Некоторые люди считают, что шайтан обладает таким могуществом, что может заставить человека бросить послушание и совершать недозволенное, поэтому человек не виноват в том, что пренебрегает выполнением указаний Аллаха или совершает что-либо недозволенное. Причина такого мнения кроется в незнании Священного Корана, который разъяснил истинное положение вещей, указав, что шайтан не обладает властью принудить человека совершать недозволенное или отклоняться от исполнения обязанностей. В таком случае шайтан стоял бы наравне с Аллахом в своем стремлении заставить людей делать то, что ему нужно. Если бы шайтан обладал такой властью, то это противоречило бы волеизъявлению, данному Аллахом человечеству, и соответственно, противоречило бы тому, что сказано в Священном Коране. Волеизъявление подразумевает способность человека добровольно выбирать добро или зло. Если бы человек был лишен воли и шайтан мог бы заставить его бросить свои обязанности перед Аллахом и совершать недозволенное, то это свело бы на нет волеизъявление, предоставленное людям Аллахом. Такое мнение может исходить только от неверующего или невежественного человека, ибо все пророки, которых Аллах посылал в течение истории, приходили с указанием данной свободы выбора для человека. В зависимости от того, примет ли человек призыв Аллаха или увещевания шайтана, искушающего человека соблазнами запретного, он получит награду в виде рая или наказание в преисподней. Священный Коран разъяснил, что шайтану легче уговорить совершать нечестия на Земле неверующих, чем верующих. Коран также указал пределы власти шайтана над неверующими, ограничивая призывом к безбожию и запретному и пределы отклика неверующих на такой призыв. Рассказывая о шайтане, Аллах говорит по этому поводу:
|
«И сказал шайтан, когда дело уже свершилось: «Воистину, Аллах обещал вам доподлинно, и я обещал вам, но я не сдержал данного вам слова, так как у меня не было над вами иной власти, кроме как звать вас на путь кривды. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу вам прийти на помощь, а вы не можете помочь мне. Я не причастен к тому, что вы прежде поклонялись мне». Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание».
(Ибрахим, 22)
Здесь шайтан в потустороннем мире объявляет об ограниченности своих козней в отношении тех, кого он уговаривал совершать недозволенное, и о том, что он не обладал таким могуществом, чтобы препятствовать им войти в рай. По поводу слов
Аллаха из аята «... у меня не было над вами иной власти...» и т. д. имам аш-Шаукани говорит:
«То есть у меня не было иной власти, кроме той, которой я вас соблазнял. Слово «власть» здесь объясняют так: «я не заставлял вас избиениями выполнять то, что мне нужно. Вы поклонялись мне и просили у меня, считая, что я обладаю такой властью, хотя у меня не было даже доли такой власти».
Все эти слова показывают, что, призывая последовать за собой, шайтан в этом мире обладает ограниченной властью и его искушения ограничены призывом ко лжи и заблуждениям. Этот соблазнительный призыв, с одной стороны, лишен необходимости и доказательств и, с другой стороны, далек от принуждения и власти. И если бы человек учитывал это, то не было бы необходимости отвечать на такой призыв, и не надо было бы кого-либо затем порицать.
|
Аш-Шаукани разъясняет:
«... так теперь порицайте не меня...» за то, что вы творили по причине, что я обещал вам ложное, а затем не сдержал слова. «... а самих себя» за то, что вы отозвались на мой призыв, в котором не было ни нужды, ни принуждения. И что касается ложных обещаний и поддельных призывов, сбивающих с пути истины, то у джиннов власть была ограничена, не в пример тому, что вам обещал Аллах, призывая в Обитель Мира. А вы совершали то, чего не стал бы совершать разумный, разве что только тот, кто оказался беспомощным...
«Я не могу прийти вам на помощь, а вы не можете помочь мне...» — то есть я не могу спасти вас от предстоящего наказания, а вы не можете спасти меня от того, что предстоит мне».
В этих словах содержится указание, что шайтан в его положении отделен от них для получения наказания и тоже нуждается в помощи. Как же просить помощи у того, кто сам в ней нуждается?
Когда спадет завеса, им станет ясно, что они были безбожниками из-за того, что поклонялись ему наряду с Аллахом. В этот день шайтан предстанет перед ними в своем истинном обличий, повергнув их сердца в горе, и им станет ясно, что:
Во-первых: все обещания, данные шайтаном в этом мире, были ложными и противоположными истинным обещаниям Аллаха. Шайтан не сдержал своих обещаний, и никакой пользы от них нет;
Во-вторых: они принимали его слова, хотя никакой нужды в них не было, и ни один разумный человек не стал бы их принимать;
В-третьих: его призывы были пустыми, бездоказательными и лишенными какого-либо смысла, чтобы ими могли бы руководствоваться разумные люди;
|
В-четвертых: шайтан непричастен к положению, в котором они оказались, и отверг их порицания, сказав, чтобы они порицали самих себя, ибо они добровольно подчинились явной лжи, которую не стал бы принимать разумный человек;
В-пятых: шайтан не может ни помочь им, ни спасти их, не может оказать им какую-либо пользу и не может причинить вред. Напротив, он сам оказался в таком же бедственном положении и равно нуждается в помощи;
В-шестых: они согрешили тем, что уверовали в него и уповали на него, и это только прибавило им несчастья и усугубило их положение.
Из всего этого ясно, что Аллах не давал шайтану власти над людьми и человек свободен в своем выборе добра или зла. Следовательно, у шайтана нет власти над верой людей, и он не может заставить их совершать дурные поступки, если только они сами не выберут такой путь.
То что у шайтана нет власти заставлять людей совершать запретное, в котором нет необходимости, и он может только призывать к этому и соблазнять, уходит корнями в ту историю, когда шайтан возгордился и отказался преклониться перед Адамом. Чем же тогда может закончиться принятие этого призыва, и кто эти люди, предпочитающие поддаться таким призывам?
Священный Коран отвечает на этот вопрос во многих своих аятах. Аллах сказал:
«Воистину, шайтану не подвластны те, которые уверовали и уповали на Аллаха. Воистину, подвластны ему те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками».
(Ан-Нахль, 99-100)
«Они подтвердили мнение Иблиса о них, когда последовали за ним, — кроме немногих истинно верующих. У него не было над ними власти, [а Мы дозволили ему подвергнуть людей испытанию], дабы отличить того, кто верует в будущую жизнь, от того, кто сомневается. Господь твой — Хранитель всего сущего».
(Саба, 20-21)
Также Аллах сказал о шайтане, да будет он проклят:
«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я исхитрюсь приукрасить все дурное на Земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни». Аллах ответил: «Это тот путь, который Я считаю прямым. Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».
(Аль-Хиджр, 39-42)
«Воистину, Мои рабы не будут подвластны тебе, и только твой Господь — покровитель их».
(Аль-Исра, 65)
Приведенные аяты объясняют нам, что призыв шайтана к мраку и нечестию приносит плачевные плоды тем, кто пренебрегает поминанием имени Аллаха и отказывается от оружия, которое Аллах вручил им для защиты от искушений шайтана и его соблазнов, чтобы предохранить себя от бездны. Что касается уверовавших, то они знают это оружие, с помощью которого они могут противостоять шайтану. Аллах сказал:
«А если шайтан подвергнет тебя искушению, то проси убежища у Аллаха, ибо Он — Слышащий, Знающий. Воистину, если богобоязненным людям предстанет наваждение от шайтана, то они вспоминают [козни Сатаны], и распознают [подлинное значение наваждения]».
(Аль-Аграф, 200-201)
Наваждение (таиф) — это искушение или его начало, и когда оно касается уверовавших, то они распознают истинную его природу и не поддаются ему.
Мухаммед Рашид Риза сказал:
«Сообразительный природный ум, находящийся на прямом пути Аллаха, руководствуясь Кораном и сунной, не поддается увещеваниям шайтана. И когда на него находит наваждение искушения его в состоянии беспечности, человек вспоминает о них и распознает, что к чему. Сильное тело не поддается микробам, которые могут вызвать различные болезни, а ослабленное тело легко заболевает; подобно этому и испорченный ум, склонный к многобожию, нечестию и дурному поведению, бывает готовым последовать за шайтаном. Поэтому нельзя допускать ни ослабления тела, ни ослабления духа, так как они оба влияют на степень такой готовности: чем крепче тело, тем больше здоровья, чем крепче дух, тем меньше опасности попасть под влияние шайтана».
Чем крепче вера, тем меньше опасности со стороны шайтана;
не случайно Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, говорил об Умаре ибн аль-Хаттабе, да будет им доволен Аллах: «О, люди! Я могу доверить себя в руки ибн аль-Хаттаба, так как шайтан никогда не застанет его врасплох»;
«Воистину, шайтан бежит от тебя, Умар!»;
«Воистину, я вижу, как шайтаны из числа джиннов и людей бегут от Умара».
Это касается не только Умара. Чем крепче вера человека, тем легче ему противостоять шайтану. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Верующий изнуряет шайтана подобно тому, как во время поездки изнуряется верблюд».
Некоторые грехи, которые случаются у верующих, не означают, что они поддались шайтану, так как они не продолжают совершать этот грех и дальше. Об этом сказано в аятах Корана:
«Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами, за исключением заблудших, которые последуют за тобой».
(Аль-Хиджр, 42)
Это значит: У тебя нет такой власти, чтобы ты вверг их в грех, который мог бы привести их к гибели и в котором они не могли бы покаяться. Это не противоречит тому, что произошло с Адамом и Евой, а также им подобными, так как грех может проститься после покаяния, и Аллах очищал от грехов тех, кто по заблуждению последовал за Иблисом, а затем покаялся в этом. Это подтверждают и слова самого Иблиса:
«Иблис сказал: «Господи! За то, что Ты свел меня с пути истины, я исхитрюсь приукрасить все дурное на Земле и непременно совращу всех Твоих рабов, за исключением тех, которые искренни».
(Аль-Хиджр, 39-40)
По поводу аята «Воистину, нет у тебя власти над Моими рабами...» аль-Куртуби сказал:
«Ученые считают, что нет власти над их сердцами. Ибн Айина говорит: «Нет грехов, в которых нельзя было бы покаяться тем, кого ведет, избрал и описал Аллах».
Я думаю, наверное, под этими словами подразумевалось, что Аллах описал Адама и Еву словами:
«По наущению шайтана они совершили грех...»
(Бакара, 36)
а сподвижников Пророка словами:
«... споткнулись по наущению шайтана из-за каких-то своих деяний... »
(Аль Имран, 155)
Ответ на это уже был дан: у шайтана нет власти над сердцами и над верой людей, а совершенные ими грехи окупаются чистосердечным покаянием.
Слова Аллаха «Нет у тебя над ними власти» особенно относятся к тем, кто находится под защитой Аллаха. Однако шайтан может наслать на них тоску и печаль, как это случилось с Билалом (Однажды мусульмане проспали утренний намаз из-за воздействия шайтана на Билала — Автор.), когда шайтан вверг его в умиротворение, будто младенца, и он проспал время намаза — и вместе с ним его проспали Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники. Они проснулись только после того, как солнце уже поднялось высоко, и сказали: «Какие безбожники заставили нас пропустить наш намаз?» Пророк ответил им: «Нет во сне нерадивости, и снимется грех с таких».
«... за исключением заблудших, которые последуют за тобой»
(Аль-Хиджр, 42),
то есть ошибающихся и неверных, власть шайтана над которыми подтверждается словами:
«Воистину, подвластны шайтану те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками».
(Ан-Нахль, 100)
Из фактов, приведенных выше, нам ясно, что грехи верующих происходят не потому, что над ними устанавливается власть шайтана, ибо это грехи, за которыми сразу следуют покаяние и просьба о прощении, и вера их после этого только становится крепче. Власть шайтана над неверными устанавливается потому, что они не прекращают совершать недозволенное и тем самым прокладывают путь для шайтана в свои сердца. Аллах сказал:
«Разве ты не знаешь, что Мы послали к неверным шайтанов, чтобы они подстрекали их?»
(Марйам, 83)
«Шайтан овладел их душами и заставил предать забвению память об Аллахе. Они — последователи шайтана. О, да! Воистину, сторонники шайтана — понесшие урон».
(Аль-Муджадаля, 19)
«К тем, кто отвращается от упоминания Милосердного, Мы приставим шайтанов, которые станут их закадычными друзьями».
(Аз-Зухруф, 36)
«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое. И подтвердился Господень приговор им, как и предшествовавшим им народам из джиннов и людей. Воистину, они были в числе потерпевших урон».
(Фуссилят, 25)
Эти аяты доказывают, что шайтаны устанавливают власть над неверными в том плане, что неверные принимают приукрашенное ими запретное, так как не прибегают к помощи Аллаха, чтобы защититься от шайтанов. Между ними и шайтанами нет Аллаха, вследствие чего шайтаны сталкивают их с позиций послушания к совершению недозволенного и искушают их человеческими соблазнами. Их не останавливают даже предупреждения людей, чтобы они прекратили совершать запретное, иначе они окажутся в аду. Эти люди становятся товарищами шайтанов, о которых в аяте Священного Корана говорится:
«Мы предопределили им товарищей, которые представили им в прекрасном свете их грядущее и прошлое».
(Фуссилат, 25)
Ат-Табари разъяснил:
«То есть придали им равных из числа шайтанов и сделали их товарищами их, которые приукрашивают отвратительные их дела, и представляют их в ложном виде».
Как писал об этом имам аль-Куртуби:
«Эти товарищи становятся их ближайшими друзьями, запрещая им выполнять необходимое и поощряя их дурные поступки в этом мире, затем вместе с ними поднимаются из могил в день Страшного суда».
Эти неверные приняли шайтанов, чем усилили свои заблуждения. И затем, подчинившись им во всем, они все больше усугубляют свои нечестивые поступки, хотя у шайтанов нет реальной власти заставить их проделывать эти дела, кроме призыва к многобожию и к искушениям, как это ясно из аятов Священного Корана:
«Возвести им рассказ о том, кому Мы даровали Наше откровение, а он отринул его. Шайтан же обратил его в своего последователя, так что он стал заблудшим. Если бы Мы захотели, то возвысили бы его посредством откровения. Но он прельстился земными благами и подчинился своим низменным желаниям. И подобен он псу: если ты замахнешься на него, он огрызается; и если оставишь его в покое, тоже огрызается. Сказанное — притча о тех, которые отвергают Наши знамения. Так поведай же им завещанное иносказательно — быть может, они призадумаются».
(Аль-Аграф, 175-176)
Некоторые комментаторы объясняют, что речь идет об израильтянине Бальгаме ибн Багура, который отказался от пророчества и обязанности призывать к вере. Другие говорят, что это — Уммия ибн Абу-с-Салат, который прочитал книги людей писа-
ния, в которых содержится благая весть о приходе Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но не поверил, когда он был призван. О личности этого человека имеются и другие предположения. Имам ат-Табари сказал:
«Здесь говорится, что Аллах говорит Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что о его приходе должен был сообщить человек, о котором упоминается в аяте — возможно, это был Бальгам, возможно — Уммия».
Однако этот человек отринул знамения, данные Аллахом, и не выполнил Его поручение. «Шайтан же обратил его в своего последователя», то есть он стал последователем и товарищем шайтана, отказавшись от откровения и повеления Аллаха и от Его милости. Тем самым он стал одним из поддавших искушениям шайтана безбожников, в то время как если бы Аллах пожелал, то Он возвысил бы его благодаря этому откровению. Однако Аллах этого не захотел, так как этот человек предпочел соблазны этого мира потустороннему миру, и, отказавшись от знания, дарованного Аллахом, последовал за тем, кто искушал его. Он стал подобным псу, который всегда огрызается: и когда хорошо, и когда плохо. Он не раскаивается в нечестии в любом случае: увещевает ли его проповедник, напоминает ли ему напоминающий, запрещает ли ему запрещающий, или даже если ничего подобного не происходит. Он продолжает свое нечестие, отринув знамения Аллаха и став последователем шайтана».
Это пример всем читающим Коран о наказании Аллахом да» подобных людей. Достойна сожаления судьба любого, кто пренебрегает знамениями Аллаха да». И здесь указывается на возмездие со стороны Аллаха всем тем, кто считает ложью Его знамения, и предпочитает подчиниться шайтану. Аллах сказал:
«Спроси: «Станем ли мы поклоняться помимо Аллаха тому, что не приносит нам ни пользы и ни вреда, и обратимся ли мы вспять, после того, как Аллах наставил нас на прямой путь, подобно тем. Кого совратили шайтаны на Земле, и кто оказался в растерянности? У него друзья, которые призывают его к прямому пути и говорят: «Иди к нам!» Скажи: «Воистину, только путь, предначертанный Аллахом, есть истинно прямой путь, и нам велено предаться Господу миров».
(Аль-Ангам, 71)
Те, кто отказался от Аллаха, непременно подпадают под влияние шайтана и начинают исполнять его нечестивые указания, став творящими скверну на Земле, как описывает Коран общий образ всех подобных людей.
Таким образом, нам ясно, что шайтан не обладает реальной властью над людьми. Только некоторые отзываются на его призыв с целью достижения каких-либо своих корыстных целей или удовлетворения своих страстей. Это люди, которые поддаются страстям своих душ и обращаются за помощью к шайтану, став его последователями добровольно. И когда они получают что-либо из желаемого, то уже полностью подпадают под власть
шайтана. Именно в этом смысле Аллах да» сказал о них:
«... и ни за что Аллах не дарует неверным победу над верующими».
(Ан-Ниса, 141)
Аят предельно ясен. Истинно верующие никогда не выходят за пределы того, что противоречит их вере, а искушениям шайтана поддаются те, кто сами прокладывают в своем сердце путь для проникновения шайтана, ибо Аллах не наделил шайтана такой властью, чтобы он мог совратить людей помимо их воли.
Тех, кто выбрал путь добра, Аллах восславит, а тем, кто выбрал какой-то иной путь, некого порицать, кроме самих себя. Вера в Единого Господа не позволяют установиться власти шайтана, а идолопоклонничество и пренебрежение своими обязанностями перед Аллахом способствуют установлению его власти. Все происходит по воле Аллаха и Он один знает причину всего.