Шум, звук, музыка
Все вибрирующее, звучащее вокруг нас имеет степень ясности, определенности, гармонии. Рассмотрим особенности звучащего мира с позиции хаоса и гармонии, его влияния на соматику, психику и сознание человека. Одним из основных признаков музыкальности является точное интонирование. Интонирование, тон, тонус, тональность — явления одного порядка, но они часто не соотносятся друг с другом, так же, как и музыка, полностью отошедшая от своих прародителей — шума и немузыкального звука, и человек как часть природы утратили связь между собой.
На уровне восприятия человек может отличить шумы от звуков. Шум не имеет определенной высоты, т. е. тона, его нельзя воспроизвести певческим голосом, т. е. потянуть, спеть. Шум — это неорганизованный звук, более сложный по структуре, чем звук. В шуме отсутствует какая-либо система обертонов, он представляет собой вибрационный хаос. Но шум может обладать различной интенсивностью, силой. Чем громче шум, тем он разрушительнее. Люди, работающие при постоянном шуме, раньше и чаще теряют слух, чем люди «нешумных» профессий.
Шумами переполнен космос. И космические шумы представляют собой не хаос, а атлас, т. е. мировую гармонию. В масштабах человечества шумы — это хаос, в масштабах космоса они — гармония. В линейном, земном измерении шум представляет собой вибрирующий хаос, в космическом, пространствечном измерении, которое учитывали еще в Древнем мире. — гармонию. Философы древности утверждали, что космос — это звучащая гармония.
Можно ли гармонизировать шумы? Можно. Тому подтверждение — целая группа музыкальных инструментов в оркестре, которая предназначена для использования шумов в музыке. К ним относятся все ударные инструменты, за исключением звуковысотных, таких, как литавры.
|
Ударные инструменты, не имеющие определенной высоты, используются с целью создания ритмической основы оркестра, особой специфической тембровой окраски музыкального произведения. При этом ритм в шуме не является его сущностной характеристикой, в отличие от ритма в музыке, основой, свойством которой он является.
Звук отличается от шума тем, что имеет определенную высоту и воспринимается человеком как более гармоничная и благоприятная вибрационная информация. Особенность звука в том, что он имеет один основной тон, который основан на гармоничной комбинации обертонов. Звук, в отличие от шумов, может иметь эстетические характеристики. Поэтому он обладает терапевтическими возможностями, которые использовали в древние времена маги, шаманы, колдуны.
Звук предшествует и музыке, и слову, он вызывает глубинные бессознательные импульсы у человека. Современный человек ориентируется на смысл слов и музыки, поэтому он потерял способность распознавать качество, направленность, полезность, лечебный или разрушающий эффект звука.
Животные чувствуют полезность или опасность звуковых сигналов. Звуковое «нашествие» человека на живую природу, создание огромного количества механистичных, искусственных звуков привело к тому, что многие животные стремятся покинуть места проживания человека. Так было при освоении Сибири и Севера. Те животные, птицы, которые прижились в урбанизированной среде, отчасти теряют природные свойства, например голуби, вороны, которые активно осваивают жилые зоны и привыкают к городским шумам.
|
Темп, ритм жизни, ее звуковой фон лишают инстинкта самосохранения тех животных и птиц, которые остаются в городе. Засорение природной звуковой среды, оптимальной для всего живого на Земле, в том числе и для человека, способно изменить его и лишить природного иммунитета против разрушающего влияния механистического мира. Сохранение природной звуковой среды и приближение социального звукового фона к естественному, природному необходимы для физического, психического и ментального здоровья ребенка.
Музыка. Высшая звуковая гармония в земном измерении — это музыка. Обертоны музыкального звука являются гармоничными по отношению к основному тону. Музыкальный звук может издавать только музыкальный инструмент. Музыка всегда организована в определенном ритме, темпе, динамике. Она осмысленна, несет в себе музыкальный образ и имеет художественную (музыкальную) форму.
Появлению музыки предшествовали первозвуки, звуки природы, человеческого голоса. Это убедительно доказывает в своих трудах Р.И. Груоер. Предпесенные образцы различных племен, на первый взгляд, представляют собой сложные, трудные, изощренные напевы. Но их большой диапазон, множество скачков, «каверзные» интервалы свя заны не с развитой мелодикой, а со звуковой хаотичностью поющих, которая напоминает возгласы, крики, передающие эмоциональные состояния человека. Глиссандо форшлаги, придыхания в древних напевах восходят к нечленораздельным, звукоподражательным бессловесным истокам живой природы. Бурное, изломанное, «ревоподобное» пение имело шумовой характер звучания, таким образом пер вобытный человек искал звуковую гармонию.
|
Постепенно, от поколения к поколению происходили изменения, которые выражались в звуковом обогащении, дифференциации и качественном изменении содержания звуков. Так рождалась музыка.
Музыка объединяет космическую гармонию шумов с природной гармонией звуков, что позволяет ей примирить духовное и материальное начала в человеке разумном.
Подтверждением этой мысли является музыка XX века. Звуковая хаотичность, отказ от чистого музыкального тона, ритмическая дисгармония уподобляют ее музыке космоса, создают эффект первозвуков. Но это не естественная музыка вселенной, а придуманная, созданная земной, хотя, возможно, и значительной личностью.
Идеи, заложенные в современной атональной музыке, ярко выражены в творчестве известного нам представителя «новой музыки» А. Шенберга[23]. Композитор считает, что через музыку можно понять и постичь «сущность мира». Он убежден, что с музыкальным произведением надо обращаться как с живым совершенным организмом. По его мнению, такое отношение к музыке было свойственно великим композиторам, чье величие определялось способностью к чистому видению, чувствованию и слышанию.
У представителей новой музыки трудно читать партитуры, язык усложнен и оторван от простых природных звуков. Но «язык» природы, космоса, если он не понятен человеку, искаженно интерпретируется, ведет его к заблуждениям. Поэтому новая музыка не имеет большого распространения и слушают ее лишь избранные.
Таким образом, в триаде «шум - звук — музыка» каждый компонент выполняет определенные функции и имеет свои специфические особенности.
Шумы не имеют определенного тона, они хаотичны, но лишь в линейном, земном, а не в пространственном, космическом, измерении. Ритмически организованные шумы могут оказывать благоприятное воздействие на человека, однако однообразный ритм может пагубно влиять на его состояние.
Звуки имеют определенный тон, но обертоны могут не гармонировать с основным тоном. Звуки по отношению к человеку функциональны и способны гармонизировать физиологические процессы, происходящие в человеческом организме.
Музыка имеет чистые тона, сопровождаемые их гармоничными обертонами. Музыка, будучи творением человека, способна гармонизировать его душу и тело. И чем совершеннее человеческое творение, тем сильнее в нем отражается объективная гармония мира.
Шумы представляют и олицетворяют собой гармонию космоса, звуки — гармонию живой, но неразумной природы. Музыка рождена человеком разумным, который еще не нашел гармонии между природой и космосом, между материальным и духовным миром, но стремится к этой гармонии.
Таким образом, шумы, звуки, музыка генетически свя заны между собой. Они отражают разные стороны жизни, различны по качеству, направленности и степени влияния на человека и являются одними из основных средств аудиального развития детей. Именно они лежат в основе создания музыки жизни.
Музыка жизни. Музыка жизни наиболее мощно влияет на человека. Она включает в себя и классическую музыку и легкую музыку, но это только ее часть. Музыка жизни — это все окружающие человека шумовые и звуковые потоки, которые он может не слышать, но чувствовать их влияние. Они могут вдохновлять или подавлят1., помогать или мешать создавать ритм и темп жизни, вызывать катарсис (очищение) или негативные реакции в процессе активных действий и взаимодействий.
Музыка жизни — это не образ, а реальность. Мы уже говорили об энергетической природе музыки. Но можно говорить и об энергетической природе всего живого на Земле, в том числе и человека. Все живое движется, колеблется, вибрирует, но это движение невидимое, и поэтому оно не осознается человеком, а нередко и мистифицируется.
Музыка жизни является частью учебно-воспитательного процесса. Если учитель не организован, категоричен, неуживчив, он не способен чувствовать музыку жизни. Это проявится в его словах, поступках, действиях. Какие бы высокие слова о музыке он ни говорил, он не способен вызвать положительный отклик у детей на музыкальные произведения. Застывший в чувствах и обремененный бытовыми проблемами наставник только помеха между музыкой и ребенком. Есть много легких в общении, живых, здравомыслящих, мудро поступающих, гармоничных, выразительных, т. е. музыкальных, людей, которые могут не иметь музыкального образования. Они организуют свою жизнь по законам музыки: чувствуют форму, ощущают гармонию, ритм, динамику жизни. Они исполняют уникальную, неповторимую мелодию жизни потому, что жизнь пишется сразу же набело, без черновика. Нельзя верить вдохновению музыканта-исполнителя, музыканта-педагога, если он дома может грубо обращаться с ребенком, если он не может нести ответственность за свои поступки и действия, если он не может управлять собой.
Музыкальное искусство является существенной частью в музыке жизни. Именно она способна научить точно действовать, тонко чувствовать, мудро мыслить. Восприятие человеком своих проблем в отвлеченной, неконкретной художественной форме, т. е. в художественных образах, вызывает у него не боль и страдание, а катарсис. Именно с этой целью в Древнем Риме и Древней Греции писались комедии, драмы и трагедии: посмотри и не делай так. В них предупреждали человека о возможных последствиях такого поведения
Ошибочно считать искусство, в том числе и музыку, панацеей от бездуховности. Классическая музыка по отношению к человеку индифферентна а точнее, она просто безразлична к тем, кто безразличен по отношению к ней, вызывает неприятие у тех, кто ее не любит. Более того, она может усилить сильные качества человека и ослабить слабые, помочь страстному злому человеку совершить преступление и жаждущему справедливости оказаться щедрым и отзывчивым.
Огромное количество тому примеров. Так, хирург Ф. Углов перед ответственными операциями слушал музыку Бетховена Это помогало ему выполнить тончайшую, сложнейшую операцию качественно Во время агорой мировой войны фашисты могли, послушав музыку >.тховена, отправить заключенных в газовую камеру, пои этом гениальная музыка композитора давала им заряд энергии.
Музыка — это виорации И виорации зла, и вибрации добра могут отыскаться во всем, что звучит вокруг нас. Г * /зыка всего лишь усиливает их
А как же быть с высоким предназначением музыкр Обыватель, даже имея музыкальное образование, абсолютный слух и развитые музыкальные способности, при всем желании не сможет подняться до уровня понимания духовности музыки. Он способен прочесть лишь низший, быто вой, личностный музыкальный пласт. Известно, что среди великих композиторов были и психически нездоровые, и соматически больные, и несостоявшиеся в семейной жизни люди. Естественно, в их музыкальных произведениях отражались их личные проблемы. Эта субъективная часть и воспринимается обывателем.
Великие композиторы стремились к воплощению духовных идей и одновременно «вкладывали» в музыкальную ткань свои неосознанные психические проблемы.
Так, Г. Малер, поговорив однажды с 3. Фрейдом о психоанализе, понял, почему в его симфониях в храндиозных местах неожиданно возникают бессознательные банальные мелодии. Отец Малера плохо обращался со сво женой, и во время одной из ссор родителей ребенок убежал чз дома. Бесцельно гуляя по улице, он услышал венский мотив «Ах, мой милыи Августин»: в подсознании ребенка личная драма и легкое развлечение оказались связаны друг с другом. И действительно, осооенность музыки Малера — соединение смешного и патетического, иронического и 1орж.е- ственного. В Первой, «Титанической», симфонии у Малера есть похоронный марш на тему популярной в то время детской песенки «Братец Яков».
Исполнители также, как и композиторы, способны воздействовать на человека, более того, в момент исполнения именно они создаю! своеобразную «аудиальную ауру». Можно ли отличить высокую духовность от мощной, не всегда позитивной энергии? Может ли высокопрофессиональное исполнение нести отрицательную энергию? С обычными земными мерками человек не всегда способен отличить качественную технику исполнения от одухотворенного исполнения. То «чуть-чуть», которое мы способны почувствовать при исполнении артистов с достаточно высокой степенью мастерстра, которое приводит к трепету и волнению, говорит о мощной энергии коллектива. Хотя эта мощь может быть и разнонаправленной: или отрицательной, или положительной.
Приведу пример. В 1983 году нам удалось в течение нескольких месяцев бывать на репетициях хоровых коллективов в Москве. Какое удовольствие мы получали от работы В. Минина с Московским академическим хором! Все участники коллектива оыли деловыми, подтянутыми, доброжелательными, активными, быстро включающимися в работ" Так было не на одной-двух показательных репетициях. Это было естественным состоянием исполнителей, которые одухотворяли музыку и получали от процесса творчества воодушевление. Не случайно пение этого коллектива всегда волновало и вдохновляло слушателей. Музыкантам удавалось отсечь все оытовое, отягощающее их жизнь, поэтому хоровое пение несло тот положительный энергетический заряд, который поднимает исполнителя и слушателя на иной духовный уровень.
Также и талантливый педагог, работая с детьми, способен создать особую атмосферу сотворчества Дети, как оркестр, способны подчиняться главному дирижеру-учителю, который организует их деятельность по художественным законам.