Притча о Сулеймане и царице Савской Балкис рассказывает о могуществе и искусности джиннов, в частности, это могущество проявилось в готовности одного из них доставить трон Балкис из Йемена:
«(Потом Сулейман) сказал: «О, знатные мужи! Кто из вас принесет ее трон, до того как они предстанут передо мной покорными?» Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия».
(Ан-Намль, 38-39)
Сулейман в своем собрании попросил принести этот трон потому, что царица Савская получила призыв вступить в Ислам, обращенный к ней и к ее народу. Она послала ему подарки с отрядом воинов с целью выяснить суть этого призыва: Действительно ли это призыв настоящего пророка, или это призыв одного из мирских царей, стремящегося к власти и богатству?
«Некий ифрит из джиннов сказал: «Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места. Ведь я в этом силен и достоин доверия». Когда войско Сулеймана услышало эту просьбу доставить трон, выступил один из сильнейших джиннов и выразил
свою готовность доставить трон, пока Сулейман успеет встать со своего места.
В этой готовности джинна проявляется могущество и быстрота джиннов, так как никто из людей не способен за столь краткое время доставить трон со всеми его составляющими из Йемена, где находилось царство Балкис, до Сирии, где жил Сулейман.
Это могущество, которым Аллах одарил некоторые свои создания, помогавшие творить чудеса пророкам. И не правы те, которые утверждают, что Сулейман просил доставить ему не трон, а карту Савского царства. Прибегающие к подобным разъяснениям не понимают тайну чудес и невежественны относительно качеств, которыми Аллах может одарить некоторые свои создания:
|
«А тот, у которого было знание из Писания, сказал: «Я принесу его тебе в мгновение ока». Когда Сулейман увидел установленный перед ним трон царицы, он подумал: «Это — милость Господа моего, ниспосланная, чтобы испытать меня: благодарен ли я по природе или не благодарен. Кто благодарен, тому пойдет на пользу его благодарность. А кто неблагодарен, то ведь Аллах — Всевластный, Великодушный».
(Ан-Намль, 40)
Один из присутствующих на собрании сказал, что он может доставить трон за очень короткое время — в мгновение ока.
Некоторые комментаторы считают, что тем, кто вызвался доставить трон за столь малое время, был один из верующих по имени Асаф ибн Бархиа из сынов израилевых. Это был один из министров Сулеймана, знающий имена Аллаха. И когда он обращался к Аллаху одним из имен, то Он отвечал ему и давал ему то, что тот просил. Другие говорят, что это был Джибрил или Хидр, или же сам Сулейман. Аш-Шаукани говорил, что, скорее всего, верно первое предположение.
Балкис опасалась за свой народ, предполагая, что войско Сулеймана нападет на него, и отправила к Сулейману послов, узнав о величии и могуществе его царства. Она встала с трона, оставив на нем все, что было, как вдруг оказалась перед Сулейманом, который до этого приказал, чтобы изменили приметы трона. Муджахид говорит:
«Он приказал, чтобы красное стало желтым, желтое — красным, зеленое — красным, и т. п.».
Икрима сказал:
«Добавили и уменьшили краски».
И когда она прибыла, ее спросили: «Таков ли твой трон, как этот?» Она ответила:
|
«Да, будто он самый и есть».
(Ан-Намль, 42)
Она не была уверена, так как трон должен был находиться далеко от нее и не мог оказаться здесь за столь короткое время. Вместе с тем, она увидела, что, наряду со знакомыми качествами, какие-то приметы изменились. Поэтому она ответила: «Будто он самый и есть», так как трон действительно был похож на ее трон, но она проявила рассудительность и осторожность.
Сулейман захотел показать ей величие царства, дарованного ему Аллахом. Он дал приказание шайтанам построить огромный дворец из стекла, который выглядел бы как водная пучина. Затем он попросил пустить воду под ним и расположил на ней свое ложе и воссел на нем. Его окружили птицы, люди и джинны, а пространство между ним и между ней было вымощено стеклом, которое с виду казалось водой. Он попросил ее войти во дворец, и убедиться, что его дворец более величествен, чем ее дворец, а царство его более могущественно, чем ее царство. Думая, что перед ней вода, «она обнажила ноги». Ей объяснили, что это не вода, и она, убедившись, что величие власти Сулеймана является милостью, дарованной Аллахом, объявила, что принимает Ислам.
Некоторые комментаторы считают, что Сулейман построил дворец для нее, когда избрал ее для своего сердца и предложил ей брак. Ему описали ее красоту и добронравие, но сказали, что у нее на ногах густые волосы и ее голени будто медвежьи. Он запомнил это и решил проверить, верно это или нет. Когда она вошла во дворец, и обнажила ноги, все увидели, что у нее на ногах густые волосы. Сулейман захотел, чтобы их не было, но ему ответили, что сделать это можно только с помощью бритвы. Она сказала, что не умеет ею пользоваться. Тогда Сулейман попросил джиннов, чтобы они изготовили что-нибудь другое, и они изготовили для него «нуару» (средство для уничтожения волос на теле, получаемое из известняка — Автор.). Таким образом, Сулейман был первым, кто использовал нуару. Такое объяснение дают ибн Аббас, Муджахид, Икрима и аль-Куртуби.
|
Передают, что Сулейман тогда женился на ней, и они жили в Сирии. Другие считают, что он женился на ней, но вернул ее в Йемен, и один раз в месяц посещал ее, доставляемый туда ветром. Сулейман приказал джиннам построить для нее три невиданных еще доселе людьми крепости. Иные считают, что он отказался от брака, объяснив, что это необходимо для Ислама. Он избрал для нее царя Хамданского, который женился на ней и жил с ней в Йемене. Сулейман приказал повелителю джиннов в Йемене Заубаге подчиняться этому царю, и построил для него различные заводы. И этот царь Хамданский оставался там повелителем, пока не умер Сулейман.
Аллах же знает лучше, как оно было.