В живой природе практически нет одинаковых тембров голосов. Похожими тембры могут быть, но каждый голос уникален. Это можно продемонстрировать детям с помощью игры «Узнай голос».
«Узнай голос». Одному из учеников предлагается выйти к доске и отвернуться от класса. Учитель шепотом договаривается с детьми о теме разговора и предлагает двум из них громко, не называя своих имен, произнести три—четыре фразы на данную тему.
Говорить нужно естественно и непринужденно, как в жизни. Затем стоящий у доски ребенок поворачивается к классу и указывает на беседовавших. Ответы бывают практически безошибочными.
«Узнай, кто я». Дети все вместе произносят и запоминают слова: «Ты попробуй отгадай, кто позвал тебя, узнай!» или «Эй, Маша (называется имя ребенка), будь смелей, назови меня скорей!». Дети могут придумать подобные фразы сами. Затем дети по очереди произносят текст, а ребенок,
стоящий у доски с закрытыми глазами, должен определить, кто из детей произнес его.
Прежде чем познакомить детей с тембрами отдельных инструментов, с инструментами симфонического оркестра, а также с голосами мужскими (бас, баритон, тенор) и женскими (контральто, меццо-сопрано, сопрано), важно, чтобы они физиологически ощутили и эмоционально пережили огромное тембровое богатство голосов природы и речи человека. Однако почувствовать разнообразие звуковых красок — это всего лишь первый этап работы. Осознание тембрового разнообразия произойдет, когда дети научатся вер- бально выражать отношение к услышанному тембру.
прозрачный легкий холодный мягкий воздушный бледный сухой рассеянный скромный |
Нередко дети, да и сам учитель путают тембр и характер услышанного, т. е. его качество — окраску и выраженное эмоциональное состояние. Приведем пример: настроение может быть веселым, радостным, бодрым; тембр звука может быть искристым, шелестящим, теплым, матовым. Диапазон синестетических характеристик окраски музыки можно выстроить на контрастах: чем больше обертонов в звуке, голосе, тем звук становится более густым. Приведем примерную характеристику тембров по объему обертонов звука и степени нарастания насыщенности.
|
Характеристика тембра
густой
тяжелый
теплый
твердый
насыщенный
темный
влажный
сконцентрированный роскошный
Можно выделить тембровые характеристики качества основного звука и обертонов по яркости, светлости, резкости, холодности и т.д. Например, ажурный, бархатный, шелковый, вязкий, светлый, яркий, искристый, сонный,
хрустальный, серебристый, стеклянный, звонкий, резкий, зычный, сочный, матовый, блестящий, пастельный и др. Особое место среди тембровых характеристик занимают подражательные звуки: скрипучий, крякающий, свистящий, шелестящий.
После ознакомления детей с тембровым богатством окружающего мира и перечнем тембров (см. гл. IV) детям дается домашнее задание: определить тембры голосов папы, мамы, бабушки, дедушки, друзей, а также тембры звуков едущей машины, трамвая, боя часов, пения птиц, звона посуды.
Звукоподражание наиболее близко детям дошкольного возраста Однако оно важно для тюбого возраста. Если дети младшего школьного возраста не прошли этап вслушивания в звуковой мир и не осмыслили его, то вхождение в этот мир должно произойти, иначе звуковая депривация не позволит полноценно воспринимать музыку. Ребенок останется «глухим» к миру, людям, к себе, вне зависимости от наличия музыкального образования.
|
Именно со звукоподражания надо начинать тембровое фантазирование. Можно придумать музыкально-шумовые картинки на тюбые сюжеты.
• «Грозовой дождь» (начало дождя, гроза, гром шумящий лес, тревожные крики животных, завершение грозы).
• «Лесная симфония» (изображение звуков природы с сюжетной картинкой — ссора, нападение, «разговор» зверей; шумы, шорохи леса, звукоподражание животным, птицам, насекомым).
• «Конница» (цокот приближающихся и удаляющихся всадников с гиканьем, возгласами, напеванием).
• «Веселый концерт» (изображение игры на музыкальных инструментах с использованием простого мотива и ясного, определенного ритма, как в музыкальных произведениях).
Подробно остановимся на одной из музыкально-шумовых картинок, которые дети готовят на основе различных видов фантазирования.
«В детской библиотеке»
Сюжет. Изображается с помощью голоса и минимального количества выразительных жестов.
II Дети группами, в произвольном порядке и темпе (спокойно входят, быстро вбегают) поднимаются по лестнице в зал библиотеки.
2. Бросают на стойку книги, берут и листают их, переговариваются, шепчутся, легонько толкаются.
3. Успокаиваются, отворачиваются друг от друга, раскрывают книги и начинают читать, шевеля губами, переживая, вскрикивая, находясь под впечатлением от «содержания» книги.
4. Постепенно звуки сливаются в общий гул. Все увлечены своими историями. По движению руки учителя все прекращают чтение.
|
Репетиционный момент. Дети с помощью учителя придумывают звуки, шумы, шорохи, возгласы, позы, движения рук, головы, корпуса. Дети делятся на три группы, каждая из которых по мере необходимости может быть поделена еще на две группы.
Первый эпизод. Изображение голосом движения вверх по лестнице. Подбор звуков: ши-ши, топы-топы, тук-тук, шак-шак, скок-скок, уф-уф эх-х-х-х, про-пу сти-и, при- ве-е-ет и др.
Второй эпизод. У стойки: шуршание бумаги. Подбор звуков: тук-тук, шу-у-у-х-шу-у-у-х, ха-ха-ха, хи-хи-хи, ох-как- до-лл-го, ну-бы-стрей и др. Движения: дети прикладывают ладони к губам, шепчут на ухо соседу, музыкально ударяют ладонями по партам (звуки книг, брошенных на стойку).
Эмоциональное состояние — напряжение, эмоциональные всплески, старательное внимание, ожидание. Тембры голосов — приглушенные, матовые, мягкие, изредка яркие.
Третий эпизод. Подбор звуков: у-о-о-о. ах-ах, о-гог-го, эе-е-е-й, ох-ты, ни-че-во-о-о-се-бе, ай-яй-яй, да-а-а-а, сыы -тыы-раа-шии-но-о-о. Движения: дети хватаются за голову, делают испуганное лицо, отрываются от чтения, закрывают и открывают «книги», потирают лоб, прижимают ладони к груди.
Третий эпизод самый музыкальный. Он исполняется произвольно от шепота, постепенно переходящего в шум. Необходимо создать атмосферу напряженной тишины и постепенно переходить к кульминации, которая приходится на четвертый эпизод.
Эмоциональное состояние — полное внимание, заинтересованность детей, изменение настроения — испуг, радость, негодование, ожидание, изумление. Тембры голосов самые разнообразные, построенные на контрастах: от светлых до темных, от бледных до ярких, от легких до тяжелых и т.д
Четвертый эпизод. По движению руки учителя все сливается в один гул: у-у-у-у-у у-у-у {возгласы, шумы, слоги, звуки); ох-ах-эх-их-ух-ай-я-яй, у-ух... у-ух..у-ух.. Все. Движения: пластическое изображение руками гласных звуков о-а-у-э-и.
Эмоциональное состояние — возбуждение, радость, беспечность. Тембры голосов яркие, звонкие, легкие, полетные.
От педагога требуется мастерство, чтобы избежать однообразия звуков, найти звукоподражательные приемы для изображения этого эпизода. Материалом для этого может стать огромное количество звуков природы, которым можно подражать, используя возможности своего голосового аппарата: применить гортанный звук, поиграть губами, языком, зажать крылья носа, петь на выдохе. Это поможет создать особые звуковые эффекты.
В четвертом эпизоде возможны реплики из известных сказок, стихотворений, интонируемые голосом.
Нарастающий гул сопровождается хаотичными, но пластичными движениями, хлопками, шуршанием. Звуки исполняются в соответствующих движениях: а — ии, о — (),
э - X, и — "] fv, у — 11 (подробнее см. «Вербальное фантазирование»), Тембры голосов серебристые, яркие, солнечные, легкие, бархатные.
При создании музыкальных картинок можно использовать шумовые инструменты, но желательно исполнять отдельные музыкальные картинки только голосом. Учитель
руководит коллективом, указывает переходы от фрагмента к фрагменту, показывает повышение и понижение голосов всего коллектива, помогает группам включаться в эпизоды, указывает хаотичность звучания, паузы, примерные штрихи и окончание фрагментов и всего «произведения».
Подобные сценки или «музыкальные произведения» дети могут исполнять на всех шумящих, звучащих предметах, которые учитель заранее приготовит, — металлических пинейках, связках ключей, стакане с камешками, напол ненных водой бутылках, кирпичиках, колокольчиках и др.
До начала работы над музыкальными картинками детям необходимо научиться свободно владеть диапазоном, тембрами, динамикой, темпом. С этой целью можно порекомендовать следующие упражнения.
• Массажировать лоб круговыми движениями четырех пальцев обеих рук в обе стороны от центра к вискам, напевая сочиненную детьми песенку про умный лоб и ловкие руки.
• Улыбнуться, нахмуриться, изумиться, опечалиться.
• Вытянуть губы трубочкой и коротко, как филин, «по- ухать»: у-у-у.
• Изобразить губами шум мотора (или изооразить езду на машине) Это упражнение благодаря вибрации губ сразу же улучшает дикцию.
• Разомкнуть губы, не размыкая зубов, посчитать шепотом до 10. Затем, разомкнув губы, повторить счет. Постепенно усиливая звук, достичь максимальной громкости на числе 10.
би |
бэ |
ба |
• Проговаривать гласные звуки в сочетании со звонкими согласными, изображая «разговор» животных- за-зе-зи- зо-зу; ба-бэ-би-бо-бу; да-дэ-ди-до-ду и др. Можно усложнить упражнение, постепенно повышая голос, затем понижая:
бу бу Оо бо
би
бэ
ба
t
Можно использовать все фонопедические упражнения, предлагаемые В. Емельяновым.
Тембровое богатство звукоподражания помогают ощутить наблюдения за животными и птицами: гулением голубей, чириканьем воробьев, криками чаек, уханьем филина, пением соловья, кваканьем лягушек, жужжанием шмелей, пищанием комаров. Перечень звуков бесконечен, образы звуков неповторимы, возможности голоса не ограничены. Дети могут понять это в том случае, если сами пройдут шумовую и звуковую «школу» природы.
Работа над голосом заключается в умении слушать себя. Учитель может редложить детям записать дома свой голос на магнитофон (если у них есть возможность). До начала работы над тембром и в конце учебного года учитель записывает в перемену голоса двух-трех детей. Дети услышат различия и заметят улучшения, если работа над тембром проводилась систематически. При этом тембр улучшается и в пении, и в речи.