Мелодическое фантазирование




Мелодическое фантазирование — самое музыкальное, поэтому наиболее сложное для детей. Оно требует специ­альных знаний и умений, на основе которых можно начи­нать импровизацию. Это, прежде всего, пение по нотам — гот минимум, на основе которого можно начать фантазиро­вать не опираясь на слова, что и будет собственно мелоди­ческим фантазированием. Мы знаем много методик обуче­ния пению по нотам. Каждый педагог волен выбирать для себя наиболее приемлемую и, на его взгляд, оптимальную систему.

Наиболее популярной методикой по развитию гармо­нического слуха считается релятивная система[29]. Действи­тельно, в ней много достоинств: ребенок, освоив интониро­вание мажорной гаммы благодаря условным названиям е — ле — ви — на — зо — ра — ти, может легко переходить из одной тональности в другую. При этом пальцевое обозначе­ние ступеней становится чрезвычайно полезным для точно­го интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней.

При этом надо заметить, что авторы релятивной систе­мы поступили мудро, повторив согласные звуки каждой ступени в соответствии с до-мажорной гаммой.

е (йо) ле ви на зо ра ти

до ре ми фа соль ля (йа) си

Подвижное до распространено в Венгрии, Швейцарии. В приложении предлагается венгерский вариант обучения детей музыкальной грамоте при помощи релятивной сольмизации.

Преимущества этой системы очевидны. Но в любой си­стеме можно найти и недостатки. Для общеобразователь­ной школы это, прежде всего, незнание детьми нотной гра­моты. Дети не знают расположение нот, их названия «враз­брос» и в обратном порядке (си-ля-соль-фа-ми-ре-до), а им еще приходится заучивать дополнительную систему обозна­чений. Количество часов, отведенное на уроки музыки, ог­раничено. Освоив интонирование по релятивной системе, дети так и не успевают основательно познакомиться с об­щепринятой системой обозначения, и записанная нотами песня будет для них «китайской грамотой».

Мы предлагаем самую простую, естественно, также име­ющую недостатки, известную систему обучения детей музы­кальной грамоте. Импровизацию можно начать сразу же с первого занятия. Необходимо придумать название этому эта­пу урока: «Мелоцическая минутка», «Мелодическая размин­ка». Данный этап урока должен длиться не более 5-7 минут, темп проведения работы умеренный, иногда с небольшим ускорением.

Пять пальцев левой руки представляют собой нотный стан,, указательный палец правой — указку. Предварительно дети знакомятся с расположением всего лишь трех нот на нотном стане — оо, ре, ми. Дети сразу же слушают и запо­минают их звучание — отдельно каждого звука и их соот­ношение. Используя нотный стан — кисть левой руки, учитель предлагает различные комбинации звукосочета­ний. Например:


 

б) |1 5

В течение двух-трех уроков дети поют разные сочетания звуков. Импровизация может заключаться в непредсказуе­мости направления движения мелодии.

Задание можно постепенно усложнять, изменяя ритм мелодии, включая пунктирный ритм, восьмые и шестнад­цатые, трехдольный размер или триоли.


 

Можно использовать ритмы и мелодические рисунки известных детям песенок. Узнавание мелодии доставляет им огромное удовольствие. Можно исполнить несколько раз мелодический ход песни, которую дети будут разучивать сразу же после музыкальной разминки.

Как только у детей выработаются стереотипы и они уже свободно, без напряжения оудут интонировать мелодичес­кие ходы трех звуков (а для этого надо повторить каждый ход не менее 20 раз — это доказано психологами), следует переходить к пению пяти нот, затем шести, включая ля толь­ко во взаимодействии с нотой соль.

Лишь после свободного, доведенного до навыка испол­нения в разных вариантах шести ступеней мажорной гаммы допустимо сначала эпизодически, а потом в виде отработки навыка включать исполнение нот си и до второй октавы.

Затем таким же образом провести работу по освоению минорного ряда, но минорную гамму необходимо осваивать в соотношении с мажорной: многократное пропевание ме­лодических ходов до-ре-ми-ре-до и до-ре-ми-бемоль-ре-до. Пониженная III ступень подчеркивается усилением голоса, интонацией, выражением лица и движением кисти правой руки.

Закрепление навыков, как и с мажорной гаммой, долж­но пройти этап узнавания песен по мелодии: дети исполня­ют мелодические фрагменты уже знакомых песен и тех, ко­торые будут разучиваться.

Образное фантазирование — это закрепление тяготения на основе создания обоаза. Если вы познакомили детей со ступенями гаммы, устойчивыми и неустойчивыми звуками, то можно смело рисовать на доске примеры тяготения II сту­пени в I, IV — в III, VI — в V, VII — в VIII и закреплять это в пении по нотному стану-руке. Если вы ввели тяготение, то нужно довести до автоматизма не только навык тяготения, но и знание его законов. Осмысление, реальное закрепление разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые и усвоение интервалов можно проводить на основе создаваемых обра­зов. Приведенные примеры очень известны и просты в усво­ении. Выбраны проверенные временем образцы.

«Колыбельная». Традиционно секунда (II ступень — в I) связывается с образом колыбельной песни, просьбой, пла­чем:

ре до, ре до, ре до.

Многократное повторение этого мелодического хода создает размеренность, успокоение, и дети сами определя­ют, как можно назвать эту мелодию — «Колыбельная». Можно предложить вариант мелодии, а затем придумать к нему слова..

«Т^уба». Интервал кварта {до-фа) усваивается легко, если многократно повторять его призывно, выбрав соответ­ствующий ритм для этого мелодического хода.

Г5^ --------------------------------                    
Л-1         Л \   V  
    к»              
'-d—1----- —J I я я     щ  

 

Дети с легкостью определяют, что так может звучать труба. Затем проводится тренинг по закреплению навыков пения кварты. Звучание трубы может быть не только при зывным. Напомните детям, что в детских домах отдыха (бывших пионерских лагерях) они услышат звуки горна, который каждый день исполняет мелодии «Побудка», «Обед», «Сбор» и др. Предложите детям самим придумать различные мелодии: «Начало урока», «Конец урока», «Обед». Например, фа-фа-фа-фа-фа-фа до — «Конец уро­ка»; до-до-фа-фа-до-до-фа-фа — «Начало урока»; до-до- фа-фа-фа-фа-фа-фа — «Обед» и т.д.

Пусть дети придумают мелодическое приветствие или прощание, например, с помощью многократного ритмичес­кого повторения слов: «Доброе утро», «Привет, привет, всем привет», «Здравствуйте, дети».

Предложите детям пофантазировать самим без помощи учителя.

«Звонница». Тренинговую и фантазийную работу по ос­воению терции, мажорного и минорного трезвучий целесо­образно проводить в процессе игры «Звонница». Парал­лельно с работой по освоению терции можно с детьми осво­ить или закрепить длительности: до — «дон» — J ми — «динь-динь» - j"] соль — «ди-ли-ди- ли» -

Варианты пения звуков всем классом могут быть раз­личными:

— последовательно вверх;

— последовательно вниз;

— с возвращением на любой звук

1 т j К   ш з! J    
Ц j i «ifr-,- — J J -J-e   а  

 

Можно дать детям задание придумать варианты «коло­кольного звона», который мог сопровождав какие-либо со­бытия в Древней Руси (см. беседу о колоколах «Малиновый звон» в гл. IV). Последний этап работы над упражнением — исполнение трезвучия «Праздничная звонница».

р р mf f П mf р

j^rjjh^Nr?j «П д J j «Ч J ~J: "I J г f > IK г f f

«Печатная машинка-. Эта игра развивает «звуковысот- ное внимание». Такого термина не существует в музыкаль­ной педагогике, но он точно характеризует цель этого уп­ражнения тренинга, которое допустимо проводить на лю­бой стадии освоения звукоряда.

После музыкальной разминки для всего класса каждому ряду присваивается по ноте: первому ряду — до, второму ряду — ре, третьему ряду — ми. Каждый ряд поет только «свою» ноту. Учитель предлагает при помощи нотного ста­на-руки разнообразные варианты мелодических ходов:

до-ре-ми-ре-ми-ре-до\

до-ми-до-до-до-ре до\

до-ми-до-ре-ао-ре-оо]

ми-ми-до-до-ре-ми-до и т.д.

При этом дети должны быть очень внимательными, так как учитель в любой момент может «нажать» на люб} ю «кла­вишу». Можно постепенно усложнять задания, щ цлагая разнообразные ритмические фигуры для исполнения, а так­же увеличивая мелодический ход до 5—6—8 нот. Добившись появления прочного навыка, когда дети с легкостью запоми нают свою ноту и вовремя воспроизводят ее, педагог предла­гает несколько вариантов эпизодического многоголосия:

— на незавершенное звучание ноты до накладывается звучание ноты ре, затем снимается до и на ре накладывается ми и т.д.;

— на незавершенное звучание до накладывается ре, за­тем ми и т.д.; затем все звуки снимаются одновременно или по очереди;

— таким же образом проводится работа над мажорным и минорным трезвучиями.

Такие упражнения можно проводить лишь как заверша­ющий этап тренинговой работы, только эпизодически и в конце мелодической разминки.

Музыкальное фантазирование — процесс бесконечный, чрезвычайно интересный и творческий. Если такую работу вести систематически, приобщая детей к творчеству и со­творчеству, то результаты будут достаточно высокие — дети в игровой форме разучат мажорные и минорные гаммы, при этом получат колоссальное удовольствие.

Образно-мелодическое фантазирование (собственно фан­тазирование). Детям предлагается придумать мелодии к раз­личным образам, при этом использовать разнообразные штрихи, динамику, тембр голоса, темп мелодии. Предвари­тельно дети обсуждают образ, его характер, внешний вид, особенности, состояние, развитие. Образы могут быть раз­личными.

1 Животные: заяц, медведь, бабочка, еж, кошка и т.д. Например, заяц. Дети выясняют, какой он (быстрый, под­вижный, боязливый, легко прыгает, делает скачки, может исполнить барабанную дробь), придумывают характер ме­лодии (мелодия может быть подвижной, на staccato, дли­тельности короткие, ритм четкий). Дети объединяются в группы по 2-4 человека (одна-две парты) и тихо пробуют напеть мелодию выбрав ритм, темп, тембр голоса, движе­ние мелодии, динамику в течение 1 минуты.

Мелодии могут быть разнообразные. Вот одна из них.


 

Каждая группа предлагает вариант, исполняя придуман­ную мелодию. Затем класс выбирает самый удачный вари­ант, и один из детей этой группы руководит совместным исполнением всех учащихся класса, используя руку — нот­ный стан.

2. Люди: дети, взрослые, мальчик, девочка, спортсмен, старик. Выбирается характер героя (возможно, по аналогии с «Тремя подружками» Д. Кабалевского — «Плакса», «Злю­ка» и «Резвушка»), его настроение, возможные действия играет в мяч, сидит, смеется, прыгает, шагает, хромает.

3. Явления: ветер, буря, дождь, ночь, день, волна, ше­лест листвы и т.д. Выбирается вариант состояния, напри­мер, ветра — спокойный, ласковый или порывистый, силь­ный. Далее подбираются соответствующие средства музы­кальной выразительности. Дети объединяются в группы и сочиняют мелодии.

Задания для самостоятельной работы

1. Подготовить импровизацию на один из видов музы­кального фантазирования (ритмическое, пластическое, гра­фическое, вербальное, тембровое).

2. Исполнить одну из песен в пластическом выражении гласных звуков, предложенных на с. 143.

3. Разработать конспект занятия по одному из видов музыкального фантазирования.

Рекомендуемая литература

1. Бахтияров Б. Магия звуков. — Минск, 1984.

2. Вишнякова Н.Ф. Музыкальная импровизация. — Минск, 1992.

3. Дружинин Н.Г, Звучащий «свет» и «светящийся» звук. — М.. 1989.

4. Зайцев Г. Б Зарубежное изобразительное искусство XIX-XX вв. Взгляд на развитие. — Екатеринбург, 1997.

5. Ефимов В.В. Светомузыка9 Это интересно! — Киев, 1985.

6. Кандинский В. В. О духовном в искусстве — JL, 1990.

7. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. — М„ 1976.

8. Кок У.Е. Видимый звук. — М., 1974.

9. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. — Екатерин­бург, 1999.

10. Лобова А.Ф. Мир звуков — Пермь, 1996.

11. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983.



Глава III МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: