«История» в учебном плане
Процесс изучения истории в рамках основного общего и среднего общего образования с 5 по 11 класс определяется: условием линейного построения процесса изучения, условием приоритета синхронности изучения и условием последовательности изучения. Знакомство с историческими событиями начинается в V классе с курса «История древнего мира» и завершается, согласно принципа линейности, изучением периода мировой и отечественной истории, охватывающим события XX - до начала XXI в., который изучается в 10-11 классе.
Изучение предмета «История» как части предметной области «Общественно-научные предметы» основано на межпредметных связях с предметами: «Обществознание», «Уроки гражданственности и духовности Донбасса», «География», «Литература», «Русский язык»,
«Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Информатика»,
«Математика», «Основы безопасности и жизнедеятельности» и др.
Учебный предмет «История» включает в себя два курса: «Всеобщая история» и
«История Отечества (История России и Донецкого края)». Учебные курсы «История Отечества (История России и Донецкого края)» и «Всеобщая история» изучаются с приоритетом синхронно-параллельного изучения на каждой образовательной ступени. В Программе устанавливаются рамочные пропорции в соотношении отечественной и всеобщей истории. Большее время отводится на изучение истории Отечества.
Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом
«История» начинается с курса всеобщей истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и
|
государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе.
Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально- культурных, политических, территориальных и иных условиях.
В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников.
Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
|
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю Донецкого региона и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости отечественной истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории Отечества и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов отечественной и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. При этом важно акцентировать внимание на массовом героизме в освободительных войнах, прежде всего Отечественных 1812 и 1941-1945 гг., раскрыв подвиг народа как пример гражданственности и самопожертвования во имя Отечества. Вместе с тем, позитивный пафос исторического сознания должна создавать не только гордость военными победами предков. Самое пристальное внимание следует уделить достижениям страны в других областях. Предметом патриотической гордости, несомненно, является великий труд народа по освоению громадных пространств Евразии с ее суровой природой, формирование российского общества на сложной многонациональной и поликонфессиональной основе, в рамках которого преобладали начала взаимовыручки, согласия и веротерпимости, создание науки и культуры мирового значения, традиции трудовой и предпринимательской культуры, благотворительности и меценатства.
|
В школьном курсе должен преобладать пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история Отечества – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей Родины были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление
о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания.
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. Углубление их содержательного и теоретического взаимосоответствия, синхронизация изучаемых материалов отечественной и всемирной истории являются необходимыми условиями формирования исторических знаний и исторического сознания обучающихся.
Программа основного общего образования по истории предусматривает систематическое изучение истории с древнейших времен до начала XX в.
Класс | Изучаемый компонент учебного предмета | Изучаемый хронологический период |
5 класс | История Древнего мира | С древности до IV в. |
6 класс | История Отечества. История средних веков. | IV-XV вв. |
7 класс | История Отечества. История раннего Нового времени. | XVI-XVII вв. |
8 класс | История Отечества. История Нового времени. | XVIII в. |
9 класс | История Отечества. История позднего Нового времени. История Новейшего времени. | XIX в. – до 1914 г. |
Учебный материал компонуется по проблемно-тематическим блокам - однородными по содержанию группами фактов и понятий, характеризующих в хронологической последовательности отдельные аспекты и тенденции общественной жизни и исторического процесса. Для каждого из тематических блоков определены ориентировочные временные рамки. Распределение содержания темы по отдельным урокам носит рамочный характер. Содержательный контент является необходимым минимумом, который обучающиеся должны усвоить на разных уровнях знаний и индивидуального развития их познавательных возможностей. Они должны овладеть материалом по указанным в Программе историческим процессам, явлениям, фактам, историческим деятелям, памятникам истории и культуры. Курсивом в тексте выделен материал, который может быть изучен в рамках урока обзорно или использован в самостоятельной проектной деятельности обучающихся.
В Программе предусмотрены ориентировочные темы практических занятий целью которых является, прежде всего, развитие определенных способностей, умений и навыков познавательной активности и самостоятельности обучающихся. Самое главное - проведение исследования учащимися через использование именно исторических источников, умение извлекать из исторического источника определенные сведения, понимать язык исторического источника, выявлять, насколько достоверной может быть информация из этого источника и от определенного автора. Программой предусмотрены итоговые уроки для обобщения, систематизации и контроля материала конкретных тем или всего курса. В Программе предусмотрен определенный резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологи
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»