Ритмическое фантазирование




Поскольку центр чувства ритма находится в левом, «ло­гическом», полушарии, то, занимаясь ритмическим фанта­зированием, учитель развивает умственную активность де­тей. Но организовать активное ритмическое творчество можно лишь при условии развития определенных ритми­ческих навыков, которые представляют собой необходимый набор основных ритмических фигур, закрепленных на мы­шечном уровне

Ощутить ритмичность окружающего мира ребенок спо­собен лишь в процессе мышечного вчувствования, поэтому ритмическое фантазирование должно слиться с пластичес­ким. Движения целесообразно сопровождать ритмами на шумовых музыкальных инструментах — бубне, барабане, маракасах и др. (подробнее об этом см. «Пластическое фан­тазирование»).

Сложность музыкального ритма в том, что связь «уви­дел — воспроизвел» представляет собой цепь знаний и уме­ний, перешедших в навык. Ребенок должен знать названия нот, место их расположения, названия длительностей, их обозначения, уметь интонировать и воспроизводить назва­ния нот и длительностей одновременно. В условиях обще­образовательной школы это возможно лишь при условии выбора самых оптимальных приемов и методов работы с детьми и определения необходимого минимального объема музыкальной грамоты.

Изучение длительностей и пение их на любые слоги ли­шает детей возможности обозначить длительность в виде знака и мышечно запомнить соотношение знака и его дли­тельности. Наиболее оптимальной и удачной для «мышеч­ного вчувствования» ритма является известная слоговая си­стема обозначения длительностей.

т п j J

Ти-ри-ти-ри ти ти та та-а

Дети быстро соотносят образ длительностей и их слого­вое соотношение. С первого раза им удается повторять их безошибочно, без напряжения. Но навык в комбинации длительностей появится у детей лишь после многократного повторения этих ритмических комбинаций.

Можно заготовить карточки с ритмическими фигурами и проводить на каждом уроке в течение минуты ритмичес­кую разминку.

Чуть позже ввести пунктирный ритм J. J4 тай ти.

Как только дети станут свободно ориентироваться в ритмических таблицах, можно переходить к оитмам фраз знакомых песен и песен, которые дети будут разучивать на уроке. Дети получают огромное удовольствие, когда узнают исполненный ритм в песне.

Лишь систематическая работа разовьет у детей навык свободной ориентации в ритмических фигурах, который предполагает моментальное и свободное воспроизведение увиденного. Только после этого возможно свооодное рит­мическое фантазирование.

Ритмичность полностью зависит от темпа. Темп жизни, темп урока, темп музыки определяют жизненные функции
организма и душевное состояние человека. Во Вселенной у темпа нет предела. Но человек не способен бегать со скоро­стью света или передвигаться, как черепаха. У него есть свои, оптимальные, темпы жизни, которые зависят от дея­тельности. Ошибочно думать, что, если ребенок делает все быстро, это хорошо. Прежде всего надо учитывать его пси­хологические особенности и содержание работы. В любой группе есть дети подвижные, есть медлительные, поэтому важно в совместной деятельности выбрать умеренный темп.

Развитие чувства темпа и ритма возможно в процессе проведения следующей работы с детьми. Сравните различ­ные темпы с движением, настроением, образом:


 

 


ТЕМП СОСТОЯНИЕ Очень

медленный заторможенность Медленный покой

Умеренный движение

Быстрый активность Очень

быстрый суперактивность лень

размышление

радость

стремление

НАСТРОЕНИЕ ОБРАЗ
болото тропинка солнце ветер вихрь

страсть


 

 


К каждому темпу следует подобрать соответствующую музыку и пластические движения. Для медленного темпа нужно выбрать медленную колыбельную, для умеренного — любую жизнерадостную песню или небыстрый танец, для быстрого — зажигательный, энергичный танец, для очень быстрого — стремительную, яркую и громкую музыку. Очень медленный темп можно передать без помощи музы­кального произведения. Можно взять несколько музыкаль­ных и немузыкальных инструментов: треугольник, трещот­ку, любой шуршащий предмет — и вне ритма медленно из­давать звуки и шумы. Постепенно нужно отказаться от музыки и исполнять движения, опираясь лишь на образ или настроение.


Движения могут быть разнообразными, например: очень медленный темп можно передать в движениях лени­вого человека или в образе всепоглощающей трясины,
а также медленным движением с «опозданием». (Педагог показывает движение, дети его выполняют через 3—4 секун­ды.) Завершать такие этюды желательно в умеренном тем­пе. Можно закончить этюд и в быстром темпе в тех случаях, если дети данного класса пассивны и если последующая работа предполагает быстрый темп, например исполнение песни в быстром темпе.

После того как знания о ритме и темпе станут чувством ритма и чувством темпа, можно переходить к ритмическому фантазированию. Работу в этом направлении мы рекомен­дуем начать с фантазирования на тему собственного имени каждого ребенка. Имя, по П. Флоренскому, неуловимая ин­станция, идея в нас, сторож родовых наследий[28]. Действи­тельно, резонансная частота имени обволакивает человека, защищает его и лечит. Поэтому ребенку важно хорошо от­носиться к своему имени, а взрослые должны прививать бережное отношение в обращении друг с другом.

Сначала с детьми можно провести следующую беседу.

«В Африке детям давали не только обычное, но и рит мическое имя. Когда ребенок убегал далеко, чтобы позвать его домой, достаточно было исполнить его имя на барабане или любом звучащем предмете. Услышав свое ритмическое имя, ребенок быстро возвращался домой».

Предложите детям несколько заданий на ритмизацию их имен.

Задание 1. Детям предлагается всем вместе исполнить в различных ритмах свои имена.

а>4 J |J J J | J J J | J J >||

Свет-ла-на, E - ле - на, Ma -ри -на, На -та -ша, Се -ре-жа, И - ри -на.

64J JI J J ЫJII

Ю - pa, Ми - ша, Ко-ля, Ю - ля, Ma - ша, О -ля.

531 J J I J J | J J > И

Ba - ле - pa, Со-ня, Са-ша, Де-нис, Ев - ге-ний, Да-ша.

Задание 2. Детям предлагается придумать ритмические имена одному из ребят (по желанию). Все вместе обсуждают характер ребенка, но только его положительные стороны. Если ребенок агрессивный, то лучше сказать, что он актив­ный, напористый, уверенный, настойчивый.

Затем дети по группам из 2—4 человек (рядом сидящие дети) придумызают ритм. Через минугу группы предлагают варианты ритмических имен ребенка. Ритм имени, при­знанный лучшим, исполняется всем классом выразительно и музыкально. Ритмический рисунок не должен быть длин­ным. Например:

1 1&Л Ч

ти ти-ри ти ти ти та

ти тай ти тай ти ти ти ти ти тай

Заоание 3. Сидящие за одной партой дети придумывают ритмические имена друг другу, исходя из характера каждо­го. Например, Маша — веселая, ее ритмическое имя будет динамичным:

ТЛЛ ш jffl IJ>I

ти-ри-ти-ри ти ти ти-ри-ти-ри та

Оля — спокойная, ей будет соответствовать следующее ритмическое имя:

!Ши J jij. I

та-а та та-а-а та та та та-а-а

Затем дети исполняют придуманные ритмы в парах, пред­лагая остальным определить, какой ритм кому принадлежит.

Можно подобрать ритм к фразам и стихам. Предваритель­но дети обговаривают характер, настроение, содержание, об­разы и их развитие, возможные остановки — паузы — я другие особенности стиха. Можно придумать ритмы, которые пере­дают характер явлений природы (ветра, бури, дождя, грозы). Придумывая ритмы для животных, можно предварительно представить конкретную ситуацию, дав ей название, напри­мер «Заяц в огороде», «Лев в жаркий полдень», «Корова и теленок», «Собака на охоте». В данном случае можно исполь­зовать прием ритмического диалога. Например, корова щип­лет траву и передвигается медленно: та та та-а та-а та-а, теле­нок прыгает вокруг: ти ти-ри ти ти-ри ти ти-ри та. При этом использование основных штрихов (legato, поп legato, staccato), динамических оттенков, определенного темпа позволит ожи вить ритмический язык ооразов.

Научившись свободно использовать динамические (вре­менные) ритмы, дети смогут свободнее управлять ритмами собственной жизни, т. е. обретут такое важное качество че­ловека разумного, как ритмичность. Ощущать воздействие ритмов окружающей среды — значит легко адаптироваться к ней.

На занятиях можно выявлять ритмы и темпы не только в музыке, но и в живописных полотнах, архитектуре, по­эзии, художественной фотографии. Развивая у детей рит­мическую наблюдательность, предложите им выявить рит­мические структуры в окружающей жизни: конструкции зданий, аллеи деревьев, расходящиеся дорожки, располо­жение предметов в квартире, детали одежды и т.д. Это по­может им точно определить состояние среды, ее пассив­ность или активность, благоприятность или агрессивность. Дети смогут самопроизвольно защищаться от резкого, арит­мичного, зажатого, а значит, необъективного человека, так как ритмичность «прочитывается» на бессознательном уровне.

1)>афическое фантазирование

Ребенок в младшем школьном возрасте не всегда может вербализовать свое отношение к услышанному. Часто дети

5. Зак. 887

так доверяют учителю, что его размышления о музыке при­нимают за «свое» мнение.

Бессознательные процессы, которые происходят под воздействием звуков, речи, не управляются человеком, но могут быть выражены графически. Понаблюдайте за собой, когда вы слушаете кого-либо по телефону или сидите на лекции. Нередко вы непроизвольно начинаете что-либо чертить, т. е. графически выражать накопившуюся энергию и неосознанное отношение к получаемой информации.

То же самое может происходить и под воздействием му­зыки. [рафическое выражение музыки может быть адекват­ным и неадекватным.

Адекватная реакция ребенка на музыкальное произве­дение заключается в изображении, которое соответствует характеру музыки. В этом случае поток звуковых импульсов увлекает его за собой, вызывая ассоциативные образы не­посредственно под воздействием музыки.

Неадекватная реакция на музыку может быть выражена в выборе не соответствующих ее характеру линий, цвета (к веселой музыке подобран темно-коричневый или чер­ный цвет), рисунок не связан по сюжету с музыкальными образами (под спокойную мелодию ребенок рисует дракона или костер).

Графическое фантазирование может состояться при ус­ловии использования методов артгерапии и особенно му- зыкотерапии, потому что творчество — это процесс выра­жения бессознательных импульсов.

Слушание музыки и ее свободное изображение не явля­ется самоцелью. Это средство, с помощью которого ребе­нок должен почувствовать прилив сил, энергии, ощутить удовольствие, активизировать умственную деятельность, выплеснуть накопившуюся энергию и решить мучившую его проблему.

Прежде всего необходимо определить круг музыкальных произведений, которые можно использовать с целью музы- котерапии. К ним можно отнести инструментальные пьесы спокойного характера, оптимистичные, мягкие по контрас­там и эмоционально не перенасыщенные произведения.


Чрезмерно эмоциональная энергичная музыка может стать причиной перевозбуждения слабых, впечатлительных детей. Известен классический пример реакции маленького Эдварда Грига на музыку Бетховена. Он забивался в угол и просил прекратить ее исполнение, потому что она его путала.

Методы музыкотерапии применяются для снятия на­пряжения, для расслабления. Очень полезно с этой целью использовать записи шумов и звуков природы. Они явля­ются самым благоприятным для релаксации (расслабления) средством.

Условия проведения графического фантазирования под музыку следующие:

• запись музыки должна быть качественной, без сопут­ствующих шумов, которые могут оказывать негативное вли­яние на детей;

• дети должны быть повернуты к источнику звука лицом и находиться от него на расстоянии не менее полутора мет­ров. Лучше, если между детьми и звуком не будет препят­ствий в виде стола учителя, парт учеников, так как волна будет отражаться от заслоняющих детей предметов и воз­действовать на них в искаженном виде;

• дети должны быть достаточно свободны и расслабле­ны, руки и ноги не перекрещены и не соединены. Есте­ственная и спокойная поза, ненапряженные мышцы лица позволят детям прислушаться к себе;

• необходимо настроить детей на восприятие так, что­бы они освободились от всех мыслей и сосредоточились на себе (прислушались к внутреннему миру, подумали о себе);

• педагог должен избавиться от плохих мыслей, крити­ки других и себя, бытовых проблем, иначе он может перело­жить свои проблемы на плечи детей и негативное состояние во время музыкотерапии усилится;

• произведение должно быть непродолжительным — 2-4 минуты, если дети должны будут рисовать по оконча­нии музыки, и 7-10 минут, если они будут рисовать под нее;

• в музыкотерапии не следует переключать внимание де­тей на название, характер, средства музыкальной выразитель­ности произведения. В данном случае центром внимания должен быть внутренний мир ребенка, а не музыка. Основ­ная ошибка при использовании методов музыкотерапии в том, что педагог смещает внимание с состояния ребенка на характер музыки, как при художественном восприятии.

Рассмотрим несколько возможных вариантов заданий, которые может использовать учитель в зависимости от по­ставленных целей.

1. Свободное погружение в музыку и свободный поток графических образов, который позволяет определить сте­пень зависимости реоенка от имеющихся психологических проблем и умение переключать самостоятельно (произволь­но) свое внимание с внутренних процессов на внешние воз­действия. В данном случае определенных заданий перед слушанием не ставится, идет только общая подготовка к восприятию. Дети готовят альбомные листы, фломастеры или карандаши (допустимо, а иногда и желательно исполь­зование простых карандашей или авторучки, если не ста­вится задача цветового тестирования), садятся свободно и под музыку прислушиваются к себе

Вариант 1. После прослушанного фрагмента дети рас­сказывают о том, что они чувствовали, как музыка действо­вала на их мысли, чувства, тело. Затем учитель предлагает детям нарисовать свои впечатления не об услышанном, а о своих чувствах, которые возникли в момент звучания музы­ки. Учитель включает музыку, дети рисуют. Затем дети рас­сказывают, почему их чувства получились в изображении такими. Рисунки не обсуждаются с позиции их художе­ственной ценности и соответствия характеру музыки.

Содержанием предложенного варианта задания являет­ся рефлексия под музыку.

Вариант 2. Дети слушают музыку, затем без обсуждения и специальных указаний учителя в полной тишине начина­ют рисовать. Голос учителя должен быть мягким, слова — предельно лаконичными, чтобы не стать помехой в процес­се графической передачи состояний детей. Если учитель предельно «уходит в тень» во время работы детей, вероят­ность точной передачи их внутреннего состояния увеличи­вается.

В данном случае основной способ музыкотерапии — это рефлексия в момент отстранения от музыки.

Вариант 3. Создается атмосфера погружения в себя, т. е. прислушивания к себе. Учитель включает музыку, дети че­рез несколько секунд после включения музыки начинают рисовать, графически изображая свое состояние.

Это и есть собственно музыкотсрапия — полное погру­жение в музыкальный поток и автономия, отстранение от окружающих. В данном случае возможно перемещение де­тей по классу, для того чтобы каждый мог остаться наедине с собой. Поиски места для уединения (подоконник, место учителя, уголок, где можно присесть на корточки) должны быть бесшумными, движения легкими, незаметными: надо пройти к выбранному месту «как мышка».

После окончания музыки дети тихо садятся на свои места и начинают размышлять, используя ранее предло­женный план, при этом важно не обсуждать художествен­ное произведение, а сосредоточиться на собственных пе­реживаниях. Как только дети начинают гочорить, автоно­мия каждого кончается, все включаются в социальную си­туацию.

Если в классе есть дети, которые имеют мощный не­гативный фон (это можно определить по изображению), то желательно по окончании обсуждения поработать с ними. Необходимо с помощью всего класса вспомнить музыку, которая прозвучала, и создать ее обобщенный положительный образ. Ребенку с проблемным рисунком предложите описать визуальный образ, а затем предло­жите всем детям еще раз послушать этот фрагмент, пред­ставляя описанную картину. В результате музыка может повлиять на чувства, эмоциональное состояние этого ре­бенка.

2. Предлагаемые задания основаны на воспоминании закрепленного на мышечном уровне эмоционального опы­та. У ребенка, пережившего какое-либо событие, остаются «эмоциональные следы» в виде мышечных реакций на по­добные ситуации. Если в раннем детстве он услышал сдав­ленный голос мамы, когда он упал и больно ударился, то любой напряженный, испуганный голос может вызвать у него ощущения, эмоции, которые он испытал от боли и испуга при падении. Предложенные задания лучше прово­дить в группах из 10—15 человек в неформальной обстанов­ке, в помещении с мягкими креслами или стульями, кото рые расположены по кругу. Подобную работу можно прово­дить в условиях обычной классной комнаты.

Каждому ребенку предлагается вспомнить два эпизода из его жизни, один из которых ему очень неприятен, другой вызывает добрые, приятные воспоминания. Это может быть неудачный ответ, когда все в классе смеялись, или ответ на очень сложный вопрос, на который не мог ответить никто Это может быть ссора с другом или похвала родителей. Тема может быть задана учителем, но выбор должен остаться за ребенком.

Сначала дети вспоминают плохой эпизод из своей жиз­ни. Затем учитель включает функциональную музыку, дети подробно вспоминают эпизод, какие чувства они испыты­вали, и лишь затем начинают рисовать образ этого события и пережитых эмоций под грустную мелодию.

По завершении работы учитель сразу же предлагает де­тям вспомнить удачный эпизод из их жизни, включает бо­лее оптимистическую музыку.

Далее обсуждаются оба рисунка, начинать анализ следу­ет с отрицательного эпизода. Музыка в данном случае уси­ливает воспоминание и дает возможность освободиться че­рез рисунок от гнета пережитых неприятных событий и уси­лить приятные воспоминания

По окончании занятия дети разрывают листочки с ри­сунками плохих переживаний и торжественно, один за дру­гим выбрасывают в корзину. Это ритуал прощания с плохи­ми событиями Положительные же рисунки они могут по­дарить педагогу, отнести домой в личную папку рисунков или сделать выставку работ в классе. В этом случае дети могут оформить рисунки, подписав их и дав название, же­лательно в образной форме, например: «Воспоминание», «Радость», «Желание», «Вместе с другом», «Утренняя про­гулка» и т.д.

3. Детям предлагается ряд заданий по соотнесению ха­рактера линий, цвета с музыкальными произведениями. Предварительно учитель рассказывает о цветомузыке, о си­стеме Ньютона, в которой соотнесены различные цвета и звуки звукоряда. Дети подбирают разнообразные варианты линий, штрихов. Очень важно настроить детей на то, чтобы их выбор цвета был индивидуальным, не зависел от предло­женных художниками, учеными систем взаимосвязи звука и цвета.

4. Возможно проведение минуток отдыха под музыку на любых уроках и даже на уроке музыки. Если дети утомлены или возбуждены, предложите им под спокойную, но рит­мичную музыку рисовать орнаменты или ритмические ком­позиции фигур, соответствующие характеру музыки. Такую работу можно проводить и по образцу, хотя желательно, чтобы дети сами выбрали орнамент или ряд ритмически расположенных фигур. Можно использовать цветные ка­рандаши, чтобы рисунки были яркими.

Пластическое фантазирование

Чем меньше ребенок, тем естественнее, пластичнее его движения. Его умственная активность зависит от свободы тела: сообразительным ребенок становится в момент физи­ческой активности, свободы действий. Ребенок с комплек­сами неполноценности зажат, невыразителен, находится в напряжении, его умственная деятельность затруднена.

Расслабиться, получить удовольствие от ощущения сво­боды тела может помочь ребенку взрослый, но родители, пе­дагоги имеют достаточно комплексов и мышечных зажимов. Ребенок же младшего школьного возраста непроизвольно, не осознавая повторяет, копирует их мышечные зажимы.

Если, например, напряжены и постоянно зажаты мыш­цы шеи отца — руководителя предприятия (а несгибаемый, озабоченный проблемами руководитель непроизвольно на­прягает шею, которая с трудом поворачивается из стороны в сторону), то напрягаются мышцы шеи и спины у сына. В этом случае ребенок будет плохо интонировать, фальши­во петь.

Если инфантильная мама, неуверенная в себе, заиски­вающая перед людьми, непроизвольно зажимает мышцы и суставы ног, то у ее дочери плохо развиваются мышцы и становятся негибкими суставы ног. Голос у такого ребенка будет слабым, неуверенным

Строгая учительница любит читать нотации детям, ука­зывать родителям на недостатки детей, при этом в момент разговора и даже мысленного диалога мышцы ее рук стано­вятся напряженными. У такой учительницы дети в момент ссор между собой будут копировать ее напряженные, не­гибкие движения рук В данном случае пение у детей может быть зажатым и крикливым, тембр будет неприятным.

Непроизвольная реакция детей на случайные или по­стоянные жесты, мимику, движения взрослых приводит к появлению двигательных стереотипов, которые влияют на возникновение комплексов неполноценности. Именно ра­бота по пластическому фантазированию восстанавливает природную, естественную гибкость, выразительность тела ребенка. Для этого нужна определенная система развития, которая должна непременно включать упражнения по плас­тическому самовыражению в процессе движения.

Пластическое фантазирование должно сопровождаться идеомоторной деятельностью. (Идеомоторный — от греч. idea — идея, образ, лат. motor — движение, действие.) Это позволит ослабить или снять комплексы у ребенка. Такую деятельность можно назвать идеомоторным самомассажем. Ребенку предлагается передавать в движении характер, на­пример, птицы, которая свободно, радостно, вольно, силь­но размахивает крыльями. Выполняя задание, ребенок мыс­ленно «поглаживает», расслабляет свои внутренние органы, мышцы, суставы. По JI. Хей, каждая клетка тела способна думать, т. е. реагировать на любую мысль, любое движение. И в зависимости от характера воздействия на нее клетка погибает или развивается. Положительные мысли подают сигнал в организм, сообщая каждой клетке: «Ваша жизнь в безопасности».

Упражнения под музыку должны начинаться с крупных движений всего тела, корпуса, ног, рук, головы. Амплитуда движений должна быть большой и полной, каждый сустав должен работать и быть подвижным Это создает ощущение красоты, гибкости, выразительности, пластичности. Детям предлагаются варианты разнообразных цвижений рук: к себе, от себя, в стороны, вверх, вниз, назад, волнообраз­но, винтообразно, с легкими изгибами в суставах, как это делают танцовщицы.

Такое разнообразие движений можно придумать и для ног (медленные приседания, разведение ног в стороны, вы­разительные движения на цыпочках, пружинистые шаги и т.д.), и для корпуса (повороты, «закрутка» туловища, под­нятие плеч, движения в талии, прогибы назад, вперед, в сто­роны, растягивание боковых мышц туловища и др.).

Разным движениям, позам, жестам можно придумать образные названия. Например, ладони, повернутые внутрь, заведенные назад руки, вытянутая шея и расслабленный корпус представляют собой позу, которую можно назвать «Добрый пингвин» Этот этюд можно исполнить под «Чальс- шутку» Д. Шостаковича

От пластической выразительности можно перейти к со­циальной интерпретации жестов, мимики, движений. По­кажите детям различные позы: сидеть развалившись, уперев руки в бока, скрестив на груди и т.д. Попытайтесь с ними определить значение каждой позы и возможность работать в свободном состоянии. Проследите на занятии за позами детей и обратите их внимание на тех, кто очень выразителен в движениях.

После выполнения крупных движений можно предло­жить детям упражнения на разминку мелкой мускулатуры. Педагог должен работать над развитием мелкой мускулатуры детей, которая способна оказать благоприятное воздействие на мыслительную деятельность. Мышечные ощущения, дей­ствия. «мускульное «чувствование» помогают развивать лов­кие, точные движения. Аудиовизуальная наблюдательность и мышечная память, в которой запечатлен предыдущий опыт, гармонизируют движения мысли и тела.

Можно активно использовать пальчиковые упражнения или организовать пальчиковый пантомимический «театр», где дети будут разыгрывать маленькие беззвучные сценки Сценкам можно дать названия: быстрые движения пальцев можно назвать «Порхание мотыльков», вращение предпле­чьями с неподвижными локтевыми суставами — «Забавный Арлекин», хватательные движения пальцев ног можно на­звать «Курочка на насесте».

Этюды, тренинги, упражнения можно проводить в виде имитации, импровизации. Для развития пластики рекомен­дуются этюды «Волна» (волнообразные движения рук перед собой), «Крылья» (волнообразные движения разведенных в разные стороны рук), «Змея» (извивающиеся движения ту­ловища, рук и ног), «Хвост павлина» (плавные движения расходящихся за спиной рук). Движения-образы содержат­ся в этюдах «Трусливый заяц», «Назойливая муха», «Пру­жинки», «Когти». Язык действий очень выразителен: пред­ложите де гям изобразить, как они убегают, скачут, спотыка­ются, останавливаются, отпрыгивают, перепрыгиваю! и т.д. Ребята могут показать, как они идут на цыпочках, чтобы не разбудить спящую маму, проходят по узкой дощечке, по ос трым камням, маршируют, как солдаты, перепрыгивают че рез лужу, перебираются через барьер, пролезают в узкое от­верстие и т.д.

Если работа проводилась систематически, то можно ра­зыграть, «озвучить» в движениях музыку Щедрина «Озор ные частушки», Прокофьева «Сказочка», отдельные пьесы Сен-Санса из «Карнавала животных», Мусоргского из «Картинок с выставки».

Сыграйте с детьми в этюды «На выставке у каотины», «В магазине у витрины», «В переполненном автобусе». Для передачи подробностей действия можно мимически предста­вить диалоги болтушек, сплетниц, заговорщиков, фантазеров, спорщиков, драчунов и т.д.; показать животных (слона, медве­дя, лису, сову), сказочных героев (Чеоурашку, Винни-Пуха). Импровизация детей до^окна быть тщательно продумана учи­телем: выоранный сказочный персонаж знаком детям, разра­ботаны ситуации, действия, выбраны воооражаемые необхо­димые предметы, дана характеристика предполагаемых отно­шений персонажей, их эмоций в развитии.

Можно тренировать движения, передающие состояния веселья, недовольства, радости, растерянности. Постепен­но упражнение можно усложнить, выделяя только положи­тельные или отрицательные качества и усиливая их по сте­пени проявления (безмятежность — спокойная радость — возбуждение — восхищение - восторг).

Целесообразность и выразительность любых движений может быть достигнута лишь при условии постоянного кон­троля за качеством выполнения, с привлечением воображе­ния детей: образ вытягивающего шею лебедя можно со­здать, представив, как он изящно, медленно и плавно дела­ет это.

После предварительной работы — этюдов, упражнений, тренингов — можно переходить с детьми к элементам эв­ритмии — собственно пластическому фантазированию под музыку или под чтение стихов, точнее, фантазированию на тему музыки и стихов. Фантазирование — это всегда имп­ровизация, но требующая определенной подготовки.

Сначала дети слушают музыку и по просьбе педагога показывают руками движение музыки: динамическое раз­витие фразы — движение рук от себя, завершение фразы — движение рук к себе, мелодия не имеет динамического раз­вития, «стоит на месте» — руки делают разнообразные мел­кие движения. Педагог активно помогает детям «услышать» руками движение музыки. Важно, чтобы дети почувствова­ли, что движение музыки к кульминации передается откры­тым корпусом и широко разведенными руками, завершение фразы сопровождается «сворачиванием», «сжатием» всего тела

Затем дети «слушают» эту музыку всем телом и пытаются свободно двигаться под нее, «раскрываясь» при развитии му­зыки и «закрываясь» при завершении мотива, фразы, целой темы. Если ребенок начинает фантазировать и двигаться, не чувствуя музыки, — это не страшно: он пока не чувствует ритма социальной жизни, поэтому неритмичен в музыке. Постепенно он начнет прислушиваться к жизненным рит­мам, принимать их, вибрировать в них, как настроенный му­зыкальный инструмент в оркестре. А пока им движет его внутреннее «я». Важнее, чтобы внешние движения его были плавными, мягкими, выразительными, пластичными, напо­минающими замедленные съемки

Педагог может сопровождать звучание музыки корот­кими, выразительными поясняющими фразами: «Вы лег­кие, как пушинки, как струящийся воздух», «Плавно и лег­ко перемещаетесь по залу». «Вы настолько легкие, что сво­бодно перемещаетесь, не мешая друг другу».

Можно использовать различные образы. Предложите детям представить полет снежинок, птиц, движение возду­ха, дуновение легкого ветерка, движение волн на море, струящегося ручейка, капелек воды и т.д.

Более сложное задание — исполнение оркестровой му­зыки по «партиям». Одна группа детей «исполняет» мело­дию: слушает ее развитие и пластически выражает. Другая группа детей слушает сопровождение, ритмическую основу музыкального произведения и в пластике передает ритми­ческую основу. Для выполнения задания нужен репетици­онный момент: слушание музыки детьми, сопровождающе­еся комментариями педагога, которые помогают детям слу­шать свою «партию». Причем в самой группе каждый ребенок подбирает свои движения, что создает полиритмию движений, как будто звучит многоголосие в пластике.

Совместное исполнение представляется в виде пласти­чески звучащего оркестра, если педагог помогает детям ус­лышать музыкальные группы (ударные, духовые, скрипич­ные инструменты), представить характер каждой группы инструментов и передать в движении. «Звучащий» оркестр в пластике — незабываемое зрелище, насыщенное фантази­ей, выразительностью и оригинальностью. Оно напоминает первомузыку, первозвуки, которые предшествовали музы­кальному творчеству человека, поэтому желательно выби­рать для пластического фантазирования музыку, в которой слышатся звуки природы, музыку без однообразного ритма, с развернутой, красивой мелодией.

Подобное зрелище можно создать, работая со стихами. Педагог выразительно, с пафосом читает стихи о природе, интонационно понижая или повышая голос. Дети «вслуши­ваются» всем телом и начинают подбирать движения, соот­ветствующие ритму, темпу, характеру стихов, интонациям голоса педагога.

Если дети уже занимались вербальным, ритмическим, графическим фантазированием, то они с легкостью смогут выразить характер стихов и музыки. Главное условие плас­тического фантазирования — слушать и слышать самого себя в музыке, эмоционально сопереживать и выразительно, легко, свободно, пластично передавать в движении услышан­ную внутри себя музыку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: