Упоминание о дальнейших событиях борьбы между Адамом и Сатаной, и их потомками мы находим в аятах Священного Корана:
«Именно Он сотворил вас из единой души и из нее же создал супругу, чтобы он (т. е. Адам) находил покой у нее. Когда же Адам сошелся с ней, она понесла легкое бремя и стала ходить с ним. А когда она отяжелела от бремени, они обратились к Аллаху, своему Господу: «Если Ты пожалуешь нам благочестивого сына, то лишь к Тебе устремится наша благодарность». Когда же Он даровал им обоим благочестивого сына, они стали признавать наряду с Ним еще и соучастников в том Его дарении им. Но Аллах превыше тех, кого они признают Его соучастниками».
(Аль— Аграф, 189-190)
После низведения Адама, Евы и Иблиса на Землю, Аллах возжелал, чтобы потомство Адама и Евы умножилось. Когда Адам сошелся с ней, Ева понесла легкое бремя, которое не почувствовала и которое не было для нее тягостным. Когда же ребенок в ее лоне стал подрастать, в их сердцах зародилось чувство сострадания к нему и желание, чтобы он родился живым и здоровым. А когда ребенок родился, то милость к ним прекратилась: «они стали признавать наряду с Ним еще и соучастников в том Его дарении им», то есть стали признавать соучастников Аллаха в этом рождении по исключительной милости Аллаха, и стали поклоняться этим соучастникам.
Мнения ученых по поводу этих соучастников, которых Адам и Ева признавали наряду с Аллахом, разделились:
1. Одни рассказывают, что после того, как Ева понесла бремя, к ней явился Иблис и стал запугивать ее, что ребенок может родиться в образе осла, собаки или свиньи, они же до этого никакого другого человеческого облика не видели. Иблис начал требовать, чтобы его назвали Абдульхарисом (араб.: «раб земледельца» — Автор.), и его так и назвали. Ребенок же родился в облике то ли верблюдицы, то ли коровы, то ли еще кого-то. Ева сообщила об этом Адаму, и Адам сказал: «Это тот наш спутник, из-за которого нас изгнали из рая». И ребенок умер. После этого она еще раз понесла бремя. Иблис опять явился к ней, и потребовал, чтобы ребенка назвали Абдульхарисом. Ребенок родился в образе то ли коровы, то ли козы, то ли еще кого-то, и он умер. Ева сообщила об этом Адаму. И каждый раз, когда рождался ребенок, повторялось то же самое, когда новорожденного называли Абдульхарисом. Это и имеется в виду под словами Аллаха: «Когда же Он даровал им обоим благочестивого сына, они стали признавать наряду с Ним еще и соучастников в том Его дарении им».
|
Несмотря на это, признание Адамом и Евой соучастников Аллаха проявилось только в принятии предложенного имени, а не в поклонении. Рождаемых детей они по имени Иблиса называли Абдульхарисом, а не Абдуллой (араб.: «раб Аллаха» — Автор.), или Абдуррахманом (араб.: «раб Милостивого» — Автор.), или каким-либо другим именем.
2. Другие говорят: Под этим подразумеваются мужчина и женщина из неверующих детей Адама, которые придавали соучастников Аллаха в виде божеств и идолов, в то время как Аллах давал пищу и им, и их ребенку.
Аль-Хасан говорил:
«Это иудеи и христиане. Аллах облагодетельствовал их детьми, а они делали из них иудеев и христиан».
Таким образом, мы знаем, что Иблис пытался распространить свою ложь и нечестие на Земле, когда искушал Адама и его супругу, чтобы они своего сына назвали Абдульхарисом. Они придали тем самым соучастника Аллаху, но этот признак многобожия со стороны Адама и Евы заключался только в значении имени, а не в поклонении. Аллах же знает лучше.
|
После этого борьба между потомками Адама и потомками Иблиса продолжилась. В притче о Кабиле (Каине) и Хабиле (Авеле), сыновьях Адама, мы предельно ясно видим козни Иблиса. Аллах сказал:
«Поведай им в истине, Мухаммед, рассказ о двух сыновьях Адама, о том, как они оба принесли жертву, и как у одного она была принята, а у другого — нет. И второй сказал: «Раз так, я убью тебя». Хабиль ответил: «Воистину, Аллах приемлет жертву только от благочестивых мужей. Если даже ты поднимешь руку, чтобы убить меня, я все равно не подниму руки, чтобы тебя убить. Ибо я боюсь Аллаха, Господа миров. Воистину, я хочу, чтобы ты был в ответе за грех против меня и свой грех, и чтобы стал обитателем ада. Таково ведь наказание злодеям». Но внушила ему душа его желание убить брата своего. И он убил его и оказался в числе потерпевших урон».
(Аль-Ма'ида, 27-30)
Притча о Кабиле и Хабиле рассказывает нам о первом бунте против Аллаха после того, как Адам, Ева и Иблис были спущены на Землю. Аллах призвал Своего пророка, чтобы он рассказал людям историю этих двух братьев. Каждому из них он дал что-то для принесения жертвы Аллаху: «у одного она была принята, а у другого — нет». Аллах в небесах знал об этих жертвоприношениях, которые были в обычае у прежних народов, и принимал жертвы тем, что сжигал их.
Один из братьев почувствовал зависть к другому за то, что жертва того была принята, а его собственная жертва — нет, и он сказал: «Раз так, я убью тебя». Другой же, сохраняя спокойствие, ответил ему на это, что Аллах принимает жертвы только благочестивых людей, и если он совершит грех по отношению к нему, то он будет нести ответственность за это преступление. Убить же своего брата в ответ он вовсе не хотел, так как боялся Аллаха, благочестие перед которым является его обязанностью, как и обязанностью его брата и всех остальных людей.
|
Несмотря на это предупреждение, Кабиль не отказался от своего черного замысла, хотя Хабиль был сильнее его, как упоминает об этом Абдулла ибн Амр:
«Аллах пожелал, чтобы у Хабиля были более сильные ноги и более крепкое благочестие».
Ибн Джарир ат-Табари говорит:
«Кабиль убил своего брата, когда пас овец. И оказалось, что он не знает, как его убить. Он хватался то за его шею, то за голову. Тут к нему спустился Иблис. Иблис поймал птицу или небольшого зверя, положил его голову на камень, затем взял другой камень и разбил им его голову. Сын Адама, собравшийся убить, видел это. Он схватил своего брата, положил его голову на камень, затем взял другой камень и разбил им его голову».
Таким образом, зависть была причиной первого греха перед Аллахом, когда Иблис позавидовал Адаму, и причиной первого греха на Земле, который привел к бунту против Аллаха, когда Кабиль позавидовал своему брату Хабилю.
Кабиль положил начало убийству в результате искушения шайтана и стал первым грешником среди людей, как сказал об этом пророк Аллаха, да благогословит его Аллах и приветствует:
«Душа человека не знала убийства в нечестивых целях. Сын Адама был первым, кто пролил кровь, кто положил начало убийствам».
Убийство — самое желанное действие в глазах Иблиса.
Абу Муса аль-Аш'ари сказал:
«Иблис проснулся утром, призвал свое войско, и сказал: «Я подарю корону тем из вас, кто ввел в заблуждение мусульман». После этого один шайтан из его войска сказал: «Я не отходил от того-то, пока он не развелся с женой». Иблис ответил: «Он передумает и снова женится». Другой шайтан сказал: «Я не отходил от того-то, пока он не обидел своих родителей». Иблис сказал: «Он одумается и снова станет благочестивым». Третий шайтан сказал: «Я не отходил от такого-то, пока он не стал пить вино». Иблис ответил: «Ты! Ты достоин!» Четвертый сказал: «Я не отходил от того-то, пока он не совершил прелюбодеяние». Иблис сказал: «Ты! Ты достоин!» И сказал еще один шайтан: «Я не отходил от такого-то, пока он не совершил убийство». Иблис воскликнул: «Ты! Ты! Ты всех достойнее моей короны!»
Убийца становится приближенным Иблиса, так как величайший грех после неверия среди людей — это несправедливое убийство, поэтому Иблис не прекращает своих усилий по разжиганию раздоров и войн среди людей.
Иблис объявил о своей вражде к роду человеческому после своего изгнания из рая и дал клятву, что будет вводить в заблуждение потомков Адама всеми средствами. Аллах сказал об этом:
«Иблис возразил: «За то, что Ты отвратил меня от пути истины, я буду мешать им следовать по Твоему прямому пути. Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них неблагодарны Тебе».
(Аль- Аграф, 16-17)
И он продолжает свое дело по распространению непослушания и нечестия, испытывая острые чувства ненависти и презрения к роду человеческому. Однако у него нет таких средств, чтобы он мог победить тех, кто отвергает его по милости, дарованной Аллахом. Иблис и его войско всеми средствами страются отдалить людей от их Господа, представляя им ложное как истинное, а истинное как ложное.
Иблис пытается совратить детей Адама на путь неподчинения указаниям Аллаха, чтобы они забыли Его и перестали Его благодарить. Аллах сказал об этом:
«Потом Иблис добавил: «Скажи мне, это тот, кому Ты отдал предпочтение передо мною? Если Ты дашь мне отсрочку до Судного дня, я введу в соблазн все его потомство, за исключением немногих».
(Аль-Исра, 62)
И это означает попытку полностью захватить власть над потомками Адама, за исключением тех, кто крепко держится за вервь Аллаха и отвергает все эти козни и искушения. Тем не менее, это иллюзорная кознь, что признает и сам Иблис:
«... у меня не было над вами иной власти, кроме как звать вас на путь кривды. А вы послушались меня, так теперь порицайте не меня, а самих себя. Я не могу придти к вам на помощь, а вы не можете помочь мне. Я непричастен к тому, что вы прежде поклонялись мне наряду с Аллахом!» Воистину, нечестивцам уготовано мучительное наказание».
(Ибрахим, 22)
«Соблазняй своими речами кого сможешь, пусти в ход против них все свои силы, дели с ними их богатства и детей и давай им ложные обещания. Но обещание шайтана — всего лишь обольщение».
(Аль-Исра, 64)
В этой войне, которую разжег Иблис, он и его войско оттачивают свое оружие и укрепляют свои ряды, чтобы сбить людей с пути истины и вовлечь их в нечестие.
Ибн Касир сказал:
«Иблис, которого Аллах проклял в тексте Корана, владеет троном, находящимся в море, где он формирует отряды, которые отправляются к людям, чтобы распространить среди них зло и непослушание. Доказательством наличия этого трона является хадис переданный Джабиром ибн Абдулла, в котором говорится:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, трон Иблиса находится в море, где он готовит отряды для того, чтобы сеять смуту среди людей, и самым великим среди них считается тот, кто больше всех посеет смуту».
Также в другом хадисе Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил Ибн Са'ида: «Что ты видишь во сне?» Тот ответил: «Я вижу трон на воде (или он сказал в море), и змеев вокруг него». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это трон Иблиса».
Таким образом, главнокомандующим этого войска является Иблис, который формирует армию, состоящую из шайтанов. Он посылает эти отряды во все уголки земли, чтобы они сеяли смуту и отвращали людей от их веры в Аллаха. Среди его воинов больше всего почитается тот, кто наиболее успешно посеет смуту.
Муслим передает хадис от Джабира:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Иблис устанавливает свой трон в море, а затем собирает отряды. И самыми желанными для него являются те, кто больше всех сеет смуту. К нему приходит шайтан из его войска и говорит: «Я сделал то-то». Иблис отвечает: «Ты ничего не сделал». Потом приходит другой и говорит: «Я не оставлял того-то, пока не посеял раздор между ним и его женой». Иблис подходит к нему и говорит: «Да, ты отличился!»
В этом сеянии смуты главное оружие Иблиса — это призыв, лишенный каких-либо доказательств. Однако он — искусный лгун, который умеет красиво преподнести пустое с целью разжечь страсти в душах людей, чтобы они как можно больше занимались пустым, забыв веру, свое предназначение в мире и свое достоинство.
Например, рынки — это места, где процветает торговля шайтана, и где он получает большой доход. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, предупреждал о том, чтобы люди не ходили туда и не задерживались там без нужды. Сальман аль-Фариси передает:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если можете, не заходите на рынок первым и не уходите оттуда последним. Воистину, рынок — место войска шайтана, где он собирает урожай».
Это потому, что на рынках так много лазеек для проникновения нечестия, где Иблис и его воины ставят ловушки в виде обмана, мошенничества, запретного для взгляда и т. п.
Это войско, вращающееся подобно колесу по указаниям Иблиса, в любом случае окажется среди потерпевших урон, ибо за все их козни их ожидает адский огонь, в котором они будут пребывать вечно.