Первые козни Сатаны проявились в искушении Адама и Евы, когда он соблазнил их съесть плод запретного дерева. Это произошло после того, как Аллах изгнал Сатану и отсрочил ему наказание за то, что он отказался преклониться перед Адамом.
Аллах говорит об этом:
«... Иблис ответил: «Я — лучше его. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины».
(Аль- Аграф, 12)
Иблис решил, что он — выше Адама, а высшее не захочет поклониться низшему. Это превосходство основывалось на том, что он создан из огня, а Адам — из глины. Это невежественный бунт и нечестивое умозаключение, поскольку глина содержит
в себе спокойствие духа, мягкость, терпеливость и уверенность. Глина — место произрастания растений, место изобилия и орошения. Огонь же характеризуется качествами сжигания, безрассудства и спешки.
Кроме того, дело не только в сути самих первоэлементов, а также в том, к чему они приводят, что из них получается, и как они проявляются. После приобретения человеческой формы оказалось, что Адам выше и совершеннее по своим качествам, чем джинны, созданные из огня.
Эти качества заключаются в следующем:
1. Когда Иблису было велено поклониться, он проявил гордое высокомерие и пренебрег повелением своего Господа, считая, что тот, перед кем нужно поклониться, по своему роду ниже его,
За это он был наказан тем, что лишился той высокой степени, которую занимал и опустился до самого презренного положения:
«Аллах сказал: «Низвергнись отсюда! Негоже тебе кичиться в раю. Изыди, ибо ты — из числа презренных».
(Аль-Аграф, 13)
И не знал проклятый, что если бы он подчинился своему Господу, то Он возвысил бы его. Однако высокомерие не позволило ему сделать это, приведя к прегрешению перед Господом.
|
2. Когда Иблис получил повеление поклониться, он проявил нетерпеливость и гнев. Он не покаялся в этом, а напротив, продолжал упорствовать, упрямиться и пререкаться. Сердце его наполнили гнев и злоба по отношению к Адаму, в результате чего он был изгнан и лишен милости Аллаха.
Нетерпеливость и гнев — порицаемые качества, как на то указывал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует:
«Терпеливость от Аллаха, а нетерпеливость — от шайтана».
Также в другом хадисе:
«Воистину, гнев — от шайтана, а шайтан был сотворен из огня».
Терпеливость — это далекий пытливый взгляд, который взвешивает начало любого дела, его течение, конец и результат, поэтому она не спешит начать выполнение какого-либо дела или сразу отвергать его, а делает это только после глубокого размышления, ибо дела судятся по их итогам.
Что же касается нетерпеливости (спешки), то она обладает недалеким взглядом и не учитывает последующих результатов своего действия, необдуманно принимается за выполнение того или иного действия, либо же сразу отвергает его, не задумываясь о последствиях.
Когда Иблис искушал Адама и его супругу, Адам не восстал против своего Господа. Священный Коран ясно указывает, что он забыл о завете, данном Аллаху:
«Прежде Мы взяли завет от Адама, но он забыл об этом, и Мы убедились, что он ненадежен».
(Та Ха, 1 15)
Ибн Аббас сказал:
«Воистину, его и назвали человеком (инс а н), потому что он забыл (нас а)».
Кроме того, Адам не упорствовал в своем заблуждении, как это сделал Иблис, не упрямился и не пререкался, а признал свой грех и почувствовал раскаяние в содеянном. Он и его супруга сказали:
|
«Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон».
(Аль-Аграф, 23)
Аллах откликнулся на их признание, раскаяние и просьбу о прощении:
«Адам покорился словам Господа своего и Он простил ему, ибо Он — Прощающий, Милосердный».
(Аль-Бакара, 37)
Таким образом, наказанием за высокомерие, гнев и безрассудство являются отдаление от милости Аллаха и проклятие в обоих мирах, а наградой за раскаяние и сожаление о содеянном являются милость и прощение Аллахом грехов раскаявшегося. Как велика разница между награждаемыми и наказуемыми, и как велика разница между этими двумя первоэлементами — огнем и глиной!
Скорее всего, это различие между огнем, из которого был создан Иблис, и глиной, из которой был создан Адам, в источниках указано не случайно. Это не простое сообщение или передача притчи. Различие между ними обращает внимание мыслящих на то, что кроется в сути этого врага из числа злых созданий, из-за которого гибнут люди. Это предостережение о том, что Иблис поднимает свой голос и распространяет свое зло благодаря уничтожающим свойствам огня самума. Эта неслучайность становится еще более весомой, если мы примем во внимание множество других историй и рассказов о событиях, произошедших после того, как Иблис объявил войну против человечества.
После отдаления Иблиса от милости Аллаха и изгнания его из рая как презренного существа Иблису ничего не оставалось, как просить Аллаха, чтобы Он отсрочил его смерть до Судного дня:
|
«Сказал Иблис: «Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены».
(Аль-Хиджр, 36)
Аллах удовлетворяет его просьбу и оставляет его ждать до того дня, когда все сотворенное будет уничтожено:
«Аллах ответил: «Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступление которого определено».
(Аль-Хиджр, 37-38)
И это содержит в себе неминуемое наступление смерти по указанию Аллаха:
«Каждая человеческая душа непременно вкусит смерть. А потом к Нам вы будете возвращены».
(Аль-Анкабут, 57)
Введение Иблисом в заблуждение прародителей человечества, приняв коварный совет Иблиса, привело их к изгнанию и лишению милости Аллаха.
Но, несмотря на это, Иблис потерпел неудачу: Аллах расстроил козни Иблиса относительно прародителей людей тем, что простил их.
Эта попытка Иблиса в Священном Коране описывается следующим образом:
«Ты же, Адам, поселись вместе со своей супругой в раю, ешьте то, что пожелаете, но не приближайтесь вот к этому дереву, не то станете грешниками». И стал шайтан нашептывать им, чтобы открыть им глаза на их срамные части, на которые они до того не обращали внимания. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам плоды этого дерева лишь с той целью, чтобы вы не стали ангелами или не обрели бы вечной жизни». И он поклялся им: «Воистину, я для вас — добрый советчик». Таким образом, он обольстил их и низвел из рая на Землю. Когда же они вкусили плоды того дерева, перед ними воочию предстали их срамные части, и они стали склеивать листья райских деревьев, чтобы прикрыть наготу. Тогда Господь воззвал к ним: «Разве не запрещал Я вам есть плоды этого дерева, и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?» Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон». Он возвестил: «Спуститесь из рая на Землю, и ваши потомки будут врагами друг-другу. На Земле теперь вам пребывать и пользоваться благами временными». Еще Он сказал: «На Земле вы будете жить, на ней будете умирать и из нее восстанете в День воскресения».
(Аль- Аграф, 1 9-25)
Именно с этого начались козни Иблиса по развращению и введению в заблуждение людей. Он перепробовал разные способы, чтобы добраться до Адама и его супруги, которые наслаждались благами рая и ели там все, что только их душа пожелает. Иблис видел, в какой милости и в каком блаженстве они пребывают, и чувствовал к ним острую зависть. Он задумал коварную кознь искушения и обмана, чтобы сбить их с пути истины и лишить их того блага и добра, которыми они наслаждались. Он соблазнил их съесть плод дерева, запрещенного им Аллахом, Мы не знаем вид этого дерева, нам известно только, что это какое-то одно из райских деревьев и что Аллах возжелал, чтобы Адам и Ева воздерживались от употребления в пищу плодов этого дерева. Мы также не знаем, каким образом шайтану удалось пробраться к ним в обитель этого блаженства, каким образом ему удалось все-таки соблазнить их, так как все это тайна. Что же касается различных слабых преданий, то на них ни в коем случае нельзя полагаться с уверенностью.
Проклятый знал о том, что Аллах запретил Адаму и Еве есть плоды этого дерева, и что этот запрет лежит бременем в их душах. И ему удалось воспользоваться этой душевной их неустойчивостью, одновременно заигрывая с их страстями. Он представил им запрет Аллаха в искаженном виде, сообщив, что Он запретил им есть плоды этого дерева, чтобы они не стали ангелами, обладающими высоким могуществом, чьей обязанностью являются восхваление и возвеличивание Господа. Или же, чтобы они не стали властителями, обладающими вечной жизнью. Как бы то ни было, он ввел их в заблуждение, сказав, что смысл запрета состоит в том, чтобы не дать им достичь высокой степени, съев эти плоды. Он дал им ложную клятву, сказав:
«Воистину, я для вас — добрый советчик».
(Аль- Аграф, 21)
wИ под воздействием своих страстей и ложной клятвы Иблиса Адам и его супруга забыли о том, что Иблис — их заклятый враг, который не может посоветовать им ничего хорошего, что Аллах запретил им слушаться его, что без повеления Аллаха ничего произойти не может и что если бессмертие или высокая степень для них не предназначены, то ничто не может помочь этому осуществиться:
«Таким образом, он обольстил их и низвел из рая на Землю. Когда же они вкусили плоды того дерева, перед ними воочию предстали их срамные части, и они стали склеивать листья райских деревьев, чтобы прикрыть наготу. Тогда Господь воззвал к ним: «Разве не запрещал Я вам есть плоды этого дерева, и не говорил вам, что шайтан — ваш явный враг?»
(Аль-Аграф, 22)
Обман рассеялся, и предстали его плоды. Благодаря этому тщеславию Иблису удалось сбить их с пути послушания Аллаху на путь неподчинения Ему. И запретным стало то, что Иблис хотел сделать запретным: они почувствовали стыд, захотели скрыть свои срамные части и стали склеивать листья райских деревьев, чтобы прикрыть их. Их поведение доказывает верность утверждения, что добровольное подчинение Иблису может дозволенное сделать запретным, а запретное — дозволенным.
Однако Адам и его супруга не дошли до прямого бунта против Аллаха, и не стали продолжать свое неподчинение Его указаниям, подобно Иблису. Они поспешили раскаяться в содеянном и обратились к Аллаху с просьбой, которая раскрывает беспомощность человека перед Господом:
«Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон».
(Аль-Аграф, 23)
Эта просьба раскрывает важные качества уникальной человеческой природы, показывая, что человеку свойственно забывать и ошибаться, что он достаточно слаб, подвержен искушениям шайтана, что он не всегда находится в твердом и непреклонном состоянии. Однако в то же время он способен осознать свои ошибки и раскаиваться в них, просить прощения у своего Господа, остановиться вовремя в своих прегрешениях, а не упорствовать в них, подобно шайтану.
После раскаяния человек вновь возвращается в лоно Аллаха, и становится еще сильнее в своей вере, пользуясь поддержкой Аллаха. Он окончательно утверждается в понимании, что шайтан — заклятый враг человека, ставящий ему ловушки, что преданность Аллаху сильнее любых козней, замышляемых войском Иблиса против человечества.
Таким образом, это единоборство между Адамом и Иблисом заканчивается тем, что Адам полностью раскаивается, а Иблис остается тем же гонимым и побиваемым камнями существом.
И это единоборство, начавшееся в раю, который Аллах избрал как обитель для Адама и его супруги, заканчивается тем, что он ниспосылает их на Землю. Обращаясь к Адаму, его супруге и Иблису, Аллах говорит:
«Он возвестил: «Спуститесь из рая на Землю, и ваши потомки будут врагами друг-другу. На Земле теперь вам пребывать и пользоваться благами временными». Еще Он сказал: «На Земле вы будете жить, на ней будете умирать и из нее восстанете в День воскресения».
(Аль- Аграф, 24-25)
И все они спустились на Землю: Адам, его супруга и Иблис. Спустились, чтобы бороться друг с другом, ненавидеть друг друга, чтобы продолжалась война между истиной и ложью, добром и злом, чтобы свершились наказание и воля Аллаха в том, что Он возжелал.