У джиннов нет абсолютной возможности ввести в скрытое или явное заблуждение и искушение путем соблазна и т. п. всех людей, но они обладают способностями, превосходящими способности человека, в перемещении в пространстве и в совершении действий, невидимых для глаз человека. Также они могут оказаться в подчинении некоторых людей, прислуживая им и выполняя для них различные поручения, как это случилось с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, когда к нему явился шайтан, чтобы прервать его молитву. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, схватил его, душил и хотел привязать к ограде мечети, чтобы с ним играли дети Медины. Однако тот спасся от этого благодаря молитве пророка Сулеймана, мир ему, как об этом сообщается в хадисе.
Также об Умаре ибн Ясире рассказывается, что он сразился с шайтаном и сбил его с ног, когда встретил его в образе человека. Аль-Хасан сказал:
«Умар говорил: «Я вместе с Посланником, да благословит его Аллах и приветствует, сражался и с людьми, и с джиннами. Однажды он послал меня к колодцу возле Бадра, и я встретил там джинна в образе человека. Он набросился на меня, и я свалил его с ног и стал бить камнем. И Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Умар встретил шайтана возле колодца и сразился с ним». Я, как только вернулся, сообщил ему об этом. И он сказал: «Это был шайтан».
Джинны в действительности боятся людей больше, чем люди джиннов. Однако джинны боятся только верующих, к которым у них нет пути, а что касается неверующих, то джинны сбивают их с пути, заставляя совершать нечестия.
Джинны же, подчинившиеся людям и прислуживающие им, бывают трех видов:
|
1 — Высшие из них, подчиненные пророкам по повелению Аллаха, поклоняющиеся только одному Аллаху и находящиеся в подчинении у Его пророков. Аллах обязал джиннов, как и людей, подчиняться пророкам. Святые избранники Аллаха пользуются помощью джиннов, как и помощью людей в своем служении Аллаху; и исполнении Его воли.
2 — Среди людей есть пользующиеся помощью джиннов в дозволенных делах. Однако они пользуются ими в исключительных случаях, когда джинны прислуживают и помогают им для достижения каких-либо благих целей. В этих случаях джинны получают повеление Аллаха, чтобы они помогали этим людям.
Эта помощь оказывается с соизволения Аллаха тем, кого Он избирает. Подчиненность и прислуживание джиннов осуществляются, когда человек достигает того, к чему он был призван: чистоты души, силы духа и высочайшей любви к Аллаху, как, например, это было с Сулейманом, мир ему. Таким образом, служение джиннов людям происходит по повелению Аллаха, как награда верующим или в целях исполнения какой-либо Его воли.
3 — Вышеуказанных людей следует отличать от других личностей, которые пользуются помощью джиннов в запретных делах и в запретных целях, как, например, убийство или несправедливое насылание болезней, полового бессилия, ненависти или насильственной любви, что имеет широкое распространение в наши дни. Все это относится к колдовству, запрещенному Аллахом.
Этим видом пользуются только безбожники и нечестивцы, ибо тот, кто пользуется помощью джиннов в безбожном деле, является безбожником, и использующий их помощь в нечистом, является нечестивцем. Пользующиеся помощью джиннов, как ошибочно считают, в благих целях — для совершения хаджа или простаивания на горе Арафат — в действительности не совершают хадж, дозволенный шариатом и предписанный Аллахом
|
и Его Пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Или же джинны могут переносить людей из одного города в другой (как мы иногда слышим о таких событиях). Совершающие такое считают это благом, однако это не что иное, как нечестие перед Аллахом. Это возгордившиеся люди, поддавшиеся уловкам и хитростям шайтанов в совершении того, что является многобожием и нечестием перед Аллахом, и что запрещено Им.
Такие переселения в ученых кругах называют телепортацией.
В наши дни сверхзвуковой авиации, наверное, неловко говорить или напоминать о том, что люди обладают способностью летать без всяких вспомогательных технических средств. Мы можем сослаться на целый ряд источников, различных по своему характеру, поскольку явление относится к разряду исключительных. Христиане поклоняются своим святым, парящим в воздухе. Достаточно таких летающих и среди принадлежащих к другим вероисповеданиям, даже среди тех, кто причисляет себя к мусульманам. Собирателей фольклора привлекают рассказы о людях, которые улетали с феями, но они без всякого энтузиазма относятся к левитации, вызываемой современными медиумами. Естественно, ортодоксальная наука не проявляет к ним вообще никакого интереса. Нам же, однако показалось любопытным разобраться в явлении левитации, которую можно определить как полет человека.
|
Существует несметное множество ссылок на левитацию в религиозных источниках. Например, в книге «Левитация», написанной Оливье Леруа, рассказывается о 230 католических святых, которым приписывается такая способность. Во всех подобных ситуациях человек, поднимающийся в воздух, находится в состоянии транса или религиозного экстаза. Сам же физический факт левитации является лишь производным от умственной абстракции.
Как уже было сказано, явление левитации — отнюдь не монополия представителей конкретной религии. Например, в этой связи можно упомянуть иранского дервиша XII века Хайдара, который прославился своими неожиданными взлетами на вершины деревьев и крыши домов.
Сеансы левитации, а также приемы черной магии, которые демонстрировал Хьюм, приводили в восторг посетителей модных салонов викторианского Лондона. Но его способности были далеко не уникальны. Много примеров подобного рода приводится в книге Мириам Элиаде «Шаманизм». В ней идет речь о шаманах и других магах Востока, которые могли вызывать состояние, при котором человеческое тело поднимается в воздух. Иногда шаманов выбирали из тех, кто мог непроизвольно взлететь. Так, например, на острове Суматра тот, кому суждено стать священником, неожиданно исчезает, ибо его просят духи, и возвращается он в деревню через три или четыре дня. Если же этого не происходит, то его начинают искать и обычно находят на вершине дерева, где он разговаривает с духами. Так как такой человек похож на сумасшедшего, то, чтобы восстановить его разум, приносят жертвоприношения.
Если подобное случается с представителями людей писания, их спешат причислить к лику святых, а если таковые являются представителями языческой веры, их делают шаманами; так какая разница между теми и этими, и какая разница между всеми ними и магами, которые прибегают к помощи нечистых духов?
Поскольку джинны не могут околдовать людей, идущих по правильному пути, они оказывают свои услуги людям только после выполнения ими предварительного условия, как, например, совершение недозволенного, произнесение слов, нашептываемых шайтанами, или клятв и заклинаний, содержащих идеи многобожия. После такого взаимного обмена шайтаны соглашаются помогать таким людям, ибо они выполнили свою часть условия. А для того, чтобы совратить людей у шайтанов имеются различные способы и пути.