Историческое образование на уровне основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у обучающихся формируются яркие, эмоционально окрашенные, образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и
ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа и народа Донбасса важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
Роль учебного предмета «История» в подготовке обучающихся 5-9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. История дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но только усиливает ее значение.
|
Изучение истории на уровне основного общего образования позволяет систематизировать знания обучающихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие обучающихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям отечественной истории и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры обучающихся.
В аспекте реализации деятельностного и компетентностного подходов к обучению определены как содержание и последовательность изучения исторического материала, так и основные виды деятельности обучающихся (в соответствии с предполагаемыми результатами изучения истории).
Цели и задачи изучения истории на уровне основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
|
Целью школьного исторического образования является формирование у учащегося целостной картины региональной, российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа Русского мира.
Современный подход в преподавании истории предполагает единство знаний, ценностных отношений и познавательной деятельности обучающихся. В действующих ГОО ООО названы следующие задачи изучения истории в школе:
Ø формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
Ø овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
Ø воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
Ø развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, рассматривать события в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
|
Ø формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Ø овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
Ø развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
Ø формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
Ø применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;
Ø расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
Ø развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами;
Ø подготовка обучающихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин;
Ø овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;
Ø формирование исторического мышления: способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.
Ø воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений обучающихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта обучающихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
Ø освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России и Донбасса во всемирно- историческом процессе;
Ø освоение знаний о важнейших событиях, процессах мировой истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности.
Изучение истории основывается на проблемно- хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является специфика развития исторически возникших сообществ (цивилизационных, культурных, конфессиональных, национальных), их ментальные и институциональные (политико- правовые экономические, социокультурные) особенности.
Учебный предмет «История» построен таким образом, чтобы в нем прослеживалось единство основных содержательных линий: географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие. Такой подход позволяет обобщать, сравнивать и систематизировать знания обучающихся с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей обучающихся. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым изучение истории приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя, исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях. Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе
– к развитию исторического мышления обучающихся.
Основу предметного курса истории составляют следующие содержательные линии:
1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2. Историческое пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3. Историческое движение:
· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;
· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;
· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, – человек в истории.
Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного общего и среднего общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней.
Изучая историю на уровне основного общего образования учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем.
Методология отбора содержания программного материала базируется на системе научных идей и понятий современной исторической науки, общечеловеческих ценностях современного общества, современных психолого-педагогических требованиях к процессу обучения в основной школе.
Отбор содержания курса «История» осуществляется в соответствии с комплексом исторических и дидактических требований. Для основной школы речь идет о совокупности ключевых фактов и понятий отечественной истории, а также элементов методологических и оценочных знаний. При этом учитываются возрастные возможности и собственный социальный опыт обучающихся 5—9 классов. Значительное место отводится материалу, служащему выработке у подростков младшего и среднего возраста эмоционально- ценностного отношения к событиям и людям, формированию активной гражданской позиции.
Курс «История Отечества (История России и Донецкого края)» как составляющая учебного предмета «История» компилирует в себе историю России и историю Донбасса в единый монолитный блок отечественной истории. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох – от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Больше внимания уделяется созданию учебных ситуаций, при которых ученики могут самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние исторических процессов. При изучении курса «История Отечества» как составляющей учебного предмета «История», прежде всего, предполагается обращение обучающихся к материалу региональной истории. История Донбасса органично вписана в закономерности исторического развития древних и средневековых народов Европы и Азии и рассматривается в контексте развития Европы (Евразии) и основных тенденций мировой истории. Одним из важных моментов истории Донбасса является понимание, что, начиная с древнейших времен, регион находился в общем русле всемирно-исторических процессов. Изучение истории Донбасса реализуется благодаря систематизации событий и явлений, их группировке в определенные хронологические периоды, каждый из которых обладает своеобразием и неповторимостью.
Следует подчеркнуть, что в целом речь идет о многоуровневом рассмотрении истории России, истории Донецкого региона, города, села, семьи. Это способствует решению приоритетных образовательных и воспитательных задач: развития интереса школьников к прошлому и настоящему родного края, осознания своей гражданской и социальной идентичности в широком спектре, включающем этнонациональные, религиозные и иные составляющие, развития исторической памяти и воспитания патриотизма, гражданственности.
Предметный курс «Всеобщая история» призван сформировать у обучающихся представление о процессе исторического развития зарубежных стран как многофакторном явлении, познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие
в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях. В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств; прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.
Материал курса всеобщей истории сосредоточен на событиях, явлениях, процессах, которые были характерны для европейских обществ указанного периода. История Западной и Центрально-Восточной Европы подается в соответствии с выбранными проблемами. Главными содержательными линиями этого курса является «человек - мир представлений и идей», «человек - власть», «человек - общество», «человек - мир вещей». Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально- страноведческому принципу. Больше внимания уделяется созданию учебных ситуаций, при которых ученики могут самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние таких исторических процессов, как модернизация, формирование современных наций, государственных и политических структур современного типа, революция, возрастание роли образования и науки, главные идейно-политические течения эпохи, сравнивать явления и тенденции истории европейских стран и России в XIX в., определять роль исторических личностей, характеризовать повседневную жизнь и духовный мир человека Нового времени.
Содержание курсов в соответствии с содержательными линиями действующего Государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает многоаспектность изложения - изучение различных измерений истории (социального, экономического, политического, культурного, гендерного и т. п.) и полиперспективность – изучение истории с точки зрения различных субъектов исторического процесса. Особое внимание уделено вопросам истории идей и духовных сдвигов, социальной и повседневной жизни, взаимоотношениям, взаимовлияния и диалога культур разных народов. Это позволяет одновременно с формированием конкретных знаний и общеисторических представлений, обучающихся создавать условия для развития их нравственных и эстетических ценностей.
В Программе значительное внимание уделено системности и сбалансированности содержания материала. Это выражается в обращении ко всем аспектам истории: экономике, социальной и политической истории, международным отношениям, истории культуры, повседневной жизни и др. Содержание разделов и тем излагается в Программе в сжатых формулировках, что создает возможность дополнительного (вариативного) включения фактов, имен и т. д. в авторские программы и учебники.
Курс истории Древнего мира является первым систематическим курсом истории в средней школе, с которого начинается формирование основ систематических исторических знаний, ценностных ориентаций, личностных убеждений, в более широком смысле - основ гуманитарной культуры обучающихся. Особенностями данного курса является, во-первых, его интегрированный характер - древняя история Донецкого края изучается как составляющая часть всеобщей истории; во-вторых, изучение исторического материала осуществляется в широких хронологических рамках: от появления первобытного человека до падения Западной Римской империи. В-третьих, изучение курса начинается с вопросов пропедевтического характера. В целом, курс истории в 5 классе имеет целью сформировать у обучающихся понимание цивилизационной значимости древнего периода в истории как основы для дальнейшего развития европейских обществ. Для усиления преемственности в изложении материала, последовательного раскрытия концептуальных положений и внутренних логических связей в некоторых темах Программы представляется новая последовательность изучения учебного материала и применяется проблемно-тематический
принцип его построения. Излагая курс, следует помнить, что ученики 5 класса впервые знакомятся не только с системным взглядом на время и пространство как неотъемлемыми составляющими исторического процесса, но и начинают овладевать сложными понятиями -
«власть», «государство», «религия», «тип хозяйства», «общественный строй», «культура»,
«цивилизация». Материал курса сосредоточен вокруг таких содержательных линий, как
«человек – природа», «человек – власть», «человек - мир представлений и идей». В 5 классе требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся включают в себя умения локализовать исторические события во времени и пространстве, использовать учебник в качестве источника знаний, применять исторические понятия для объяснения прошлого, выражать отношение к деятельности указанных исторических деятелей, получать информацию из адаптированных исторических источников. Содержание практических занятий в 5 классе способствует развитию предметных умений, формированию ключевых элементов и исторической компетентности в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
Курс истории для 6 класса является логическим продолжением истории древнего мира и новым этапом развития ключевых и предметных компетенций обучающихся согласно их возрастным возможностям. Это первый систематический курс отечественной истории, цель которого - показать особенности развития земель Донецкого края и России в данный исторический период, в частности процессы становления и развития Древнерусского государства и Владимиро-Суздальской Руси, Крымского ханства, политический статус земель в составе других государств, особенности социально-экономического положения и структуры средневекового общества, достижения культуры в IV-XV вв.
Содержание курса истории структурировано по проблемно-тематическому принципу и имеет целью формирование у семиклассников в части всеобщей истории целостных представлений о событиях, явлениях, процессах периода средних веков (V-XV вв.) на примере средневековых цивилизаций - христианской, арабо-мусульманской, традиционных средневековых цивилизаций Азии. Особое внимание направлено на формирование представлений и знаний об эволюции политических структур средневековой Европы, зарождение европейского парламентаризма, становление европейского права, диалог культур и повседневную жизнь человека того времени. Понимание цивилизационной значимости вклада Средневековья в мировое духовное наследие поможет ученикам понять суть и своеобразие эпохи, истоки европейских интеграционных процессов. Материал курса сосредоточен вокруг содержательных линий «человек - природа», «человек - мир представлений и идей», «человек - мир вещей», «человек - власть», «человек - общество».
Важная особенность курса в части истории Отечества заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории. При изучении материала по истории Отечества следует обратить внимание на то, что Донецкий регион в эпоху Средневековья входил в состав не только Киевской Руси, а и в Хазарский каганат, Золотую Орду и Крымское ханство. Также обратить внимание на истории кочевых народов (печенеги, торки, половцы), которые долгое время населяли Донецкий край и оставили огромное количество археологических памятников нашего края, ряд топонимов и гидронимов.
Требования к уровню знаний более сложные по сравнению с 5 классом. Предполагается, что изучение истории в 6 классе позволит осознать и понять причины, особенности и последствия основных исторических событий, явлений и процессов европейской и мировой истории в эпоху Средневековья, характеризовать достижения и взаимовлияние культур, миграции и культурный взаимообмен между народами и цивилизациями, повседневную жизнь и мировосприятие, сравнивать средневековые государства и общества, деятельность исторических личностей. Особое значение приобретает работа с историческими картами, усвоение и использование понятий и терминов, осознание различий между такими элементами содержания, как событие, явление, процесс.
Курс истории для 7-8 класса имеет целью показать важность и цивилизационную значимость раннемодерного периода европейской истории. Истоки, суть и последствия Великих географических открытий, общественно-политических и культурных движений, европейского абсолютизма и кризиса аграрно-ремесленной цивилизации в Западной и Центральной Европе подаются как общеевропейские события, явления и процессы, имевшие конкретное проявление в истории тех или иных стран. В части истории Отечества материал посвящен событиям, явлениям и процессам, которые происходили на территории российских земель и территории Донецкого края в XVI–XVIII вв. Целью изучения истории этого периода является формирование знаний и понимания учащимися процессов общественно- политической жизни на территориях Российского государства и Донецкого края. Освещение процессов образования и становления Российской империи, взаимоотношения между обществом и властью должно происходить в контексте с общеевропейскими процессами. Изучение материала в 7-8 классе имеет целью показать важность и цивилизационную значимость данного периода российской истории как для становления России, так и для формирования основополагающих геополитических факторов в истории Донецкого региона. Материал курса 7-8 класса сосредоточен вокруг содержательных линий «человек - пространство», «человек – мир представлений и идей», «человек – человек», «человек –
власть», «человек – общество».
К учащимся 7-8 класса выдвигаются более сложные, по сравнению с 6 классом, требования по уровню знаний. Предполагается, что проработка содержания подготовит их к восприятию разных точек зрения на исторические факты, даст понимание разницы между фактом и его толкованием, сформирует навыки анализа различных исторических источников (например, при выполнении практических работ). Особое значение приобретают итоговые уроки обобщения и систематизации, которые должны помочь ученикам соотносить явления и тенденции истории европейских стран, сформировать целостное представление о периоде с конца XV- до конца XVIII в. и собственное отношение к изменениям в жизни и мировоззрении людей, деятельности исторических деятелей эпохи.
Курс истории 9 класса дает изложение событий, явлений и процессов, происходивших в мировой истории в течение «бурного» XIX в. и начала ХХ века (до 1914 г.), и имеет целью сформировать у обучающихся знания и понимание проявлений модернизации и особенностей развития ведущих мировых государств. Содержание курса истории для 9 класса структурировано по проблемно-тематическому принципу. Изучаемый материал должен способствовать выработке у обучающихся собственного отношения к изменениям в жизни и мировоззрении людей во второй период Нового времени – эпоху революций, появления новых идеологий, становления современного общества с его социально- политическими и социально-экономическими структурами – и подготовить к пониманию истоков ХХ в.
Материал курса в части всеобщей истории сосредоточен на событиях, явлениях, процессах, были характерны для европейских обществ указанного периода. История Западной и Центрально-Восточной Европы подается в соответствии с выбранными проблемами. В части истории Отечества изучаемый материал дает изложение событий, явлений и процессов, происходивших на землях Российской империи и Донецкого края в течение «долгого» XIX в. и «бурного» начала ХХ века, и имеет целью сформировать у обучающихся знания и понимание проявлений модернизации и особенностей развития земель Донецкого края в составе Российской империи.
Главными содержательными линиями этого курса является «человек – мир представлений и идей», «человек – власть», «человек – общество», «человек – мир вещей». Больше внимания уделяется созданию учебных ситуаций, при которых учащиеся могут самостоятельно работать с подборками исторических источников, искать и анализировать историческую информацию, оценивать значение, последствия и влияние таких исторических процессов, как модернизация, формирование современных наций, государственных и политических структур современного типа, революция, возрастание роли образования и
науки, главные идейно-политические течения эпохи, сравнивать явления и тенденции истории европейских стран, России и Донецкого региона в XIX в., определять роль исторических личностей, характеризовать повседневную жизнь и духовный мир человека. Важным является овладение обучающимися такими умениями, как определение причинно- следственных связей, сравнение и сопоставление, формирование умений аргументированного высказывания собственного мнения и позиции в устной и письменной форме.
Реализация Программы предполагает особую значимость межпредметных связей. Принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания и гражданственности. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности обучающихся. Интегративное взаимодействие курсов истории и гражданственности позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области
«Искусство».