В этом столетии мы постоянно слышим о вызывании духов, и эта идея уже заполонила мир и быстро распространилась во всех уголках Земли под эгидой спиритизма. Образовались организации, собрания и клубы, издается масса книг и журналов, были учреждены школы и университеты. В спиритизм, то есть вызывание духов уверовали многие, в том числе и те, кто причисляет себя к мусульманам. Его сторонники ведут словесные баталии, защищая свою идею от скептиков. И эта тенденция продолжается и в наши дни.
Что же в действительности представляет собой эта идея, кто обосновал ее, кто стоял у ее истоков, как она распространилась, кто ее сторонники, а также каков взгляд Ислама на данную проблему?
Истоки распространения этой идеи следует искать в Америке, где в 1846 г. человек по имени Фейкман, проживавший в деревне Нижний Хайд штата Нью-Йорк, однажды ночью услышал стуки, доносившиеся с участка, на котором находился его дом. Он пошел посмотреть, кто это стучит, но решил подождать, и стуки прекратились. Но однажды ночью его разбудил плач его младшей дочери, и он спросил ее, в чем дело. Она ответила, что, когда она лежала в постели, она почувствовала, как какая-то рука прикоснулась к ее телу. Ему пришлось выйти из дома, и он тут же встретил своего соседа, образованного человека по имени Джон Фокс, с семьей которого произошло то же самое, и они не могли уснуть из-за стуков. Жена Джона Фокса созвала соседей, чтобы выяснить, кто этот стучавший, но ни к чему они так и не пришли. Но однажды ночью эта женщина набралась смелости, и обратилась к невидимому стучавшему: «Постучи десять раз». И тот постучал. Затем она спросила: «Сколько лет моей дочери Катерине?» Раздались стуки, равные возрасту Катерины. Она спросила: «Если ты дух, постучи два раза». Тот постучал. Потом она сказала: «Если ты страдаешь от чего-либо, постучи опять два раза». Тот постучал. Женщина продолжала таким способом задавать вопросы и получать ответы, пока у нее не осталось сомнений в том, что это дух человека, жившего в этом доме, которого убил его сосед, чтобы отобрать его имущество, и зарыл его там же. Жене Фокса ничего не оставалось, как созвать соседей и продемонстрировать ответы духа перед ними. К великому их удивлению, снова были получены ответы, и все согласились, что это был дух.
|
Американское правительство ассигновало средства, чтобы начать исследование данного и многих подобных случаев, которые были зарегистрированы ранее. Исследованием занялся известный правовед Эдмонт, который изложил свои результаты в большой книге, изданной в 1865 г. После него этой проблемой занялся профессор химии Мейс из Американского исследовательского центра, который обосновал теорию прихода умерших
духов.
Однако наибольшую огласку получило участие в этом течении профессора Роберхара, который выпустил книгу под названием «Экспериментальные исследования феномена духов». Интересом к этому явлению сегодня охвачены верящие и скептики. Не остались в стороне от этого ученые, писатели и предсказатели. Это учение затем перекочевало в Англию, где оно приобрело своих сторонников, во главе которых стал один из влиятельных представителей английского общества господин Крокс. После этого течение стало распространяться во всех уголках Земли, приобретая миллионы последователей и сотни журналов, распространяющих и отстаивающих идею явления духов.
|
Это течение, как уже было упомянуто выше, стало известным под названием «спиритизм», то есть вызывание невидимых существ, под которыми подразумеваются духи, лишенные тела после смерти. Считается, что эти духи невидимо для наших глаз
посещают этот мир и при соблюдении определенных условий, их можно вызвать к себе.
Один из крупнейших представителей этого течения Джеймс Артур Фандлай в своей книге «На грани эфирного мира» утверждает:
«Прежде всего следует помнить, что мир духов является частью этого мира и окружает нас со всех сторон. Он состоит из тонкой материи, которую наши органы чувств не могут воспринимать. Если мы в этом мире являемся существами, помещенными в грубые материальные тела, то мертвые души обладают только эфирными, или духовными физическими оболочками. Эфирное тело является действительным остаточным телом, которое полностью соответствует контурам материального тела. Легко понять, что это тело существует по своим особым условиям, физическая природа которых нам пока неизвестна. Поскольку это тела, подобные ветру, лишенные чего-либо материального, скептики продолжают утверждать, что не может существовать то, что мы не видим и не слышим, и ничего, выходящего за рамки физического мира, существовать не может.
Условием, необходимым для вызывания этих духов, сторонники этого течения считают наличие вещества октоплазмы в медиуме-посреднике, который особыми способами вызывает мертвого духа. Это вещество имеется у большинства людей, однако у медиума его должно быть в большем количестве, чем у остальных людей, и тогда он без особых затруднений сможет вызвать духа.
|
Это вещество является плазмой, которая образуется из жидкой части крови и клеток организма, неизвестных еще современной науке. Иногда его называют цикоплазмой, то есть духовной плазмой. По утверждению сторонников этой теории, это вещество обычно образуется в области солнечного сплетения или иногда в сердце, поскольку оно является средоточием всей кровеносной системы, иногда же чуть выше лопаток или в ногах. Необходима длительная практика, чтобы освоить все методы вызывания духов и управления этой плазмой. Иногда духи могут быть вызваны посредством использования эфирного вещества, называемого талоплазмой, которое получается из октоплазмы и образуется в области горловой впадины из хлорида натрия и фосфата кальция, связанных с большинством физических явлений. Это вещество имеет смешанный цвет белого, серого и черного, а по плотности приближается к плотности тумана или водных испарений. Несмотря на то, что это является довольно плотным и осязаемым веществом, у медиума во время вызывания духа, талоплазма подобно легкому туману, который во время сеанса сгущается и начинает принимать видимые формы того духа, которого вызывают гадатель или гадатели, собравшиеся для спиритического сеанса. Необходимо, чтобы все действия проходили в полной темноте или при слабом красном освещении, чтобы не причинить вреда октоплазме, очертания которой принимает вызываемый дух».
Чтобы вызванный дух начал говорить, как утверждают спиритисты, необходимо соблюдать тишину и всем одновременно желать его появления. Результаты общения зависят также от окружающей среды. Если сеанс проходит при электрическом освещении, то результат бывает слабым, а в ясные лунные ночи, когда нет никаких атмосферных помех, результат бывает наилучшим.
При соблюдении всех вышеуказанных условий, начинают происходить странные вещи. Присутствующие слышат голос и убеждены, что это говорит та личность, которая когда-то жила в этом мире. Присутствующие задают ему вопросы о том времени, но, чтобы дух правильно отвечал на вопросы, необходимо, чтобы он действительно мог знать о тех или иных событиях. Дело не ограничивается только тем, что дух отвечает на вопросы присутствующих. Эти духи иногда могут перемещать с места на место предметы, находящиеся в комнате, или же использовать ручку, которая начинает писать сама по себе. То, что духи могут пользоваться ручкой и писать, указывает на то, что некоторые из них находятся в довольно плотном состоянии и могут совершать различные физические действия.
Эти духи также способны доставить вещи, находящиеся за пределами комнаты, например, принести цветы, фрукты и т. д., или же взять какой-либо предмет из этой комнаты, а затем вернуться с ним через несколько часов. Немецкий ученый Зольнер пишет, что он присутствовал на спиритическом сеансе медиума доктора Генри Слайда, где под одним большим столом находился еще один стол меньшего размера. И вдруг маленький стол исчез, и его поиски ни к чему не привели. Затем, через пять минут потерянный стол проявился висящим посередине комнаты, и начал то подниматься вверх, то опускаться вниз, и при опускании ударился о его голову. Такое же потом случилось с книгой, которая исчезла и сама по себе появилась вновь таким же путем, и она стукнула его по уху при опускании. Сторонники этого учения рассказывают и другие подобные истории.
По их рассказам, эти духи также иногда излечивали некоторые неизлечимые болезни организма у отдельных больных. Спиритисты говорят, что это излечение происходит благодаря свету неизвестного происхождения, который появляется в комнате, и который был запечатлен на пленку с помощью кинокамеры и зафиксирован научными приборами.
Из фактов, подтверждающих действительность этих событий, сторонники данного учения упоминают смену температуры и атмосферного давления в комнате, где происходит сеанс, а также изменение частоты пульса, давления крови и температуры тела у присутствующих. У некоторых присутствующих изменялся вес, изменялся также вес некоторых предметов, находящихся в комнате, хотя не было никаких объективных причин, которые могли бы вызвать такие изменения. Иногда слышались звуки музыкальных инструментов, и, по утверждению спиритистов, многие из этих музыкальных звуков также были зафиксированы на пленке.
Многие книги, описывающие присутствие этих духов, указывают на то, что некоторые духи проявлялись очень четко, другие — размыто, а некоторые были едва видимы.
Подобных историй, связанных с вызыванием духов очень много. Вот, например, одна из них. В штате Нью-Йорк имеется курорт под названием «Лелли Дейл», облюбованный обществом спиритистов. Этот курорт посетил один из литературных деятелей Сирии и собственными глазами увидел происходившие чудеса. По его рассказу,»... в этом месте собирается множество людей, и у каждого в руках листок бумаги с написанными на нем цифрами и буквами, без указания своих имен. Все это кладут на стол духовного предводителя, который берет один из листков, скажем, под номером 6, и громко вызывает: «Мистер Джеймс Гамильтон?» И указывает рукой на этого человека. Тот отвечает: «Да». Затем предводитель говорит: «Вы проживаете в Кливленде, штат Огайо, по такой-то улице, в таком-то доме?» Тот отвечает: «Да, это действительно мой адрес». Дальше предводитель говорит: «Я сейчас вижу, как ваша мать передает вам самые горячие приветствия, и просит меня передать вам ее совет. Он заключается в том, что человек, с которым вы встречались в прошлую среду вечером в Детройте, открыл в том городе собственный бизнес. Вы обещали ему, что вернетесь к нему завтра, чтобы обсудить дело. Она советует вам отказаться от заключения этой сделки, так как у того человека недоброе на уме, и он нечестен с вами. Вам лучше не иметь с ним дел». И этот человек встал, пораженный всем этим, топнул ногой, и воскликнул: «Да, это видно по его глазам. Я уже пересмотрел свое предложение, и поступлю именно так, как она советует!»
Джеймс Артур Фандлай в своей книге «На грани эфирного мира» пишет:
«Однажды в Эдинбурге я посетил своего друга достопочтенного пастора Джона Ламонда, доктора богословских наук, и увидел масляную картину над полкой камина в его кабинете. Когда я спросил о ней, он объяснил, что она принадлежит кисти покойного художника Давида Джейда, который жил в начале этого века. Мой друг сказал: «Мой друг, эта картина имеет интересную историю. Я попросил эту картину у Давида Джейда, когда посетил его в Глазго два года тому назад. Однако я не знал, куда ее повесить, и поэтому хранил ее в жестяном сундуке». После смерти Давида Джейда мой приятель пастор посетил собрание спиритистов в Лондоне, где во время сеанса голос, назвавший себя Давидом Джейдом, произнес: «Вы не цените мою картину, доктор Ламонд». Мой приятель спросил: «Почему вы так думаете?» Тот ответил: «Если вы цените мою картину, то почему же до сих пор храните ее в сундуке в своей комнате?» А мой приятель уже забыл, куда он положил картину, и Давид Джейд сообщил ему, чтобы он извлек ее оттуда, и повесил над камином. И поскольку Давид сам попросил его об этом, мой приятель, выполняя его просьбу, повесил ее над полкой камина.
Такова была история, которую мне рассказал мой приятель в Эдинбурге, и я никому ее не пересказывал. Мой приятель не знал о Салоне, где эта история получила свое продолжение. Когда уже прошло много дней после того, как я услышал эту историю, со мной подружился и стал посещать Салон один из соседей доктора Ламонда — мистер Робинсон, проживающий в соседнем доме. Он никогда не слышал об этой истории, так как мистер Ламонд — человек очень осмотрительный и сдержанный и никогда не спешит откровенничать с людьми, пока не узнает их очень хорошо. Когда этот сосед пришел в Салон, я посадил его рядом с собой, никому не представив его, и сосед этот был в Салоне в первый раз, и тоже никого в нем не знал.
Этот сосед приступил вместе с нами к началу сеанса, и вот в комнате раздался громкий голос, который назвал его по имени, и сказал: «Мистер Робинсон, это Джейд. Передайте своему приятелю доктору Ламонду, проживающему в доме № 18 (Можно проверить по списку жителей Эдинбурга, это действительно так), что я благодарен ему за то, что он исполнил мою просьбу и повесил мою картину над полкой своего камина». Мистер Робинсон был поражен услышанным, и сказал мне: «Я не понимаю, о чем идет речь». Поскольку я знал эту историю, я обещал Джейду, что передам его послание господину Ламонду, и он поблагодарил меня».
Джеймс Артур Фандлай продолжает: «Я до сих пор еще не могу найти объяснений этому феномену. Это был действительно Джейд, и он разговаривал, но как возможна такая передача послания?»
Таковы некоторые из сотен историй, которые рассказывают сторонники спиритизма.
Спиритизм и джинны
Утверждения о духах, описанные выше, не могут касаться духов, которые отделились от своих тел, и которые теперь намереваются передать людям различные знания и сообщения. Здравое размышление подсказывает, что все эти современные переговоры с ними — не что иное, как забавы шайтанов, которые пытаются увлечь за собой людей. Голоса и звуки, которые слышатся медиумам и посетителям сеансов, — одна из козней шайтанов, с целью заставить людей поверить в то, что угодно им, сбить людей с истинного пути, и ввергнуть их в пучину заблуждений и нечестия.
Шайтаны приходили к гадателям и, сообщив им что-то правдивое, тут же давали им сотню ложных сведений. Они являлись к ним в различных образах, как это было описано нами, так как они способны принимать различные формы; в частности, им ничего не стоило явиться в образе уже умершей знаменитой личности. В день битвы при Бадре шайтан явился к курайшитам в образе ибн Малика ибн Джа'шама и сообщил им о смерти Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, затем сбежал от них при появлении ангелов. Шайтан также являлся к Абу Хурайре, прося у него пищи. В различных образах шайтанов видел ибн Мас'уд. Шайтаны являлись ко многим людям в различных образах, и уже давно подтверждено, что они живут рядом с нами на Земле, и иногда даже могут войти в тела людей и управлять ими, используя способы, о которых знает только Аллах.
Кроме того, джинны могут уподобляться ветру, разноцветным лучам, дыму, облакам, принимать образы знаменитых личностей. Также мы слышим о том, что джинны могут представиться в образе любого живого или покойного человека, говорить с людьми на их языке, передвигать предметы, писать с помощью ручек, и т. д.
Чем же еще может быть то, что утверждают сторонники вызывания духов, как не проявлений козней шайтана и того, что некоторые люди для достижения своих целей прибегают к помощи колдовства!?
Шейх Мухаммад аль-Газали сказал:
«Мы не сомневаемся в том, что начало появлению вызывания духов положил шайтан, который ввел людей в заблуждение, чтобы они собирались на подобных сеансах, сеансах иллюзий и привидений, или же на сеансах вызывания духов. У джиннов очень много способов, чтобы сбить людей с правильного пути, и, предупреждая об этом, в Священном Коране говорится:
«В день, когда Он соберет всех, скажет: «О, собрание джиннов! Вы совратили с пути истины многих людей!» А друзья джиннов из числа людей скажут: «Господи наш! Одни из нас получали выгоду от других, и мы дошли до нашего срока, который Ты нам определил». Аллах скажет им: «Пристанище вам — огонь, и вечно вы в нем пребудете, если только Аллах не пожелает иначе!» Воистину, Господь твой — Мудрый, Знающий».
(Аль-Ангам, 128)
Воистину, шайтаны совращают многих людей, так же, как совращают людей и те, кто уже совращен ими; и тем и другим уготовано одно пристанище — огонь».
И в наш век для того, чтобы совратить людей, шайтаны прибегают к способам, которые Иблис применял еще в начале творения. Некоторые люди поддаются им и обновляют давным-давно забытые идолы, восстав против Книги Аллаха и против того, что завещано в ней.
Ахмад Гиззуддин аль-Байануни говорит:
«Меня пригласили на сеанс вызывания духов. Я долгое время посещал такие сеансы, и на своем опыте убедился, что это обман и хитрости со стороны шайтанов, чтобы сбить людей с толку и заставить поверить».
Он рассказывает, что однажды пошел на сеанс спиритистов, которые хотели обрадовать его тем, что они вызовут дух его отца. Однако они предупредили его, чтобы он не задавал ему вопросов. Дальше он рассказывает: «Через несколько минут после начала сеанса я услышал голос, назвавший себя моим отцом. Он приветствовал меня, и было ясно, что он рад встрече со мной. Он выразил свою радость по поводу того, что я пришел на этот сеанс вызывания духов, но попросил не задавать им никаких вопросов, и закончил свою речь молитвой Ибрахима. А я знал, что он, да будет к нему милостив Аллах, очень любил молитву Пророка и молитву Ибрахима. И было удивительно, что он вел себя точно так, как мой отец. Затем он приветствовал меня и исчез».
Затем аль-Байануни говорит:
«Я начал спрашивать себя: Почему он просил меня не задавать вопросов? Несомненно, из-за тайны! Из-за той тайны, что если я начну задавать вопросы, то выяснится, что это не мой отец, а его джинн, который сопровождал его при жизни и пришел сейчас ко мне в его образе. Он просил не задавать мне вопросов, потому что, сопровождая отца всю жизнь, он знал его привычки и склонности, но он не мог знать всего, чего знает о своем отце сын. И если бы я начал задавать вопросы, то все бы раскрылось».
К этой же серии шарлатанства относится и теория о переселении душ. Как говорится, «хорошую религию придумали индусы...». В одно время об этом можно было много найти на страницах газет и журналов, но я хочу привести в пример историю девочки с родителями, с которой мне пришлось пообщаться лично. Ее родители — учителя школы села Куручево Бакалсинского района республики Башкортостан. Их четырехлетняя дочь Венера вдруг объявила матери, что она не их дочь, что ее родители живут в Казахстане в городе Алма-Ата. Родители Венеры сначала не придали этому большого значения, но Венера все чаще и чаще стала говорить об этом, после чего сестра ее матери, которая живет в городе Ташкент, дала совет обратиться в «Вечернюю газету» города Алма-Аты, что те и сделали.
И на удивление всем, через несколько месяцев пришел ответ из Алма-Аты от родителей девочки тоже по имени Венера, неожиданно скончавшейся во время занятий в спортзале школы. К письму были приложены фотографии умершей Венеры и ее родителей, в которых Венера (Куручевская) узнала себя и своих бывших родителей.
Конечно же, и этот случай относится к проделкам джиннов, которые, может быть, когда-либо жили вместе с людьми, той или иной причине покинувшими этот мир. Также джинн навевает всякие мысли тем людям, которые слабы в вере, или плохо знакомы с законами Аллаха, иначе они бы знали и понимали, что ни у кого нет власти над духами, так как все духи после смерти распределяются по местам, куда им укажет Аллах, в зависимости от их поступков в этом мире. Они или испытывают блаженство, или же страдают от наказания. Все они располагаются по своим рангам в барзахе.
Где могут быть духи, призывающие к мраку и заблуждениям:
с высшими духами, наслаждающимися милостями Аллаха, или с низшими, страдающими от мук? Или же эти духи будут пребывать в блаженстве, куря сигары и попивая виски, как утверждают спиритисты? Обратите внимание, что говорит один из сторонников этого течения, сэр Оливер Лодж в своей книге, которую он назвал в честь своего умершего сына «Раймонд». Он спросил своего сына: «Где вы теперь живете, духи?» Ему ответили: «Мы, духи, живем в обители, построенной из красного кирпича». Его сын сообщил далее, что он наслаждается сигарой, а его друзья заказывают себе виски, некоторые просят соду, сам же он в данный момент страдает оттого, что у него пробивается новый коренной зуб».
Чей дух может давать подобные ответы? Действительно ли духи безбожников в том мире будут курить сигары и потягивать виски за то, что они творили нечестия в этом мире? И они дают знать живущим в этом мире, что все это правильно?
Вопреки утверждениям этих людей, духов вовсе не интересуют наслаждения и приятности, и они не заняты поисками способов чувственных удовольствий. И духи не распределяются в потустороннем мире корпоративно в зависимости от того, кем они были в этой жизни — поэты с поэтами, философы с философами, или по степеням их знаний.
Разве эти люди не знают, что большинство из тех глупостей, которые они якобы услышали из уст пророков и великих мира сего, надиктовано им шайтанами? Шайтаны притворялись, что они избранники Аллаха, которым Аллах оказал милость, чтобы они могли общаться с этими людьми. И эти люди возгордились оказанной им «честью», посчитав себя чуть ли не замес-на Земле, утверждая, что между ними и Аллахом существует особая чистая связь, которая помогает им. Между тем, все это лишь игры и козни шайтанов, рассчитанные на то, чтобы заставить людей поверить в то, что им угодно, и замутить сознание людей. Если бы было возможно вызывать действительных духов, то без труда решились бы многие проблемы этого мира. Достаточно было бы вызвать дух Посланника или великих его сподвижников. Однако на все такие просьбы спиритисты отвечают, что это не в их силах, и это потому, что шайтаны действительно не властны над ними.
Шейх Мухаммед Абдулла был приглашен на съезд спиритистов в Европе, где собрались крупнейшие представители этого течения. Он рассказывает:
«Они утверждали, что было зафиксировано огромное количество случаев явления духов, некоторые из которых были достаточно известными личностями в прошлом. Я ответил, что все это козни шайтанов. И попросил их призвать дух Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, дабы я смог задать Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, кое-какие вопросы относительно достоверности некоторых хадисов. Я знал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, защищен от того, чтобы шайтаны могли принять его образ. Сатана не может принять обличив Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, потому как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто видит меня во сне, тот действительно видит меня. Сатана не принимает мое обличие». Мне ответили, что это высший дух и вызвать его невозможно. Из этого я заключил, что все действия, о которых рассказывают спиритисты, являются проделками джиннов».
На вопросы спиритистов ответы дает джинн, который сопровождает человека в течение всей его жизни и знает многое из его жизни. Поэтому он может сообщить некоторые сведения, которые являлись тайной для многих людей. Что является для нас тайной, не является таковой для джиннов по причине их способности очень быстро перемещаться в пространстве за очень короткий промежуток времени, а также по причине их долголетия.
Обобщая, можно сказать, что все, что было рассказано о вызывании духов, в действительности является вызыванием джиннов. Все это козни джиннов, которые преподносят вызывателям духов сведения таким образом, чтобы они поверили в их истинность сами, и затем облекли все это в научную форму, чтобы в их теорию могли поверить и остальные люди.
Для подтверждения правдивости происходящего джинны прибегают к различного рода дополнительным приемам, таким, как перемещение предметов в комнате, запись слов на бумаге и т. д. Джинны либо говорят на языке людей, либо появляются в виде света, дыма или дуновения ветра в комнате, где происходит сеанс, и непосвященному основам шариатских знаний невозможно различить кто такой явившийся: действительно дух или джинн.
Это течение, начало которому положили сами джинны с целью сбить людей с пути веры, воздействовать на их сознание от имени науки. Как в древние времена вызывание джиннов практиковалось иудеями, так и в наши дни джинны распространили это учение через иудеев. И ныне спиритические курсы распространились по всему свету благодаря усилиям иудеев, и основная цель, которой они добиваются, — уничтожить всякие понятия о святости в мировоззрении людей. Мусульманам следует остерегаться этих
хитрых сетей и крепко держаться за Аллаха. И если среди них еще есть ошибающиеся, то им следует понять свои ошибки, покаяться и вернуться на прямой путь Истины Аллаха.
САТАНА И ДРУГИЕ ДЖИННЫ
Сатана, т. е. Иблис относится не к ангелам, а к джиннам. После того, как в ходе наших исследований мы поняли, что каждый шайтан — это джинн, но не каждый джинн — шайтан, возникает другой вопрос: является ли Иблис родоначальником джиннов, или он — одна из разновидностей рода джиннов?
В отношении этого вопроса мнения ученых разделились:
Одна группа ученых считает, что Иблис не является родоначальником и патриархом джиннов, а представляет собой одного из них. Не уверовавшие из числа джиннов стали называться джиннами-шайтанами, а не согрешившие — просто джиннами.
Ад-Даххак сказал:
«Джинны — это потомки аль-Джана, и они не являются шайтанами».
Ион Аббас, комментируя слова Аллаха:
«И создал аль-Джана из чистого пламени огня».
(Ар-Рахман, 15)
говорит:
«Создал аль-Джана» — т. е. родоначальника джиннов и шайтанов. Это указывает на то, что Иблис не является родоначальником джиннов, а таковым является аль-Джан.»
Такой же вывод делает ат-Табари, комментируя слова Аллаха:
«... Воистину, шайтан и его приспешники видят вас, тогда как вы их не видите...»
(Аль- Аграф, 27)
«Слово «приспешники» означает тех, кто относится к тому классу и роду, одним из представителей которого является он сам».
На этом основании Адам считается родоначальником людей, аль-Джан —родоначальником джиннов, а Иблис и его потомки — родоначальниками джиннов-шайтанов. Это основывается на разъяснениях Корана о том, что джинны и Иблис были сотворены из огня, что указывает на единство их сущности и на кораническом описании того, что Иблис был джинном и отказался подчиняться повелению своего Господа.
Аль-Фахр ар-Рази сказал:
«Вероятнее всего, шайтаны — это разновидность джиннов. Этим именем называют и уверовавших и не уверовавших из их числа, доказательством чему является то, что слово «джинны» происходит от слова, означающего «скрываться», и все те, которые скрываются — это джинны».
Шейх Абдулла Сираджуддин упоминал, что Иблис и шайтаны — это разновидность джиннов, причем Иблис является не родоначальником джиннов, а одним из них.
Аллах сказал:
«... кроме Иблиса, который был из числа джиннов...»
(Аль-Кахф, 50)
Что касается вопроса патриаршества у джиннов, то Иблис патриархом не был, в отличие от Адама, который был патриархом всех людей. Таково мнение первой группы ученых.
Вторая группа ученых считает, что Иблис — это воплощение сущности джиннов, а джинны — это потомки Иблиса. Аль-Хасан аль-Басри говорит, комментируя слова Аллаха:
«... кроме Иблиса, который был из числа джиннов...»:
«Иблис не относился к ангелам не только по происхождению, он был основной сущностью джиннов, как, например, Адам для людей».
Ат-Табари передает, что ибн Зейд сказал:
«Иблис — это родоначальник джиннов, как Адам — родоначальник людей».
Подводя итоги, можно сказать, что нет достаточно убедительных доказательств в подтверждение какого-либо из этих двух мнений ни из Священного Корана, ни из сунны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Аллах — единственный, Кто знает об этом.