Музыкальное воспитание в Индии




Музыкальное образование и воспитание в Индии тесно переплетено с многовековыми музыкальными традициями страны. Музыка Индии считается одной из старейших в мире. Подтверждение тому религиозные тексты, в которых говорится об огромном значении музыки в ритуалах. Ис­точники свидетельствуют о том, что музыкальные каноны возникли еще во II тысячелетии до н.э. Они сохранились до сих пор. В основе индийской музыки лежит мелодика и осо­бая музыкальная стилистика. Это отличает ее от европейс­кой музыки. Как и во всем мире, индийская музыка делится на классическую, которая следует строгим правилам и зако­нам, и легкую, которая включает музыку к кинофильмам, фолк-музыку и др.

Легкая музыка пишется в свободной форме и может не следовать строгим музыкальным канонам. Индийская клас­сическая музыка имеет два направления: северное и южное. Оба направления имеют свои специфические особенности мелодии и ритма. Первое направление широко распростра­нено, именно оно представляет классическую музыкальную культуру Индии, а также изучается и преподается в музы­кальных учебных заведениях страны. Карнатическая музы­ка — это вид искусства Южной Индии: Тамилнаду, Кералы, Андхры и Карнатаки. Остальная Индия следует музыкаль­ному диалекту хиндустани. Системы музыки хиндустани и карнатической имеют сложный музыкальный язык.

Музыка Индии сегодня отражает интегрированную культуру предыдущих цивилизаций. Племена в различных частях страны — пулаяны, ораоны, сантхалы, савары, ченчу, бхилы и др., обладают своей особенной музыкой и танцами. Их музыка внесла большой вклад в общую музыкальную культуру страны.

Музыкальное исполнительство в Индии до сих пор со­храняет самые древние традиции и имеет многообразные приемы исполнения: от мычания и выкриков нага на даль­невосточной границе и тода южных гор до сложнейших концертных par и тал. Храмовая музыка представляет собой еще одно течение. Ведическая музыка, которая начиналась как декламация трех тонов, превратилась в монотонное пес­нопение в семи тонах. В храмах и монастырях музыка остает­ся жизненно важной частью медитации и поклонения богам.

При этом именно при монастырях существуют общеобразо­вательные школы. Простые бхаджаны, абханги (религиоз­ные песни) и киртаны (групповые песнопения) передавали самые глуоокие мистические истины и философские идеи. Сложные музыкальные произведения, например, можно слышать на мехфилах (музыкальных собраниях).

В Индии музыкальная нотная запись соответствует ев­ропейской, однако названия семи главных тонов, анало­гичных европейской гамме, отличаются. Обозначаются они следующим образом: са (схагра) — цо, ри (рисхава) — ре, га (гандхара) — ми, ма (мадьяма) — фа, па (пангама) — соль, дха (дхавата) — ля, ни (нисхада) — си.

В индийской традиции пение предпочтительнее, чем игра на музыкальных инструментах, поскольку оно более естественно и свооодно. Классическая музыка представле­на в многочисленных рагах, построенных на основе специ­фических музыкальных канонов. Имеется значительное число par, которые существуют давно и влияют на совре­менную классическую музыку. Мелодии зависят от имени раги и классифицируются по следующим признакам

1. В зависимости от времени суток: раги рассвета, утра, полудня, вечера, ночи и глубокой ночи Это означает, что такие мелодии исполняются только в течение определенно­го времени суток.

2. В зависимости от сезона: раги весны, летнего муссо­на, зимы и т.д.

3. На основе стилей (направлений) «thats» и «ragng». Имеется 10 групп первого стиля. Наиболее популярны и широко исполняются раги. Их более 50 в каждой группе.

Основными и наиболее популярными являются следу­ющие раги: билавала — рага движения, ей соответствует ра­достное энергичное настроение; лалита — одна из самых популярных утренних мелодий, которая помогает человеку проснуться; саранга — благостно воздействует на человека, исполняется в полдень. Бхупа — вечерняя рага, она нежна и проникновенна по звучанию. Малкаунса — популярная по­луночная рага, унылая и чувственная по характеру. Бхайра- ии настраивает на восход солнца и помогает ощутить све­жесть раннего утра. Считается, что ее исполнение помогает чостичь такого состояния в любое время дня и ночи, по­скольку она таит в себе все возможные эмоции и настрое­ния. Мегха-малхара — эта рага символизирует начало дож- ля или грозы. Дипака — в настоящее время эта рага считает­ся утерянной. Говорят, что человек, услышавший ее, не сможет выжить. Она способна зажечь огонь в светильниках, обратить в пламя тело исполнителя и тем самым лишить его жизни.

Ближайший аналог раги в западной музыке — «квадра­ты», принятые в джазе за основу для импровизаций. Рага рассматривается как тональная структура, основа для ком­позиции и импровизации, с уникальной формой, в которой воплощается музыкальная мысль. Как в гамме, у каждой раги есть свой строй и соподчинение тонов, своя интона­ция и орнаментика. То есть раги представляют собой мело­дические каноны, которые при этом дают свободу для имп­ровизации.

Другим основополагающим понятием индийской музы­ки является тала, ритмический рисунок, создаваемый внут­ри набора традиционных метров. Тала - это ритмическая аранжировка ударов на циклической основе. Каждый цикл свершается и вновь повторяется. В инструментальной му­зыке значительную роль играет ритм. В отличие от запад­ной музыки, в которой ритмические доли равномерны, и индийской музыке имеется ритм с 7, 11, 21 и даже более частицами.

Музыкальное произведение зависит от типа инстру­мента. Очень распространены музыкальные инструменты, которые становятся частью украшения музыкантов и тан­цовщиков. Гхунгру, ножные браслеты — непременный ат­рибут танцовщиков, символ их профессии. Это небольшие металлические бубенчики с гремящими металлическими песчинками внутри. На лодыжке танцовщика закрепляется повязка Hj гридцати-сорока бубенчиков. Дхолак — один из самых распространенных народных инструментов, попу­лярных по всей стране. В различных регионах дхолак может иметь сотни разновидностей — от огромного барабана «дхак» в Бенгалии до барабанчика «дамру», умещающегося в одной руке бога Шивы, танцующего под его аккомпане­мент свой танец разрушения «тандава».

Практически все инструменты имеют сакральное пред­назначение. Пунджи — популярный народный инструмент, особенно любимый заклинателями змей. Верхней духовой камерой этой флейты является засушенная тыква, в кото­рой скапливается вдуваемый играющим воздуА. Под давле­нием он просачивается через две дудочки из стеблей бамбу­ка или тростника и выходит наружу. Одна дудочка предназ­начена для создания постоянного «гудящего» фона, и лишь вторая — для исполнения мелодии

Ударные инструменты всегда сопровождают мелодичес­кую музыку. Например, табла — название небольшого бара­банчика, используемого только в паре с другим барабаном «дагга». Со временем таблой стали называть и эту двоичную группу барабанов. Музыкант играет на обоих барабанах од­новременно, правой рукой — на табле, левой — на дагге. В отличие от даггу табла - двухсторонний барабан. Чимта, железный камертон, играет роль трещотки со множеством плоских тарелочек-бубенчиков. Обычно, потряхивая чим- гой или ритмически ударяя ею о отвод пальмы, крестьяне аккомпанируют молитвам, народным песням и танцам. Обучение на музыкальных инструментах обычно передает­ся из поколения в поколение.


Музыкальное образование в Индии преподается как индивидуально, так и в группах, но лишь в специальных музыкальных заведениях. Имеются прекрасные художе­ственные колледжи и академия. Но их количество слишком ограничено. Главным образом, тот, кто хочет изучать музы­ку индивидуально, обучается под руководством одного мас­тера — гуру. Для детального изучения музыки каждый дол­жен обучаться индивидуально и потратить на это как мини­мум семь лет. После семи экзаменов каждый получает му- (ыкальную степень.

Очень ограниченно преподается музыка в общеобразо­вательных школах на первой ступени (с 1-го по 7-й клас­сы). В школах значимость музыки по сравнению с другими академическими предметами незначительна В Индии имеются различные типы школ. Наиболее рас1]ростране- иы региональные школы, где предметы преподаются на региональном языке, и английские средние школы, в ко­торых обучение ведется на английском языке. Именно эти школы существуют при женских монастырях, которыми управляют христианские миссионеры. Во всех школах пе- пие песен является обязательным. Это пение детской по­эзии, патриотических, религиозных и других песен.

Религиозные песни в различных школах преподаются по-оазному. В школах при женских монастырях чаще всего дети поют песни-просьбы. В школах музыка не преподается как предмет Преподаватели со знанием музыки поют с детьми легкие песни, которые не всегда следуют канонам. Часто дети поют каждодневно новую песню-просьбу, кото­рая исполняется один раз в неделю. В понедельник одна песня-просьба, во вторник — другая и т. д. Нередко дети поют поэзию, при этом распространено пение без сопро­вождения.

Песни-просьбы исполняются детьми или на региональ­ном языке (их более двадцати), или на санскрите. Песни- просьбы обычно посвящены богиням-покровительницам. Очень распространены просьбы к Сарасвати — индусской ьогине Знания. При этом тот, кто молится этой Богине, должен всегда быть в белой одежде. Согласно кастовому де­лению, только те люди могут получать знание, кто имеет благословение Богини Сарасвати. В таких школах, напри­мер, каждую субботу исполняют песню-просьбу, в которой хвалят Богиню и восхищаются ее достоинствами. Еще в од­ной песне-просьбе дети-исполнители обращаются к Боги­не — уберечь от «дороги неправды» и повести к «дороге Правды», «увести от долины смерти к эликсиру жизни».

Нередко в школах дети поют строфы из известной Святой Книги Гита.

Таким образом, музыкальное образование сохраняет многовековые религиозные и культурные традиции; в се­мейном воспитании музыка, пение сопровождают жизнь детей, однако в системе общего образования музыка зани­мает незначительное место.

В последние годы педагогическая общественность Ин­дии обеспокоена разрушением многовековых традиций и огромными нагрузками в школе. Области, в которых наибо­лее полно сохранились духовные ценности, — это религия и искусство, в том числе и музыка. Именно в этих областях происходит множество процессов, направленных на сохра­нение традиций и нахождение баланса между умственным и эмоциональным развитием детей. Одной из основных тен­денций развития образования в современной Индии заклю­чается в усилении идей воспитания детей, которое будет определять будущий характер нации. Все чаще раздаются голоса в защиту развития эмоциональной стороны личнос­ти ребенка, которая ущемлена интеллектуализмом образо­вания. И музыка является одним из средств, которое спо­собно уравновесить и сбалансировать современное образо­вание.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: