Мудрость Аллаха в сотворении Сатаны




 

В чем же смысл сотворения Сатаны?

Ответ на этот вопрос требует, чтобы вопрошающий знал, что добро и любовь, как и все, что относится к добру, не могут суще­ствовать без наличия своих антиподов — противоположностей. Как сказал поэт:

 

Все определяется своей противоположностью.

Или, проще говоря: всё познается в сравнении.

Поэтому нельзя знать, что некий предмет представляет собой хорошее без знания диаметрально противоположного ему дурно­го. Если мы будем знать зло и вред, проистекающие из предмета, мы будем в состоянии оценить добро и воздействие этого добра. И так во всех противоположных вещах.

Другое, что необходимо знать, прежде чем ответить на этот вопрос:

Аллах да» создает что-то имеющее отрицательное свойство, поставив перед собой конечную цель извлечения из этого добра.

Например:

Лекарство имеет неприятный вкус, но принимающий его зна­ет, что в нем заключено исцеление от его болезни. Точно так же, если больному предстоит болезненная ампутация какой-либо части его тела, он знает, что это необходимо, чтобы спасти ос­тальную часть его тела.

Лекарство, имеющее неприятный вкус и ампутация части те­ла сами по себе — явления отрицательные, однако конечные це­ли, для которых они предназначены, имеют качество добра.

Так же и Аллах создал Иблиса, который является вопло­щением нечестия и который путем всяческих ухищрений будет вредить тому, что Аллах любит и что для Него приятно.

С этой точки зрения он ненавистен и отвратителен Аллаху и Он в отвращении проклял его за неподчинение Своему повелению:

«Воистину, на тебе будет Мое проклятие до самого Судного дня».

(Сад, 78)

Однако в то же время Иблис является инструментом для оп­ределения качества душ, угодных Аллаху, и его существование для Аллаха лучше, чем его несуществование, т. е. Иблис является своего рода лакмусовой бумагой для определения ценности рабов Аллаха.

Основываясь на вышесказанном, мы можем разъяснить вы­сокий смысл, заложенный в сотворении Иблиса, который заклю­чается в следующем:

1 — Тем самым перед людьми проявляется могущество Аллаха в сотворении противоположностей и противоречий. Он создал Иблиса, который является наиболее отвратительным среди созданий в противоположность Джибрилу, который является наиболее благородным из Его созданий. Он создал ночь в про­тивоположность дню, лечение и болезнь, жизнь и смерть, что наилучшим образом доказывает совершенное могущество Аллаха, Его величие и превосходство над всем сущим. Он создал эти противоположности и предоставил Иблису власть над некоторыми из них, и заполнил безграничное пространство


Сво­его царства всеми этими творениями, имеющими великий смысл.

2 — Проявление таких качеств Аллаха как Всепобеж­дающий и Воздающий, Могущественный и Наказывающий, Ус­миряющий и Подчиняющий, необходимым образом требуют сво­их противоположностей: если бы в природе Его царства их не было, то они не смогли бы проявиться.

И в противоположность упомянутым Его качествам прояви­лись такие Его свойства, как мягкость, снисходительность, про­щение и достоинство. Среди Его рабов имеются такие, кто про­тивится Его воле, придает Ему соучастников, приравнивает Ему других. Но, даже несмотря на это, Аллах проявляет по отно­шению к ним милосердие, посылая им пищу, предотвращая от них несчастья и будучи готовый простить им их прегрешения.

Аллах сказал:

«Скажи: «Они лучше или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, устраняет зло и назнача­ет вас на Земле наследниками? Есть ли какой-либо другой бог наряду с Аллахом? Мало вы призадумываетесь!»

(Ан-Намль, 62)

 

По поводу этих слов Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал следующие слова Аллаха:

«Возводил на Меня ложь сын Адама, но ничего у него не вышло. Клеветал он на Меня, но ничего у него не вышло. Что касается лжи, то он утверждал, что Я не смогу вернуть его в то состояние, в котором он был. Что касается его клеветы, то он го­ворил, что у Меня есть сын, но я выше того, чтобы я взял себе сотоварища или сына».

Несмотря на такую ложь и такую клевету, Аллах дает пищу и лгуну и клеветнику, зовет их в Свой рай, принимает рас­каяние, если они раскаялись, а их скверные дела превращает в добрые и помогает им во всех их делах.

Абу Хурайра передал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Говорю вам перед Его ли­ком: Если вы не будете грешить, то Аллах всегда будет с вами. Были народы, которые грешили, но когда они раскаялись в соде­янном, то Аллах простил их».

Чудо Аллаха проявилось в том, что Он сотворил созда­ния, проявив в них Свою мягкость, Свое прощение, достоинство и доброту, хотя сотворил также Иблиса, который с Его позволе­ния творит различные козни и ухищрения, чтобы сбить людей с пути этого добра.

3 — При этом проявляются качества мудрости и знания Ал­лаха, ибо Он — Мудрый и Знающий, Который располагает все вещи по подобающим им местам, чтобы они могли проявить себя в том, для чего они предназначены. Он никогда не распола­гает запретное и порицаемое там, где полагается быть дозволен­ному и поощряемому, равно как не помещает дозволенное и по­ощряемое в местах запретных и порицаемых. Аллах никогда не повелевает того, что запретно, и не запрещает того, что позво­лительно. Он лучше всех знает, куда послать посланническую миссию и кто лучше всех выполнит эту миссию, и никогда не по­ставит вместо этого человека кого-либо другого из его народа.

4 — Мудрость и чудо Аллаха проявились и в создании сопротивления Его пророкам и неверия им, что в конечном итоге приводило к тому, что ему более угодно. Аллах давал знаме­ния людям, чтобы они ценили Его милость. Однако многие не обращали внимания на эти чудесные знамения. Эти чудесные проявления мы можем видеть в потопе, от которого погиб народ Нуха (Ноя), в уничтожении самудитов и народа Луга, в том, что пророк Ибрахим живым и невредимым вышел из огня и т. д. Ал­лах говорит по этому поводу:

«Неужели они не видят, сколько Мы взрастили на Земле прекрасных существ? Воистину, во всем этом — знамение, но большая их часть не верует».

(Аш-Шугара, 8-9)


Таким образом, Иблис был тем пробным камнем, по которо­му определялось различие между добром и злом, точно так же, как для этого были предназначены посланники и пророки Алла­ха, да благословит их Аллах и приветствует. Аллах сказал:

«Аллах не оставит верующих в том состоянии, в каком вы пребываете, до тех пор, пока Он не отличит дурное от хороше­го...»

(Аль Имран, 179)

Аллах послал своих посланников к людям, в которых присутствовали и добро, и зло. И совершенное чудо Его прояви­лось в том, что Он подверг их испытанию, провел отличие между ними и распределил их по местам их предназначения.

Через врага Аллаха Иблиса и его войска осуществилось про­явление зла и непокорности, различных страстей и чувств души в противоположность тому, что угодно Всевышнему — покорно­сти и приложению усилий на пути Аллаха. Через него также осуществилась возможность проявления качеств на пути служения Аллаху. Самое лучшее для того, кто предан Аллаху — это доказать свою верность через страдания и превратности судьбы, которые враг Аллаха сделал возможными. Через такой путь про­шли пророки и посланники Аллаха сед. Через такой же путь про­ходили другие Его рабы, иногда ошибаясь и совершая грехи, иногда раскаиваясь в них.

Аллах не создает чистое зло во всех отношениях, так как Его чудо не желает этого, а то или иное злобное создание пред­ставляет зло и нечестие только в некотором отношении. В созда­нии праведного Он сделал так, чтобы на чаше весов эта правед­ность перевешивала нечестие. В качествах Аллаха нет такого, чтобы Он захотел сделать что-то нечестивым во всех отношени­ях, ибо от Него исходит прежде всего добро, а не зло. Аллах предопределил, чтобы зло могло проявиться в некотором отно­шении у людей и у джиннов для осуществления Своих целей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: