а (я) — выражает открытость ии
о (е) — выражает объем ()
X |
и (ы) — противопоставление у (ю) — движение в одном направлении э (е) — пересечение
Ниже в рисунках переданы движения рук в момент исполнения тех или иных гласных.
и |
о |
У |
а |
е |
Дети смогут лучше заучивать стихи и точнее интонировать мелодию, если сопровождают их эмоциональными, выразительными жестами. При этом в любых стихотворных размерах жесты приходятся лишь на ударные слоги или доли.
Кап - кап - кап. - Кто там? ии ии () ии
Кап - кап - кап - Что там? ии ии ()ш
Ты ответь пря - мо,
> X ии () Не стучи в ра - му. X > ии ||
Такое чтение стихов позволяет детям вжиться в звуковой образ, развить «мышечное вчувствование» в содержание музыкальных и поэтических произведений Это подтверждает мысль о непознаваемости стихов и музыки, ярко выраженного в них потока неосознанной поэтом, композитором информации под воздействием подсознания и бессознательного
После введения программы Д. Кабалевского практически все учителя стали применять сочинение частушек и песенок. Но что удается не всем, потому что написание стихов тоже гребует навыка. Речь идет не о поэзии как творческом процессе, а о ритмизации слов и рифме как способе самовыражения.
Известно, что творчество может возникнуть в процессе ритмичной игры, игры со словом, звуком, цветом, линией. Так, С. Дали в девятилетнем возрасте, разрисовывая дверь, впервые ощутил себя художником, что произошло совершенно случайно. Вот что он писал по этому поводу.
«Уже давно я загорелся желанием написать натюрморт с вишнями. И вот высыпал на стол полную корзину ягод. Солнце лилось из окна, оживляя вишни тысячами огней. Я начал работать сразу с тремя цветами, накладывая их прямо из тюбиков. В левой руке я зажал два тюбика: ярко-красного цвета — для освещенной солнцем стороны вишни и карминного — для затененной стороны, а в правой руке у меня была белая краска для блика на каждой ягодке. Я набросился на работу. На каждую вишню я тратил три цвета: так, так, так — свет, тень, блик. Однообразный скрип мельницы задавал ритм моей работе. Так, так, так... моя картина стала упражнением в ловкости: как быстрее приступить к следующей вишне.
|
Мой успех казался мне сенсационным, а имитация — со вершенной. Моя возрастающая ловкость заставила усложнить игру. Вместо того чтобы изобразить вишни горкой, как они и лежали на столе, я нарисовал по несколько штук отоель- но в одном и в другом углу. Подчиняясь прерывистому мельничному шуму, я скакал буквально от ооного края двери к оругому. Со стороны было похоже, будто я пустился в какой-то странный танец или упражняюсь в шаманстве. Так — здесь, так — там, так — здесь, так., тысячи красных огней зажигались на моем импровизированном холсте, по каждому щелчку мельницы. Я был хозяином, господином и изобретателем этого небывалого в истории живописи метода».
Именно ритм, игра создали особое ощущение творчества, что и привело маленького Сальвадора к пониманию ^дубинных истоков творчества как особого действа, таинства.
Игрой со словами увлекались поэты. Как поэтично и таинственно звучит стихотворение В Хлебникова «Бобэоби». Прочитать его необходимо, выразительно растягивая глас ные звуки «Бо-бээ-о-о-би-и пе-е-ли-ись гу-у-бы-ы». Пред ложите детям сочинить подобные музыкальные стихи по поводу увиденного, услышанного в классе, на улице, дома.
|
Последнее время А. Вознесенский увлекается музыко- архитектурными композициями и игрой со словом. Получаются удивительные неожиданные стихи. Дети также мо гут преобразовать, например, слово «на-вес» в слово «вес на», «ро-га» — «го-pa». Это выглядит следующим образом
«Навес, на-ве-ес, на-вес-на-вес-на-вес-на-а, ве-вес-на- а-а-весна Весна-а — красна-а, весно-ой, тепло-о, светло-о, у-ю-ютно, ве-есело». Или: «Ро-га, ро-га-а, ра га-а, ра-га- ра-го-ра-а, го-pa. Гора-а ухо-о-дит в небеса-а, ее-е совсе-е-м не ви-и-дно». Ударные слоги в сложившихся стихах лучше пропевать, растягивать, это создаст особый эффект выразительности, певучести, сверхсмысла в любых, самых простых словах.
Другой пример игры: «Подоконник, конник, конник, конник скачет под окном».
Предложите детям сочинить ритмические рассказы из одних прилагательных, глаголов или существительных. Например:
Скрип, писк, визг. День, урок, звонок. Плач, дневник, двойка. Родители, головомойка.
Возможно сочинение детьми песенок, которые начинаются с какой-либо известной фразы или первых строчек стихов. Затем к ним придумается мелодия. Наша Маша громко плачет, Ей сегодня не везет. Все теряет, все ооняет, На уроке засыпает И частушки не поет, Потому что ее мама Разбудила очень рано.
Не надо серьезно относиться к таким стихам. Пусть они воспринимаются в классе как шутка. Умение шутить, веселиться, свободно петь поможет детям в будущей взрослой жизни организовывать веселый отдых для себя и близких.
Есть дети, которые считают, что они не умеют рифмовать слова. Предложите им самый простой вариант задания, примерно такой: «Тра-ля-ля, тра-ля-ля, в школу я пришла не зря. Лю-лю-лю, лю-лю-лю, здесь я много узнаю» или: «Тра-та-та,тра-та-та, на уроке красота. Ле-ле-лю, ле-ле-лю, песни звонко я пою», Задорное пение с движениями, предложенными выше, компенсирует простоту и незатейли вость стихов и позволит улучшить артикуляцию.
Лишь только после подобной работы можно детям дать задание записать сочиненные ими частушки или песенки в музыкальный дневник.