Музыка Древнего мира
Музыка в Древнем мире выполняла функции воспита пия, лечения, оздоровления, воодушевления, одухотворения. В древнейшие времена она сливалась с научным знанием и религиозным верованием. Музыкальное воспитание с древних времен являлось неотъемлемой частью жизни, традиций, нравов, устоев общества и отражало особенности уклада каждого народа. Творчество порождалось житейской необходимостью и уровнем развития народа. В древности разделения на виды искусства практически не существова- по. Искусство означало люоой вид практической деятельности. Охота ремесло, рыболовство определялись как искусства.
Музыка не мыслилась как искусство звуковедения, зву- ковысотности, ритма и темпа, она была отражением внутренних переживаний состояний, выраженных в пластике тела, в действии, в голосе одновременно. Слово, движение, звук сливались воедино. Известно, что произведения древнегреческих поэтов, называемые «мелодическими», пелись. В Древнем Риме девочки и девушки учились петь стихи Ка тулла, Тибулла и Проперция. Стихи исполнялись под аккомпанемент какого-либо музыкального инструмента. Так, Гораций свои оды сочинял для пения под струнные инструменты[1].
Воплощение музыкально-танцевально-поэтического искусства обозначалось греческим словом «xodoc». Такое триединство искусства влияло и на художественное образование. Образованным считался человек, который владел искусством танца, сочинения и исполнения стихов и музыки. Этому обучали всех детей патрициев.
Музыкальное воспитание в Древней Греции и Древнем Риме связано с передачей знаний о возникновении и существовании законов музыки. Вся жизнь эллинов, древних римлян пронизана музыкой. Именно в Древнем мире возникли теория музыки, музыкальная арифметика (учение о числе), музыкальная физика небесных явлений. Музыковедение состояло из: 1) гармоники, 2) ритмики, 3) метрики. Музыка рассматривалась как гармония мира, неотъемлемой частью которого считалась Вселенная. При этом Вселенная являлась первопричиной возникновения музыки и музыка развивалась по законам Вселенной. Понимание музыки как жизни основывалось на идее, что наибольшие небесные круги вращаются медленно, вызывая низкие звуки, и, наоборот, малые небесные круги связаны с быстрым вращением, поэтому являются источником высоких звуков.
|
Исполняли музыку не только на музыкальных инструментах, но и на любых предметах, которые могли издавать звуки. Так, до наших времен дошел способ озвучивания сценок, который часто используется в детских лагерях отдыха: наполненные с различной высотой стеклянные бутылки издают звуки различной высоты. Архитектор Витрувий писал о сосудах с различным уровнем воды, которые при легком ударе издавали звуки желаемой высоты[2]. Такие сосуды ставили под сцену во время спектакля и исполняли мелодии, сопровождающие действие.
Звук, интервал, лад и другие музыкальные термины и понятия были введены и объяснены еще с древности. Каждый инструмент олицетворял характер человека, например, струнные — целомудрие. Так, кифара (7 струн) и лира олицетворяли мудрость, поскольку они считались разумными инструментами. Духовые инструменты, по мнению древних, могли запятнать душу, флейта способна ублажать неразумную часть души.
|
Все шумы и звуки окружающего мира также рассматривались с позиции их воздействия на человека. Древние знали о возможном негативном воздействии шумовой и звуковой среды, окружающей человека. Цицерон утверждал, что даже водопад может лишить восприятие глубины, так как слух человека чрезвычайно тонок.
Древние наделяли музыку магической силой, одухотворяли ее. Квинтилиан говорил о связи души с музыкой: душа есть гармония, гармония укрепляет тело, музыка — движение, дуновение ветра. В движении под музыку душа человека оолекается в материю. По сути, в данной мысли обоснован подход к музыкотерапии.
Музыка зависит от этноса как уклада психики той или иной народности, именно на этом была основана древняя культура. Этнос зависит от нравов, поэтому и песни, музыка сражали психологический склад каждого народа.
Музыкальное творчество являлось способом жизнедеятельности человека, выражением отношения к миру. Так, еще в Древнем Риме и Древней Греции была показана взаимосвязь:
а) национальных особенностей народа и музыкальных ладов;
б) государства и музыкального образования лучших людей общества;
в) характера музыки и изменения настроения, чувств и даже качеств человека.
Аристотель говорил, что государством могут управлять лишь музыкально образованные граждане, которые воспитывались в палестрах, в хорах и в музыке. Он утверждал, что, слушая один лад, народ испытывает скорбное и сумрачное настроение, другой лад размягчает людей, третий действует возбуждающе[3].
Платон могущественность и силу государства связывал с тем, какую музыку, в каких ладах и ритмах слушают его граждане. Образованным человеком он называл тех, кто умел петь в хоре[4]. Действительно, у древних народов существовала музыка с гражданской направленностью, в которой восхвалялись храбрость и благородство. Например, музыка Спарты с ярко выраженным дарийским духом ассоциировалась с мужественными и военными песнями. Ионийцы, жившие на побережье Малой Азии, отличались свободой нравов и были любителями непристойных песен. Аристофан в своей комедии «Женщины в народном собрании» часто упоминал сладострастные ионийские песни.
|
Особое значение древние придавали ритму жизни отдельной личности, ритму жизни общества, космическим ритмам и ритмическому соподчинению больших систем меньшим. При этом они связывали ритм с поведением. Одной из частей этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой он понимал способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях — не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах[5]. Данное направление активно развивается на современном этапе музыкального образования. Как часть обязательного музыкального образования эвритмия применяется в вальдорфских школах.
Музыкальное образование детей в Древнем мире начиналось довольно рано и естественно являлось частью жизни детей. Поскольку музыка представляла собой символ порядка и цивилизации, то ее рассматривали как способ, который позволял развивать в детях гармоничные черты характера, способствовал выполнению определенных норм и правил, поддержанию иерархии. В Древнем мире музыка составляла важнейшую часть воспитания и входила в число наук (муз), обязательных для изучения. При этом из девяти муз-наук семь включали музыку и поэзию в том или ином виде.
Музыкальное образование детей состояло из обязательных многообразных видов музыкальной деятельности: игры на нескольких музыкальных инструментах, пения соло и в ансамбле, музыкальной декламации, импровизации и сочинения музыки в различных жанрах, изучения основ теории музыки, умения вести беседы и дискуссии по вопросам музыкального искусства. Особое место отводилось импровизации и свободной игре на каком-либо музыкальном инструменте что указывает на высокий уровень развития творчества детей.
Музыка сопровождала практически все события, происходящие в жизни. При этом каждому событию, ритуальному действию соответствовали свои песни, музыкальные произведения. Так, застольные песни понянян отличались мягкостью, расслабленностью Звучала вокальная музыка по преимуществу одноголосная, мелодия могла звучать в басу. Инструментальная музыка рассматривалась как «приправа», «украшение» стола Плутарх говорил: «Мелодия, ри гм — приварок к слову». Характерны были мелодекламация и речитатив, в которых воспевались боги плодородия, изобилия, виноделия. Еврипид в «Вакханках» писал:
Ко мне, мои вакханки, воспойте Диониса,
Ликующего бога, на свой фригийский лад[6].
Все, что было связано с движением, выражалось в музыке, музыкой и музыкантами. В музыкальных произведениях отражались звуки моря и неба, Земли и Аида, образы реальных героев и выдуманных существ. В музыке рассказывалось о героических событиях, поэтизировалась реальная жизнь, оживали мифологические образы.
Музыка и математика
Но музыка рассматривалась также как одна из математически точных и выверенных наук. Всем известно, что именно в музыке Пифагор нашел подтверждение своего те- •иса: «Всё есть число». В музыке Пифагор обнаружил таинственную роль чисел в природе (Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. — Л., 1990).
Древний философ научно доказал гармонию согласо- ианных созвучий — консонансов — в зависимости от соотношения длины струны как 1:2, 2:3, 3:4.
Вот как описывается это открытие. Однажды воодушевленный долгой работой Пифагор проходил мимо кузницы. До его обостренного слуха доносились удары молота, которые издавали единое созвучие. Пораженный философ ре шил, что гармоническое различие звуков зависит от силы кузнецов. Тогда он вошел в кузницу и велел кузнецам поменяться молотами. Звуки остались прежними. Оказалось, что свойство звуков не зависит от силы удара человека. Тогда Пифагор исследовал вес молотов. Их было пять. Самый большой из них был вдвое тяжелее другого, и эти два отвечали друг другу соответственно созвучию октавы. Вес второго был на 4/3 больше третьего, с которым он звучал в кварту..
Дома Пифагор смастерил монохорд (от греч. — однострунный). Предполагают, что этот инструмент был первым инструментом древних греков. Монохорд представлял собой пустой длинный ящик, который усиливал звук. Над ним была натянута струна, которая придерживалась снизу передвижной подставкой. Укорачивая или удлиняя струну, Пифагор изучал соотношение звуков. Тогда и был открыт главный закон пифагорейской теории музыки: две звучащие струны дают консонанс (благоприятное созвучие) лишь тогда, когда их длины относятся как целые числа, составляющие «треугольное» число 10 = 1 + 2 + 3 + 4, т. е. соотносятся как 1:2; 2:3; 3:4.
Четверка чисел 1, 2, 3, 4 — тетрада, лежащая в основе консонансов, была наделена пифагорейцами магическими свойствами и считалась ниспосланной людям богами:
Что такое оракул?
Тетрада!
Ведь она, гамма,
По которой поют сирены.
Пифагорейская клятва гласила: «Клянусь именем Тетрады, ниспосланной нашим душам. В ней источник и корни вечно цветущей природы»[7]. Пифагорейцы видели в тетраде основу всего мироздания: точка — 1, линия — 2, поверхность — 3, тело — 4. Суммой чисел, образующих тетраду, являлась священная десятка, и эти числа олицетворяли всю Вселенную, т. е. музыку сфер.
Пифагор установил соотношения гармонических интервалов с длиной струны: 12:6 (2:1) — октава, 12:9 (4:3) — кварта, 12:8 (3:2) — квинта. Из величин, входящих в музыкальную пропорцию, устанавливались мелкие интервалы. 1'азницу кварты и квинты давал целый тон (9:6 - 12:9 = 9:8). Вычитая из кварты два тона, он получил полутон (12:9 - 2 (9:8) = 256:243).
И в музыке, и в математике продолжают звучать могучие аккорды, некогда изученные и исполненные Пифагором. Великий мудрец решил проблему «физиков» и «лириков», по поводу которой и по сей день спорят многие ученые, философы, не сумев осознать глубокий смысл открытий Пифагора. Истинный лирик всегда физик, глубокий физик всегда лирик.
Математическое изложение музыки известно каждому музыканту, но как поверить алгеброй гармонию в жизни — >то остается пока загадкой, хотя каждый человек ищет свой путь в познании этой гармонии. Гармония открывается каждому ровно настолько, насколько человек готов жить по се законам, насколько он стремится к совершенству и постоянно совершенствуется.
Пифагорейская школа являет собой пример, образец передачи личного опыта учителя своим ученикам. Ученики Пифагора обучались различным ремеслам, музыке, философии. Его ученики получали целостное, объемное представление о мире, Вселенной, музыкальное воспитание являлось неотъемлемой и необходимой частью общего обра- эвания пифагорейцев.