В соответствии с требованиями действующих Государственных образовательных стандартов содержание должно быть направлено на получение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.
Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
· обеспечение формирования у школьников общечеловеческих и национальных ценностей, а также ценностей демократического общества;
· освоение гуманистических традиций и ценностей предшествующих поколений;
· развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
· развитие общей культуры учащихся, приобщение их к историко- культурной традиции человеческой цивилизации;
· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
· формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам;
· формирование целостного мировоззрения;
· формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям разных народов.
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· формирование у учащихся собственных образовательных запросов и интересов, умение их удовлетворять;
· формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания
|
современного общества на основе изучения исторического опыта человечества;
Метапредметными результатами обучения по предмету «История» являются:
· овладение умениями и навыками;
· работать с вещественными и изобразительными источниками;
· соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими историческими данными;
· локализовать объекты в пространстве, работать с картой;
· давать развернутый ответ на вопрос, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;
· владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями в масштабах;
· сравнивать деятельность лиц, исторические события на основе самостоятельно выделенных линий сравнения;
· относить новые факты и явления к известному понятию;
· выполнять художественно-творческие задания;
· сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· приобретение школьниками умений и навыков осуществлять перспективный исторический анализ, историческую критику, историческое прогнозирования и интерпретацию исторических фактов; подбирать историческую информацию и ориентироваться в ней;
· приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества;
|
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни;
· расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
· развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
· умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
· формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве, в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
· умение формировать и реализовывать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности.
· применение знаний и умений в общении, социальной среде: применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
|
Предметными результатами обучения по предмету «История» являются:
· овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
· знание хронологии, работа с хронологией: указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий мировой истории; соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
· знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; группировать (классифицировать) факты по различным признакам;
· навыки работы с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия;
· навыки исторического моделирования (реконструкции): рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников;
· развитие аналитического мышления: различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); соотносить единичные исторические факты и общие явления; называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
· называть хронологические рамки исторических процессов, выделять основные даты для прочного усвоения;
· определять синхронность событий и явлений в разных странах;
· различать явления экономической, политической, социальной и культурной жизни и устанавливать связи между ними;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· навыки исторической аргументации: приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку;
Таким образом, система формирования разнообразных умений, навыков и способов познавательной деятельности, учащихся в процессе изучения истории направлена на реализацию важнейшего требования модернизации школьного образования — перехода к развивающему обучению.