ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ в НАЧАЛЬНО ШКОЛЕ




Образование


 

 


А.Ф. Яфальян

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ в НАЧАЛЬНО ШКОЛЕ



УДК 373.3/.5(075.8) ББК 74.200.54я73 КТК 402 Я89

Яфальян А.Ф.

Я89 Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учебное пособие для студентов пе­дагогических вузов. / А.Ф. Яфальян. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 380 [1] с.: ил. — (Высшее образова­ние).

ISBN 978-5-222-13910-3

В пособии раскрываются наиболее важные вопросы му­зыкального воспитания в начальной школе, с учетом имею­щихся программ в современной школе и опыта музыкального воспитания с древних времен до современности; рассмотрены различные виды музыкальной деятельности, типы уроков, раз­нообразные формы, практический материал и методические разработки внеклассных музыкальных мероприятий.

Данная работа представляет собой учебное пособие ново­го поколения. В нем раскрыты новые подходы к музыкально­му образованию детей в начальной школе: предмузыкальное и аудиальное развитие детей, разнообразные виды фантазирова­ния, работа с музыкальным дневником, крупные и малые фор­мы внеклассной музыкальной работы. С целью создания це­лостной музыкальной картины мира у детей в большом объе­ме представлен материал по музыке Востока и восточной пе­дагогике.

Пособие написано для студентов дневного и заочного от­делений педагогических факультетов и учителей начальных классов.

УДК 373.3/.5(075.8)

ISBN 978-5-222-13910-3 ББК 74.200.54я73

© Яфальян А.Ф., 2008 © ООО «Феникс»: оформление, 2008

ВВЕДЕНИЕ

Там, где кончаются слова, — начинается музыка.

Формирование всесторонне и гармонически развитой пичности немыслимо без основ культуры, в том числе и му­зыкальной. Развивать музыкальную культуру детей младшего школьного возраста возможно лишь при условии целенап­равленной, систематической и планомерной организации учебно-воспитательной работы. Учитель начальных классов знае', как важно интересно и разнообразно организовать воспитательную работу в учебное и внеурочное время. Одна­ко на практике ему не всегда удается использовать огромный потенциал музыкальной культуры, поскольку специальная музыкальная литература и методические материалы по му­зыкальному образованию детей рассчитаны на специалис­тов — учителей музыки. В данном пособии предложены различные формы учебной деятельности, внеклассных му­зыкальных мероприятий, которые можно подготовить и провести не только музыканту-специалисту, но и истинно­му пюбителю музыки: учителю начальных классов, студенту педагогического вуза или педагогического колледжа и даже родителю — при непосредственном участии детей.

Учитель начальных классов закладывает духовно-нрав­ственные и художественно-эстетические основы личности ребенка, становится первым проводником детей в мир ис­кусства. Современная музыкальная педагогика обладает широким потенциалом развития, образования и воспита­ния школьников. Музыка сопровождает ребенка ежеминут­но, однако поток музыкальной информации часто им не контролируется и не осознается. Музыка, минуя сознание, непосредственно воздействует на подсознательные и бес­сознательные процессы, влияет на психику и соматику ре­бенка.

Разнохарактерность и многообразие музыкального искус­ства агрессивность некоторых современных музыкальных

Tt зи! <a ly юспитания в начальной школе

направлений оказывают существенное влияние на эмоцио­нальную сферу ребенка, на его психику и способны не толь­ко гармонизировать личность, но и усиливать ее негатив­ные проявления.

В подавляющем большинстве учителя начальных клас­сов не являются специалистами в области искусства. Их роль в эстетическом становлении учеников заключается в организации развивающей художественной, в том числе и музыкальной, среды. Поэтому чрезвычайно важно овладеть будущему учителю основами отечественной и зарубежной музыкальной культуры, разнообразием жанров, направле­ний музыки, накопленным опытом многовековых тради­ций музыкального воспитания детей, методами и приемами работы с детьми в учебно-воспитательном процессе. Учео- ное пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания» рассчитано на подготовку студентов педагоги­ческого факультета, которые обучаются по специальности 031200 — «Педагогика и методика начального обучения».

В области художественно-эстетического образования детей средствами музыки наметились и активно разрабаты­ваются в современной педагогике несколько направлений. Музыкальное образование рассматривается как профессио­нальная деятельность (музыка выступает как цель обоазова- тельного процесса, а ребенок выступает в качестве сред­ства); средство общего и всестороннего развития личности (целью воспитательного процесса становится ребенок); способ активизации творческой деятельности; условие эмоционального развития детей. В последние годы музыка рассматривается в качестве средства эстетотерапии (гар­монизация ребенка происходит под воздействием функ­циональной музыки), поскольку она может выполнять те­рапевтические функции, восстанавливать энергетический баланс ребенка.

 

Учитель начальных классов способен освоить основы музыкальной педагогики, направленной на гармонизацию личности ребенка в процессе музыкального развития. Дея­тельность педагога начальных классов в области музыкаль­ного воспитания должна быть направлена на общее разви­
тие детей средствами музыки. Учебное пособие учитывает необходимость расширения у будущих педагогов начальных классов музыкального кругозора и повышения их музы­кальной культуры. При этом включение в пособие такого материала проводилось с учетом содержания уроков музы­ки в начальной школе.

Так, в одной из наиболее распространенных программ, разработанной под руководством Д.Б. Кабалевского, тема­тика третьего класса связана с музыкой разных народов. В учебное пособие включены темы, раскрывающие особен­ности музыкального мышления различных народов, рас­сматривается музыкальное искусство не только народов За­пада, музыкальная культура которого явилась основой рус­ской классической музыки, но и Востока, с его особым стилем музыкального осмысления мира. Будущий учитель начальных классов знакомится также с особенностями му­зыкального воспитания в различных странах, и не только западного, но и восточного.

Такой подход позволит приоткрыть глубины националь­ной культуры, прикоснуться к источникам древнейших ци­вилизаций, понять особенности музыкального мышления Востока и сравнить его с устоявшимся и приоритетным му­зыкальным мышлением Запада, которое принято считать классическим. Но Россия находится между Западом и Вос­током, и в ней причудливым образом и в особом преломле­нии отражается то и другое видение мира. Такой подход позволяет создать целостную музыкальную картину мира и преодолеть имеющиеся стереотипы понимания классичес­кого искусства, сложившегося на основе западноевропей­ской музыкальной культуры.

Немаловажную роль в освоении музыкальной культуры играет пение. Голос — это единственный уникальный музы­кальный инструмент, которым человек наделен от природы. Владение этим инструментом говорит об уровне музыкаль­ной культуры. Знание вокально-хоровых навыков, владение собственным голосом и умение будущего педагога работать с детским голосом становятся для него основой развития, сохранения и оздоровления речевого голоса ребенка.

В пособии также рассматриваются основные тенденции в интеграции предметов в начальной школе, возможности использования музыки в различных условиях с целью по­вышения общего уровня детей, активизации их умствен­ной, физической, творческой деятельности.

Включение раздела пособия, связанного с развитием аудиальной культуры детей, обусловлено тем, что погруже­ние детей в мир большого музыкального искусства не учи­тывает их возрастные особенности. Существует колоссаль­ный разрыв между классическим искусством, создаваемым композиторами, которые учились музыке десятки лет для того, чтобы создать шедевр, и детским мышлением, не об­ремененным слушательским опытом и многовековыми му­зыкальными традициями. Важно пройти с детьми семи­мильными шагами за короткий промежуток времени мно­говековой путь, которое проделало человечество в развитии музыкальной культуры. Для этого ребенку нужно научиться слушать, слышать и понимать предмузыкальный — шумо­вой и звуковой — мир. Именно учитель начальных классов, а не музыкант способен научить детей слушать и слышать себя, учителя и окружающих, что становится основой разви­тия у них произвольного внимания, их слушательской куль­туры в процессе не только учебно-воспитательной деятель­ности, но и в условиях неорганизованного общения. Автор обобщает и систематизирует материалы, которые находятся в основе аудиального развития детей.

Учебное пособие состоит из трех разделов, каждый из которых отражает содержание программы подготовки буду­щих педагогов к музыкальной работе в начальной школе.

В первом разделе даются теоретические основы, исто­рические подходы к музыкальному образованию, воспита­нию и развитию детей. Причем, в отличие от традицион­ного подхода, когда история музыкального воспитания рассматривается лишь с позиций западной культуры и за­падного музыкального мышления, в данном пособии уделе­но внимание восточной музыке, музыкальному воспитанию на Востоке. Это связано еще и с тем, что в четвертом классе дети проходят темы музыки разных народов, в том числе и восточной. Материал о восточной музыке целесообразно использовать также во внеклассной работе.

Во втором разделе раскрыты основы предмузыкального и, шире, аудиального развития детей, представлены мате­риалы, раскрыты содержание, методы и приемы работы с детьми младшего школьного возраста в процессе включе­ния их в различные виды фантазирования. Этот раздел от­ражает новые тенденции в музыкальном развитии детей.

Третий раздел содержит методические материалы по проведению уроков музыки, по организации внеклассной музыкальной деятельности детей. В данном разделе описа- иы разнообразные формы и содержание работы педагога во впеучебное время, а также изложен подход к использова­нию музыкального занимательного дневника «Мир звуков», который разработан для младших школьников и уже не­сколько лет используется учителями начальных классов в различных регионах России.

Предложенные подходы и материалы данного пособия могут быть использованы не только в работе с детьми млад­шего школьного возраста, но и в работе с детьми дошколь­ного и среднего школьного возраста, так как отсутствие ос­мысленного домузыкального опыта мешает детям любого возраста понимать и принимать музыкальное искусство.

\втор надеется, что каждый студент, педагог и заинте­ресованный в развитии своего ребенка родитель будет твоо- чески использовать содержащиеся в пособии материалы, потому что слово лишь аккумулирует духовный опыт чело­века, а звук возвращает его к интуитивной сфере, области сверхчувствования мира. Педагог же работает со звуком, с музыкой, а значит, владеет мощным средством воздействия па ребенка, которое следует использовать очень осторожно. Осознание тонкой материи и есть осознание Духовности.

Материалы параграфа «Музыкальное воспитание в Ин­дии» были написаны совместно с профессором Д.Х. Жоши (Индия). Автор благодарен господину Д.Х. Жоши за воз­можность использовать его материалы.

Учебное пособие освещает, наряду с традиционными, новые подходы музыкального воспитания детей. Некоторые темы, которые разработаны другими авторами достаточно подробно, затронуты в данном учебном пособии лишь от­части, поэтому предложенные материалы целесообразно использовать в сочетании с имеющимися учебниками и учебными пособиями для студентов педагогических фа­культетов.



Глава I

ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: