Тембровое фантазирование




В живой природе практически нет одинаковых тембров голосов. Похожими тембры могут быть, но каждый голос уникален. Это можно продемонстрировать детям с помо­щью игры «Узнай голос».

«Узнай голос». Одному из учеников предлагается выйти к доске и отвернуться от класса. Учитель шепотом догова­ривается с детьми о теме разговора и предлагает двум из них громко, не называя своих имен, произнести три—четыре фразы на данную тему.

Говорить нужно естественно и непринужденно, как в жизни. Затем стоящий у доски ребенок поворачивается к классу и указывает на беседовавших. Ответы бывают прак­тически безошибочными.

«Узнай, кто я». Дети все вместе произносят и запомина­ют слова: «Ты попробуй отгадай, кто позвал тебя, узнай!» или «Эй, Маша (называется имя ребенка), будь смелей, на­зови меня скорей!». Дети могут придумать подобные фразы сами. Затем дети по очереди произносят текст, а ребенок,
стоящий у доски с закрытыми глазами, должен определить, кто из детей произнес его.

Прежде чем познакомить детей с тембрами отдельных инструментов, с инструментами симфонического оркестра, а также с голосами мужскими (бас, баритон, тенор) и женс­кими (контральто, меццо-сопрано, сопрано), важно, чтобы они физиологически ощутили и эмоционально пережили огромное тембровое богатство голосов природы и речи че­ловека. Однако почувствовать разнообразие звуковых кра­сок — это всего лишь первый этап работы. Осознание темб­рового разнообразия произойдет, когда дети научатся вер- бально выражать отношение к услышанному тембру.

прозрачный легкий холодный мягкий воздушный бледный сухой рассеянный скромный

Нередко дети, да и сам учитель путают тембр и характер услышанного, т. е. его качество — окраску и выраженное эмоциональное состояние. Приведем пример: настроение может быть веселым, радостным, бодрым; тембр звука мо­жет быть искристым, шелестящим, теплым, матовым. Диа­пазон синестетических характеристик окраски музыки можно выстроить на контрастах: чем больше обертонов в звуке, голосе, тем звук становится более густым. Приведем примерную характеристику тембров по объему обертонов звука и степени нарастания насыщенности.

Характеристика тембра

густой

тяжелый

теплый

твердый

насыщенный

темный

влажный

сконцентрированный роскошный

Можно выделить тембровые характеристики качества основного звука и обертонов по яркости, светлости, рез­кости, холодности и т.д. Например, ажурный, бархатный, шелковый, вязкий, светлый, яркий, искристый, сонный,
хрустальный, серебристый, стеклянный, звонкий, резкий, зычный, сочный, матовый, блестящий, пастельный и др. Особое место среди тембровых характеристик занимают подражательные звуки: скрипучий, крякающий, свистя­щий, шелестящий.

После ознакомления детей с тембровым богатством ок­ружающего мира и перечнем тембров (см. гл. IV) детям да­ется домашнее задание: определить тембры голосов папы, мамы, бабушки, дедушки, друзей, а также тембры звуков едущей машины, трамвая, боя часов, пения птиц, звона по­суды.

Звукоподражание наиболее близко детям дошкольного возраста Однако оно важно для тюбого возраста. Если дети младшего школьного возраста не прошли этап вслушива­ния в звуковой мир и не осмыслили его, то вхождение в этот мир должно произойти, иначе звуковая депривация не по­зволит полноценно воспринимать музыку. Ребенок останет­ся «глухим» к миру, людям, к себе, вне зависимости от нали­чия музыкального образования.

Именно со звукоподражания надо начинать тембровое фантазирование. Можно придумать музыкально-шумовые картинки на тюбые сюжеты.

• «Грозовой дождь» (начало дождя, гроза, гром шумящий лес, тревожные крики животных, завершение грозы).

• «Лесная симфония» (изображение звуков природы с сюжетной картинкой — ссора, нападение, «разговор» зверей; шумы, шорохи леса, звукоподражание живот­ным, птицам, насекомым).

• «Конница» (цокот приближающихся и удаляющихся всадников с гиканьем, возгласами, напеванием).

• «Веселый концерт» (изображение игры на музыкальных инструментах с использованием простого мотива и яс­ного, определенного ритма, как в музыкальных произ­ведениях).

Подробно остановимся на одной из музыкально-шумо­вых картинок, которые дети готовят на основе различных видов фантазирования.

«В детской библиотеке»

Сюжет. Изображается с помощью голоса и минималь­ного количества выразительных жестов.

II Дети группами, в произвольном порядке и темпе (спокойно входят, быстро вбегают) поднимаются по лест­нице в зал библиотеки.

2. Бросают на стойку книги, берут и листают их, перего­вариваются, шепчутся, легонько толкаются.

3. Успокаиваются, отворачиваются друг от друга, рас­крывают книги и начинают читать, шевеля губами, пережи­вая, вскрикивая, находясь под впечатлением от «содержа­ния» книги.

4. Постепенно звуки сливаются в общий гул. Все увле­чены своими историями. По движению руки учителя все прекращают чтение.

Репетиционный момент. Дети с помощью учителя при­думывают звуки, шумы, шорохи, возгласы, позы, движения рук, головы, корпуса. Дети делятся на три группы, каждая из которых по мере необходимости может быть поделена еще на две группы.

Первый эпизод. Изображение голосом движения вверх по лестнице. Подбор звуков: ши-ши, топы-топы, тук-тук, шак-шак, скок-скок, уф-уф эх-х-х-х, про-пу сти-и, при- ве-е-ет и др.

Второй эпизод. У стойки: шуршание бумаги. Подбор зву­ков: тук-тук, шу-у-у-х-шу-у-у-х, ха-ха-ха, хи-хи-хи, ох-как- до-лл-го, ну-бы-стрей и др. Движения: дети прикладывают ладони к губам, шепчут на ухо соседу, музыкально ударяют ладонями по партам (звуки книг, брошенных на стойку).

Эмоциональное состояние — напряжение, эмоциональ­ные всплески, старательное внимание, ожидание. Тембры голосов — приглушенные, матовые, мягкие, изредка яркие.

Третий эпизод. Подбор звуков: у-о-о-о. ах-ах, о-гог-го, эе-е-е-й, ох-ты, ни-че-во-о-о-се-бе, ай-яй-яй, да-а-а-а, сыы -тыы-раа-шии-но-о-о. Движения: дети хватаются за го­лову, делают испуганное лицо, отрываются от чтения, зак­рывают и открывают «книги», потирают лоб, прижимают ладони к груди.


Третий эпизод самый музыкальный. Он исполняется произвольно от шепота, постепенно переходящего в шум. Необходимо создать атмосферу напряженной тишины и постепенно переходить к кульминации, которая приходит­ся на четвертый эпизод.

Эмоциональное состояние — полное внимание, заинте­ресованность детей, изменение настроения — испуг, радость, негодование, ожидание, изумление. Тембры голосов самые разнообразные, построенные на контрастах: от светлых до темных, от бледных до ярких, от легких до тяжелых и т.д

Четвертый эпизод. По движению руки учителя все сли­вается в один гул: у-у-у-у-у у-у-у {возгласы, шумы, слоги, звуки); ох-ах-эх-их-ух-ай-я-яй, у-ух... у-ух..у-ух.. Все. Дви­жения: пластическое изображение руками гласных звуков о-а-у-э-и.

Эмоциональное состояние — возбуждение, радость, беспечность. Тембры голосов яркие, звонкие, легкие, по­летные.

От педагога требуется мастерство, чтобы избежать одно­образия звуков, найти звукоподражательные приемы для изображения этого эпизода. Материалом для этого может стать огромное количество звуков природы, которым мож­но подражать, используя возможности своего голосового аппарата: применить гортанный звук, поиграть губами, языком, зажать крылья носа, петь на выдохе. Это поможет создать особые звуковые эффекты.

В четвертом эпизоде возможны реплики из известных сказок, стихотворений, интонируемые голосом.

Нарастающий гул сопровождается хаотичными, но пла­стичными движениями, хлопками, шуршанием. Звуки ис­полняются в соответствующих движениях: а — ии, о — (),

э - X, и — "] fv, у — 11 (подробнее см. «Вербальное фантази­рование»), Тембры голосов серебристые, яркие, солнечные, легкие, бархатные.

При создании музыкальных картинок можно использо­вать шумовые инструменты, но желательно исполнять от­дельные музыкальные картинки только голосом. Учитель
руководит коллективом, указывает переходы от фрагмента к фрагменту, показывает повышение и понижение голосов всего коллектива, помогает группам включаться в эпизоды, указывает хаотичность звучания, паузы, примерные штрихи и окончание фрагментов и всего «произведения».

Подобные сценки или «музыкальные произведения» дети могут исполнять на всех шумящих, звучащих предме­тах, которые учитель заранее приготовит, — металлических пинейках, связках ключей, стакане с камешками, напол ненных водой бутылках, кирпичиках, колокольчиках и др.

До начала работы над музыкальными картинками детям необходимо научиться свободно владеть диапазоном, темб­рами, динамикой, темпом. С этой целью можно пореко­мендовать следующие упражнения.

• Массажировать лоб круговыми движениями четырех пальцев обеих рук в обе стороны от центра к вискам, напевая сочиненную детьми песенку про умный лоб и ловкие руки.

• Улыбнуться, нахмуриться, изумиться, опечалиться.

• Вытянуть губы трубочкой и коротко, как филин, «по- ухать»: у-у-у.

• Изобразить губами шум мотора (или изооразить езду на машине) Это упражнение благодаря вибрации губ сразу же улучшает дикцию.

• Разомкнуть губы, не размыкая зубов, посчитать шепо­том до 10. Затем, разомкнув губы, повторить счет. По­степенно усиливая звук, достичь максимальной громко­сти на числе 10.

би
бэ
ба

• Проговаривать гласные звуки в сочетании со звонкими согласными, изображая «разговор» животных- за-зе-зи- зо-зу; ба-бэ-би-бо-бу; да-дэ-ди-до-ду и др. Можно ус­ложнить упражнение, постепенно повышая голос, за­тем понижая:

бу бу Оо бо

би

бэ

ба


t

Можно использовать все фонопедические упражнения, предлагаемые В. Емельяновым.

Тембровое богатство звукоподражания помогают ощу­тить наблюдения за животными и птицами: гулением голу­бей, чириканьем воробьев, криками чаек, уханьем филина, пением соловья, кваканьем лягушек, жужжанием шмелей, пищанием комаров. Перечень звуков бесконечен, образы звуков неповторимы, возможности голоса не ограничены. Дети могут понять это в том случае, если сами пройдут шу­мовую и звуковую «школу» природы.

Работа над голосом заключается в умении слушать себя. Учитель может редложить детям записать дома свой голос на магнитофон (если у них есть возможность). До начала работы над тембром и в конце учебного года учитель запи­сывает в перемену голоса двух-трех детей. Дети услышат различия и заметят улучшения, если работа над тембром проводилась систематически. При этом тембр улучшается и в пении, и в речи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: