· Бонапартизм как система управления государством.
· Бунт или подвиг.
· Война 1812 – война России против Европы?!
· Герои индустриальной революции.
· Грабительский характер крестьянской реформы
· Герои Крымской войны
· Декабристы в произведениях литературы и искусства
· Донбасс – «русская Америка»
· «Живая легенда» итальянского народа.
· «Железом и кровью».
· История рождения города
· Каким быть новому обществу?
· Культура России в произведениях искусства
· Культура Донбасса в лицах
· Культурное наследие России
· Мораль подвига жен декабристов
· «Мрачное семилетие» в истории России.
· Материалы экспедиций Е.П.Ковалевского, А.И.Оливьери, А.Б. Иваницкого, А.В.Гурьева
· Национальная «палитра» Российской империи
· Один день из жизни военного поселенца
· Отечественная война 1812 г. в произведениях литературы и кинематографа
· Оборона Севастополя в произведениях литературы и искусства
· Политический терроризм в России
· «Промышленный бум» в России
· Почему крепостное право не удалось отменить ранее
· Рождение марксизма в России
· Разные веры – один народ
· Роль иностранного капитала в Донбассе
· Роль России в «балканском вопросе»
· Русская армия в Европе.
· Развитие каменноугольной промышленности Донбасса.
· Система образования в России
· Система рабочего законодательства в России
· Система образования в Донбассе
· Символ величия Британии.
· Старые и новые лидеры индустриального мира.
· «Техническая революция» в России
· «Турецкий гамбит» России
· Транссиб – дорога, соединившая Россию
· Традиционное общество Азии и Африки.
· Тильзитский мир: победа или поражение России?
· Теория графа Уварова
|
5 класс
Раздел // Тема | Требования к учебным достижениям обучающихся |
История Древнего мира Тема: Путешествие в страну «История» | Обучающийся: объясняет, что такое история и определяет её особенности как науки; что такое хронология и какое значение имеет она для изучения истории; как происходит счет времени в истории; кто такие историки, откуда и как они узнают о прошлом; как названия могут отражать исторические события; название своего населенного пункта, его улиц и площадей; составляет маршрут экскурсии «Родная улица моя»; приводит примеры исторических источников; делит их на группы; легенд, шахтерских былей, сказов, песен, из которых можно узнать о прошлом родного края; высказывает суждения о необходимости изучения истории; о вкладе краеведов в изучение истории Донбасса; о необходимости изучения истории родного края; о роли музеев, архивов, библиотек в сохранении памяти о прошлом и в изучении истории родного края; о значении исследования исторических фактов для изучения прошлого; определяет какие факты и события называют историческими; сравнивает различные группы исторических источников; называет основные виды исторических источников; известных историков; решает исторические хронологические задачи; применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; работает с линией времени, соотносит год с веком; с учебником, исторической картой, контурной картой и иллюстрациями; с письменными историческими документами; с разнообразными историческими источниками: вещественными (предметами мебели, домашней утвари, одеждой, монетами, гербами, печатями), письменными (описаниями ученых, записками путешественников, фольклорными и художественными текстами) и устными (загадками, поговорками, легендами); рассказывает о представителях школы исторического краеведения Донецкого национального университета; кратко характеризует деятельность ученых-краеведов Донецкого края; археологические раскопки; вещественные исторические источники; письменные источники; вспомогательные исторические дисциплины - нумизматику, геральдику, сфрагистику; народы, населяющие Донецкий край, особенности их традиций и обрядов, одежды, жилища, жизни и быта; исторические события, используя фотографии и иллюстрации; комментирует текст учебника и составляет вопросы к нему; находит в тексте ответы на поставленные вопросы; показывает исторические объекты на карте, распознает на карте условные обозначения; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники; |
Первобытность. Тема: Жизнь первобытных людей | Обучающийся: называет хронологические границы основных исторических периодов; основные занятия людей в разные периоды; главные изобретения человечества в эпоху каменного века; характерные особенности духовной жизни древнейших охотников, скотоводов и земледельцев; известнейшие стоянки в Европе и Донбассе на разных этапах древней истории; показывает на карте места стоянок, направления заселения территории Донецкого края, территории расселения представителей земледельческих и скотоводческих культур; применяет и объясняет на |
|
примерах основные понятия и термины темы; работает с учебником, контурной картой. исторической картой и иллюстрациями; характеризует особенности разделения труда и перехода к воспроизводящему типу хозяйства (в том числе и на территории края); жизнь древнейших людей, занятия и быт племен в эпоху энеолита; причины появления неравенства между людьми; составляет простой и развернутый план; сравнивает основные типы человека, его занятия и образ жизни в разные эпохи; образ жизни носителей земледельческих и скотоводческих археологических культур; высказывает суждение о происхождении человека, культуры и религии, о причинах изменения орудий труда и жизни первобытных людей; формулирует выводы по теме. | |
Древний Восток Тема: Древний Египет | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; правильно применяет счет лет до нашей эры, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; называет даты основных исторических событий и процессов; имена известнейших фараонов, главных древнеегипетских богов, занятия египтян, самые важные достижения древнеегипетской культуры; анализирует исторические факты на элементарном уровне; показывает на карте долину реки Нил, территорию Египетского государства, основные столицы Египта, направления военных походов египтян (в Нубию, Палестину, Сирию); устанавливает причинно- следственные связи; приводит примеры отображения в мифах и религии картин из жизни египтян; объясняет влияние естественных условий на жизнь людей в Древнем Египте; последствия военных походов фараонов Древнего Египта; составляет простой и развернутый план; определяет особенности государства в Древнем Египте, особенности хозяйственной и духовной жизни; характеризует условия жизни и труда древних египтян; структуру общества, интересы различных общественных групп, достижения культуры и науки Древнего Египта; формулирует выводы по теме. |
Древний Восток Тема: Западная Азия в древности. Начало эпохи кочевников. | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет время основания и расцвета Вавилона, Ассирии, Древнееврейского и Персидского царств, время заселения киммерийцами, скифами Северного Причерноморья, памятники кочевников на территории Донецкого края, скифские курганы и их наиболее известные находки; даты основных исторических событий и процессов; показывает на карте территорию Двуречья, Вавилона, Ассирии, Финикии, Древнееврейского и Персидского царств, территории расселения киммерийцев и скифов; направления походов ассирийских и персидских царей; сравнивает географические условия Двуречья и Древнего Египта, религиозные верования этих народов; хронологические границы киммерийской и скифской истории с историей тогдашних государств Передней Азии; черты развития кочевых народов, которые заселяли Донецкий край в ранний железный век; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; анализирует исторические факты на элементарном уровне; составляет простой и развернутый план; устанавливает причинно- следственные связи; объясняет причины гибели государств в Передней Азии; взаимосвязь образа жизни |
|
киммерийцев и скифов с их хозяйством и духовным миром; характеризует известнейших правителей государств Междуречья, культурные достижения и особенности религии народов Передней Азии; археологические памятники киммерийцев и скифов на территории края; определяет особенности государств Двуречья; своеобразие скифской культуры; формулирует выводы по теме. | |
Древний Восток Тема: Индия и Китай в древности | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет время возникновения цивилизации в Индии и Китае, даты основных исторических событий и процессов; основателей буддизма и конфуцианства; показывает на карте центры индийской цивилизации, территории империи Цинь, Великую китайскую стену; Великий шелковый путь; сравнивает касты в Индии; правильно применяет счет лет до нашей эры, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; составляет простой и развернутый план; анализирует исторические факты на элементарном уровне; устанавливает причинно- следственные связи; приводит примеры основных достижений культуры Индии и Китая; характеризует вклад цивилизаций Древнего Востока в сокровищницу мировой культуры; определяет особенности хозяйственной и общественной жизни Индии и Китая; формулирует выводы по теме. |
Древняя Греция Тема: Древнейшая Греция | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет хронологические рамки Троянской войны, периоды в истории Греции; показывает на карте территории Греции, Трою, Олимп; центры Крито-Микенской цивилизации; сравнивает природные условия и религиозные верования греков и народов Западной Азии; составляет простой и развернутый план; высказывает суждение о причинах Троянской войны; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; анализирует исторические факты; приводит примеры культурных достижений Крито-Микенской цивилизации; характеризует героев поэм Гомера и события Троянской войны; формулирует выводы по теме. |
Древняя Греция Тема: Полисы Греции | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет хронологические рамки Великой греческой колонизации, даты основных исторических событий и процессов; имена греческих героев; основные события греко-персидских войн, центры античной цивилизации в Северном Причерноморье; устанавливает причинно-следственные связи; показывает на карте части Греции, основные полисы, направления греческой колонизации, колонии Северного Причерноморья; места основных битв; сравнивает социальное и государственное устройство Спарты и Афин; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Солона; высказывает суждение о причинах создания греческих колоний в Северном Причерноморье; о причинах победы греков; правильно применяет счет лет. решает исторические задачи; использует исторические документы как источник знаний; анализирует исторические факты; приводит примеры |
патриотизма греков; объясняет известные крылатые выражения, сущность афинской демократии; характеризует ход греко-персидских войн, жизнь в греческих колониях Северного Причерноморья; реформы Солона, отношения греков со скифами; определяет следствия греко-персидских войн; Великой греческой колонизации, значение реформ Солона; формулирует выводы по теме. | |
Древняя Греция Тема: Расцвет афинской демократии и культуры | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет хронологические рамки правления Перикла в Афинах, даты основных исторических событий и процессов; наиболее значительных политических и культурных деятелей Греции; показывает на карте Афины, Олимпию; сравнивает реформы Перикла и Солона; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Перикла; высказывает суждение о системе образования и системе управления в полисе; устанавливает причинно- следственные связи; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; анализирует вклад греческой цивилизации в мировую культуру; приводит примеры вклада античной культуры в мировую культуру; характеризует условия жизни и быт древних греков, памятники культуры; условия проведения и ход Олимпийских игр, управление в полисе, обучение и воспитание в Афинах и Спарте; определяет характерные особенности политического устройства Афин во времена Перикла, роль Афин в истории Древней Греции, особенности древнегреческого воспитания и образования; формулирует выводы по теме. |
Древняя Греция Тема: Македонские завоевания в IV в. до н.э. | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет время существование империи Александра Македонского и эллинистических государств, даты основных исторических событий и процессов; исторических деятелей, памятники культуры эпохи эллинизма; показывает на карте империю Александра Македонского, территорию эллинистических государств, направления походов Александра Македонского, места главных битв; сравнивает битву при Херонее и Марафонское сражение; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Александра Македонского, рассказ-описание города Александрия; устанавливает причинно-следственные связи; объясняет характерные особенности эллинизма; причины распада державы Александра Македонского; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; анализирует исторические факты; высказывает суждение о значении распространения греческой культуры в странах Древнего Востока; определяет сходство и различие между Александрийским музеем и музеями наших дней; характеризует памятники культуры эпохи эллинизма, Александрию Египетскую, основные битвы Восточного похода; приводит примеры проявлений черт характера Александра Македонского; формулирует выводы по теме. |
Древний Рим | Обучающийся: |
Тема: Римская республика | применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет даты основных исторических событий и процессов; показывает на карте Апеннинский полуостров, Рим, Карфаген, территории, завоеванные Римской республикой в І ст. до н. э.; сравнивает греческую и римскую системы государственного управления, природные условия Греции и Рима, хозяйство и быт греков и римлян; объясняет причины войн Рима с Карфагеном; устанавливает причинно-следственные связи; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; составляет простой и развернутый план, историческую характеристику Ганнибала, Спартака; модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, рассказ от имени Спартака, Красса; объясняет причины и характер карфагенских войн; характеризует Римскую республику и причины её возникновения; определяет причины начала восстания Спартака и причины его поражения; основные источники рабства; приводит примеры политики Рима «Разделяй и властвуй»; формулирует выводы по теме. |
Древний Рим Тема: Римская империя | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет хронологические рамки гражданской войны в Риме, диктатуры Гая Юлия Цезаря, правления Октавиана Августа, государства, завоеванные Римом, органы власти империи; время жизни Иисуса Христа, возникновения христианства; даты основных исторических событий и процессов; показывает на карте направления походов Гая Юлия Цезаря, территорию Римской империи во ІІ ст. н.э.; сравнивает систему управления империи и республики в Риме; составляет простой и развернутый план, исторический портрет Гая Юлия Цезаря, Октавиана Августа, Нерона, Траяна; объясняет причины гражданских войн в І ст. н.э., причины возникновения христианства и гонения на христиан; устанавливает причинно-следственные связи; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; оценивает поступки братьев Гракхов во благо менее защищённых римлян; характеризует повседневную жизнь римлян, достижения культуры римлян; режим диктатуры Цезаря, изменения в римской армии; приводит примеры достижений римлян в культуре; формулирует выводы по теме; |
Древний Рим Тема: Поздняя Римская империя и варвары | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет даты основных исторических событий и процессов; хронологические рамки римского периода в Северном Причерноморье, существования скифов, сарматов; варварские племена - соседей Рима; показывает на карте территорию Римской империи в ІІІ ст. н.э., Константинополь, территорию расселения «варварских» племен, направления вторжения гуннов, готов, вандалов; сравнивает обычаи сарматов и скифов, христианство и религию греков и римлян, быт и традиции римлян и греков; реформы Диоклетиана и Константина; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Константина; объясняет причины кризиса в Римской империи, ее деления на Западную и Восточную, падения Западной Римской империи; правильно применяет счет лет, решает исторические задачи, |
использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; определяет место истории Древнего мира в истории человечества; роль варваров в истории Рима; устанавливает причинно-следственные связи; характеризует археологические памятники на территории края; основные реформы Константина, отношения Рима с германцами; приводит примеры кризисных явлений в Римской империи, изменения отношения государства к христианской церкви; формулирует выводы по теме. |
Класс
Раздел // Тема | Требования к учебным достижениям обучающихся |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Народы и государства на территории нашей страны в древности. Восточная Европа в середине I тыс. н. э. | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет причины, этапы, последствия Великого переселения народов; славянских богов; хронологические рамки существования кочевых народов на территории края; союзы восточных славян; показывает на карте племенные союзы, принимавшие участие в Великом переселении народов; путь переселения гуннов; гуннские памятники в Донецкой степи; территорию расселения славян; племенные союзы славян; территорию распространения Пеньковской культуры в Донецком крае; направления движения племен по территории Донбасса во времена Великого переселения народов; географическое положение Великой Булгарии, Аварского каганата, Хазарского каганата; работает с учебником, исторической картой и иллюстрациями; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Атиллы; перечень народов, живших в Донецком регионе в период с I в. до IX в.; характеризует военное искусство, повседневную жизнь гуннов; особенности культуры гуннов и антов, их отношения с другими народами; особенности степных государственных образований кочевников; занятия славян; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники; анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; сравнивает общественное устройство, материальную культуру и традиции гуннов и скифов; систему управления у славян и в греческом полисе; организацию власти у антов-пеньковцев с системой управления у гуннов; особенности археологических культур которые существовали на территории края; керамику Пеньковской и Салтово-маяцкой культур; высказывает суждение о влиянии на историю Донецкого региона разнообразия народов и культур, существовавших на территории нашего края в древности; формулирует выводы по теме; анализирует причины Великого переселения народов; |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Образование государства Русь | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет даты правления первых князей, славянские племенные союзы и их соседей, версии происхождения названия «Русь»; причины военных походов князей; год введения христианства как государственной религии, меры Владимира по обороне Руси; объясняет причины принятия христианства; сравнивает внутреннюю и внешнюю политику древнерусских князей, власть князя у славян с властью королей в Европе; войны Карла Великого и Святослава; ислам, иудаизм и христианство; Древнерусское государство с ранними европейскими монархиями; анализирует значение реформ княгини Ольги; значение реформ Владимира Великого, рассказывает о походах Святослава; высказывает суждение о споре норманистов и антинорманистов; о деятельности Владимира Великого, характеризует теории происхождения русов; роль первых князей в становлении Древнерусского государства; личность и деятельность князей; показывает на карте территории расселения восточнославянских племенных союзов в VІІІ-ІХ ст., Древнерусского государства в ІХ ст., основные направления походов русских князей; изменение территории Древнерусского государства; направления походов Владимира Великого; изменение территории Руси; определяет хронологическую последовательность событий периода; сущность и последствия внутренней и внешней политики первых князей; причины, сущность и следствия введения христианства как государственной религии Древнерусского государства, значение принятия христианства; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Аскольда, Игоря, Олега, Ольги, Святослава; Владимира Великого; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; формулирует выводы по теме; оценивает информацию из различных исторических источников; работает с учебником, исторической картой и иллюстрациями; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники. |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Русь в конце X – начале XII в. | Обучающийся: применяет и объясняет на примерах основные понятия и термины темы; называет дату и решения Любечского съезда князей; памятники Донбасса периода поздних кочевников; основные группы населения Древнерусского государства; хронологические рамки проживания половцев в нашем крае; объясняет происхождение топонимов и гидронимов, связанных с эпохой кочевников; феномен «чёрных клобуков»; сравнивает внутреннюю и внешнюю политику Владимира Великого и Ярослава Мудрого; печенегов с известными ранее кочевниками; деятельность Ярослава Мудрого с деятельностью первых князей Древнерусского государства; вооружение русских дружинников и половцев; анализирует значение реформ Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха; рассказывает о походах Владимира Мономаха; о борьбе русских князей с печенегами; о походе Игоря Святославовича против половцев, приводя примеры из текста «Слова о полку Игоревом»; высказывает суждение о деятельности Ярослава Мудрого, Ярославичей, Владимира Мономаха; о роли черных клобуков в военной и политической жизни Древнерусского |
государства; характеризует положение Древнерусского государства при правлении преемников Ярослава; Киев времен Ярослава Мудрого; общественное устройство и хозяйственную деятельность кочевых племен, которые населяли Донбасс в Х-ХІ ст.; правление В. Мономаха; взаимоотношения печенегов с древнерусскими князьями; показывает на карте путь из варяг в греки; территорию Киевской Руси в период правления Владимира Святославовича, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха; территорию расселения поздних кочевников в Донбассе; направления походов Игоря Святославича населенные пункты и реки, в названиях которых запечатлены названия кочевых племен, проживавших на территории Донбасса в IV-X вв.; путь продвижения половцев определяет хронологическую последовательность событий периода; причины, сущность и следствия княжеских междоусобиц, Любечского съезда князей; хронологические рамки существования поздних кочевых народов на территории края; общественную роль разных слоев и сословных групп населения Древнерусского государства, степень развития хозяйства и торговли, роль княжеской власти в политическом устройстве Руси; земельные отношения на Руси; причины, сущность и следствия половецких набегов; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Ярослава Мудрого, Ярославичей, Владимира Мономаха, Мстислава Владимировича, Игоря Новгород-Северского; схему социального устройства Древнерусского государства; схему организации власти в Древнерусском государстве; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; формулирует выводы по теме; оценивает информацию из различных исторических источников; работает с учебником, исторической картой и иллюстрациями; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники. | |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Культурное пространство | Обучающийся: объясняет и применяет основные понятия и термины темы; называет даты основных событий, жанры древнерусской литературы; анализирует место Руси в культурном контексте Европы; составляет простой и развернутый план, схему организации церкви; маршрут виртуальной экскурсии по культурным памятникам Руси; характеризует древнейшие памятники письменности и условия распространения образования, жанры древнерусской литературы; приводит примеры достижений древнерусского зодчества и живописи; культурных достижений различных самостоятельных княжеств Руси; сравнивает церковь на Руси и в Европе; уровень грамотности населения на Руси и в Европе; рассказывает о храмовом строительстве на Руси; высказывает суждение о влиянии Византии на развитие Руси. определяет роль церкви в формировании идеи единства земель Руси; особенности культуры Руси, влияние христианства на развитие культуры; высказывает суждение о влиянии Западной Европы на историю развития русских княжеств; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; формулирует выводы по теме; |
оценивает информацию из различных исторических источников; работает с учебником, исторической картой и иллюстрациями; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники. | |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Русь в середине XII – начале XIII в. | Обучающийся: объясняет и применяет основные понятия и термины темы; называет даты основных событий, даты деятельности правителей данного периода; причины и последствия феодальной раздробленности; главные черты Новгородской республики; анализирует причины политической раздробленности, ее позитивные и негативные последствия, различия в развитии отдельных земель; связь между природными и географическими условиями и основными занятиями новгородцев; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Ю. Долгорукого, А.Боголюбского, В. Большое Гнездо, Р. Мстиславича, Д. Романовича; схему социального устройства и государственного управления Новгородской земли; схему торговых отношений Руси; характеризует систему управления в Северо-Восточной Руси; приводит примеры условий для раздробленности; отношений Древнерусского государства с европейскими государствами; сравнивает государственное управление в эпоху Владимира Мономаха и в период раздробленности; государственное управление в Северо-Восточной Руси и Новгородской земле; византийскую и европейскую политику правителей Древнерусского государства; Новгородскую республику с городами-республиками Европы; особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель; показывает на карте торговые пути Руси; территории самостоятельных княжеств и земель на территории бывшего Древнерусского государства; путь из варяг в греки; волжский торговый путь; государства с которыми торговала Русь; определяет политические особенности Новгородской земли; особенности истории Киевского и Черниговского княжеств; особенности положения князя в Новгородской земле; высказывает суждение о влиянии Западной Европы на историю развития русских княжеств; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; формулирует выводы по теме; оценивает информацию из различных исторических источников; работает с учебником, исторической картой и иллюстрациями; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники; |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Русские земли в середине XIII - XIV в. | Обучающийся: объясняет и применяет основные понятия и термины темы; называет даты основных событий, даты деятельности правителей данного периода; цели крестоносцев; последствия власти Золотой Орды на Руси; причины возвышения Москвы; характеризует внешнюю и внутреннюю политику Александра Невского, причины побед войска Чингисхана; особенности жизни и быта населения края в составе Золотой Орды; характеризует исторические личности – Ивана Калиту, Дмитрия Донского, князя Ольгерда, их роль в ослаблении зависимости от Золотой Орды; политику московских князей по усилению княжества; значение победы в Куликовской битве; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Мстислава Удалого, Батыя, Е.Коловрата, Чингисхана, А.Невского; |
Гедимина, Миндовга, Ольгерда, И.Калиты, Витовта, Д.Донского, синхронистическую таблицу; показывает на карте границы княжеств, направления монгольских походов и походов рыцарей, места самых важных событий периода на территории края, территорию Золотой Орды; территории, подконтрольные Мауцию, Коренце; восточную границу улуса Джучи; места основных сражений с завоевателями; территорию Литовского государства; сравнивает нашествия на Русь кочевников (половцев, печенегов) и монголо-татар; государственное устройство Великого княжества Литовского и русских княжеств; политику И.Калиты и Д. Донского; определяет роль Московского княжества как центра объединения; причины, сущность и следствия Кревской унии, изменения в Русско-Литовском государстве; причины побед русского войска в Куликовской битве; определяет особенности зависимости русских земель от Золотой Орды; следствия вхождения Донецкого региона в состав Золотой Орды, сущность и следствия зависимости княжеств от Золотой Орды; итоги походов Батыя; значение побед А.Невского; рассказывает о битве на Калке, битве на Неве, Ледовом побоище, обороне русских городов от монголо-татар, о возникновении государства Золотая Орда, объясняет почему объединенное русско-половецкое войско проиграло битву; в чем проявилась зависимость Руси от Золотой Орды; смысл выражения «Каяла и Калка – реки славянской беды»; приводит примеры героического сопротивления монгольским завоевателям; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; анализирует и обобщает исторические факты; подбирает аргументы по дискуссионным вопросам темы; устанавливает причинно-следственные связи, используя полученные знания; формулирует выводы по теме; оценивает информацию из различных исторических источников; работает с учебником, исторической картой и иллюстрациями; использует для подготовки к уроку учебник и разнообразные исторические источники. | |
От Древней Руси к Российскому государству. Тема: Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. | Обучающийся: характеризует государственное устройство и социально-экономические отношения Золотой Орды, причины распада Орды; схему организации власти в Золотой Орде; статус края в составе Крымского ханства и Великого княжества Литовского; отношения ханств с Русью после распада Золотой Орды; объясняет и применяет основные понятия и термины темы; объясняет роль Приазовья в контексте пограничных споров Литвы, Москвы и Крымского ханства до и после вхождения Крыма в состав Османской империи; особенности статуса отдельных земель Руси и Донецкого края в составе Великого Княжества Литовского до и после заключения Кревской унии 1385 года; высказывает суждение о роли Донецкого края в событиях XIII–XV вв.; называет время образования Крымского ханства, его подчинения Османской империи; называет даты основных событий, даты деятельности правителей данного периода; составляет простой и развернутый план, исторический портрет (характеристику) Мамая, Тамерлана, Едыгея, Менгли- Гирея, синхронистическую таблицу; показывает на карте территорию Золотой Орды; территории, подконтрольные Мауцию, Коренце; восточную границу улуса Джучи; показывает на карте территорию Крымского ханства; распад Золотой Орды; места основных битв и сражений; венецианские и генуэзские фактории; решает проблемные исторические задачи; анализирует и использует исторические документы как источник знаний; анализирует и |