Звук и его значение Жест




а (я) — выражает открытость ии

о (е) — выражает объем ()


 

 


X

и (ы) — противопоставление у (ю) — движение в одном направлении э (е) — пересечение


 

 


Ниже в рисунках переданы движения рук в момент ис­полнения тех или иных гласных.


и
о
У
а
е

Дети смогут лучше заучивать стихи и точнее интониро­вать мелодию, если сопровождают их эмоциональными, выразительными жестами. При этом в любых стихотворных размерах жесты приходятся лишь на ударные слоги или доли.

Кап - кап - кап. - Кто там? ии ии () ии

Кап - кап - кап - Что там? ии ии ()ш

Ты ответь пря - мо,

> X ии () Не стучи в ра - му. X > ии ||

Такое чтение стихов позволяет детям вжиться в звуко­вой образ, развить «мышечное вчувствование» в содержа­ние музыкальных и поэтических произведений Это под­тверждает мысль о непознаваемости стихов и музыки, ярко выраженного в них потока неосознанной поэтом, компози­тором информации под воздействием подсознания и бес­сознательного

После введения программы Д. Кабалевского практичес­ки все учителя стали применять сочинение частушек и пе­сенок. Но что удается не всем, потому что написание стихов тоже гребует навыка. Речь идет не о поэзии как творческом процессе, а о ритмизации слов и рифме как способе само­выражения.

Известно, что творчество может возникнуть в процессе ритмичной игры, игры со словом, звуком, цветом, линией. Так, С. Дали в девятилетнем возрасте, разрисовывая дверь, впервые ощутил себя художником, что произошло совер­шенно случайно. Вот что он писал по этому поводу.

«Уже давно я загорелся желанием написать натюрморт с вишнями. И вот высыпал на стол полную корзину ягод. Солнце лилось из окна, оживляя вишни тысячами огней. Я начал рабо­тать сразу с тремя цветами, накладывая их прямо из тюби­ков. В левой руке я зажал два тюбика: ярко-красного цвета — для освещенной солнцем стороны вишни и карминного — для затененной стороны, а в правой руке у меня была белая краска для блика на каждой ягодке. Я набросился на работу. На каж­дую вишню я тратил три цвета: так, так, так — свет, тень, блик. Однообразный скрип мельницы задавал ритм моей рабо­те. Так, так, так... моя картина стала упражнением в ловко­сти: как быстрее приступить к следующей вишне.

Мой успех казался мне сенсационным, а имитация — со вершенной. Моя возрастающая ловкость заставила услож­нить игру. Вместо того чтобы изобразить вишни горкой, как они и лежали на столе, я нарисовал по несколько штук отоель- но в одном и в другом углу. Подчиняясь прерывистому мельнич­ному шуму, я скакал буквально от ооного края двери к оругому. Со стороны было похоже, будто я пустился в какой-то стран­ный танец или упражняюсь в шаманстве. Так — здесь, так — там, так — здесь, так., тысячи красных огней зажигались на моем импровизированном холсте, по каждому щелчку мельни­цы. Я был хозяином, господином и изобретателем этого небы­валого в истории живописи метода».

Именно ритм, игра создали особое ощущение творче­ства, что и привело маленького Сальвадора к пониманию ^дубинных истоков творчества как особого действа, таин­ства.

Игрой со словами увлекались поэты. Как поэтично и та­инственно звучит стихотворение В Хлебникова «Бобэоби». Прочитать его необходимо, выразительно растягивая глас ные звуки «Бо-бээ-о-о-би-и пе-е-ли-ись гу-у-бы-ы». Пред ложите детям сочинить подобные музыкальные стихи по по­воду увиденного, услышанного в классе, на улице, дома.

Последнее время А. Вознесенский увлекается музыко- архитектурными композициями и игрой со словом. Полу­чаются удивительные неожиданные стихи. Дети также мо гут преобразовать, например, слово «на-вес» в слово «вес на», «ро-га» — «го-pa». Это выглядит следующим образом

«Навес, на-ве-ес, на-вес-на-вес-на-вес-на-а, ве-вес-на- а-а-весна Весна-а — красна-а, весно-ой, тепло-о, светло-о, у-ю-ютно, ве-есело». Или: «Ро-га, ро-га-а, ра га-а, ра-га- ра-го-ра-а, го-pa. Гора-а ухо-о-дит в небеса-а, ее-е совсе-е-м не ви-и-дно». Ударные слоги в сложившихся стихах лучше пропевать, растягивать, это создаст особый эффект вырази­тельности, певучести, сверхсмысла в любых, самых простых словах.

Другой пример игры: «Подоконник, конник, конник, конник скачет под окном».

Предложите детям сочинить ритмические рассказы из одних прилагательных, глаголов или существительных. На­пример:

Скрип, писк, визг. День, урок, звонок. Плач, дневник, двойка. Родители, головомойка.

Возможно сочинение детьми песенок, которые начина­ются с какой-либо известной фразы или первых строчек стихов. Затем к ним придумается мелодия. Наша Маша громко плачет, Ей сегодня не везет. Все теряет, все ооняет, На уроке засыпает И частушки не поет, Потому что ее мама Разбудила очень рано.

Не надо серьезно относиться к таким стихам. Пусть они воспринимаются в классе как шутка. Умение шутить, весе­литься, свободно петь поможет детям в будущей взрослой жизни организовывать веселый отдых для себя и близких.

Есть дети, которые считают, что они не умеют рифмо­вать слова. Предложите им самый простой вариант задания, примерно такой: «Тра-ля-ля, тра-ля-ля, в школу я пришла не зря. Лю-лю-лю, лю-лю-лю, здесь я много узнаю» или: «Тра-та-та,тра-та-та, на уроке красота. Ле-ле-лю, ле-ле-лю, песни звонко я пою», Задорное пение с движениями, пред­ложенными выше, компенсирует простоту и незатейли вость стихов и позволит улучшить артикуляцию.

Лишь только после подобной работы можно детям дать задание записать сочиненные ими частушки или песенки в музыкальный дневник.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: