Исходя из логики МППА, начало работы связано с определением инициатора темы: мы (разработчики программы) или студенты. Так как последний вариант временно затратный в большей мере, то тему проекта – «Организация самостоятельной работы студентов в вузе» – определили руководители специализацией. Поэтому принятие данной темы и ее актуальности как для образования, так и для каждого студента лично, планировалось мною в качестве главной образовательной установки первого занятия. С этой целью я принесла различные материалы, рассматривающие вопросы и проблемы увеличения самостоятельной работы в высших учебных заведениях: Болонское соглашение и статьи, посвященные обсуждению его роли для российского образования, интервью с проректором по учебной работе ТГУ профессором А.С. Ревушкиным. После процедуры знакомства, представления общей характеристики, истории создания логико-структурного подхода и особенностей способов работы по курсу (я объяснила, что овладевать технологией проектирования мы будем в процессе разработки конкретного проекта и рефлексии содержания совместной деятельности по его созданию) я предложила тему проекта «Организация самостоятельной работы студентов», еще раз уточнив, что в процессе разработки этой темы мы будем осваивать технологию управления разработкой проекта. Все тут же откликнулись привычным образом: открыли тетради и приготовились записывать. В наступившей тишине я раздала приготовленные к занятию материалы, предложила студентам познакомиться с ними и ответить на вопросы:
· Почему данная тема актуальна для нашего университета?
· Является ли она актуальной лично для них и почему?
|
На первый вопрос студенты отвечали довольно активно, деятельно, аргументировано. Апеллируя к материалам Болонского соглашения, они доказывали, что увеличение количества часов на самостоятельную работу студентов необходимо в силу того, что Россия подписала Болонское соглашение. Многие выразили недовольство тем, что в Томском госуниверситете ничего не делается в этом направлении, а ведь это очень важно для включения вуза в международную программу. Такая программа поможет студентам сформировать профессиональные компетенции международного класса, значительно повысит качество образования в университете. В обсуждении второго вопроса большая часть студентов участвовала активно, но не так многословно: да, актуальна; не совсем актуальна. На мою просьбу уточнить ответы, аргументировать их на основании личного опыта учебной работы, в основном прозвучало: «И так понятно, нужно больше времени на подготовку и меньше на ненужные предметы». «Ненужных» предметов оказалось достаточно на каждом факультете, при этом для каждого студента – своих.
После обсуждения тему проекта быстро утвердили – в силу ее актуальности, окончания первого занятия и сильного желания наконец-то начать работать, слушать и записывать лекцию о том, как разрабатывать проект. Последнее стало очевидным после перерыва.
На втором занятии студенты вновь были в полной готовности учиться: ручки в руках, внимательный взгляд в тетрадь. Я удовлетворила их молчаливое требование и продиктовала: «Первый этап разработки проекта – анализ заинтересованных сторон. Заинтересованными сторонами являются отдельные лица, группы лиц или учреждения, интересы которых затрагивает проект. Установить, кто является заинтересованной стороной, нам помогут следующие вопросы…». Дальше мною было предложено определить состав заинтересованных сторон в нашем проекте. Послышалось довольно настойчивое требование большинства группы продолжать работать, знакомиться с технологией и не отвлекаться. На этом месте я поняла, что наступил момент, когда нужно повторить особенности способа работы по курсу и можно надеяться, что их услышат. Так как посыпались вопросы и суждения, я поняла, что была услышана. («Мы пришли сюда учиться управлять разработкой проектов, а не разрабатывать для кого-то проекты». «Моя задача – овладеть технологией проектирования, а не думать о том, как организовывать самостоятельную работу для студентов». «Вы нам дайте материал о том, как это надо делать, а дальше мы справимся сами». «На разработку проекта уйдет много времени, и мы не успеем понять технологию проектирования».) Внимательно всех выслушав, я предложила продолжать работу, а к обсуждению эффективности способа работы вернуться по окончании курса, и, не устояв, подчеркнула, что причиной нашей уверенности в успешности можно рассматривать многолетний мировой опыт преподавания технологии проектирования. Видимо поверив мировому опыту, мы продолжили и достаточно быстро составили список заинтересованных сторон. В него вошли студенты, деканы, преподаватели, представители научной библиотеки, ректората, профкома студентов. По окончании проделанной работы студенты не без удивления прослушали установку на продолжение работы: к следующей встрече необходимо провести интервью с представителями заинтересованных сторон для выяснения проблем, которые могут возникнуть в связи с увеличением доли самостоятельной работы студентов в учебном процессе и проблем, которые они могут решить благодаря такому увеличению. Я пояснила, что полученный материал станет основой для заполнения аналитической матрицы и переходу к следующему этапу разработки проекта – анализу проблем. Сразу возникли вопросы: «Как нам представиться, чтобы представители заинтересованных сторон захотели ответить на наши вопросы? Каков наш статус в университете? Что делать, если не захотят отвечать? К кому обратиться, если нам не захотят отвечать?». Мой ответ получился примерно таким: «Вы являетесь инициативной группой студентов, которых интересуют ответы на некоторые проблемные вопросы, и в ваших силах постараться сделать так, чтобы люди стали на них отвечать. Но вы действительно должны отдавать себе отчет в том, что им (заинтересованным сторонам) это нужно не так, как вам. Поймите, что заинтересованными сторонами в проекте становятся те, которых вы сможете заинтересовать. В проекте очень часто никто никому не обязан. Сотрудничать начинают только те люди, которые понимают, зачем это нужно им. Постарайтесь помочь это понять тем, кому будете задавать вопросы».
|
|
Тут же коллективно, почти хором возник следующий вопрос: «Какие вопросы нам нужно задать?». В тишине ожидания студенты поняли, что ответа не будет, и решили самостоятельно составить список вопросов, которого будут придерживаться, позднее обменявшись вариантами придуманных вопросов по электронной почте. Мы расстались в ожидании каждый своих результатов. Со своей стороны могу сказать, что волновалась за студентов, понимая, что это, вероятно, их первый опыт самостоятельной и ответственной работы.
Однако энергия проектирования не стала исключением и в этой группе. На занятие студенты принесли материалы интервью практически со всеми представителями заинтересованных сторон. В обсуждении материалов достаточно явно звучало возмущение равнодушием некоторых представителей к данной теме. По мнению студентов, ее актуальность должна быть очевидна для всех. По этим возгласам становилось понятным, что выбранная нами тема проекта заинтересовала студентов по-настоящему. Мы составили таблицу «Анализ заинтересованных сторон», в которой определили факторы поддержки и противодействия проекту заинтересованными сторонами (таблица 1).
Таблица 1