Мелодическое фантазирование — самое музыкальное, поэтому наиболее сложное для детей. Оно требует специальных знаний и умений, на основе которых можно начинать импровизацию. Это, прежде всего, пение по нотам — гот минимум, на основе которого можно начать фантазировать не опираясь на слова, что и будет собственно мелодическим фантазированием. Мы знаем много методик обучения пению по нотам. Каждый педагог волен выбирать для себя наиболее приемлемую и, на его взгляд, оптимальную систему.
Наиболее популярной методикой по развитию гармонического слуха считается релятивная система[29]. Действительно, в ней много достоинств: ребенок, освоив интонирование мажорной гаммы благодаря условным названиям е — ле — ви — на — зо — ра — ти, может легко переходить из одной тональности в другую. При этом пальцевое обозначение ступеней становится чрезвычайно полезным для точного интонирования устойчивых и неустойчивых ступеней.
При этом надо заметить, что авторы релятивной системы поступили мудро, повторив согласные звуки каждой ступени в соответствии с до-мажорной гаммой.
е (йо) ле ви на зо ра ти
до ре ми фа соль ля (йа) си
Подвижное до распространено в Венгрии, Швейцарии. В приложении предлагается венгерский вариант обучения детей музыкальной грамоте при помощи релятивной сольмизации.
Преимущества этой системы очевидны. Но в любой системе можно найти и недостатки. Для общеобразовательной школы это, прежде всего, незнание детьми нотной грамоты. Дети не знают расположение нот, их названия «вразброс» и в обратном порядке (си-ля-соль-фа-ми-ре-до), а им еще приходится заучивать дополнительную систему обозначений. Количество часов, отведенное на уроки музыки, ограничено. Освоив интонирование по релятивной системе, дети так и не успевают основательно познакомиться с общепринятой системой обозначения, и записанная нотами песня будет для них «китайской грамотой».
Мы предлагаем самую простую, естественно, также имеющую недостатки, известную систему обучения детей музыкальной грамоте. Импровизацию можно начать сразу же с первого занятия. Необходимо придумать название этому этапу урока: «Мелоцическая минутка», «Мелодическая разминка». Данный этап урока должен длиться не более 5-7 минут, темп проведения работы умеренный, иногда с небольшим ускорением.
Пять пальцев левой руки представляют собой нотный стан,, указательный палец правой — указку. Предварительно дети знакомятся с расположением всего лишь трех нот на нотном стане — оо, ре, ми. Дети сразу же слушают и запоминают их звучание — отдельно каждого звука и их соотношение. Используя нотный стан — кисть левой руки, учитель предлагает различные комбинации звукосочетаний. Например:
![]() |
б) |1 5
В течение двух-трех уроков дети поют разные сочетания звуков. Импровизация может заключаться в непредсказуемости направления движения мелодии.
Задание можно постепенно усложнять, изменяя ритм мелодии, включая пунктирный ритм, восьмые и шестнадцатые, трехдольный размер или триоли.
![]() |
Можно использовать ритмы и мелодические рисунки известных детям песенок. Узнавание мелодии доставляет им огромное удовольствие. Можно исполнить несколько раз мелодический ход песни, которую дети будут разучивать сразу же после музыкальной разминки.
Как только у детей выработаются стереотипы и они уже свободно, без напряжения оудут интонировать мелодические ходы трех звуков (а для этого надо повторить каждый ход не менее 20 раз — это доказано психологами), следует переходить к пению пяти нот, затем шести, включая ля только во взаимодействии с нотой соль.
Лишь после свободного, доведенного до навыка исполнения в разных вариантах шести ступеней мажорной гаммы допустимо сначала эпизодически, а потом в виде отработки навыка включать исполнение нот си и до второй октавы.
Затем таким же образом провести работу по освоению минорного ряда, но минорную гамму необходимо осваивать в соотношении с мажорной: многократное пропевание мелодических ходов до-ре-ми-ре-до и до-ре-ми-бемоль-ре-до. Пониженная III ступень подчеркивается усилением голоса, интонацией, выражением лица и движением кисти правой руки.
Закрепление навыков, как и с мажорной гаммой, должно пройти этап узнавания песен по мелодии: дети исполняют мелодические фрагменты уже знакомых песен и тех, которые будут разучиваться.
Образное фантазирование — это закрепление тяготения на основе создания обоаза. Если вы познакомили детей со ступенями гаммы, устойчивыми и неустойчивыми звуками, то можно смело рисовать на доске примеры тяготения II ступени в I, IV — в III, VI — в V, VII — в VIII и закреплять это в пении по нотному стану-руке. Если вы ввели тяготение, то нужно довести до автоматизма не только навык тяготения, но и знание его законов. Осмысление, реальное закрепление разрешения неустойчивых ступеней в устойчивые и усвоение интервалов можно проводить на основе создаваемых образов. Приведенные примеры очень известны и просты в усвоении. Выбраны проверенные временем образцы.
«Колыбельная». Традиционно секунда (II ступень — в I) связывается с образом колыбельной песни, просьбой, плачем:
ре до, ре до, ре до.
Многократное повторение этого мелодического хода создает размеренность, успокоение, и дети сами определяют, как можно назвать эту мелодию — «Колыбельная». Можно предложить вариант мелодии, а затем придумать к нему слова..
«Т^уба». Интервал кварта {до-фа) усваивается легко, если многократно повторять его призывно, выбрав соответствующий ритм для этого мелодического хода.
Г5^ -------------------------------- | ||||||||||
Л-1 | ■ | Л | \ | V | ||||||
к» | |ц | |||||||||
'-d—1----- —J | I | • | я | • | я | щ | • |
Дети с легкостью определяют, что так может звучать труба. Затем проводится тренинг по закреплению навыков пения кварты. Звучание трубы может быть не только при зывным. Напомните детям, что в детских домах отдыха (бывших пионерских лагерях) они услышат звуки горна, который каждый день исполняет мелодии «Побудка», «Обед», «Сбор» и др. Предложите детям самим придумать различные мелодии: «Начало урока», «Конец урока», «Обед». Например, фа-фа-фа-фа-фа-фа до — «Конец урока»; до-до-фа-фа-до-до-фа-фа — «Начало урока»; до-до- фа-фа-фа-фа-фа-фа — «Обед» и т.д.
Пусть дети придумают мелодическое приветствие или прощание, например, с помощью многократного ритмического повторения слов: «Доброе утро», «Привет, привет, всем привет», «Здравствуйте, дети».
Предложите детям пофантазировать самим без помощи учителя.
«Звонница». Тренинговую и фантазийную работу по освоению терции, мажорного и минорного трезвучий целесообразно проводить в процессе игры «Звонница». Параллельно с работой по освоению терции можно с детьми освоить или закрепить длительности: до — «дон» — J ми — «динь-динь» - j"] соль — «ди-ли-ди- ли» -
Варианты пения звуков всем классом могут быть различными:
— последовательно вверх;
— последовательно вниз;
— с возвращением на любой звук
1 т j К | ш | з! J | |||
Ц j i «ifr-,- | — J J | -J-e | а |
Можно дать детям задание придумать варианты «колокольного звона», который мог сопровождав какие-либо события в Древней Руси (см. беседу о колоколах «Малиновый звон» в гл. IV). Последний этап работы над упражнением — исполнение трезвучия «Праздничная звонница».
р р mf f П mf р
j^rjjh^Nr?j «П д J j «Ч J ~J: "I J г f > IK г f f
«Печатная машинка-. Эта игра развивает «звуковысот- ное внимание». Такого термина не существует в музыкальной педагогике, но он точно характеризует цель этого упражнения тренинга, которое допустимо проводить на любой стадии освоения звукоряда.
После музыкальной разминки для всего класса каждому ряду присваивается по ноте: первому ряду — до, второму ряду — ре, третьему ряду — ми. Каждый ряд поет только «свою» ноту. Учитель предлагает при помощи нотного стана-руки разнообразные варианты мелодических ходов:
— до-ре-ми-ре-ми-ре-до\
— до-ми-до-до-до-ре до\
— до-ми-до-ре-ао-ре-оо]
— ми-ми-до-до-ре-ми-до и т.д.
При этом дети должны быть очень внимательными, так как учитель в любой момент может «нажать» на люб} ю «клавишу». Можно постепенно усложнять задания, щ цлагая разнообразные ритмические фигуры для исполнения, а также увеличивая мелодический ход до 5—6—8 нот. Добившись появления прочного навыка, когда дети с легкостью запоми нают свою ноту и вовремя воспроизводят ее, педагог предлагает несколько вариантов эпизодического многоголосия:
— на незавершенное звучание ноты до накладывается звучание ноты ре, затем снимается до и на ре накладывается ми и т.д.;
— на незавершенное звучание до накладывается ре, затем ми и т.д.; затем все звуки снимаются одновременно или по очереди;
— таким же образом проводится работа над мажорным и минорным трезвучиями.
Такие упражнения можно проводить лишь как завершающий этап тренинговой работы, только эпизодически и в конце мелодической разминки.
Музыкальное фантазирование — процесс бесконечный, чрезвычайно интересный и творческий. Если такую работу вести систематически, приобщая детей к творчеству и сотворчеству, то результаты будут достаточно высокие — дети в игровой форме разучат мажорные и минорные гаммы, при этом получат колоссальное удовольствие.
Образно-мелодическое фантазирование (собственно фантазирование). Детям предлагается придумать мелодии к различным образам, при этом использовать разнообразные штрихи, динамику, тембр голоса, темп мелодии. Предварительно дети обсуждают образ, его характер, внешний вид, особенности, состояние, развитие. Образы могут быть различными.
1 Животные: заяц, медведь, бабочка, еж, кошка и т.д. Например, заяц. Дети выясняют, какой он (быстрый, подвижный, боязливый, легко прыгает, делает скачки, может исполнить барабанную дробь), придумывают характер мелодии (мелодия может быть подвижной, на staccato, длительности короткие, ритм четкий). Дети объединяются в группы по 2-4 человека (одна-две парты) и тихо пробуют напеть мелодию выбрав ритм, темп, тембр голоса, движение мелодии, динамику в течение 1 минуты.
Мелодии могут быть разнообразные. Вот одна из них.
![]() |
Каждая группа предлагает вариант, исполняя придуманную мелодию. Затем класс выбирает самый удачный вариант, и один из детей этой группы руководит совместным исполнением всех учащихся класса, используя руку — нотный стан.
2. Люди: дети, взрослые, мальчик, девочка, спортсмен, старик. Выбирается характер героя (возможно, по аналогии с «Тремя подружками» Д. Кабалевского — «Плакса», «Злюка» и «Резвушка»), его настроение, возможные действия играет в мяч, сидит, смеется, прыгает, шагает, хромает.
3. Явления: ветер, буря, дождь, ночь, день, волна, шелест листвы и т.д. Выбирается вариант состояния, например, ветра — спокойный, ласковый или порывистый, сильный. Далее подбираются соответствующие средства музыкальной выразительности. Дети объединяются в группы и сочиняют мелодии.
Задания для самостоятельной работы
1. Подготовить импровизацию на один из видов музыкального фантазирования (ритмическое, пластическое, графическое, вербальное, тембровое).
2. Исполнить одну из песен в пластическом выражении гласных звуков, предложенных на с. 143.
3. Разработать конспект занятия по одному из видов музыкального фантазирования.
Рекомендуемая литература
1. Бахтияров Б. Магия звуков. — Минск, 1984.
2. Вишнякова Н.Ф. Музыкальная импровизация. — Минск, 1992.
3. Дружинин Н.Г, Звучащий «свет» и «светящийся» звук. — М.. 1989.
4. Зайцев Г. Б Зарубежное изобразительное искусство XIX-XX вв. Взгляд на развитие. — Екатеринбург, 1997.
5. Ефимов В.В. Светомузыка9 Это интересно! — Киев, 1985.
6. Кандинский В. В. О духовном в искусстве — JL, 1990.
7. Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. — М„ 1976.
8. Кок У.Е. Видимый звук. — М., 1974.
9. Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. — Екатеринбург, 1999.
10. Лобова А.Ф. Мир звуков — Пермь, 1996.
11. Музыкальное воспитание в Венгрии. — М., 1983.
![]() |
Глава III МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ