приложения. 40
Литература. 41
Проектное обучение в вузе: образовательный результат
Модернизация образования, переход к компетентностному образованию определили широкий и всесторонний интерес к проектированию. Дело в том, что базовая характеристика компетенции связана со способом ее формирования: она формируется и проявляется только в процессе деятельности, а ее качество определяется мерой включенности в деятельность [12]. Поэтому на метод проекта в образовании стали возлагать огромные надежды, связанные с его возможностями организовывать обучение в процессе деятельности, развивать способность применять знания, умения и навыки для решения практических, жизненно важных задач. В этом смысле проектирование (метод проекта) стало рассматриваться как средство для развития компетенций. При этом список компетенций, формируемых в процессе проектирования, как правило, уточняется, изменяется в разных образовательных практиках.
|
Проблемы введения компетентностного подхода в большей степени обсуждаются относительно системы общего образования. Что касается проектных компетенций, то в основном обсуждаются компетенции, образующиеся у ребенка в процессе проектного обучения. Такая картина характерна и для отечественной педагогики, и для зарубежной.
В Англии периодически определяют и уточняют список ключевых компетенций, актуальных на сегодняшний день, обсуждают условия их формирования в процессе преподавания учебного, предметного материала и выделяют проектный метод, как условие развитие разных ключевых компетенций. В России, с началом процесса модернизации образования, метод проекта актуализируется в образовательной деятельности с этих же позиций. Большинство исследователей, занимающихся вопросами введения проектного обучения в школьную систему образования, разделяют результаты выполнения проекта (анализ продукта) и «педагогические эффекты от включения учащегося в добывание знаний», способности и умения, формирующиеся во время работы в проекте. Однако большее внимание уделяется оценке результатов выполнения проектной работы, оценке качества продукта. К критериям оценки И.Д. Чечель [14] относит следующие.