Поскольку зарождение сомнения является главным методом шайтана, он старается зародить в человеке сомнение во все, что только существует.
Шайтан зарождает в людях сомнение в необходимости намерения перед началом действий. Например, мы видим, как некоторые люди, поддаваясь искушению шайтана, не считают нужным произнесение намерения, суть которого состоит в вере от всего сердца, перед началом молитвы так, как это разъясняется в сунне. И некоторые из них произносят вместо общепринятых слов намерения следующие: «Прибегаю к защите Аллаха от шайтана, побиваемого камнями. Я вознамерился совершить полуденную молитву в обязательное для нее время, совершая ее ради Аллаха, будучи имамом, или присоединившись к имаму, из четырех ракаатов, обратившись в сторону Киблы». Затем они беспокоят разные части своего тела, склоняют головы, сжимая вены на шее, и начинают произносить такбир, как будто произносят его перед своим врагом. Или же они всю жизнь проводят в поиске того, благодаря чему Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники добивались успеха, и публично затем объявляют ошибочные результаты своих поисков, утверждая, что в этом благо и праведный путь для всех, и всем нужно этому следовать, хотя тем самым только вводят всех в заблуждение, превращая истину в ложь.
Сюда же относится сомнение во время молитвы. Иногда шайтан приходит к молящемуся и внушает ему сомнения. Муслим передает хадис от Усмана ибн Аби аль-Ас, в котором говорится:
«Я сказал: «О посланник Аллаха! Воистину, шайтан вмешивается в мою молитву и путает ее». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это шайтан, которого называют Хинзабом. Если ты почувствовал его присутствие, то проси защиты у Аллаха и три раза плюнь через левое плечо». Я так и сделал, и Аллах отогнал его от меня».
|
Сюда также относится сомнение во время совершения омовения, когда шайтан внушает человеку совершать его многократно. Муслим, напоминая об исламском законе о бережливом потреблении воды во время совершения омовения, говорит, что шайтан искушает человека тратить много воды, и приводит слова Абу ибн Ка'ба, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«У омовения есть свой шайтан, которого называют аль-Вальхан. Бойтесь же его искушения тратить много воды».
Из методов шайтана, представляющих опасность для мусульманской общины, является также сомнение в чести мусульман и плохое мнение о ней. Мы видим, как некоторые люди распространяют слухи, которые им нашептывает шайтан. В ассирийском обществе поджигали сухую траву, тем самым уничтожая имущество своих врагов и обеспечивая себе безопасность. Поэтому Священный Коран сообщает об этом, предупреждая, чтобы община мусульман не брала себе за правило повторять обычаи прежних народов, а если кто-либо призывает к чему-то или сообщает о чем-то, то сначала разузнать личность этого человека:
«О, вы, которые уверовали! Если к вам придет нечестивец с какой-либо вестью, то разузнайте, в чем дело, чтобы не поразить по неведению невинных людей, а не то вам придется раскаиваться в том, что вы совершили».
(Аль-Худжурат, 6)
Аллах также предупреждает против скоропалительных решений, догадок, слежения за другими и сплетен:
|
«О, вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте за спиной друг друга...».
(Аль-Худжурат, 12)
Предостерегая себя против искушений шайтана, мусульманину следует избегать посещения подозрительных мест. Если же кто-либо из его мусульманских братьев оказался в таком месте, то следует объяснить ему истинное положение вещей о подобных
местах. Сафия бинт Хайй, супруга Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сказала:
«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сидел у себя по причине недомогания, и я ночью пришла навестить его. Я поговорила с ним, и затем встала, чтобы уйти. Он встал вместе со мной, чтобы проводить меня — он же тогда проживал в доме Усамы ибн Зейда — и мимо нас прошли двое мужчин из ансаров. Когда они увидели Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то заторопились. И посланник Аллаха сказал, увидев это: «Воистину, со мной Сафия бинт Хайй». И они ответили: «Велик Аллах, о посланник Аллаха!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, шайтан входит в человека через кровеносные сосуды. И я боялся, что в их сердца проникнут дурные мысли». Или он сказал что-то вроде этого».
Также рассказывают, что шайтан может принять облик некоторых людей, что происходит довольно часто. Абдулла ибн Мас'уд сказал:
«Шайтан воплощается в облик какого-либо человека, приходит к людям, и рассказывает им что-либо ложное. Затем люди говорят: «Это мне рассказал человек, которого я знаю в лицо, но не знаю по имени».
Ибн Аббас говорил:
«Человек передает наущение шайтана, услышанное от другого, и так распространяется молва. Об Умаре, да будет им доволен Аллах, рассказывают, что с ним произошло нечто, о чем он никому не рассказывал. Затем он услышал это от других людей и сказал: «Слух об этом распустил исчезающий при упоминании имени Аллаха (То есть шайтан — Автор.)».
С помощью таких методов зарождения сомнения и распространения лжи шайтан сеет смуту и раздоры между мусульман, и это продолжается до сих пор.