Пространственно-временные основы аудиального развития




В широком понимании аудиальное — это предмузы- кальное развитие детей, которое основано на умении слу­шать, слышать и понимать самого себя, окружающих лю дей, окружающий шумовой, звуковой и музыкальный мир. Культура восприятия шумовой, звуковой, речевой и музы­кальной информации является основой аудиальной культу­ры школьников. Аудиальная культура личности характери зуется высокой степенью дифференциации окружающей аудиальной информации, умением определять ее качество, способностью адекватно реагировать на нее и высокой сте­пенью защищенности от негативного воздействия источни ков отрицательных шумов, звуков и даже музыки.

Если рассматривать аудиальное развитие более деталь­но, то очевидно, что оно шире музыкального развития де­тей. Это более фундаментальный уровень, без которого не могут полноценно развиваться слуховое внимание, речь, музыкальные способности ребенка. Более того, именно аудиальные способности помогают ребенку адаптироваться к невидимому миру, защититься от негативного и вредного звукового потока, что не способна сделать даже музыка. Научившись восстанавливать энергетический баланс в про цессе качественного аудиального развития, человек может восстановить свое здоровье

Звуки — не обычное явление, их нельзя увидеть, потро гать руками. Но они везде и всегда: все шуршит, шумит, звенит, булькает, скрипит, стонет, звучит, поэтому мы к ним привыкли и нередко не дифференцируем и не осознаем их воздействия.

Есть звуки, которые для нас очевидны, т. е. мы видим источник возникновения звука, слышим этот звук и можем при желании осознать его силу, характер, качество. Однако имеются звуки «невидимые» и, как это ни парадоксально, неслышимые. Именно они вызывали мистический страх у древних, на основе чего рождались магические ритуалы, поверья, мифы, легенды И в наше воемя некоторые явле­ния мистифицируются: говорят, что кого-то «сглазили», в комнате «плохая энергетика», «на нас действуют неизвес­тные космические силы». Но всем этим явлениям уже давно даны научные объяснения, они имеют различные названия, разный характер и степень влияния на человека. Просто их никогда не соотносили со звуком, который помогает чело­веку стать энергичным (то, что в нетрадиционной психоло­гии называется энергетикой человека), вдохновенным, т. е. одухотворенным, овеянным духом, божественным даром.

Мы глубоко ошибаемся, если считаем, что при выклю­ченной аппаратуре находимся в полной тишине. Неслы­шимые ухом шумы и звуки наполняют наш мир. Это сверх­высокие (ультра) и сверхнизкие (инфра) звуки, которые чувствуют и на которые реагируют дети. У взрослых же частично притупляется способность чувствовать, вычле­нять и реагировать на их влияние. Результаты влияния этих звуков, шумов нам известны: раздражение и уста­лость, тревога и беспокойство, а может быть, и успокое­ние, и активность, и выздоровление.

На музыкальных занятиях ребенок сразу попадает в мир музыки, который ему еще не понятен, так как он (мир му­зыки) создавался веками и находится зачастую далеко от природы человека. Это не значит, что все методики музы­кального развития ошибочны. Это значит, что системати­ческой музыкальной работе должен предшествовать пред- музыкальный период развития.

Музыкальное творчество представляет собой неотъемле­мую часть содержания аудиального развития детей. Интер­претация и импровизация является основой музыкального

3. Зак. 887 творчества. В развитии аудиальной культуры детей особое значение приобретает фантазирование, поскольку оно дос­тупно детям младшего школьного возраста и является связу­ющим звеном между жизнетворчеством и музыкой.

В основу аудиального развития детей положены идеи итальянского психолога А. Менегетти о голографичности сознания, российского психолога JI.C. Выготского о зоне ближайшего развития, швейцарского психолога и филосо­фа К.Г. Юнга о коллективном бессознательном, немецкого философа, педагога Р. Штейнера о духовности образования. Эти идеи легли в основу принципов аудиального развития детей:

— голографичности как целостного сознания ребенка, способного воспринимать окружающий, в том числе и му­зыкальный, мир нерасчлененно, объемно и гармонично, с полным погружением в происходящее;

— субсенсорности ребенка как сверхчувствительности и повышенной способности к концентрации на объекте вос­приятия, которое, как и голографичность, со временем ут­рачивается, если ее не сохранять и не развивать;

— энергетичности музыки, заложенной как на физичес­кой (вибрационный уровень), так и на духовной (художе­ственный уровень) основе;

— ведущей сенсорной системы: аудиальной, визуаль­ной, кинестетической; принцип, который требует учета ин­дивидуальных особенностей восприятия;

— воздействия музыки на всех уровнях: соматическом, психическом, ментальном и духовном;

— активизации самовыражения, которое зависит от ов­ладения различными способами фантазирования и от сте­пени понимания и овладения общими средствами вырази­тельности: темпом, ритмом, динамикой, фразировкой, ды­ханием и т.д.;

— актуализации зоны ближайшего музыкального разви­тия. Ребенок всегда готов развиваться, и к приходу в школу он имеет достаточный генетический и жизненный опыт, который очень важно актуализировать, используя разнооб­разные активные методы работы.


Средства аудиального развития детей значительно шире, чем музыкального. Их можно объединить в триады, в зави­симости от соподчинения и поэтапного освоения. Можно выделить следующие взаимосвязанные триады: «шум — звук — музыка», «хаос - ритм — гармония», «тишина — молчание — пауза», «голос — интонация — тембр», «жест — речь — пение». Подробнее остановимся на средствах ауди­ального развития детей, рассмотрим их в динамике и во взаимосвязи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: