Поскольку центр чувства ритма находится в левом, «логическом», полушарии, то, занимаясь ритмическим фантазированием, учитель развивает умственную активность детей. Но организовать активное ритмическое творчество можно лишь при условии развития определенных ритмических навыков, которые представляют собой необходимый набор основных ритмических фигур, закрепленных на мышечном уровне
Ощутить ритмичность окружающего мира ребенок способен лишь в процессе мышечного вчувствования, поэтому ритмическое фантазирование должно слиться с пластическим. Движения целесообразно сопровождать ритмами на шумовых музыкальных инструментах — бубне, барабане, маракасах и др. (подробнее об этом см. «Пластическое фантазирование»).
Сложность музыкального ритма в том, что связь «увидел — воспроизвел» представляет собой цепь знаний и умений, перешедших в навык. Ребенок должен знать названия нот, место их расположения, названия длительностей, их обозначения, уметь интонировать и воспроизводить названия нот и длительностей одновременно. В условиях общеобразовательной школы это возможно лишь при условии выбора самых оптимальных приемов и методов работы с детьми и определения необходимого минимального объема музыкальной грамоты.
Изучение длительностей и пение их на любые слоги лишает детей возможности обозначить длительность в виде знака и мышечно запомнить соотношение знака и его длительности. Наиболее оптимальной и удачной для «мышечного вчувствования» ритма является известная слоговая система обозначения длительностей.
т п j J
Ти-ри-ти-ри ти ти та та-а
Дети быстро соотносят образ длительностей и их слоговое соотношение. С первого раза им удается повторять их безошибочно, без напряжения. Но навык в комбинации длительностей появится у детей лишь после многократного повторения этих ритмических комбинаций.
|
Можно заготовить карточки с ритмическими фигурами и проводить на каждом уроке в течение минуты ритмическую разминку.
Чуть позже ввести пунктирный ритм — J. J4 тай ти.
Как только дети станут свободно ориентироваться в ритмических таблицах, можно переходить к оитмам фраз знакомых песен и песен, которые дети будут разучивать на уроке. Дети получают огромное удовольствие, когда узнают исполненный ритм в песне.
Лишь систематическая работа разовьет у детей навык свободной ориентации в ритмических фигурах, который предполагает моментальное и свободное воспроизведение увиденного. Только после этого возможно свооодное ритмическое фантазирование.
Ритмичность полностью зависит от темпа. Темп жизни, темп урока, темп музыки определяют жизненные функции
организма и душевное состояние человека. Во Вселенной у темпа нет предела. Но человек не способен бегать со скоростью света или передвигаться, как черепаха. У него есть свои, оптимальные, темпы жизни, которые зависят от деятельности. Ошибочно думать, что, если ребенок делает все быстро, это хорошо. Прежде всего надо учитывать его психологические особенности и содержание работы. В любой группе есть дети подвижные, есть медлительные, поэтому важно в совместной деятельности выбрать умеренный темп.
Развитие чувства темпа и ритма возможно в процессе проведения следующей работы с детьми. Сравните различные темпы с движением, настроением, образом:
|
ТЕМП СОСТОЯНИЕ Очень
медленный заторможенность Медленный покой
Умеренный движение
Быстрый активность Очень
быстрый суперактивность лень
размышление
радость
стремление
НАСТРОЕНИЕ ОБРАЗ |
болото тропинка солнце ветер вихрь |
страсть
К каждому темпу следует подобрать соответствующую музыку и пластические движения. Для медленного темпа нужно выбрать медленную колыбельную, для умеренного — любую жизнерадостную песню или небыстрый танец, для быстрого — зажигательный, энергичный танец, для очень быстрого — стремительную, яркую и громкую музыку. Очень медленный темп можно передать без помощи музыкального произведения. Можно взять несколько музыкальных и немузыкальных инструментов: треугольник, трещотку, любой шуршащий предмет — и вне ритма медленно издавать звуки и шумы. Постепенно нужно отказаться от музыки и исполнять движения, опираясь лишь на образ или настроение.
Движения могут быть разнообразными, например: очень медленный темп можно передать в движениях ленивого человека или в образе всепоглощающей трясины,
а также медленным движением с «опозданием». (Педагог показывает движение, дети его выполняют через 3—4 секунды.) Завершать такие этюды желательно в умеренном темпе. Можно закончить этюд и в быстром темпе в тех случаях, если дети данного класса пассивны и если последующая работа предполагает быстрый темп, например исполнение песни в быстром темпе.
После того как знания о ритме и темпе станут чувством ритма и чувством темпа, можно переходить к ритмическому фантазированию. Работу в этом направлении мы рекомендуем начать с фантазирования на тему собственного имени каждого ребенка. Имя, по П. Флоренскому, неуловимая инстанция, идея в нас, сторож родовых наследий[28]. Действительно, резонансная частота имени обволакивает человека, защищает его и лечит. Поэтому ребенку важно хорошо относиться к своему имени, а взрослые должны прививать бережное отношение в обращении друг с другом.
|
Сначала с детьми можно провести следующую беседу.
«В Африке детям давали не только обычное, но и рит мическое имя. Когда ребенок убегал далеко, чтобы позвать его домой, достаточно было исполнить его имя на барабане или любом звучащем предмете. Услышав свое ритмическое имя, ребенок быстро возвращался домой».
Предложите детям несколько заданий на ритмизацию их имен.
Задание 1. Детям предлагается всем вместе исполнить в различных ритмах свои имена.
а>4 J |J J J | J J J | J J >||
Свет-ла-на, E - ле - на, Ma -ри -на, На -та -ша, Се -ре-жа, И - ри -на.
64J JI J J ЫJII
Ю - pa, Ми - ша, Ко-ля, Ю - ля, Ma - ша, О -ля.
531 J J I J J | J J > И
Ba - ле - pa, Со-ня, Са-ша, Де-нис, Ев - ге-ний, Да-ша.
Задание 2. Детям предлагается придумать ритмические имена одному из ребят (по желанию). Все вместе обсуждают характер ребенка, но только его положительные стороны. Если ребенок агрессивный, то лучше сказать, что он активный, напористый, уверенный, настойчивый.
Затем дети по группам из 2—4 человек (рядом сидящие дети) придумызают ритм. Через минугу группы предлагают варианты ритмических имен ребенка. Ритм имени, признанный лучшим, исполняется всем классом выразительно и музыкально. Ритмический рисунок не должен быть длинным. Например:
1 1&Л Ч
ти ти-ри ти ти ти та
ти тай ти тай ти ти ти ти ти тай
Заоание 3. Сидящие за одной партой дети придумывают ритмические имена друг другу, исходя из характера каждого. Например, Маша — веселая, ее ритмическое имя будет динамичным:
ТЛЛ ш jffl IJ>I
ти-ри-ти-ри ти ти ти-ри-ти-ри та
Оля — спокойная, ей будет соответствовать следующее ритмическое имя:
!Ши J jij. I
та-а та та-а-а та та та та-а-а
Затем дети исполняют придуманные ритмы в парах, предлагая остальным определить, какой ритм кому принадлежит.
Можно подобрать ритм к фразам и стихам. Предварительно дети обговаривают характер, настроение, содержание, образы и их развитие, возможные остановки — паузы — я другие особенности стиха. Можно придумать ритмы, которые передают характер явлений природы (ветра, бури, дождя, грозы). Придумывая ритмы для животных, можно предварительно представить конкретную ситуацию, дав ей название, например «Заяц в огороде», «Лев в жаркий полдень», «Корова и теленок», «Собака на охоте». В данном случае можно использовать прием ритмического диалога. Например, корова щиплет траву и передвигается медленно: та та та-а та-а та-а, теленок прыгает вокруг: ти ти-ри ти ти-ри ти ти-ри та. При этом использование основных штрихов (legato, поп legato, staccato), динамических оттенков, определенного темпа позволит ожи вить ритмический язык ооразов.
Научившись свободно использовать динамические (временные) ритмы, дети смогут свободнее управлять ритмами собственной жизни, т. е. обретут такое важное качество человека разумного, как ритмичность. Ощущать воздействие ритмов окружающей среды — значит легко адаптироваться к ней.
На занятиях можно выявлять ритмы и темпы не только в музыке, но и в живописных полотнах, архитектуре, поэзии, художественной фотографии. Развивая у детей ритмическую наблюдательность, предложите им выявить ритмические структуры в окружающей жизни: конструкции зданий, аллеи деревьев, расходящиеся дорожки, расположение предметов в квартире, детали одежды и т.д. Это поможет им точно определить состояние среды, ее пассивность или активность, благоприятность или агрессивность. Дети смогут самопроизвольно защищаться от резкого, аритмичного, зажатого, а значит, необъективного человека, так как ритмичность «прочитывается» на бессознательном уровне.
1)>афическое фантазирование
Ребенок в младшем школьном возрасте не всегда может вербализовать свое отношение к услышанному. Часто дети
5. Зак. 887
так доверяют учителю, что его размышления о музыке принимают за «свое» мнение.
Бессознательные процессы, которые происходят под воздействием звуков, речи, не управляются человеком, но могут быть выражены графически. Понаблюдайте за собой, когда вы слушаете кого-либо по телефону или сидите на лекции. Нередко вы непроизвольно начинаете что-либо чертить, т. е. графически выражать накопившуюся энергию и неосознанное отношение к получаемой информации.
То же самое может происходить и под воздействием музыки. [рафическое выражение музыки может быть адекватным и неадекватным.
Адекватная реакция ребенка на музыкальное произведение заключается в изображении, которое соответствует характеру музыки. В этом случае поток звуковых импульсов увлекает его за собой, вызывая ассоциативные образы непосредственно под воздействием музыки.
Неадекватная реакция на музыку может быть выражена в выборе не соответствующих ее характеру линий, цвета (к веселой музыке подобран темно-коричневый или черный цвет), рисунок не связан по сюжету с музыкальными образами (под спокойную мелодию ребенок рисует дракона или костер).
Графическое фантазирование может состояться при условии использования методов артгерапии и особенно му- зыкотерапии, потому что творчество — это процесс выражения бессознательных импульсов.
Слушание музыки и ее свободное изображение не является самоцелью. Это средство, с помощью которого ребенок должен почувствовать прилив сил, энергии, ощутить удовольствие, активизировать умственную деятельность, выплеснуть накопившуюся энергию и решить мучившую его проблему.
Прежде всего необходимо определить круг музыкальных произведений, которые можно использовать с целью музы- котерапии. К ним можно отнести инструментальные пьесы спокойного характера, оптимистичные, мягкие по контрастам и эмоционально не перенасыщенные произведения.
Чрезмерно эмоциональная энергичная музыка может стать причиной перевозбуждения слабых, впечатлительных детей. Известен классический пример реакции маленького Эдварда Грига на музыку Бетховена. Он забивался в угол и просил прекратить ее исполнение, потому что она его путала.
Методы музыкотерапии применяются для снятия напряжения, для расслабления. Очень полезно с этой целью использовать записи шумов и звуков природы. Они являются самым благоприятным для релаксации (расслабления) средством.
Условия проведения графического фантазирования под музыку следующие:
• запись музыки должна быть качественной, без сопутствующих шумов, которые могут оказывать негативное влияние на детей;
• дети должны быть повернуты к источнику звука лицом и находиться от него на расстоянии не менее полутора метров. Лучше, если между детьми и звуком не будет препятствий в виде стола учителя, парт учеников, так как волна будет отражаться от заслоняющих детей предметов и воздействовать на них в искаженном виде;
• дети должны быть достаточно свободны и расслаблены, руки и ноги не перекрещены и не соединены. Естественная и спокойная поза, ненапряженные мышцы лица позволят детям прислушаться к себе;
• необходимо настроить детей на восприятие так, чтобы они освободились от всех мыслей и сосредоточились на себе (прислушались к внутреннему миру, подумали о себе);
• педагог должен избавиться от плохих мыслей, критики других и себя, бытовых проблем, иначе он может переложить свои проблемы на плечи детей и негативное состояние во время музыкотерапии усилится;
• произведение должно быть непродолжительным — 2-4 минуты, если дети должны будут рисовать по окончании музыки, и 7-10 минут, если они будут рисовать под нее;
• в музыкотерапии не следует переключать внимание детей на название, характер, средства музыкальной выразительности произведения. В данном случае центром внимания должен быть внутренний мир ребенка, а не музыка. Основная ошибка при использовании методов музыкотерапии в том, что педагог смещает внимание с состояния ребенка на характер музыки, как при художественном восприятии.
Рассмотрим несколько возможных вариантов заданий, которые может использовать учитель в зависимости от поставленных целей.
1. Свободное погружение в музыку и свободный поток графических образов, который позволяет определить степень зависимости реоенка от имеющихся психологических проблем и умение переключать самостоятельно (произвольно) свое внимание с внутренних процессов на внешние воздействия. В данном случае определенных заданий перед слушанием не ставится, идет только общая подготовка к восприятию. Дети готовят альбомные листы, фломастеры или карандаши (допустимо, а иногда и желательно использование простых карандашей или авторучки, если не ставится задача цветового тестирования), садятся свободно и под музыку прислушиваются к себе
Вариант 1. После прослушанного фрагмента дети рассказывают о том, что они чувствовали, как музыка действовала на их мысли, чувства, тело. Затем учитель предлагает детям нарисовать свои впечатления не об услышанном, а о своих чувствах, которые возникли в момент звучания музыки. Учитель включает музыку, дети рисуют. Затем дети рассказывают, почему их чувства получились в изображении такими. Рисунки не обсуждаются с позиции их художественной ценности и соответствия характеру музыки.
Содержанием предложенного варианта задания является рефлексия под музыку.
Вариант 2. Дети слушают музыку, затем без обсуждения и специальных указаний учителя в полной тишине начинают рисовать. Голос учителя должен быть мягким, слова — предельно лаконичными, чтобы не стать помехой в процессе графической передачи состояний детей. Если учитель предельно «уходит в тень» во время работы детей, вероятность точной передачи их внутреннего состояния увеличивается.
В данном случае основной способ музыкотерапии — это рефлексия в момент отстранения от музыки.
Вариант 3. Создается атмосфера погружения в себя, т. е. прислушивания к себе. Учитель включает музыку, дети через несколько секунд после включения музыки начинают рисовать, графически изображая свое состояние.
Это и есть собственно музыкотсрапия — полное погружение в музыкальный поток и автономия, отстранение от окружающих. В данном случае возможно перемещение детей по классу, для того чтобы каждый мог остаться наедине с собой. Поиски места для уединения (подоконник, место учителя, уголок, где можно присесть на корточки) должны быть бесшумными, движения легкими, незаметными: надо пройти к выбранному месту «как мышка».
После окончания музыки дети тихо садятся на свои места и начинают размышлять, используя ранее предложенный план, при этом важно не обсуждать художественное произведение, а сосредоточиться на собственных переживаниях. Как только дети начинают гочорить, автономия каждого кончается, все включаются в социальную ситуацию.
Если в классе есть дети, которые имеют мощный негативный фон (это можно определить по изображению), то желательно по окончании обсуждения поработать с ними. Необходимо с помощью всего класса вспомнить музыку, которая прозвучала, и создать ее обобщенный положительный образ. Ребенку с проблемным рисунком предложите описать визуальный образ, а затем предложите всем детям еще раз послушать этот фрагмент, представляя описанную картину. В результате музыка может повлиять на чувства, эмоциональное состояние этого ребенка.
2. Предлагаемые задания основаны на воспоминании закрепленного на мышечном уровне эмоционального опыта. У ребенка, пережившего какое-либо событие, остаются «эмоциональные следы» в виде мышечных реакций на подобные ситуации. Если в раннем детстве он услышал сдавленный голос мамы, когда он упал и больно ударился, то любой напряженный, испуганный голос может вызвать у него ощущения, эмоции, которые он испытал от боли и испуга при падении. Предложенные задания лучше проводить в группах из 10—15 человек в неформальной обстановке, в помещении с мягкими креслами или стульями, кото рые расположены по кругу. Подобную работу можно проводить в условиях обычной классной комнаты.
Каждому ребенку предлагается вспомнить два эпизода из его жизни, один из которых ему очень неприятен, другой вызывает добрые, приятные воспоминания. Это может быть неудачный ответ, когда все в классе смеялись, или ответ на очень сложный вопрос, на который не мог ответить никто Это может быть ссора с другом или похвала родителей. Тема может быть задана учителем, но выбор должен остаться за ребенком.
Сначала дети вспоминают плохой эпизод из своей жизни. Затем учитель включает функциональную музыку, дети подробно вспоминают эпизод, какие чувства они испытывали, и лишь затем начинают рисовать образ этого события и пережитых эмоций под грустную мелодию.
По завершении работы учитель сразу же предлагает детям вспомнить удачный эпизод из их жизни, включает более оптимистическую музыку.
Далее обсуждаются оба рисунка, начинать анализ следует с отрицательного эпизода. Музыка в данном случае усиливает воспоминание и дает возможность освободиться через рисунок от гнета пережитых неприятных событий и усилить приятные воспоминания
По окончании занятия дети разрывают листочки с рисунками плохих переживаний и торжественно, один за другим выбрасывают в корзину. Это ритуал прощания с плохими событиями Положительные же рисунки они могут подарить педагогу, отнести домой в личную папку рисунков или сделать выставку работ в классе. В этом случае дети могут оформить рисунки, подписав их и дав название, желательно в образной форме, например: «Воспоминание», «Радость», «Желание», «Вместе с другом», «Утренняя прогулка» и т.д.
3. Детям предлагается ряд заданий по соотнесению характера линий, цвета с музыкальными произведениями. Предварительно учитель рассказывает о цветомузыке, о системе Ньютона, в которой соотнесены различные цвета и звуки звукоряда. Дети подбирают разнообразные варианты линий, штрихов. Очень важно настроить детей на то, чтобы их выбор цвета был индивидуальным, не зависел от предложенных художниками, учеными систем взаимосвязи звука и цвета.
4. Возможно проведение минуток отдыха под музыку на любых уроках и даже на уроке музыки. Если дети утомлены или возбуждены, предложите им под спокойную, но ритмичную музыку рисовать орнаменты или ритмические композиции фигур, соответствующие характеру музыки. Такую работу можно проводить и по образцу, хотя желательно, чтобы дети сами выбрали орнамент или ряд ритмически расположенных фигур. Можно использовать цветные карандаши, чтобы рисунки были яркими.
Пластическое фантазирование
Чем меньше ребенок, тем естественнее, пластичнее его движения. Его умственная активность зависит от свободы тела: сообразительным ребенок становится в момент физической активности, свободы действий. Ребенок с комплексами неполноценности зажат, невыразителен, находится в напряжении, его умственная деятельность затруднена.
Расслабиться, получить удовольствие от ощущения свободы тела может помочь ребенку взрослый, но родители, педагоги имеют достаточно комплексов и мышечных зажимов. Ребенок же младшего школьного возраста непроизвольно, не осознавая повторяет, копирует их мышечные зажимы.
Если, например, напряжены и постоянно зажаты мышцы шеи отца — руководителя предприятия (а несгибаемый, озабоченный проблемами руководитель непроизвольно напрягает шею, которая с трудом поворачивается из стороны в сторону), то напрягаются мышцы шеи и спины у сына. В этом случае ребенок будет плохо интонировать, фальшиво петь.
Если инфантильная мама, неуверенная в себе, заискивающая перед людьми, непроизвольно зажимает мышцы и суставы ног, то у ее дочери плохо развиваются мышцы и становятся негибкими суставы ног. Голос у такого ребенка будет слабым, неуверенным
Строгая учительница любит читать нотации детям, указывать родителям на недостатки детей, при этом в момент разговора и даже мысленного диалога мышцы ее рук становятся напряженными. У такой учительницы дети в момент ссор между собой будут копировать ее напряженные, негибкие движения рук В данном случае пение у детей может быть зажатым и крикливым, тембр будет неприятным.
Непроизвольная реакция детей на случайные или постоянные жесты, мимику, движения взрослых приводит к появлению двигательных стереотипов, которые влияют на возникновение комплексов неполноценности. Именно работа по пластическому фантазированию восстанавливает природную, естественную гибкость, выразительность тела ребенка. Для этого нужна определенная система развития, которая должна непременно включать упражнения по пластическому самовыражению в процессе движения.
Пластическое фантазирование должно сопровождаться идеомоторной деятельностью. (Идеомоторный — от греч. idea — идея, образ, лат. motor — движение, действие.) Это позволит ослабить или снять комплексы у ребенка. Такую деятельность можно назвать идеомоторным самомассажем. Ребенку предлагается передавать в движении характер, например, птицы, которая свободно, радостно, вольно, сильно размахивает крыльями. Выполняя задание, ребенок мысленно «поглаживает», расслабляет свои внутренние органы, мышцы, суставы. По JI. Хей, каждая клетка тела способна думать, т. е. реагировать на любую мысль, любое движение. И в зависимости от характера воздействия на нее клетка погибает или развивается. Положительные мысли подают сигнал в организм, сообщая каждой клетке: «Ваша жизнь в безопасности».
Упражнения под музыку должны начинаться с крупных движений всего тела, корпуса, ног, рук, головы. Амплитуда движений должна быть большой и полной, каждый сустав должен работать и быть подвижным Это создает ощущение красоты, гибкости, выразительности, пластичности. Детям предлагаются варианты разнообразных цвижений рук: к себе, от себя, в стороны, вверх, вниз, назад, волнообразно, винтообразно, с легкими изгибами в суставах, как это делают танцовщицы.
Такое разнообразие движений можно придумать и для ног (медленные приседания, разведение ног в стороны, выразительные движения на цыпочках, пружинистые шаги и т.д.), и для корпуса (повороты, «закрутка» туловища, поднятие плеч, движения в талии, прогибы назад, вперед, в стороны, растягивание боковых мышц туловища и др.).
Разным движениям, позам, жестам можно придумать образные названия. Например, ладони, повернутые внутрь, заведенные назад руки, вытянутая шея и расслабленный корпус представляют собой позу, которую можно назвать «Добрый пингвин» Этот этюд можно исполнить под «Чальс- шутку» Д. Шостаковича
От пластической выразительности можно перейти к социальной интерпретации жестов, мимики, движений. Покажите детям различные позы: сидеть развалившись, уперев руки в бока, скрестив на груди и т.д. Попытайтесь с ними определить значение каждой позы и возможность работать в свободном состоянии. Проследите на занятии за позами детей и обратите их внимание на тех, кто очень выразителен в движениях.
После выполнения крупных движений можно предложить детям упражнения на разминку мелкой мускулатуры. Педагог должен работать над развитием мелкой мускулатуры детей, которая способна оказать благоприятное воздействие на мыслительную деятельность. Мышечные ощущения, действия. «мускульное «чувствование» помогают развивать ловкие, точные движения. Аудиовизуальная наблюдательность и мышечная память, в которой запечатлен предыдущий опыт, гармонизируют движения мысли и тела.
Можно активно использовать пальчиковые упражнения или организовать пальчиковый пантомимический «театр», где дети будут разыгрывать маленькие беззвучные сценки Сценкам можно дать названия: быстрые движения пальцев можно назвать «Порхание мотыльков», вращение предплечьями с неподвижными локтевыми суставами — «Забавный Арлекин», хватательные движения пальцев ног можно назвать «Курочка на насесте».
Этюды, тренинги, упражнения можно проводить в виде имитации, импровизации. Для развития пластики рекомендуются этюды «Волна» (волнообразные движения рук перед собой), «Крылья» (волнообразные движения разведенных в разные стороны рук), «Змея» (извивающиеся движения туловища, рук и ног), «Хвост павлина» (плавные движения расходящихся за спиной рук). Движения-образы содержатся в этюдах «Трусливый заяц», «Назойливая муха», «Пружинки», «Когти». Язык действий очень выразителен: предложите де гям изобразить, как они убегают, скачут, спотыкаются, останавливаются, отпрыгивают, перепрыгиваю! и т.д. Ребята могут показать, как они идут на цыпочках, чтобы не разбудить спящую маму, проходят по узкой дощечке, по ос трым камням, маршируют, как солдаты, перепрыгивают че рез лужу, перебираются через барьер, пролезают в узкое отверстие и т.д.
Если работа проводилась систематически, то можно разыграть, «озвучить» в движениях музыку Щедрина «Озор ные частушки», Прокофьева «Сказочка», отдельные пьесы Сен-Санса из «Карнавала животных», Мусоргского из «Картинок с выставки».
Сыграйте с детьми в этюды «На выставке у каотины», «В магазине у витрины», «В переполненном автобусе». Для передачи подробностей действия можно мимически представить диалоги болтушек, сплетниц, заговорщиков, фантазеров, спорщиков, драчунов и т.д.; показать животных (слона, медведя, лису, сову), сказочных героев (Чеоурашку, Винни-Пуха). Импровизация детей до^окна быть тщательно продумана учителем: выоранный сказочный персонаж знаком детям, разработаны ситуации, действия, выбраны воооражаемые необходимые предметы, дана характеристика предполагаемых отношений персонажей, их эмоций в развитии.
Можно тренировать движения, передающие состояния веселья, недовольства, радости, растерянности. Постепенно упражнение можно усложнить, выделяя только положительные или отрицательные качества и усиливая их по степени проявления (безмятежность — спокойная радость — возбуждение — восхищение - восторг).
Целесообразность и выразительность любых движений может быть достигнута лишь при условии постоянного контроля за качеством выполнения, с привлечением воображения детей: образ вытягивающего шею лебедя можно создать, представив, как он изящно, медленно и плавно делает это.
После предварительной работы — этюдов, упражнений, тренингов — можно переходить с детьми к элементам эвритмии — собственно пластическому фантазированию под музыку или под чтение стихов, точнее, фантазированию на тему музыки и стихов. Фантазирование — это всегда импровизация, но требующая определенной подготовки.
Сначала дети слушают музыку и по просьбе педагога показывают руками движение музыки: динамическое развитие фразы — движение рук от себя, завершение фразы — движение рук к себе, мелодия не имеет динамического развития, «стоит на месте» — руки делают разнообразные мелкие движения. Педагог активно помогает детям «услышать» руками движение музыки. Важно, чтобы дети почувствовали, что движение музыки к кульминации передается открытым корпусом и широко разведенными руками, завершение фразы сопровождается «сворачиванием», «сжатием» всего тела
Затем дети «слушают» эту музыку всем телом и пытаются свободно двигаться под нее, «раскрываясь» при развитии музыки и «закрываясь» при завершении мотива, фразы, целой темы. Если ребенок начинает фантазировать и двигаться, не чувствуя музыки, — это не страшно: он пока не чувствует ритма социальной жизни, поэтому неритмичен в музыке. Постепенно он начнет прислушиваться к жизненным ритмам, принимать их, вибрировать в них, как настроенный музыкальный инструмент в оркестре. А пока им движет его внутреннее «я». Важнее, чтобы внешние движения его были плавными, мягкими, выразительными, пластичными, напоминающими замедленные съемки
Педагог может сопровождать звучание музыки короткими, выразительными поясняющими фразами: «Вы легкие, как пушинки, как струящийся воздух», «Плавно и легко перемещаетесь по залу». «Вы настолько легкие, что свободно перемещаетесь, не мешая друг другу».
Можно использовать различные образы. Предложите детям представить полет снежинок, птиц, движение воздуха, дуновение легкого ветерка, движение волн на море, струящегося ручейка, капелек воды и т.д.
Более сложное задание — исполнение оркестровой музыки по «партиям». Одна группа детей «исполняет» мелодию: слушает ее развитие и пластически выражает. Другая группа детей слушает сопровождение, ритмическую основу музыкального произведения и в пластике передает ритмическую основу. Для выполнения задания нужен репетиционный момент: слушание музыки детьми, сопровождающееся комментариями педагога, которые помогают детям слушать свою «партию». Причем в самой группе каждый ребенок подбирает свои движения, что создает полиритмию движений, как будто звучит многоголосие в пластике.
Совместное исполнение представляется в виде пластически звучащего оркестра, если педагог помогает детям услышать музыкальные группы (ударные, духовые, скрипичные инструменты), представить характер каждой группы инструментов и передать в движении. «Звучащий» оркестр в пластике — незабываемое зрелище, насыщенное фантазией, выразительностью и оригинальностью. Оно напоминает первомузыку, первозвуки, которые предшествовали музыкальному творчеству человека, поэтому желательно выбирать для пластического фантазирования музыку, в которой слышатся звуки природы, музыку без однообразного ритма, с развернутой, красивой мелодией.
Подобное зрелище можно создать, работая со стихами. Педагог выразительно, с пафосом читает стихи о природе, интонационно понижая или повышая голос. Дети «вслушиваются» всем телом и начинают подбирать движения, соответствующие ритму, темпу, характеру стихов, интонациям голоса педагога.
Если дети уже занимались вербальным, ритмическим, графическим фантазированием, то они с легкостью смогут выразить характер стихов и музыки. Главное условие пластического фантазирования — слушать и слышать самого себя в музыке, эмоционально сопереживать и выразительно, легко, свободно, пластично передавать в движении услышанную внутри себя музыку.