Воспитательная сила хороводов




Музыкальные занятия являются коллективной формой творчества детей. Позитивная коллективная деятельность всегда усиливает возможности ребенка. Наиболее ярко осо­бенности и сила коллектива проявляются в хороводах. Ма­гическая сила круговых танцев известна с древних времен. Постепенно хороводы вытеснили круговые ритуальные дей­ства и стали формой народных танцев. В настоящее время они сохранились и бытуют лишь в виде традиций детских хороводов вокруг новогодних елок, круговых песен-танцев студентов-стройотрядовцев и современных народных танцев, например сиртаки или летки-еньки.

Древние славяне, индейцы, папуасы, эскимосы — прак­тически все народы на Земле имели огромное количество круговых танцев. В чем сила хоровода? Если рассмотреть ритуалы любого народа, то круговые танцы занимали в них главное место. Например, бразильские индейцы любой праздник начинали с церемонии популярного кругового танца «Паришера». Танцевальные движения повторялись всеми очень точно, ритмично, единообразно и энергично, как будто это был слаженный танцевальный коллектив. После активного кругового танца все поворачивались ли­цом внутрь круга и запевали песню, сначала один человек, затем все, постепенно усиливая пение до мощного звуча­ния, после кульминации возвращаясь к исходному тихому звучанию.

По окончании пения сразу же затевался новый танец, в котором солировали мужчины, выступали барабанщики. Так происходило своеобразное включение плясок «друг в друга». Танцующие раскрашивали и украшали татуировкой свои тела. Браслеты, ожерелья из зубов животных и семян плодов являлись своеобразными оберегами и атрибутами действа. Нередко количество участников доходило до двух­сот человек. И чем больше было участников, тем могуще­ственнее и внушительнее было зрелище.

Во время такого ритуального действа каждый человек получал часть общей, усиленной друг другом, энергии. Эф­фект усиления даже слабого исполнителя известен певцам хорового коллектива. Ребенок, который не может петь один, так как у него слабый голос, в хоре ощущает силу и мощь собственного голоса под воздействием других. Десять участников удесятеряют силу одного.

На внеклассных музыкальных занятиях можно прово­дить круговые упражнения различной направленности и с различными целями Это могут быть ритмические упражне­ния, т. е. танцы-марши, танцы-пляски; драматические (пла­стические) упражнения — танец-сказка, танец-поэма, та­нец-сказ, танец-драма.

Конечной целью этой работы является вдохновение, на­полнение энергией детей, решение проблем общения, взаи­модействия, ритмической организа ции совместной деятельности.

Работу по круговым упражне­ниям, тренингам, хороводам, танцам можно проводить в начале урока. Когда дети входят в класс под музыку (рис. 2), они сразу об­разуют круг — первый ученик при­соединяется к последнему ученику, вошедшему в класс.

После пятиминутной тренинго- вой работы дети могут исполнить знакомую песню, включая разнооб­разные ритмические упражнения.

Затем дети под музыку могут разомкнуть круг или змейкой (рис. 3), или двигаясь к центру круга, а затем от центра красиво пройти к своим местам (рис. 4). При этом во время движения они могут выполнять пластические упражнения руками, головой, туловищем.

Пластические движения рук в хороводе — удивительно красивое зрелище, которое имеет не только эстетическое значение, но и энергизирует детей. Можно, взявшись за руки через одного (рис. 5), плавно поднимать сцепленные руки вверх, постепенно напрягая их. Чем выше поднимают­ся руки, тем сильнее напряжение. При опускании рук на­пряжение снижается. Можно встать в два круга — один внутри другого. В одном кругу дети поднимают руки вверх, одновременно в другом — вниз.

Если площадь не позволяет вставать детям в круг, то можно проводить упражнения в два ряда (рис. 6). Как обыч­но, дети входят в класс под музыку, но идут не на место, а выстраиваются в два ряда у доски. Затем проводится рабо­та, которая планировалась в хороводе.

Остановимся на ритмических упражнениях, которые ис­полняются в кругу, и рассмотрим также основные трудности по развитию ритмичности как качества личности и способы их преодоления с помощью музыки, энергии всех детей и вдохновения учителя. При этом учителю необходимо выпол­нять самому и научить детей выполнять следующие условия.

1. Ходить, двигаться, говорить, действовать музыкаль­но, т. е. красиво, пластично, выразительно, изящно.

2. Гнев, возмущение, злость и другие отрицательные чувства изображать художественно, но не испытывать ре­ально.

3. Быть очень чуткими, внимательными и быстро реаги­ровать на все реплики и задания учителя.

4. При подготовке к следующему упражнению двигаться тихо, незаметно, легко.

Предлагаемые ниже тренинги проводятся в различных темпах, но начинать их следует с медленного (умеренного) темпа, затем постепенно ускоряя его. Завершать упражне­ние необходимо в умеренном темпе.

5 <

> *.

Рис. 5

 

Рис. 4
Рис. 3

Рис. 6

своего места и передает право движения следующему за ним ребенку.

По окончании упражнения, когда по кругу прошли все дети, каждый (или по выбору учителя) анализирует свои ощущения (как он себя чувствовал и в какой части круга ребята помогали ему пройти, в какой — нет).

На следующих занятиях темп ускоряется до бега. Но бе­жать необходимо легко и быстро. Учитель сам участвует в этой игре, а затем анализирует состояние детей. Влажные, холодные, дрожащие руки говорят о психологических про блемах реоенка. Мягкие, теплые ладошки говорят о душев­ном покое.

Экстраверты пытаются при быстром темпе выйти из круга, интроверты пытаются уменьшить круг и сворачива­ют к центру. Если у детей нарушено чувство времени, то они проходят свое место в кругу или не доходят до него. Жела­тельно, чтобы эти дети еще раз прошли по кругу и ощутили пространство. Если упражнение удалось, то комфортная благоприятная обстановка на протяжении всего урока обес­печена для детей и педагога.

Музыкальные шаги

Дети исполняют все вместе один ритмический рисунок: J — ти-ти-та. Движение на месте начинается с ле­вой ноги, с подчеркивания длительности — та. Затем зада­ние усложняется. Дети по очереди каждой ногой исполняют по одному элементу:

1-й ребенок — левой ногой -ти

правой ногой J ' -ти 2-й ребенок — левой ногой -та правой ногой ^Ь[27] -ти


3-й ребенок — левой ногой J -ти

правой ногой J -та

и т.д. по кругу до первого ребенка. Детям предлагается не смотреть на ноги, слушать ритм, исполняемый ногами, и произносить «ти-ти-та...».

Если в классе некоторые дети не справляются с ритмом, то можно изменить упражнение следующим образом. Каж дый ребенок исполняет полную ритмическую фигур} — ти- ти-та. Затем этот же ритм исполняет следующий ребенок и т.д. по кругу.

После усвоения этого ритма в умеренном темпе можно ускорить темп до быстрого. В дальнейшем ритмы постепен но изменяются и усложняются:

ЕНШЕЩШ

ЩИВШШЯ

Эти упражнения развивают внимание к музыкальному ритму, умение слушать и чувствовать ритм, умение в нуж­ный момент перейти от активного слушания к активному исполнению. Их можно исполнять сидя за партами, высту­кивая ритм ладонями по парте поочередно цепочкой или змейкой.

3. Передай другому

Детям раздаются палочки деревянные или лучше мед­ные, так как они очень легко проводят энергию, в том числе и человеческую. Дети держат палочку в правой руке, педа­гог считает до трех — дети перекладывают палочку на каж­дый счет из одной руки в другую, на счет «четыре» — из левой руки передают палочку ребенку, стоящему слева, а правой рукой берут палочку из рук ребенка, стоящего справа. У каждого вновь оказывается в правой руке палоч­ка Дети репетируют, считая вслух:

• на счет «раз» перекладывают из правой руки в левую,

• на счет «два» перекладывают из левой руки в правую,

• на счет «три» перекладывают из правой руки в левую,

• на счет «четыре» левой передают свою палочку, правой берут новую.

Как только дети усвоят действия, можно ускорить темп, изменить расположение рук: быстрый темп предполагает точные, мелкие движения, при этом руки находятся на уровне груди В медленном темпе руки можно поднять над головой и, раскачивая туловищем, ритмично покачивая го­ловой, плавно исполнять ритмические действия

Затем дети выбирают люоое знакомое им двудольное стихотворное произведение. Определяют его характер и ис­полняют упражнение, сопровождая его чтением стихотво­рения. Декламация должна быть ритмичной, выразитель­ной и доброжелательной по характеру, так как с палочками дети передают и энергию.

Это упражнение на передачу энергии, приведение к од­ному темпу и ритму урока, выравнивание энергетических полей и обмен невербальной инфоэмацией. Концентрация внимания в момент упражнения позволит сосредоточиться и улучшить восприятие музыки на уроке.

4. Пожелания

Детям, стоящим в кругу, предлагается придумать поже лание, но не в виде слов, а в виде прикосновения. Дети придумывают варианты: мягкий укол пальчиком — «будь активен»; ласковое, поглаживающее прикосновение — «будь спокоен»; ободряющий шлепок — «не горюй» и т.д.

Рядом стоящие дети обмениваются прикосновениями и кратко обсуждают их характер. Затем начинается круговой обмен пожеланиями по цепочке. Принимаются все вариан­ты ответов, без обсуждения. Но учитель отмечает для себя неадекватные ответы: не все дети способны определить ха­рактер прикосновения. Если прикосновение было твердым, а ребенку оно показалось грубым — это говорит о ранимос­ти, если мягкое прикосновение оценивается как пожелание быть решительным, значит, ребенок не чувствует состояние окружающих и может стать агрессивным в ситуации, в ко­торой ему не грозит опасность.

На следующем занятии задание изменяется. Дети также прикасаются друг к другу, но характеризуют прикосновение прилагательными или приводят сравнения. Чем больше по­добрано подходящих слов, тем лучше и тоньше ребенок по­нял характер прикосновения Например, к ребенку легко прикоснулись пальчиками — побарабанили по плечу. Ответ может быть следующим: «Прикосновение легкое, воздуш­ное, игривое, щекотливое, беззаботное, мягкое, доброе, бодрое, ласковое».

Этот вариант упражнения помогает детям характеризо вать качество действия, выявлять выразительность беспред­метного явления. Музыка беспредметна и выразительна, но музыкальную выразительность надо научиться чувствовать, «видеть», слышать и вербализовать, т. е. словесно выражать.

Предложенное упражнение можно проводить в конце тренинговой работы организационного момента при входе на урок или при выходе в конце урока. Если этим упражне­нием завершается урок, то дети могут попрощаться с учите­лем, заменив слова и поклоны прикосновением к руке учи­теля.

Если у ребенка день рождения, то одноклассники могут по окончании урока, проходя мимо именинника, поздра­вить его, бережно прикоснувшись к руке. Не все дети в этом возрасте умеют и хотят поздравлять словами, но поздравле­ние через прикосновение дается им легко.

Однако учитель, предлагая такой способ общения, дол­жен быть уверен, что дети искренне осознали, что прикос­новение должно быть положительным, доброжелательным. Иначе такая работа окажется не только бесполезной, но и вредной.

Каждое из предложенных упражнений осваивается и исполняется на трех-четырех занятиях, затем дети или знакомятся с его вариантом, или переходят к следующему упражнению. По мере освоения упражнений можно на од­ном уроке использовать два-три задания, но такой органи­зационный этап урока или занятия не должен длиться бо­лее 5-7 минут.

Подобную работу можно проводить и на протяжении всего урока, используя пластические разминки, ритмические минутки в процессе разучивания песен, слушания музыки Игры, пластические упражнения, драматические этюды опи саны в параграфе «Пластическое фантазирование».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: