Аллах сообщает в Священном Коране:
«Когда к иудеям приходил какой-либо посланник от Аллаха, подтверждая истинность писания, которое было у них, то некоторые из них отвергали новое писание Аллаха, как будто они не ведали, о чем идет речь, и последовали за тем, чему учили шайтаны в царстве Сулеймана. Сулейман не был кафиром, кафирами были шайтаны, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне — Харуту и Маруту. Но эти два ангела никогда не обучали колдовству, не предупредив предварительно: «Воистину, мы только искушаем, не будь же неверующим». И люди учились у них, как разлучать мужа с женой. Но Харут и Марут никому не могли принести вред без соизволения Аллаха. А люди учились также приносящему им вред и не приносящему пользы, хотя и знали, что тому, кто овладел колдовством, нет доли в будущей жизни. Дешево же они продали свои души! О, если бы они знали это!»
(Аль-Бакара, 101-102)
Послал Аллах для сыновей Израилевых шариат — закон, который заключался в Торе. Но они оставили закон Аллаха и увлеклись колдовством, которое привело их к поклонению дьяволу. Даже когда был послан последний пророк — посланник Аллаха Мухаммад они продолжали оставаться в своем заблуждении и в противлении истине от Аллаха, утверждая, что Сулейману подчинились люди, джинны, птицы и ветер не потому, что он был пророком, а потому, что он привлек их своим колдовством. Это и явилось причиной послания Аллахом этих аятов, чтобы объяснить заблуждения и ересь иудеев и показать, что пророк Сулейман чист от того, что наговаривают на него.
По поводу этих аятов ибн Исхак сказал:
«Когда в Коране пришло упоминание, иудеи города Медины сказали: «Не удивляетесь ли вы тому, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, утверждает, будто сын Дауда (Сулейман) пророк? Клянемся Аллахом, он не кто иной, как колдун». Это и стало причиной послания этих аятов».
|
То есть эти аяты были ниспосланы для раскрытия многочисленных ошибок и заблуждений иудеев. Но если они избранный народ, у них знание, и именно им было ниспослано писание, то они должны были первыми уверовать в пророчество Мухаммада, когда он был послан, потому что он был послан и к ним, как ко всем остальным; ведь и предыдущие книги от Аллаха сообщили им об этом Посланнике, и повелели уверовать в него:
«И следуют за посланником, неграмотным пророком, запись о котором они найдут в Торе и в Евангелии...»
(Аль-Аграф, 157)
Но они не приняли его из-за своей гордыни и высокомерия, отвернулись, удержали и других от него, наперекор писанию, которое было послано им, и занялись колдовством. При этом они распространяли ложь, что Сулейман был колдуном. В истории человечества это не единственный случай, когда иудеи приписывали то плохое, что они совершили пророкам, чтобы оправдать себя. Так, они сказали, что пророк Лут совершил прелюбодеяние с двумя своими дочерьми, что один из сыновей Якуба предал другого. Они будто хотят этим сказать, что если уж пророки совершают такое, то что остается делать им.
Что касается двух ангелов Харута и Марута, о них ученые приводят различные рассказы. Один из них приводится в тафсире аль-Мавруди:
Когда Аллах показал ангелам греховность детей Адама, они удивились этому. Тогда Аллах сказал им: «Если бы вы были на их месте, то совершали бы то же самое». Ангелы сказали: «Пресвят Господь наш, не присуще нам такое». И приказал тогда Аллах выбрать двух из ангелов, чтобы отправить на землю, и выбрали они Харута и Марута. И спустил их Господь на землю и позволил им все с условием, чтобы они не поклонялись никому и ничему, кроме Него одного, не крали, не прелюбодействовали, не пили и не убивали никого, кроме того, кто заслужил смерть. И когда Харут и Марут стали жить на земле, они стали судьями между людьми. Пришлось им как-то судить между мужем и женой, которую звали Зухра, и которая им обоим понравилась. Но она отказалась от них, сказав, что не уступит им, пока они не станут поклоняться идолам и пить вино. И те сделали это и добились своего, но потом испугались, что она расскажет об этом, и научили ее слову, которое, если его произнесет, вознесет ее в небеса. Сказала она это слово и вознеслась, но слово забыла и не смогла вернуться, осталась на звезде. Так два ангела совершили все, что было им запрещено, поэтому остались на земле, и стали учить людей колдовству. Похожие сюжеты можно даже найти в устном народном творчестве некоторых тюркских народов.
|
Что касается Сулеймана, упомянутого в аяте, по этому поводу существует несколько мнений.
В аяте сказано, что Сулейман собрал все книги по колдовству и предсказаниям и закопал их под своим троном, и никто не мог их достать. Но когда Сулейман умер, а затем умерли и те ученые, которые знали об этом. К иудеям пришел дьявол в образе человека и сказал: «Не указать ли вам место, где захоронил Сулейман свои драгоценности?» Те сказали: «Да». Дьявол сказал: «Копайте под его троном». И выкопали иудеи закопанные Сулейманом книги. Дьявол сказал: «Вот этим-то и подчинял Сулейман людей и джиннов». Так распространилась ложь о том, что Сулейман занимался колдовством. Это то, что передал Имран ибн аль-Харис от ибн Аббаса.
|
От ар-Раби' ибн Анаса был передан другой вариант, в котором говорится:
Дьявол сам написал эти книги и закопал их под троном Сулеймана, и когда он умер, вытащил их оттуда и сказал: «Это знания, которые Сулейман скрывал от людей». Как сказано в Коране: «И они последовали за тем, что читали шайтаны в царстве Сулеймана». У слова (— алъ-малэкэйни есть и другой вариант — алъ-маликэйни, которого придерживались ибн Аббас, аль-Хасан и некоторые другие ученые. При таком прочтении это слово обозначает не двух ангелов, а двух царей, тут имеются в виду или Дауд и Сулейман, или два других человека из рода Адамова. Некоторые муфассиры (толкователи) Корана, в том числе и аль-Куртуби отказались понимать под этим словом
двух ангелов, потому что получалось бы, что Аллах обязал ангелов заниматься распространением колдовства, а это не соответствует правилам шариата.
Данные тафсиров Хакками и Байдави подтверждают примерно то же, отрицая, что в аяте речь идет об ангелах. Они говорят, что в данном случае необходимо понимать слово в переносном значении. Оно означает «двух людей, обладающих большой добротой, ученостью, мудростью и силой». Вавилон в античном мире был центром науки, особенно — астрономии. Поскольку имели благородный характер, естественно, они не занимались каким-то злым колдовством, а обман и хитрость были им чужды. Но если злые люди овладевают знанием и силой, то они могут их употребить во зло. Люди, подверженные злым влияниям, научились какой-то части истинного знания, но злоупотребили им. Харут и Марут не скрывали своих знаний, но перед тем, как обучить кого-либо, они обязательно предупреждали того человека, какую опасность и искушение может представлять это знание в руках людей злонамеренных. Знание действительно являет собой напасть и искушение, и поскольку Аллах наделил человека свободной волей, он должен самостоятельно решить, в каких делах необходимо употреблять это знание.
В доказательство этому существуют много фактов. Как говорил дедушка Крылов: «Тому в истории мы тьму примеров слышим, но мы истории не пишем»...
То, чему злонамеренные люди научились у Харута и Марута, было использовано с недобрыми целями. Знания, пронизанные обманом, привели к появлению проклятий, лишающих дара речи, и любовных напитков, которые вносили раздор между людьми разного пола. Их сила, разумеется, не могла перешагнуть определенные границы, установленные Аллахом, поскольку Его милость хранит всех тех, кто ищет защиты у Него, хвала Аллаху. Мы тоже ищем защиты Его, в первую очередь, теми своими деяниями, которых требует от нас Аллах, и которыми мы можем заслужить Его покровительство. Кроме того, следует добавить, что помимо вреда, наносимого другим, такие знания вредили и вредят, в первую очередь, самим колдунам, поскольку они, подобно Фаусту Гёте, продали свои души шайтанам. Это относится не только к отдельным людям, но и к целым обществам, и им Аллах уготовил мучительное наказание.
Необходимо также указать на то, что не имеет никакого значения, являются ли истинными «магические» феномены или же представляют собой самообман. Мало того, любая попытка повлиять на ход событий средствами, которые хотя бы в представлении того, кто отвечает за них, «сверхъестественны», является спиритуальным преступлением и неизбежно приводит к серьезным душевным расстройствам.
СПИРИТИЗМ