Носители музыкальной культуры




Распространение музыкальной культуры в древности велось изустно. Музыкальными просветителями у разных народов становились исполнители песен, свободные бродя чие музыканты. Певцы практически всех народов мира: ва- ганты, оубадуры, труверы, акыны, шансонье, гусляры, ско­морохи — остались в музыкальной истории как носители музыкальной культуры. Именно они становились создате­лями основ народного музыкального воспитания. В каждой стране странствующие певцы, сказители, поэты концент­рировали народную мудрость в слагаемых ими и заимство­ванных песнях, былинах, сказах.

В эпоху Средневековья во Франции странствующих по­этов и певцов называли трубадурами. Trubar — троисходит от провансальского слова «изобретать», «слагать стихи». Трубадуры воспевали любовь, природу, подвиги героев. Среди них были как знатные люди — рыцари, так и просто­людины. Рыцарям нередко прислуживали, а также акком­панировали менестрели, которые их сопровождали во всех странствиях.

Не менее известными в средневековой Франции были труверы (от франц. trouvere — придумывать, находить).


Именно труверы были близки к народному музыкальному | норчеству. Позже они стали перенимать традиции трубаду­ров. Известным средневековым трувером был Адам де ла Аль, который как исполнитель песен завоевал любовь у простолюдинов и знатных людей. Он исполнял песни вплоть до своей смерти, которая наступила в 128b году. До наших времен дошла его театрализованная пастораль «Игра о Робине и Марнон»[12].

Большой популярностью в средневековой Европе пользовались ваганты — бедные бродячие студенты, которые ходили из города в город и распевали песни, таким образом шрабатывая себе на жизнь. Ваганты отличались большой на­ходчивостью, веселым нравом и социальной активностью. Они сыскали славу истинных защитников пострадавших от социальной несправедливости. Их любимой темой также были лирические песни о любви.

В кочевых странах (в Казахстане и Киргизии) почитались народные музыканты-импровизаторы — акыны. Они сами слагали песни о тяжелой жизни, о любви, о природе, о на родных героях. Обычно акын аккомпанировал себе на домб­ре или комузе. Популярность и авторитет их были настолько велики, что их нередко причисляли к прорицателям и мудре нам. Акыны на Востоке существуют и поныне. Армянские ашуги сами сочиняли и импровизировали песни.

Носителями музыкальной культуры на Руси являлись баяны, гусляры, скоморохи. О певцах на Руси упоминается в самых первых источниках. Так, предшественниками Боя- на являлись музыканты, о которых написано в «Слове о полку Игореве». Вольные свободные музыканты пели славу доблестным вождям, восхваляли отвагу храброй дружины, «возлагая персты свои» на струны звонких гуслей.

Воины-гусляры слагали песни о былых походах и бит­вах, пели смелые припевки о боярах и князьях. Гусляры. как правило, исполняли «высокую песнь» — неторопливую и вдумчивую, наполненную героическим и патриотическим содержанием. Скоморохи играли задушевные и протяжные, бойкие и веселые, шуточные и плясовые песни. В совре­менном понимании скоморох — шут, дурак. В старину, в языческие времена скоморохи были музыкантами, танцо­рами, артистами, которые всегда принимались как почет­ные гости. Без них не проходили пиры, обрядовые игры. Они были главными участниками игрищ, которые включа­ли лицедейство, пляски, песни в сопровождении игры на музыкальных инструментах.

Князь Владимир Красное Солнышко обращался к пере­одетому Добрыне так[13]:

Лй же ты мала скоморошина, За твою игру за великую, За утехи твои за нежные, Без мерушки пей зелено вино, Без расчету получай золоту казну.

Искусство скоморохов было очень разнообразно Они являлись одновременно певцами, сказителями, сказочни­ками, лицедеями, плясунами, музыкантами. Особенно це­нились игрьцы-музыканты, это считалось высоким искус­ством. Люди верили, что музыканты обладают огромной си­лой, могут охранить от бед и зла.

С введением на Руси христианства резко изменилось отношение к скоморохам. Их называли посланцами дьяво­ла, а их ремесло — бесовским. Известны постановления церковных соборов, наказы воеводам, в которых запреща­лось кому бы то ни было петь, играть, танцевать.

Но народ любил скоморохов, поддерживал их. Защища­ясь от преследования, скоморохи стали объединяться в группы — «ватаги» по 60-70 человек. За одного поднима­лась вся артель. Медленно передвигалась ватага по Руси, добывая себе ночлег, пропитание. С ними жили и делили тяготы жизни дети, в основном мальчики. Они учились у мастеров-скоморохов всем искусствам, постепенно вклю­чаясь в выступления. Иногда дети достигали мастерства взрослых, становились люЬимцами публики. Это была своя иоспитательная среда, особенная жизнь, где складывалось мировоззрение, рождалась и сохранялась культура.

Скоморохи — носители народных традиций, культурного наследия, они осуществляли связь поколений, являлись соци­альными обличителеми. Они как актеры, потешники, оалагу ры, драматические лицедеи, музыканты, певцы, сказители, танцоры, фокусники, акробаты несли культуру, в том числе и музыкальную, по всей России, были негласными воспитате­лями и хранителями народного творчества, эпоса.

Скомороха называли «глумотворец», «игрец», «гудец», «плясец». Их считали выходцами из Византии или потомка­ми римских мимов. От слов «глум», «масколудство» роди­лось слово «маски», т. е. то, что скрывает истинное лицо. Именно они привлекали своим активным отношением к миру детей. Вокруг них всегда толпились ребятишки, жадно впитывали все происходящее и пытались повторять их не­затейливые фокусы, песенки, скоморошины. Так передава­лась из поколения в поколение музыкальная культура рус­ского народа.

До наших времен сохоанился такой способ передачи од­ного из пластов музыкальной культуры в виде авторской (бардовской) песни. Бардовские песни обычно исполняются под аккомпанемент гитары, родственницы кифары, гуслей. Такие песни являются небольшой, но заметной и глубокой по содержанию частью музыкального искусства. Бардовско­му искусству не обучают нигде, но к нему прикасаются мно­гие, вдохновляясь и становясь мудрее.

Остро и поэтично барды реагируют на все происходя­щие события в обществе. Их песни наполнены экспресси­ей, они пронзительны и лиричны по мелодике, глубоки и содержательны по тематике. Практически все знают фами­лии и творчество бардов. Достаточно назвать такие имена, как Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Александр Га­лич, Александр Дольский, Юрий Визбор. Бардовская песня была популярна в 60—80-е годы XX века, в период расцвета самодеятельного творчества.

В этот период активно развивалась художественная самодеятельность в общеобразовательных школах, домах пионеров, дворцах творчества. Практически каждый школьник того периода занимался в каком-либо кружке са­модеятельности. Большой популярностью пользовались хо­ровые коллективы, вокальные и инструментальные ансамб ли, ансамбли песни и пляски, фольклорные коллективы, оркестры народных и духовых инструментов, обучение игре на музыкальных инструментах.

Вопросы и задания

1. Какую роль играли в жизни различных народов ис­полнители музыки?

2. Каким образом осуществлялось музыкальное образо­вание и воспитание в среде музыкантов-исполнителей?

3. Расскажите о воспитательном значении музыкальных инструментов.

4. Составьте краткие беседы для детей о музыкальных инструментах и исполнителях.

5. Какое место в музыкальном образовании детей зани­мает художественная самодеятельность?

6. Составьте беседу об одном из бардов, подберите му­зыкальный материал.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: