Музыкальные занятия являются коллективной формой творчества детей. Позитивная коллективная деятельность всегда усиливает возможности ребенка. Наиболее ярко особенности и сила коллектива проявляются в хороводах. Магическая сила круговых танцев известна с древних времен. Постепенно хороводы вытеснили круговые ритуальные действа и стали формой народных танцев. В настоящее время они сохранились и бытуют лишь в виде традиций детских хороводов вокруг новогодних елок, круговых песен-танцев студентов-стройотрядовцев и современных народных танцев, например сиртаки или летки-еньки.
Древние славяне, индейцы, папуасы, эскимосы — практически все народы на Земле имели огромное количество круговых танцев. В чем сила хоровода? Если рассмотреть ритуалы любого народа, то круговые танцы занимали в них главное место. Например, бразильские индейцы любой праздник начинали с церемонии популярного кругового танца «Паришера». Танцевальные движения повторялись всеми очень точно, ритмично, единообразно и энергично, как будто это был слаженный танцевальный коллектив. После активного кругового танца все поворачивались лицом внутрь круга и запевали песню, сначала один человек, затем все, постепенно усиливая пение до мощного звучания, после кульминации возвращаясь к исходному тихому звучанию.
По окончании пения сразу же затевался новый танец, в котором солировали мужчины, выступали барабанщики. Так происходило своеобразное включение плясок «друг в друга». Танцующие раскрашивали и украшали татуировкой свои тела. Браслеты, ожерелья из зубов животных и семян плодов являлись своеобразными оберегами и атрибутами действа. Нередко количество участников доходило до двухсот человек. И чем больше было участников, тем могущественнее и внушительнее было зрелище.
|
Во время такого ритуального действа каждый человек получал часть общей, усиленной друг другом, энергии. Эффект усиления даже слабого исполнителя известен певцам хорового коллектива. Ребенок, который не может петь один, так как у него слабый голос, в хоре ощущает силу и мощь собственного голоса под воздействием других. Десять участников удесятеряют силу одного.
На внеклассных музыкальных занятиях можно проводить круговые упражнения различной направленности и с различными целями Это могут быть ритмические упражнения, т. е. танцы-марши, танцы-пляски; драматические (пластические) упражнения — танец-сказка, танец-поэма, танец-сказ, танец-драма.
Конечной целью этой работы является вдохновение, наполнение энергией детей, решение проблем общения, взаимодействия, ритмической организа ции совместной деятельности.
Работу по круговым упражнениям, тренингам, хороводам, танцам можно проводить в начале урока. Когда дети входят в класс под музыку (рис. 2), они сразу образуют круг — первый ученик присоединяется к последнему ученику, вошедшему в класс.
После пятиминутной тренинго- вой работы дети могут исполнить знакомую песню, включая разнообразные ритмические упражнения.
Затем дети под музыку могут разомкнуть круг или змейкой (рис. 3), или двигаясь к центру круга, а затем от центра красиво пройти к своим местам (рис. 4). При этом во время движения они могут выполнять пластические упражнения руками, головой, туловищем.
|
Пластические движения рук в хороводе — удивительно красивое зрелище, которое имеет не только эстетическое значение, но и энергизирует детей. Можно, взявшись за руки через одного (рис. 5), плавно поднимать сцепленные руки вверх, постепенно напрягая их. Чем выше поднимаются руки, тем сильнее напряжение. При опускании рук напряжение снижается. Можно встать в два круга — один внутри другого. В одном кругу дети поднимают руки вверх, одновременно в другом — вниз.
Если площадь не позволяет вставать детям в круг, то можно проводить упражнения в два ряда (рис. 6). Как обычно, дети входят в класс под музыку, но идут не на место, а выстраиваются в два ряда у доски. Затем проводится работа, которая планировалась в хороводе.
Остановимся на ритмических упражнениях, которые исполняются в кругу, и рассмотрим также основные трудности по развитию ритмичности как качества личности и способы их преодоления с помощью музыки, энергии всех детей и вдохновения учителя. При этом учителю необходимо выполнять самому и научить детей выполнять следующие условия.
1. Ходить, двигаться, говорить, действовать музыкально, т. е. красиво, пластично, выразительно, изящно.
2. Гнев, возмущение, злость и другие отрицательные чувства изображать художественно, но не испытывать реально.
3. Быть очень чуткими, внимательными и быстро реагировать на все реплики и задания учителя.
4. При подготовке к следующему упражнению двигаться тихо, незаметно, легко.
Предлагаемые ниже тренинги проводятся в различных темпах, но начинать их следует с медленного (умеренного) темпа, затем постепенно ускоряя его. Завершать упражнение необходимо в умеренном темпе.
|
5 < |
> *. |
Рис. 5 |
Рис. 4 |
Рис. 3 |
Рис. 6
своего места и передает право движения следующему за ним ребенку.
По окончании упражнения, когда по кругу прошли все дети, каждый (или по выбору учителя) анализирует свои ощущения (как он себя чувствовал и в какой части круга ребята помогали ему пройти, в какой — нет).
На следующих занятиях темп ускоряется до бега. Но бежать необходимо легко и быстро. Учитель сам участвует в этой игре, а затем анализирует состояние детей. Влажные, холодные, дрожащие руки говорят о психологических про блемах реоенка. Мягкие, теплые ладошки говорят о душевном покое.
Экстраверты пытаются при быстром темпе выйти из круга, интроверты пытаются уменьшить круг и сворачивают к центру. Если у детей нарушено чувство времени, то они проходят свое место в кругу или не доходят до него. Желательно, чтобы эти дети еще раз прошли по кругу и ощутили пространство. Если упражнение удалось, то комфортная благоприятная обстановка на протяжении всего урока обеспечена для детей и педагога.
Музыкальные шаги
Дети исполняют все вместе один ритмический рисунок: J — ти-ти-та. Движение на месте начинается с левой ноги, с подчеркивания длительности — та. Затем задание усложняется. Дети по очереди каждой ногой исполняют по одному элементу:
1-й ребенок — левой ногой -ти
правой ногой J ' -ти 2-й ребенок — левой ногой -та правой ногой ^Ь[27] -ти
3-й ребенок — левой ногой J -ти
правой ногой J -та
и т.д. по кругу до первого ребенка. Детям предлагается не смотреть на ноги, слушать ритм, исполняемый ногами, и произносить «ти-ти-та...».
Если в классе некоторые дети не справляются с ритмом, то можно изменить упражнение следующим образом. Каж дый ребенок исполняет полную ритмическую фигур} — ти- ти-та. Затем этот же ритм исполняет следующий ребенок и т.д. по кругу.
После усвоения этого ритма в умеренном темпе можно ускорить темп до быстрого. В дальнейшем ритмы постепен но изменяются и усложняются:
ЕНШЕЩШ
ЩИВШШЯ
Эти упражнения развивают внимание к музыкальному ритму, умение слушать и чувствовать ритм, умение в нужный момент перейти от активного слушания к активному исполнению. Их можно исполнять сидя за партами, выстукивая ритм ладонями по парте поочередно цепочкой или змейкой.
3. Передай другому
Детям раздаются палочки деревянные или лучше медные, так как они очень легко проводят энергию, в том числе и человеческую. Дети держат палочку в правой руке, педагог считает до трех — дети перекладывают палочку на каждый счет из одной руки в другую, на счет «четыре» — из левой руки передают палочку ребенку, стоящему слева, а правой рукой берут палочку из рук ребенка, стоящего справа. У каждого вновь оказывается в правой руке палочка Дети репетируют, считая вслух:
• на счет «раз» перекладывают из правой руки в левую,
• на счет «два» перекладывают из левой руки в правую,
• на счет «три» перекладывают из правой руки в левую,
• на счет «четыре» левой передают свою палочку, правой берут новую.
Как только дети усвоят действия, можно ускорить темп, изменить расположение рук: быстрый темп предполагает точные, мелкие движения, при этом руки находятся на уровне груди В медленном темпе руки можно поднять над головой и, раскачивая туловищем, ритмично покачивая головой, плавно исполнять ритмические действия
Затем дети выбирают люоое знакомое им двудольное стихотворное произведение. Определяют его характер и исполняют упражнение, сопровождая его чтением стихотворения. Декламация должна быть ритмичной, выразительной и доброжелательной по характеру, так как с палочками дети передают и энергию.
Это упражнение на передачу энергии, приведение к одному темпу и ритму урока, выравнивание энергетических полей и обмен невербальной инфоэмацией. Концентрация внимания в момент упражнения позволит сосредоточиться и улучшить восприятие музыки на уроке.
4. Пожелания
Детям, стоящим в кругу, предлагается придумать поже лание, но не в виде слов, а в виде прикосновения. Дети придумывают варианты: мягкий укол пальчиком — «будь активен»; ласковое, поглаживающее прикосновение — «будь спокоен»; ободряющий шлепок — «не горюй» и т.д.
Рядом стоящие дети обмениваются прикосновениями и кратко обсуждают их характер. Затем начинается круговой обмен пожеланиями по цепочке. Принимаются все варианты ответов, без обсуждения. Но учитель отмечает для себя неадекватные ответы: не все дети способны определить характер прикосновения. Если прикосновение было твердым, а ребенку оно показалось грубым — это говорит о ранимости, если мягкое прикосновение оценивается как пожелание быть решительным, значит, ребенок не чувствует состояние окружающих и может стать агрессивным в ситуации, в которой ему не грозит опасность.
На следующем занятии задание изменяется. Дети также прикасаются друг к другу, но характеризуют прикосновение прилагательными или приводят сравнения. Чем больше подобрано подходящих слов, тем лучше и тоньше ребенок понял характер прикосновения Например, к ребенку легко прикоснулись пальчиками — побарабанили по плечу. Ответ может быть следующим: «Прикосновение легкое, воздушное, игривое, щекотливое, беззаботное, мягкое, доброе, бодрое, ласковое».
Этот вариант упражнения помогает детям характеризо вать качество действия, выявлять выразительность беспредметного явления. Музыка беспредметна и выразительна, но музыкальную выразительность надо научиться чувствовать, «видеть», слышать и вербализовать, т. е. словесно выражать.
Предложенное упражнение можно проводить в конце тренинговой работы организационного момента при входе на урок или при выходе в конце урока. Если этим упражнением завершается урок, то дети могут попрощаться с учителем, заменив слова и поклоны прикосновением к руке учителя.
Если у ребенка день рождения, то одноклассники могут по окончании урока, проходя мимо именинника, поздравить его, бережно прикоснувшись к руке. Не все дети в этом возрасте умеют и хотят поздравлять словами, но поздравление через прикосновение дается им легко.
Однако учитель, предлагая такой способ общения, должен быть уверен, что дети искренне осознали, что прикосновение должно быть положительным, доброжелательным. Иначе такая работа окажется не только бесполезной, но и вредной.
Каждое из предложенных упражнений осваивается и исполняется на трех-четырех занятиях, затем дети или знакомятся с его вариантом, или переходят к следующему упражнению. По мере освоения упражнений можно на одном уроке использовать два-три задания, но такой организационный этап урока или занятия не должен длиться более 5-7 минут.
Подобную работу можно проводить и на протяжении всего урока, используя пластические разминки, ритмические минутки в процессе разучивания песен, слушания музыки Игры, пластические упражнения, драматические этюды опи саны в параграфе «Пластическое фантазирование».